Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу».
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Леонардо да Винчи. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Об одиночестве и ожидании Весны. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Я не говорю, что я совершенно прав. Разразился страшный скандал. Разве что Рафаэль. История искусств очень сложная вещь.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В 1920 году в журнале Дада художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии загадочнейшей из улыбок пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов ей невтерпеж. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
раздел Техника). Это одно из чудес этого портрета. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Но это уже другая история. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ.
В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. () Джоконда— не портрет. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. для картины такого уровня это много.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Мона Лиза – автопортрет художника. 1503-1519 гг. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Мона Лиза (фрагмент).
Но затворницей Мона Лиза не была. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Леонардо работал над ним не один год.
От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен.
Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело — они лишь некоторые из достойных упоминания. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
«Джоконда» впала в полное забвение. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Были допрошены сотни людей. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
От по своему привязался к этой картине. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Это ученик великого художника по имени Салаи. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Далеко не всем она кажется таковой.
Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Мона Лиза из Лувра явно старше. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Не было ее и у реставраторов. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Потом разошлись по всему миру.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Что за юноша. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Была уволена администрация музея. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. () Джоконда— не портрет.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Я имею ввиду его черный квадрат. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Как же выглядит сей шедевр IRL. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Так и с данной статьей. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе.
Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Вот это уже серьёзная несостыковка. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Только вот женщин там вы не найдете.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Возможно, Перуджа хотел возвратить Джоконду на историческую родину. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Голова слегка повёрнута10. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Он приходит в музей.
Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определенность индивидуальности и её психологического состояния. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Голова слегка повёрнута. Бельгиец Пьере был его секретарем.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Вот таким образом неудивительно, что Мону Лизу копировали чаще всех других картин.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. То есть разобраться в этом механизме. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Есть ещё одна экзотическая версия. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Но это уже дело вкуса.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Время шло – картина не появлялась. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Еще одна схожая версия. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. До него никто не видел в ней никакой тайны. Где-то между 1503 и 1506-м. Как было с Малевичем.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. () Джоконда— не портрет.
Петербургский коллектив MONOЛИЗА был основан в 2007 году. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». На его стихи есть неплохие песни. раздел Техника).
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16.
Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Она вздохнёт. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Поиски полиции были безуспешными. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. До охраны наконец дошло, что картину украли. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Никто не знает, кто обрезал картину.
Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. да там толпа. И модная электроника и этнические инструменты. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. В преступлении подозревались многие люди, среди которых были известный поэт Гийом Аполлинер (его даже арестовали) и даже Пабло Пикассо. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. И минор и драйв. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Назревала большая европейская война. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Публика разделилась на два враждующих лагеря.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Все детали ее исполнены с величайшим усердием. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Также были записаны интересные дуэтные песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным (гр. Чайф). nnО чём же песни «MONOЛИЗЫ». Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились. Меня удивило, что он маленький.
Леонард был арестован. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Леонардо да Винчи. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Vincenzo Peruggia).
О фатальности и ходе времени. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Впрочем, последнее— полная херня. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Которых у Моны Лизы нет. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Похититель был найден спустя два года. И кстати она у него очень хорошо вышла. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Эта версия считается просто домыслом. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. «Джокондомания» охватила Америку.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Только чувство утраты рождает любовь. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Эта версия считается просто домыслом. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Это и есть одна из главных тайн изображения. Однако это можно списать на плохую реставрацию. В результате вся администрация музея была уволена, а границы Франции временно закрыты.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью». Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Но она ли на картине.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода.
Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера: Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершеннымглаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человекаБрови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ мона Лиза была очень красива улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Грудь преподнимется.
Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
И что же. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
Справа: Мона Лиза. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи.
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Что вы видите перед собой. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Где любовь, там и ревность. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён.
«Мона» переводится как «госпожа». Музей – это публичное заведение. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире.
Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. О вечных вещах – о встречах и расставаниях, о странствиях, о свете ночных фонарей. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена из Лувра. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
1503-1519 гг. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Посередине: Дама с горностаем. Ее перевели в покои министров. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Они избрали ее объектом своих экспериментов. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Также Вазари говорит о бровях.
Будем считать, что мне повезло.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Цель этого похищения не выяснена однозначно. На раме он заметил отпечаток пальца. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Но это чрезвычайно трудная задача. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо.
Немецкие газеты платили той же монетой. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
И реверансы в сторону нью-вейва 80-х и кабаре. Так он и спал на картине больше двух лет. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Современное состояние картины очень плохое из-за чего сотрудники музея огласили, что не будут давать ее на выставки. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Эту картину надо просто один раз увидеть.
К тому же он доверял профессионалам. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Там, заваленную грязными рубашками и носками, ее и увидел потрясенный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Однако теория о том, что Мона Лиза – это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. А еще – техника. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.