Италия. Разразился страшный скандал. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога.
Где-то между 1503 и 1506-м. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Кроме того, самое последнее дело пытаться объяснить, что хотел художник выразить своим творчеством. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Лувр.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. да там толпа. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Но это уже другая история. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Каждая крупная газета в Европе написала об этом и каждая статья была проиллюстрирована репродукцией картины.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Мона Лиза улыбается, но почему. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Париж. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. А. С. Пушкина в Москве. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. А само изображение покрывает толстая броня. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»).
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Будем считать, что мне повезло.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров.
Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. С помощью компьютерного анализа удалось установить, что пропорции портретов (включая лица, руки и многие фрагменты), несмотря на их разные размеры, в точности соблюдены.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. История искусств очень сложная вещь. На протяжении последних сорока лет картина хранилась в банковском сейфе в Швейцарии. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Немецкие газеты платили той же монетой. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Картина была в Швейцарии или Аргентине.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. «Новая Мона Лиза» известна историкам искусства около 100 лет. Что вы видите перед собой. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
В 1979 году после смерти Генри Пулитцера картина перешла в руки консорциума из несколько коллекционеров, основавших Фонд «Мона Лиза». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Эта загадка практически решена. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Девушку звали Мона Лиза.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Были допрошены сотни людей. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
«Джокондомания» охватила Америку. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Назревала большая европейская война. Vincenzo Peruggia).
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Она расположилась на фоне пейзажа. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. От по своему привязался к этой картине. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Они избрали ее объектом своих экспериментов. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Мне показалась такая реакция странной.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи дАваллос. Эту картину надо просто один раз увидеть.
От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Возрождение. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Французская lIllustration даже подготовила разворот, расписав историю, что Леонардо был влюблен в свою натурщицу и пообещала за пару недель изготовить цветную репродукцию. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. 77 x 53 см. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. На раме он заметил отпечаток пальца. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
А еще – техника. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. " Но тут приехали его почитатели и дружно как серые ничтожества начали разбирать его стихи на абзацы и просить его: А что вы имели ввиду в этой строке. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. О матери Леонардо почти ничего не известно. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Не было ее и у реставраторов. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Вместе с восточными купцами она отправлялась за удивительными товарами, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной и Святой Анной, которая родила Марию. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Многочисленные исследования картины с использованием самых современных технологий, в том числе при помощи ультрафиолетового инфракрасного излучения, рентгена, доказывают, что картина была создана в начале XVI века. Только чувство утраты рождает любовь. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
Время шло – картина не появлялась. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. «Джоконда» впала в полное забвение.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Во всем мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза одна из немногочисленных картин величайшего художника итальянского возрождения Леонардо да Винчи. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Потом разошлись по всему миру. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Морщины были ее безошибочным паспортом. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. «Джоконда» – не портрет.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. А фотографии уже существовали: французская полиция распечатала 6, 5 тысяч экземпляров для распространения на улицах Парижа сразу же после ее исчезновения, чтобы не дать о ней забыть. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
До него никто не видел в ней никакой тайны.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. То есть разобраться в этом механизме. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Через два года в Италии картина была найдена. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире.
Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Хорошо известно, что тысячи людей пришли, чтобы посмотреть на это место, этот провал, этот предмет разговоров – людей было больше, как часто указывается, чем обычно, когда картина была там. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Только вот женщин там вы не найдете. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Как было с Малевичем. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Где любовь, там и ревность.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Мне Мoна Лиза улыбалась. Ее глаза двигались, румянец был живой и теплый, это было так, как если смотреть обьемный фильм. Приятно, но на психику давит. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Результаты компьютерного моделирования старения женского лица подтвердили, что «Мона Лиза» из Лувра выглядела в молодости, как «Мона Лиза Айзелуортская». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Мона Лиза» (1503-1519). Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Родился в семье нотариуса. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. придумал загадочную улыбку Джоконды.
Леонард был арестован. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. () Джоконда— не портрет. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
Музеи были и остаются удивительно слепы к преступлению, даже когда речь идет о краже самой известной картины в мире. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. 76х53 см. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного».
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. На его стихи есть неплохие песни. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Как выглядит «Мона Лиза». В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Но затворницей Мона Лиза не была. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. для картины такого уровня это много. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). В 1914 году картина была куплена (по другим данным найдена в заброшенном поместье) английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого картина получила оригинальное название «Мона Лиза Айзелуортская».
золотых экю. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Была уволена администрация музея. В связи с недостаточностью доказательств, публикация в то время не вызвала интереса.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Эта гипотеза основывается на записях секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону во время его визита к художнику. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Так как красочный слой Моны Лизы покрыт тонкой вуалью трещин, которые могут образовываться на поверхности такой картины от старения их рисунок было сложно подделать. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Она сберегается в Лувре.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. До охраны наконец дошло, что картину украли. Ее перевели в покои министров. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Так и с данной статьей. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
21 августа 1911 года итальянский художник и декоратор выскользнул из шкафа в Лувре, где он прятался всю ночь, подошел к Моне Лизе, вынул ее из рамы и незаметно покинули здание. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Именно вот таким образом улыбка её так приятна, а глазам свойственен блеск и влажность, какие обычно есть у живого человека». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Но она ли на картине.
Я имею ввиду его черный квадрат. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка.
В ХХ ст. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Дерево, масло. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Доска (тополь), масло.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Голова слегка повёрнута10. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Ее одежда ничем не примечательна.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Я не говорю, что я совершенно прав.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Никто не знает, кто обрезал картину. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. К тому же он доверял профессионалам. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. До него никто не видел в ней никакой тайны. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Никто не говорит, не сыпятся шутки, не читаются никакие письма, не надо обедать, нянчиться с младенцами, гладить котят: в чем же причина. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Картина написана маслом на доске из тополя.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Так он и спал на картине больше двух лет. Меня удивило, что он маленький.
И кстати она у него очень хорошо вышла. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.