В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Когда впервые 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в 1750 году в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Также были записаны интересные дуэтные песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным (гр. Чайф). nnО чём же песни «MONOЛИЗЫ». Голова слегка повёрнута. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Впрочем, последнее— полная херня.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». И модная электроника и этнические инструменты.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу». В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. Один японский врач совершенно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Бельгиец Пьере был его секретарем. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. До него никто не видел в ней никакой тайны. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. И кстати она у него очень хорошо вышла.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Что вы видите перед собой. «Джоконда» впала в полное забвение.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Позже возникла версия о том, что Перуджа был всего-навсего исполнителем, а заказчиком кражи выступил аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Как же выглядит сей шедевр IRL. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Петербургский коллектив MONOЛИЗА был основан в 2007 году.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Разразился страшный скандал. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Будем считать, что мне повезло.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
То есть разобраться в этом механизме. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Где-то между 1503 и 1506-м. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главного конкурента своей методики – дактилоскопию. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Потом разошлись по всему миру. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Интересен и тот факт, что нарисовав портрет Моны Лизы, да Винчи держал его при себе, а затем он перешёл в коллекцию французского короля Франциска I. Почему, выполнив работу, художник не отдал её заказчику, остаётся неизвестным. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Музей – это публичное заведение. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Я имею ввиду его черный квадрат. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
О вечных вещах – о встречах и расставаниях, о странствиях, о свете ночных фонарей. Vincenzo Peruggia). Он один из светочей того блистательного периода европейской истории 15-16-го веков, которые дали миру величайших художников.
Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики.
Эта версия считается просто домыслом. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. И реверансы в сторону нью-вейва 80-х и кабаре. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
Но меня интересовало его мнение о Высоцком, на что он самоуверенно стал дословно говорить: "Мы поэты его поэтом не считаем. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Все детали её исполнены с величайшим усердием. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. История искусств очень сложная вещь. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. На раме он заметил отпечаток пальца. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Так и с данной статьей. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Время шло – картина не появлялась. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
И всё же исследователи практически стопроцентно уверены в том что Мона Лиза есть Лиза дель Джокондо, так как обнаружили запись одного флорентийского чиновника, который написал: сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. От по своему привязался к этой картине. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Только вот женщин там вы не найдете.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. «Джокондомания» охватила Америку. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Об одиночестве и ожидании Весны. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. для картины такого уровня это много. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. () Джоконда— не портрет.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. И что же. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Хотелось бы еще раз побывать в Париже бно я не думаю что опять пойду в Лувр, кто знает, какая будет реакция на этот раз, зачем искушать судьбу. Лучшего воспоминания уже не буде. т Кстати. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». да там толпа. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Только чувство утраты рождает любовь. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Величие картины, которое передаётся зрителю, является результатом ещё и того, что сначала художник нарисовал пейзаж а уж поверх него саму модель. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Я не говорю, что я совершенно прав. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. () Джоконда— не портрет.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Они избрали ее объектом своих экспериментов.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Ее перевели в покои министров.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Цель этого похищения не выяснена однозначно. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала насмешливой и даже торжествующей. Мона Лиза – автопортрет художника. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. И минор и драйв. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Долгие годы портрет придворной дамы в прозрачном покрывале был украшением королевских коллекций.
Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Где любовь, там и ревность. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Но затворницей Мона Лиза не была.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. У каждого остается свое индивидуальное впечатление. Зависит от личности смотрящего, в этом наверное и секрет и пусть он останется. Кому от этого вред, если тайна картины и художника никогда не будет раскрыта.
Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Но это уже другая история. Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. Леонард был арестован.
На его стихи есть неплохие песни. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Он приходит в музей. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Голова слегка повёрнута10. Еще одна схожая версия.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет. Были допрошены сотни людей. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе.
Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Как было с Малевичем. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Немецкие газеты платили той же монетой. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). раздел Техника).
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Оба этих случая не нанесли картине вреда. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Так он и спал на картине больше двух лет. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Меня удивило, что он маленький. Была уволена администрация музея. О фатальности и ходе времени. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. А еще – техника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Не было ее и у реставраторов.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». К тому же он доверял профессионалам. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Назревала большая европейская война.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.