Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда). Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза, также известная как Джоконда – одно из самых известных произведений живописи в мире. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.
«мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному». Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Знаменитой картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда» исполнилось 500 лет. «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие портретного жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному»1. В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины – «Джоконда».
Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным». Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным». Мона Лиза Джокондо (ее имя полностью звучало Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини) была неаполитанкой, дочерью знатного, но обедневшего вельможи Антонио Герардини.
Приблизительно в 1503 году, как свидетельствовал Вазари, Леонардо «взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным». Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит. «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие портретного жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному»2.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. 7. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Я имею ввиду его черный квадрат.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. Время шло – картина не появлялась. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Первым на недостающую картину в зале Лувра обратил внимание французский художник Луи Беру. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Леонард был арестован. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Причин, на мой взгляд, много, разберём основные из них. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. () Джоконда— не портрет. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»2. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Оба этих случая не нанесли картине вреда. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Мону Лизу копировали чаще всех других картин. До него никто не видел в её улыбке никакой тайны, а после него – загадочная улыбка превратилась для публики в главное достоинство «Джоконды», находили, что Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки: обещание безграничной нежности и зловещей угрозы. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Из небольшой комнатки он выбрался лишь на следующее утро. В этом портрете Лизы ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельной матроны и жены одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, Леонардо поставил себе скромную и одновременно очень трудную задачу — дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки психологической неподвижности кватроченто. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Эта версия считается просто домыслом. На его стихи есть неплохие песни. «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти" (В. Н. Лазарев). Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Назревала большая европейская война. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Только вот женщин там вы не найдете. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Что вы видите перед собой. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
() Джоконда— не портрет. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Vincenzo Peruggia). Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. До него никто не видел в ней никакой тайны. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Так он и спал на картине больше двух лет. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Его книга о Леонардо «Воскресшие боги» стала европейским бестселлером. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
И дело не только в культурных и духовных ценностях. Нам не известно. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы».
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Самой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи Мона Лиза. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. На раме он заметил отпечаток пальца. Около 1503 года, Леонардо исполнил портрет Моны Лизы (так называемая Джоконда), ныне находящийся в Лувре. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». В области горла, внимательный наблюдатель может уловить биение вен. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Дерево, масло. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». До охраны наконец дошло, что картину украли. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Письмо выглядело очередной неудачной шуткой, но желание вернуть Джоконду заставляло цепляться за каждую возможность. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12.
Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Ее перевели в покои министров. Немецкие газеты платили той же монетой: кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Только чувство утраты рождает любовь. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. К тому же он доверял профессионалам. После ложных доносов Аполлинера под стражу заключили его друга Пабло Пикассо.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников.
Мона Лиза – идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». появилось высказывание (идея), что это – портрет мужчины (позже создавалось много обнаженных копий, где художники пытаются импровизировать то с женским, то с мужским полом). Наконец, в более поздних упоминаниях, примерно с 1625г., по мнению большинства исследователей портрет стали называть Джиоконда. Даже сегодня, мы не обладаем никакими заключительными доказательствами личности женщины, показанной Леонардо. Лувр. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Возрождение. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
К этому времени все потеряли надежду, что произведение искусства будет найдено. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Немецкие газеты платили той же монетой. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Почему же это произошло, отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Никто не знает, кто обрезал картину. "Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Но затворницей Мона Лиза не была.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. По мнению художника, поместить Мону Лизу в экран монитора, а точнее, в квадрат окна операционной системы Windows, требует само время – нынешний человек чаще смотрит в окошко Windows, чем в обычное окно. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Для Леонардо да Винчи, поиск совершенства – истинная, навязчивая идея. Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями, кажется непременно живым. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Эту картину надо просто один раз увидеть. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12.
Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19.
То есть разобраться в этом механизме. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Где любовь, там и ревность. раздел Техника).
Голова слегка повёрнута9. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Его главная цель — не отвлечь внимания зрителя от лица. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Не было ее и у реставраторов.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Лазарев В. Н. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Заработав миллионы на продаже подделок, Вальфьерно даже не был заинтересован в подлиннике. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»15. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь абсолютно не просматриваются. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности. Более позднее, второе утверждение Визари, он писал, что Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо (откуда пошло второе название картины Джиокондо). Мы знаем, что она женилась на дель Джиокондо в 1495, но мы фактически не имеем никакого доказательства, что она могла быть хозяйка Медичи. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Леонардо делает портрет Моны Лизы поколенным, что дает ему возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приемов. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Меня удивило, что он маленький.
Когда в зале, где находилась Мона Лиза никого не было, похититель схватил картину и понес ее в другое укромное место, где снял с портрета защитный футляр и рамку. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини7. В итоге на родине Джоконда пробыла недолго.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. «Джокондомания» охватила Америку. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. () Джоконда— не портрет. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. 4.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Однако позже оба были освобождены. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11.
В течение дальнейшей жизни, Леонардо был действительно известен очевидным своим талантом к подражанию природе, к совершенству природы и когда его первый биограф, художник Вазари, описал Мона Лизу, он, прежде всего, настаивал на реализме работы: Её прозрачные глаза имели искрящийся из жизни: окруженный красноватыми и мертвенно бледными оттенками, они были ограничены ударами плетью, чье выполнение требовало самой большой деликатности. 3. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета" (Григорий Козлов). Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Я не говорю, что я совершенно прав.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Романтический ореол Моне Лизе создал фантазёр Жюль Верн. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Тему роковой женщины в начале XX века подхватил русский писатель и философ Дмитрий Мережковский.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Так и с данной статьей. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. О пропаже узнали не сразу.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Не будь этого – «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. До этого события Мона Лиза была бы известна в основном только тонким знатокам изобразительного искусства, кража обеспечила ей всемирную известность, новости о ней не сходили со страниц газет и журналов, кроме того «Мона Лиза» вдруг оказалась и в центре политических баталий.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Хотя способности и были яркими, но главное это огромная работоспособность и желание познать окружающий мир.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Были допрошены сотни людей. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу». Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Винченцо Перуджа действовал в одиночку. Для нас портрет остается шедевром кисти Леонардо. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. " И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был" (Джорджо Вазари). Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. «Джоконда» впала в полное забвение.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Будем считать, что мне повезло. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Назревала большая европейская война.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. да там толпа. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Объективно, без художественных домыслов. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Голова слегка повёрнута10. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Была уволена администрация музея. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». О матери Леонардо почти ничего не известно. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от Моны Лизы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Если картину преступления удалось полностью восстановить, то мотивы до конца неизвестны. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество.
Леонардо называл этот метод сфумато (sfumato), по другому, более известному нам названию, лессировка. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Руководство Лувра было уволено, а сам музей закрыли на неделю.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность. Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна. Причём вор раскрыл себя сам, отозвавшись на объявление в газете. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Потом разошлись по всему миру.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Разразился страшный скандал. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображенной дамы. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно, сила ее очарования. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Кватрочентистские портреты были обычно поясными.
Голова слегка повёрнута. Но она ли на картине. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Портрет удался – по словам Вазари, это была точная копия натуры. И самое сложное моделирование лица, что получилось удивительно реалистически. Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета). Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Почему же она потеснила на пьедестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.
Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Они избрали ее объектом своих экспериментов. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. После этих событий картина набрала небывалую популярность. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. И всё же исследователи практически стопроцентно уверены в том что Мона Лиза есть Лиза дель Джокондо, так как обнаружили запись одного флорентийского чиновника, который написал: сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини.
Как было с Малевичем. Где-то между 1503 и 1506-м. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига, и впервые портрет по своей значимости стал на один уровень с лучшими картинами других живописных жанров. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Что вы видите перед собой. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Работа выполнена на тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая. Италия.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Темная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект, который еще усугубляется тем слабым светом, который слабо льется на картину из потолочных окон Большой галереи в Лувре.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Париж.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. История искусств очень сложная вещь. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
А еще – техника. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Поездки только закрепили успех и ее славу. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Ведь сначала кроме сообщения Вазари (который сам Мону Лизу не видел, а писал со слов очевидцев) не было доказательств, что на портрете изображена жена торговца шёлком из Флоренции, что позднее подтвердилось. Очередной вклад внёс поэт Теофиль Готье, придумавший в 1855 году загадочную улыбку «Джоконды». Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». 77 x 53 см. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Кража Моны Лизы произвела настолько глубокое впечатление на французов и весь остальной мир, что около репродукции всё время можно было найти свежие цветы – дань уважения великому художнику и символ сожаления о пропаже его творения.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Прошло два года, прежде чем полиция смогла выйти на след настоящего грабителя.
Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общепринятыми мнениями.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но самое замечательное в портрете — это подчинение всех частностей руководящей идее. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». На его страницах можно увидеть как ее близких "родственников" (копии Джоконды), так и дальних (интерпретации на тему Джоконды). В виду огромного числа претендентов на место в "семейном альбоме" их количество в блоге художника Ивана Крутоярова пришлось ограничить наиболее яркими персонажами. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Началось расследование. Прекрасным получился и ее задний план. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали европейские художники-авангардисты, избравшие её объектом своих экспериментов: Казимир Малевич создал коллаж, а Марсель Дюшан (позже Дали) изобразил «Джоконду» с усами.
21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Портрет отразил своеобразный человеческий характер. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.