Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Голова слегка повёрнута10. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. До охраны наконец дошло, что картину украли. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
И что же. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». А еще – техника. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Практически в большинстве художественных магазинов и совершенно на всех вернисажах, всегда есть копии разных работ Леонардо, включая Мону Лизу.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Будем считать, что мне повезло. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». То есть разобраться в этом механизме. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Моделью для картины поработала весьма известная в то время куртизанка герцогиня Катерина Сфорцо. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Мона Лиза – автопортрет художника. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. В Лувре Мона Лиза обосновалась в 1797 году, после Французской революции. Первым покупателем стал Франциск I, купивший картину у наследников ученика Леонардо. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. История искусств очень сложная вещь. золотых экю.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Спорят вот уже несколько столетий. В итоге некоторые даже называли улыбку жалобной и горькой. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Le Clos Luc), который сейчас является домом-музеем великого художника. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Как у одесской Мурки, перед тем как ее зарезали. Только вот женщин там вы не найдете. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. От посетителей картина защищена пуленепробиваемым стеклом. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Разразился страшный скандал. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Была уволена администрация музея.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Немецкие газеты платили той же монетой. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Те, кто не сомневается, что Мона Лиза все-таки улыбается, спорят о другом. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Эта загадка практически решена. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Музей – это публичное заведение.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Что вы видите перед собой. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г. Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи.
Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. придумал загадочную улыбку Джоконды.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Бельгиец Пьере был его секретарем. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Я не говорю, что я совершенно прав. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. 76х53 см.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Ко времени написания данной картины Леонардо да Винчи достиг такого мастерства, что создал шедевр. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. А потом – буквально через несколько минут – она становилась печальной.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Его глаз различает малейшие нюансы: солнечные блики и тени одних предметов на других, тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Леонард был арестован. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. Меня удивило, что он маленький. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Впрочем, последнее— полная херня. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Сначала казалось, что улыбка у женщины насмешливая и хитрая. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Ее перевели в покои министров.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. А. С. Пушкина в Москве. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
«Джокондомания» охватила Америку. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Только чувство утраты рождает любовь. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Он приходит в музей.
Время шло – картина не появлялась. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Абсолютно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Так и с данной статьей. Vincenzo Peruggia).
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи.
раздел Техника). К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
() Джоконда— не портрет. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию.
О матери Леонардо почти ничего не известно. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
Потом разошлись по всему миру. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
К тому же он доверял профессионалам. Где-то между 1503 и 1506-м. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Эта версия считается просто домыслом. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Так он и спал на картине больше двух лет. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Еще одна схожая версия. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Цель этого похищения не выяснена одназначно. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. А именно пытаются понять, как она улыбается.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Существует версия, что картины на самом деле две. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Но затворницей Мона Лиза не была. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». На раме он заметил отпечаток пальца. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Цель этого похищения не выяснена однозначно. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Я имею ввиду его черный квадрат. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. «Джоконда» – не портрет. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Покинув Италию, Леонардо увез с собой и портрет Моны Лизы. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. На его стихи есть неплохие песни. Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Где любовь, там и ревность. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Не было ее и у реставраторов. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. До него никто не видел в ней никакой тайны. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Никто не знает, кто обрезал картину. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. () Джоконда— не портрет.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. да там толпа. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
Программа проанализировала основные черты лица изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Величие картины, которое передаётся зрителю, является результатом ещё и того, что сначала художник нарисовал пейзаж а уж поверх него саму модель.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Ученым удалось разгадать эту загадку. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Как же выглядит сей шедевр IRL. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Мона Лиза» (1503-1519). Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Пабло Пикассо также находился под подозрением.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Эту картину надо просто один раз увидеть.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Доска (тополь), масло. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Были допрошены сотни людей.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Как было с Малевичем. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Назревала большая европейская война. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Но она ли на картине.
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Установленная защита обезопасила картину от возможных посягательств. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. «Джоконда» впала в полное забвение. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Печально или весело. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
Грустит она или улыбается. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Голова слегка повёрнута.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.