Произведения о Моне Лизе, её копии и инсталляции повышают интерес к тайнам самой картины, несут экспрессию, учат проникать вглубь авторского смысла, показывают явления с новой, неожиданной стороны, заставляют задуматься над своей культурой, нравственными принципами.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Таким объектом вполне можно назвать картину Леонарда да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста. Эту картину надо просто один раз увидеть. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Мне захотелось приоткрыть тайну «Джоконды», а также понять, почему эта картина современна даже в XXI веке, почему художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусств пишут о ней свои произведения, создают инсталляции (в искусстве инсталляция – это пространственная композиция, оригинальный арт-объект, создаваемый из самых разных, подчас очень неожиданных, деталей, бытовых предметов и элементов). Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Дважды выписано «Частичное затмение» газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» дополнена коллажами с одним словом – «в Москве» (старая орфография) и зеркально перевернутым «Петроград».
Казимир Малевич в 1914 году сделал коллаж «Композиция с Моной Лизой», где дважды перечеркнул изображение её репродукции и вверху написал «Частичное затмение». Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости.
Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Последний перевёз её в Версальский дворец, а после Французской революции она оказалась в Лувре в 1793. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Публика разделилась на два враждующих лагеря. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
«Мона» переводится как «госпожа». Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Это ученик великого художника по имени Салаи. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. раздел Техника). О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Сумма к оплате – 35, 01 евро. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. По словам Джорджо Вазари, раннего биографа многих художников эпохи Возрождения, Леонардо начал писать «Мону Лизу» в 1503 году, но «оставил её незавершенной».
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Кстати, во время экспонирования полотна в Японии выставку посетили 1, 5 млн человек (1974 год) и этот рекорд посещения художественной выставки еще не побит. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Леонардо работал над ним не один год.
Отсутствие деталей дает зрителю возможность самостоятельно истолковывать картину. Его глаз различает малейшие нюансы: солнечные блики и тени одних предметов на других, тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»15.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности.
Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»11. Так появилась тема моей работы: «Влияние картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на современное искусство». Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Vincenzo Peruggia).
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Я имею ввиду его черный квадрат. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
() Джоконда— не портрет. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Леонардо долго добивался нужного впечатления.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Так и с данной статьей. Леонардо писал картину несколько лет. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Мона Лиза – автопортрет художника. Эта версия считается просто домыслом. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Из элитарного произведения искусства Джоконда превратилась в фетиш массовой культуры. Еще одна схожая версия. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Цели он достиг – результат оказался столь пугающим, что испугался сам отец. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Была уволена администрация музея.
Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Коллекционер купил картину и разместил её в своей студии в местечке Айзелуорт, в западной части Лондона. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари.
Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»13.
Я сама увлекаюсь живописью, люблю рисовать, вот таким образом эта картина заинтересовала меня. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Исходя из этого противоречия, сторонники подлинности «Айзелуортской Моны Лизы» утверждают, что это и есть незавершенная картина, написанная по крайней мере при личном участии Леонардо и переданная заказчику, а в Лувре находится более поздний вариант, сделанный Леонардо для себя. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Но она ли на картине. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Есть ещё одна экзотическая версия. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Это одно из чудес этого портрета.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. О матери Леонардо почти ничего не известно. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Голова слегка повёрнута10. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Всё новое – это хорошо забытое старое.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Hubba Bubba.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Дэн Браун роман и одноимённый фильм «Код да Винчи».
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Название этого района и дало имя картине. Он использовал в работе все страшное и ужасное, что только смог найти – ящериц, змей, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Есть что-то таинственное и в этой картине (ее взгляд одновременно и очарователен и отчужден) и в способе, которым пользовался Леонардо при рисовании этого портрета (он использовал технику «размытия» вокруг краев субъекта, которая тогда была очередным новшеством и придавала картине некоторую таинственность). () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»15. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Более точная информация была получена вследствие анализа записей секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Это и есть одна из главных тайн изображения.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
() Джоконда— не портрет. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Но самой таинственной и загадочной остается его «Мона Лиза».
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Достоверной информации о происхождении картины нет.
Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Фигура «Айзелуортской Моны Лизы» очень похожа на фигуру «Джоконды», также совпадают композиция и освещение. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.
При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть. 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Из-за этого она сильно бликует, вот таким образом разглядеть ее иногда бывает проблематично. Считается, что вся новизна исходит из идей прошлого и имеет с ним прямую связь.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Мастер тщательно выложил изображение из кусочков окаменевшей смолы, а самые мелкие детали высыпал из лучистой каменной крошки. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
В ХХ ст. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной.
() Джоконда— не портрет. Как было с Малевичем.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Я не говорю, что я совершенно прав. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В итоге Леонардо написал не портрет конкретной женщины, а некий обобщенный образ, который оказался столь дорог Мастеру, что он так и не передал картину заказчику, а увез с собой во Францию.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Но юность стремится к внешнему яркому эффекту. золотых экю. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). После этих событий картина набрала небывалую популярность.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. По словам Генри Ф. Пулитцера, несколько экспертов пришли к выводу, что шея «Айзелуортской Моны Лизы» уступает в изобразительной технике этой детали на других полотнах Леонардо да Винчи. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Голова слегка повёрнута. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Что за юноша. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Мона Лиза дель Жвачконда (Приложение 4. 6)Жвачная компания Hubba Bubba на улицах Австралии выставляет плакаты с черно-белыми контурами картин, на которых есть специальные метки – какого цвета жвачку куда лепить. Тем не менее, лицо «Айзелуортской Моны Лизы» выглядит явно моложе и это позволяет предположить, что она является более ранней версией картины.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Будем считать, что мне повезло. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдована так же, как все в природе. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Вот как он отзывался о полотне: «На губах восхитительной красавицы играет чувственная улыбка она словно бы насмехается над своими поклонниками.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Голова слегка повёрнута9. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. В романе на пуленепробиваемом стекле, закрывающем «Джоконду», появляется таинственная надпись: «Так темен обманный ход мысли человека».
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Налицо по крайней мере две мировые эпидемии, связанные с полотном Леонардо, после которых не осталось на Земле человека, который бы ее не знал.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Кроме того известно, что она способствует возникновению синдрома Стендаля. История искусств очень сложная вещь. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Этот призыв довел жажду взломать шифры картины до мании.
Никто не знает, кто обрезал картину. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Vincenzo Peruggia). На его стихи есть неплохие песни. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Музей – это публичное заведение. Несколько интересных фактов о картине и ее судьбе можно увидеть в Приложении 1. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств. Однако теория о том, что Мона Лиза – это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини8. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. 90 посетителей Лувра приходят туда лишь ради того, чтобы взглянуть на самую загадочную картину в мире – легендарную «Мону Лизу». Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Никто не знает, кто обрезал картину. Поездки только закрепили успех и славу картины.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Ключ к решению загадки, которую пытаются разгадать герои романа, лежит через знаменитые работы Леонардо, в том числе и через картину «Мона Лиза». Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Меня удивило, что он маленький. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
О матери Леонардо почти ничего не известно. Объяснений множество. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Что можно увидеть по ту сторону «Джоконды», неизвестно, но факты говорят за себя: она доводила посетителей как до агрессии, так и до самоубийства. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. До сих пор остается множество нераскрытых тайн картины. Так улыбка Моны Лизы и сам ее образ, а также пейзажный фон широко встречаются в рекламе.
Но картину вернули в Лувр. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается.
Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Тем не менее, полностью законченный портрет «некой флорентийской дамы» упоминается находящимся в частном владении Леонардо в 1517 году, незадолго до смерти живописца. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Джоконда – не только самая известная, но и самая дорогая картина в мире. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Но это чрезвычайно трудная задача.
Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. да там толпа. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Он приходит в музей.