Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль. Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит. Джоконда или Мона Лиза— эпичный форсед мем от деятелей культуры и искусства, а также ценителей высокого.
Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным». "мона Лиза" или "Джоконда"— одно из самых известных и загадочных произведений эпохи Возрождения.
Будем считать, что мне повезло. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Потом разошлись по всему миру. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Разразился страшный скандал. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»11.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Вокруг постоянно толпятся 9000 таких же хомячков-туристов, как и ты, вот таким образом подойти к картине ближе, чем метров на десять— нереально.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Но затворницей Мона Лиза не была.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Есть и более легкие и быстрые способы достижения цели.
Так и с данной статьей. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Vincenzo Peruggia).
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Как было с Малевичем. Меня удивило, что он маленький. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Я не говорю, что я совершенно прав.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы».
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Бельгиец Пьере был его секретарем. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Вследствие этого некоторые полотна мастера, в том числе и «Мона Лиза», находятся в плохом состоянии, а «Тайная вечеря» вообще погибла. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. В каждый период своей истории она словно следовала специально разработанному PR-плану. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Для Уорхола, как и для его последователей, мастеров китча, Мона Лиза является квинтэссенцией понятия "знаменитость".
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. То есть разобраться в этом механизме. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. «Уорхол повторил ее изображение четыре раза, словно говоря – все в жизни повторяемо, ничто не уникально», – полагает Горви.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. А еще – техника.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Назревала большая европейская война. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Многие картины Леонардо да Винчи писал, экспериментируя с красками и прочим материалом. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. К тому же он доверял профессионалам.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Где-то между 1503 и 1506-м. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Vincenzo Peruggia). Интересны только новые.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. Была уволена администрация музея. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Я имею ввиду его черный квадрат. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Как же выглядит сей шедевр IRL.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Никто не знает, кто обрезал картину.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. раздел Техника). Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. До охраны наконец дошло, что картину украли. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Что за юноша. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». «Мона Лиза» потемнела, а микрофотография позволила разглядеть огромное количество трещин на ней. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Немецкие газеты платили той же монетой. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
() Джоконда— не портрет. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». «Джокондомания» охватила Америку. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Только чувство утраты рождает любовь. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»15. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Есть ещё одна экзотическая версия. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского – Антонио де Беатису. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. золотых экю. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11.
Голова слегка повёрнута9. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Время шло – картина не появлялась. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10.
Только вот женщин там вы не найдете. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. () Джоконда— не портрет. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
() Джоконда— не портрет. Леонард был арестован. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Не было ее и у реставраторов.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Впрочем, последнее— полная херня.
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Единственный стоящий след обнаружил самый знаменитый полицейский Франции тех лет Альфонс Бертильон.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Были допрошены сотни людей. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
На раме он заметил отпечаток пальца. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Что вы видите перед собой. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Ее перевели в покои министров.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. В связи с этим руководство Лувра, в котором находится «Джоконда», объявило, что отныне не будет выставлять её на экспозицию, дабы не утратить её абсолютно.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Пабло Пикассо также находился под подозрением. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12.
В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Голова слегка повёрнута.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. да там толпа. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Эта версия считается просто домыслом. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Где любовь, там и ревность. На его стихи есть неплохие песни. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. «Джоконда» впала в полное забвение. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Пабло Пикассо также находился под подозрением. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Но она ли на картине. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. История искусств очень сложная вещь. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Так он и спал на картине больше двух лет. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.
Это ученик великого художника по имени Салаи. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
И что же. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»15. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. До него никто не видел в ней никакой тайны. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Голова слегка повёрнута10.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. С того времени произведение пребывало в замке Фонтебло, пока Людовик XIV не перевёз его в Версальский дворец.