Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Я не говорю, что я совершенно прав.
Как было с Малевичем. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Изобразительное искусство. Ее перевели в покои министров. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Vincenzo Peruggia). Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два абсолютно противоположных начала. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Где-то между 1503 и 1506-м.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Леонард был арестован.
Результатом этого путешествия стали снимки, которые можно было бы назвать сюрреальными, если бы они не были совершенно документальными. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Эта версия считается просто домыслом. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Наш ИДДЦ (Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН) занимает по этому вопросу пока нейтральную позицию и ищет некоторые независимые аргументы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин. История искусств очень сложная вещь. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». да там толпа. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Кроме всего прочего, появились китайцы, которые вместо собственного контента занимаются тем, что клепают подделки вообще на все работы западных мастеров и клепают действительно в промышленных масштабах.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
А. Т. 7. Время шло – картина не появлялась. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Будем считать, что мне повезло. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Только вот женщин там вы не найдете. Голова слегка повёрнута. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Назревала большая европейская война. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». К тому же он доверял профессионалам. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Я имею ввиду его черный квадрат. Где любовь, там и ревность. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. И что же. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Там, заваленную грязными рубашками и носками, ее и увидел потрясенный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
() Джоконда— не портрет. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. А еще – техника. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
раздел Техника). Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. На раме он заметил отпечаток пальца. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления).
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia).
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Разразился страшный скандал. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс. » Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Не было ее и у реставраторов. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. «Джокондомания» охватила Америку. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Что вы видите перед собой. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Этот сдвиг функции восприятия как драматический механизм представляет идею о том, что в реальности не только одна правда и противопоставляет субъективную реальность совершенной истине.
В эпоху Возрождения расцветает изобразительное искусство. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. 4. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Как же выглядит сей шедевр IRL. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Только чувство утраты рождает любовь. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Может быть, потому, что Мона Лиза масштабируется в уме до размеров бесконечного числа открыток и репродукций. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Впрочем, последнее— полная херня.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Так он и спал на картине больше двух лет. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Немецкие газеты платили той же монетой.
Секрет выразительности лица Джоконды- в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
Но возникает вопрос: действительно ли в эпоху Возрождения «появляется интерес к античной культуре» или сама эпоха Возрождения и конструирует эту «античную культуру». Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. До охраны наконец дошло, что картину украли. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). На его стихи есть неплохие песни. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Вот таким образом выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт.
В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
И в качестве первого шага мы хотим проверить рельеф и наличие скрытых надписей на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью микроэпиграфики. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. То есть разобраться в этом механизме.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы»., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Картина была в Швейцарии или Аргентине. Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Мне показалась такая реакция странной. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже абсолютно незначительно, лицо приобретает вдруг абсолютно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Была уволена администрация музея. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. () Джоконда— не портрет. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Эта версия считается просто домыслом. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Японцы это тоже подозревают, вот таким образом пользуются поляризационными фильтрами, раскосо ухмыляясь в ответ. Опасно попасть под обаяние этого призрака. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Vincenzo Peruggia). Мона Лиза улыбается, но почему. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Нежный розовый нос кажется настоящим.
Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Были допрошены сотни людей.
Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. «Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance итал. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Голова слегка повёрнута10. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это- уровень мысли и духа великого художника и философа.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Первым местом, где был замечен портрет Моны Лизы, была баня короля Франциска I. Монарх поместил туда картину не из-за неуважения или незнания того, какое гениальное творение ему досталось, наоборот, важнейшим местом Французского королевства была именно баня в Фонтенбло. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Нам не известно. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Потом разошлись по всему миру. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12.
Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. И напротив, если в действительности «античность» отстояла от эпохи Возрождения на несколько десятилетий, то на произведениях художников эпохи Возрождения мы будем постоянно натыкаться на некие реликты античной эпохи, абсолютно необъяснимые с позиций Ренессанса. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. «Джоконда» впала в полное забвение. 3. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века», полагает Википедия. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. раздел Техника). Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Все детали ее исполнены с величайшим усердием. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Меня удивило, что он маленький. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Что это даёт. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Но затворницей Мона Лиза не была. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». До него никто не видел в ней никакой тайны.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Морщины были ее безошибочным паспортом. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. Цель этого похищения не выяснена однозначно. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Так и с данной статьей.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.