Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». С этой целью были приглашены шестеро музыкантов, которые играли специально для Мона Лизы и был установлен музыкальный фонтан изобретённый самим же да Винчи. Одна из деталей, которая нравится мне в Моне Лизе, это свет, который падает на субъект.
Леонардо также использует тень (или нехватку света), для того, чтобы добавить глубины и измерение к различным частям картины, особенно это касается области вокруг шеи Моны Лизы и ряби на платье ее руки. Все это – «Мона Лиза», написанная в начале XVI века знаменитейшим Леонардо да Винчи. Если наложитьдве картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к Моне Лизе. Но до сих пор самое интересное, что «углядели» многие в «Моне Лизе», – это якобы скрытое в слоях красок тайное послание.
Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца дАвалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо. Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины. Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик, был страстным поклонником «Моны Лизы» Леонардо и даже, вдохновлённый шедевром, оставил нам свой эскиз этой картины. Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в Эрмитаже.
Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс. Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо.
Что вы видите перед собой. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Например, тот Леонардо, вероятно, нарисовал свою модель искренне, так как ее красота не замечена как являющийся среди лучшего, «даже когда измерено последним кватроченто (15-й век) или даже стандарты двадцать первого века». Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
«Джоконда» впала в полное забвение. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Мне показалась такая реакция странной. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Подробный анализ в 1933 мадам де Жиронд показал, что более ранние реставраторы «действовали с большой сдержанностью». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. На его стихи есть неплохие песни. Гибкая структура дуба (добавленный 1951) и взаимные скобы (1970) помощь, чтобы препятствовать группе деформироваться далее. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. До него никто не видел в ней никакой тайны. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Назревала большая европейская война. Где любовь, там и ревность. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Время шло – картина не появлялась.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Величие картины, которое передаётся зрителю, является результатом ещё и того, что сначала художник нарисовал пейзаж а уж поверх него саму модель. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19.
Голова слегка повёрнута9. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Где-то между 1503 и 1506-м. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Эта версия считается просто домыслом. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Известность живописи была подчеркнута, когда она была украдена 21 августа 1911. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
В апреле 1974 «хромая женщина», опрокинутый политикой музея для инвалидов, распылила красную краску в живописи, в то время как это демонстрировалось в Национальном музее Токио. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. «Джокондомания» охватила Америку.
Публика разделилась на два враждующих лагеря. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Ее грудь, шея и жар лица в том же самом свете это моделирует ее руки. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В то же время улыбается она как-то двусмысленно.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. В течение 20-го века живопись была украдена, объект для массового воспроизводства, коммерческого планирования производства, порицания и предположения и была воспроизведена в «300 картинах и 2000 рекламных объявлений». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Уже в 1883 смех Le изображение Моны Лизы, куря трубу, Sapeck (Эжен Батай), показали на шоу «Incoherents» в Париже. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Возможно, Перуджа хотел возвратить Джоконду на историческую родину. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Она пережила убийство мужа и любовника, смерть второго супруга Джованни Медичи, но не смогла пережить вознесения рода Борджиа, который в 1500 году захватил ее города Форли и Имола. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Так как ярко освещенное лицо практически создано с различными намного более темными элементами (волосы, завеса, тени), привлекательность наблюдателя к нему принесена до еще большей степени. Ее свернутые руки формируют передний угол пирамиды. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Несмотря на лечение, о Моне Лизе хорошо заботились всюду по ее истории и хотя деформирование группы вызвало хранителей «некоторое беспокойство», 2004–05 команд сохранения было оптимистично о будущем работы. Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Он приходит в музей. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Сальвадор Дали известный его сюрреалистической работой, нарисовал Автопортрет как Мону Лизу в 1954.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. О матери Леонардо почти ничего не известно. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Вьющиеся пути и отдаленный мост дают только малейшие признаки человеческого присутствия.
Когда-то между 1888 и 1905 или возможно во время кражи картины, верхняя скоба выпала. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Страховка не была куплена. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». История искусств очень сложная вещь. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение. Работа связала очистку с алкоголем, ретушью цвета и перелакировкой живописи. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Эту картину надо просто один раз увидеть. Нет никакого признака близкого диалога между женщиной и наблюдателем, как имеет место в Портрете Бальдассаре Кастильоне (Лувр), покрашенный Рафаэлем приблизительно десять лет спустя и несомненно под влиянием работы.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. С 2005 живопись была освещена светодиодной лампой и в 2013 новая светодиодная лампа на 20 ватт была установлена, особенно разработана для этой живописи. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
раздел Техника). А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Авангардистский мир искусства сделал примечание бесспорного факта популярности Моны Лизы. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Морщины были ее безошибочным паспортом.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Vincenzo Peruggia). Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Меня удивило, что он маленький. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. К тому же он доверял профессионалам. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Использование пуленепробиваемого стекла оградило Мону Лизу от более свежих нападений. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
На раме он заметил отпечаток пальца. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи.
Предмет был описан как глухой, в трауре, беззубый, «высокооплачиваемый пирог», возлюбленный различных людей, отражение неврозов художника и жертва сифилиса инфекции, паралича, паралича, холестерина или зубной боли. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Мона Лиза выживала больше 500 лет и международная комиссия, созванная в 1952, отметила, что «картина находится в замечательном состоянии сохранения». В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Приблизительно 6 миллионов человек рассматривают живопись в Лувре каждый год. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. Свет дает разнообразие живущих поверхностей основная геометрия сфер и кругов. Еще одна схожая версия.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Это вмешательство было умело выполнено и успешно стабилизировало трещину. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Никто не знает, кто обрезал картину. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Перед этими 1962–3 турами живопись была оценена для страховки в 100 миллионах. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Мона Лиза – автопортрет художника. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Миллионы людей, которые, возможно, не видели ее и никогда даже не слышали о ней, вскоре стали экспертами по украденной картине Леонардо.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Когда впервые 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в 1750 году в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было. раздел Техника). () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Дюшан добавил надпись, которая, когда прочитано вслух на французском языке походит «на Elle chaud au cul» значение: «у нее горячая задница», подразумевая, что женщина в живописи в состоянии сексуального волнения и предназначена как фрейдистская шутка. А еще – техника.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Не было ее и у реставраторов. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Голова слегка повёрнута. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. () Джоконда— не портрет. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Он сделал набросок портрета. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда).
Но она ли на картине. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Подлокотник стула функционирует как делящийся элемент между Моной Лизой и зрителем. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Долгие годы портрет придворной дамы в прозрачном покрывале был украшением королевских коллекций.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Есть что-то таинственное и в этой картине (ее взгляд одновременно и очарователен и отчужден) и в способе, которым пользовался Леонардо при рисовании этого портрета (он использовал технику «размытия» вокруг краев субъекта, которая тогда была очередным новшеством и придавала картине некоторую таинственность). Записка датирована октябрем 1503 и была написана современным Агостино Веспуччи Леонардо.
В 1963 после визита живописи в Соединенные Штаты, Энди Уорхол создал serigraph печати многократной Моны Лизас под названием Тридцать, Лучше, чем Один, как его работы Мэрилин Монро (Двадцать пять Цветных Marilyns, 1962), Элвис Пресли (1964) и суп Кэмпбелла (1961–1962). Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Позади нее обширный пейзаж отступает к ледяным горам.
Немецкие газеты платили той же монетой. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен.
Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Мона Лиза «.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Так и с данной статьей. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ13: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. В некоторый момент в ее истории, Мона Лиза была удалена из ее оригинальной структуры. Но затворницей Мона Лиза не была.
Потом разошлись по всему миру. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Вот таким образом неудивительно, что Мону Лизу копировали чаще всех других картин. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
да там толпа. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз.
Может быть, потому, что Мона Лиза масштабируется в уме до размеров бесконечного числа открыток и репродукций. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Была уволена администрация музея. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Мона Лиза продолжает вдохновлять художников во всем мире. Я имею ввиду его черный квадрат. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Разразился страшный скандал. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Было много предположения относительно модели и пейзажа живописи. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. () Джоконда— не портрет.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Перед ее воровством Мона Лиза не была широко известна вне мира искусства. В обоих случаях живопись была неповреждена. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Леонард был арестован.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Были допрошены сотни людей. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Опасно попасть под обаяние этого призрака.
До охраны наконец дошло, что картину украли. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17.
Лувр был закрыт на всю неделю, чтобы помочь в расследовании воровства. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. То есть разобраться в этом механизме. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. Более поздний реставратор склеил и выровнял получающееся гнездо и трещину с тканью. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Отсутствие деталей дает зрителю возможность самостоятельно истолковывать картину. Будем считать, что мне повезло.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Vincenzo Peruggia).
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Только чувство утраты рождает любовь.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Эта гибкая структура, которая используется в дополнение к декоративной структуре, описанной ниже, проявляет давление на группу, чтобы препятствовать ей деформироваться далее. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Музей – это публичное заведение. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Художник не расставался с портретом до самой смерти.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Так он и спал на картине больше двух лет. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс».
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. На известном всем портрете колонны отсутствуют. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
В 1952 слой лака по знаниям в живописи был выровнен. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Каждая крупная газета в Европе написала об этом и каждая статья была проиллюстрирована репродукцией картины. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Как было с Малевичем. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Эта версия считается просто домыслом. Историк Дональд Сэссун каталогизировал рост известности живописи. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Мона Лиза улыбается, но почему. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Я не говорю, что я совершенно прав. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Вместо этого больше было потрачено на безопасность. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Только вот женщин там вы не найдете. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Ее перевели в покои министров. Женщина появляется осознающий необычную меру, который Леонардо, достигнутый его новым методом, чтобы не потянуть схемы (sfumato), «главным образом, в двух особенностях: углы рта и углы глаз» (Gombrich). В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Если вы сосредоточены не глазах натуры или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности.