В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. () Джоконда— не портрет. Как выглядит «Мона Лиза». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. История искусств очень сложная вещь. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Вазари, великий историк искусства Возрождения, также дает описание картины: Глаза блестели и были влажными, как будто в реальной жизни. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
От по своему привязался к этой картине. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. для картины такого уровня это много. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Современное состояние картины очень плохое из-за чего сотрудники музея огласили, что не будут давать ее на выставки. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. «Джоконда» впала в полное забвение. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. 3. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Но это уже другая история. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Мне показалась такая реакция странной. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Родился в семье нотариуса. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Меня удивило, что он маленький.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Девушку звали Мона Лиза. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. Разразился страшный скандал. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Только вот женщин там вы не найдете. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Фотографии места преступления прошлого века демонстрирует не пустой стеклянный ящик, как это было бы сегодня или даже большое пространство на голой стене, но лишь узкий зазор между Тицианом и Корреджо – как место отсутствующего зуба.
Эту картину надо просто один раз увидеть. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Хотелось бы еще раз побывать в Париже бно я не думаю что опять пойду в Лувр, кто знает, какая будет реакция на этот раз, зачем искушать судьбу. Лучшего воспоминания уже не буде. т Кстати. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Нам не известно. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Не было ее и у реставраторов. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Леонард был арестован. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Vincenzo Peruggia). () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Ее перевели в покои министров. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Мона Лиза улыбается, но почему. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
В ХХ ст. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Голова слегка повёрнута10.
Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета.
В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.
Она сберегается в Лувре. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Шаблон работы сам по себе, является чрезвычайно революционным, особенно в технике реализации портрета. Но картину вернули в Лувр. В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль.
Vincenzo Peruggia). Голова слегка повёрнута. () Джоконда— не портрет. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. А само изображение покрывает толстая броня. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
А в мае этого года лик Моны Лизы, набранный художником Георгием Пузенковым из компьютерных пикселей, отправился в космос на Международную станцию. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Он один из светочей того блистательного периода европейской истории 15-16-го веков, которые дали миру величайших художников. На его стихи есть неплохие песни. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Эта версия считается просто домыслом. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Где любовь, там и ревность. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Назревала большая европейская война.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Только чувство утраты рождает любовь. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной.
золотых экю. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. плотная толпа окружает картин. у но может быть это и мистика: впереди стоящий мужчина без просьб пропустил меня вперед и я оказалась в абсолютно свободном пространстве. Объяснений множество. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Морщины были ее безошибочным паспортом. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Немецкие газеты платили той же монетой. Бельгиец Пьере был его секретарем. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Потом разошлись по всему миру. Искусство вечно и многозначно, любой человек найдет в нем что-то созвучное с собственным видением и переживаниями. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Где-то между 1503 и 1506-м.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Опасно попасть под обаяние этого призрака. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Тем более что сегодня Мона Лиза – не только и не столько жемчужина мировой живописи, сколько фетиш массовой культуры. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Будем считать, что мне повезло. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Она расположилась на фоне пейзажа. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Была уволена администрация музея. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Я не говорю, что я совершенно прав. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
До него никто не видел в ней никакой тайны. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. раздел Техника). Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Пабло Пикассо также находился под подозрением. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Кроме того, по мнению владельцев, настало время, когда это произведение искусства должны увидеть все желающие в одном из лучших музеев мира. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Позже писатель сформулировал, чем именно вызван такой эффект: «тот, кто нарисовал картину, смог создать извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты в лиловой полутени.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». 4. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. раздел Техника). Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
И кстати она у него очень хорошо вышла. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Не смотря на то, что взгляд Джаконды направлен на нас, междя нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. Картина была в Швейцарии или Аргентине.
Так он и спал на картине больше двух лет., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». Время шло – картина не появлялась.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Были допрошены сотни людей. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Через два года в Италии картина была найдена. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Но затворницей Мона Лиза не была. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. да там толпа. Леонардо писал картину несколько лет.
В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история.
Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». К тому же он доверял профессионалам.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции.
Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Я имею ввиду его черный квадрат. Так и с данной статьей. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Леонардо начал рисовать Мону Лизу во Флоренции около 1503 года и взял портрет с собой, когда он уехал во Францию через 13 лет. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. А еще – техника.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Цель этого похищения не выяснена однозначно. На раме он заметил отпечаток пальца. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Оба этих случая не нанесли картине вреда. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». В ее портрете зрителя притягивает облик – ее необыкновенный, будто бы постоянно следящий за созерцателем взгляд, который излучает разум и волю. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. То есть разобраться в этом механизме. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Как было с Малевичем. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
7. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Что вы видите перед собой.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
«Джокондомания» охватила Америку. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Картина написана маслом на доске из тополя.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». До охраны наконец дошло, что картину украли. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Эта версия считается просто домыслом. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда).
Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.