Сегодня в программе «История одной картины» Анна Коликова познакомит нас с полотном Жана Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом».
Неизвестно, была ли его модель (проститутка, написанная на серии картин) вымышленной или реально существовала. С годами популярность художника растет. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Грёз одним из первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художников рококо) превратить их в «маленьких взрослых». По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего «я», он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Пушкина. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин.
Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства. Родился 16 июля 1723 в Плимптоне в графстве Девоншир.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Шапиро. Помпезность идеализированной «парсуны» эпохи рококо вызывала у него глухое неприятие.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. А с 1655 г. в его стенах жили и работали члены Королевской академии живописи и скульптуры. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). И это было справедливой закономерностью.
Внезапно вся работа предыдущих лет кажется сведенной на нет. Словно сжимаяее со всех сторон и удерживая в своихпределах мощное движение фигуры. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг. ) приказал снести обветшавшую крепость. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. В едва намеченных скромных интерьерах течет размеренная и тихая жизнь, не знающая ни драм, ни резких перемен, ни даже волнения.
Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей — серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Блестящий мастер натюрморта Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие чувство органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека (Трубка и кувшин, около 1760-1763, Лувр, Париж Натюрморт с атрибутами искусств, 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Среди наиболее характерных картин Грёза – "Паралитик или Плоды хорошего воспитания" (1763 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж) и "Разбитый кувшин" (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Идеализация натуры в произведениях Грёза приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовительные рисунки и портреты ("Гравёр И. Г. Билль", 1763 г., Музей Жакмар-Андре, Париж). Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. (Когда её купили, то разрезали пополам.
В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Здесь царят скромность и достаток.
«Кто сказал, что художник пишет красками. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Поразительно, с каким вниманием относится художник к каждой, казалось бы, ничем не примечательной вещи, будь то большой, сверкающий медными боками бак или простая миска.
Весьма просторный ивысокий перекрыт зал пологим сводом. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством», — говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени. Ярким примером этого является полотно «Молитва перед обедом» (1744, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Их хорошо видно и подслеповатым глазам.
Здесь царят здоровые нравственные устои. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Известность приобрели его пасторальная живопись: картины Жнецы, Спящий пастушок и другие. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.
Франциск I перевёз сюда из загородной резиденции — замка Фонтенбло — коллекцию живописи: лучшие творения Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиеся ему после смерти мастера, четыре полотна Рафаэля и другие картины. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению.
Здесьон пробыл три года. Но это и понятно. Подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей умбрийской фигуры школы. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению.
В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. А. С. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр).
Впрочем, надо сразу сказать, что между обоими художниками и огромная разница. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Жизнь вещей на полотне неразрывно связана с жизнью людей. Принадлежности для рисования наводят на мысль о высоком предназначении рисунка. Передкоторой преклонялись мастера кватроченто. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Наконец, воздух, с егоголубоватосерым тоном, окутываетвсе предметы.
Несмотря на преклонный возраст и болезнь, . В 1730-е — 1740-е гг. – однажды заметит Шарден своему оппоненту. Грёз (1725 — 1805) — тоже превосходный мастер, но, к сожалению, отдавший свое искусство на служение литературной программе. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
Дом его сделался сборным пунктом для выдающихся людей ума, вкуса и таланта. На её месте началось строительство дворца, продолжавшееся несколько столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др. ). Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз.
Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Шарден не получил академического образования. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Шардену удалось достичь в Молитве перед обедом поразительной проникновенности и теплоты.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Ученик П. -Ж. Мертвая натура превращалась под его кистью в живую одухотворенную материю, сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, окруженную воздухом. Впервые благодаря Шардену на сцену французской живописи выходит мелкая буржуазия, «третье сословие».
Теперь этоотношение было перевернуто. Генрих IV (1589— 1610 гг. ) поселил в нижних этажах Лувра художников и ремесленников, обслуживавших двор. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей).
В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». Другая область творчества Фрагонара — портреты — обнаруживает иные грани его дарования.
Широкая чаша, расписанная цветами, расположена в центре композиции. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Впервые онвыставил несколько своих работ навыставке молодых художников в 1728 году. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак».
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). 61 x 66 см. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля. Полные искреннего чувства, простые и естественные произведения мастера показывают повседневную жизнь обычного человека, его труд, отдых, семейные взаимоотношения («Прачка», ок. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Шарден (1699 — 1779) — художник чистейшей воды, он только художник и в то же время один из самых первых живописцев всей истории искусства. Шарден и сам не мог похвастаться знатностью происхождения. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии.
А старцу было удобно и он не так мерз. Центральная тема Шардена — натюрморт. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст.
Собственно говоря, Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. «Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики.
Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др. Центральная тема Шардена – натюрморт. Этот вариант датирован 1744. В 1724 году он приобрел почетноезвание члена этой Академии.
Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. а от его декоративных элементов.
Чтобы справитьсяс наплывом заказов, он нуждался в большомколичестве учеников. Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Этот долгий и трудный процесс описал в «Салоне 1865 года» Д. Дидро: «Лет семи-восьми нам дают карандаш в руки.
Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. В Отделе скульптуры представлены произведения западноевропейских мастеров XII— XIX вв. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Сперва ученик Ж. -Б.
Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Они дышат свежестью и любовью к людям. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». 1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. За год до своей смерти он лишился зрения.
«Шарманка и птицы» (около 1751), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768) в – особенности с пятидесятых годов, Огромное место в творчестве Шардена, «Надрезанный лимон» (около 1760), занимает натюрморт. Французские художник Ж. -С. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита.
Дольки одного из них опущены в чашу. Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. 1740, оба – Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик.
Возможно, его изображение является также символом скульптуры как вида пластического искусства (жанр мифологической скульптуры занимал одно из главных мест в академической системе обучения XVII века). Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки. Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. В Лувр были свезены сокровища Версаля и произведения искусства, конфискованные у Церкви и аристократов, в частности «Мадонна канцлера Роллена» кисти нидерландского живописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело.
Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной.
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Абсолютной валерной живописью, отличающейся, по словам Дидро, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, художник открыл качественное многообразие вещей, красоту обыденного.
Он просил уговорить Микеланджеловернуться. Они просты по композиции, сдержанны по колориту. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортовподобного рода, таких как «Атрибутмузыки».
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Шардена, а потом Франсуа Буше. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден.
Тем не менее его жанровые композиции всегда показывают счастливую семейную жизнь, полную любви и покоя («Ребенок с волчком», 1738 «Молитва перед обедом», 1740 «Утренний туалет», 1741, все — в Лувре, Париж «Маленькая учительница», Национальная галерея, Лондон). Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Жанровые композиции Грёза ("Деревенская помолвка", 1761 г., Лувр, Париж "Паралитик или Плоды хорошего воспитания", 1763 г., Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Дидро.
В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «»). Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Национальная галерея. Не случайно именно ему принадлежит лучший портрет французского философа Дени Дидро (1769 г. ). Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». По инициативе Рейнольдса впервые завелись в Лондоне публичные художественные выставки.
Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. На полотне «Натюрморт с атрибутами искусств» (1760-е, ГМИИ, Москва) изображена группа предметов, среди которых выделяется гипсовая голова Меркурия в центре картины. Отечноелицо пожилого близорукого человекапередано без всякой идеализации.
создал большую часть своих жанровых композиций. Красота формы подчинена дидактической цели. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину.
– Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством. – удивился незадачливый собеседник. Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего ее направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет.
С первых лет истории Лувра здесь хранились произведения искусства. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Высказывание Сезанна (от 27 июня 1904 года) относительно свободы, с какой Шарден использовал плоскости для изображения носа, может быть, не сразу понято, но оно хорошо раскрывает близость творческих установок этих двух мастеров. Последняя перестройка произошла в 1986—1988 гг. : был возведён вестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей).
1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение. Давидом, лишил его прежней популярности. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Наступил драматический момент. Жанровые мотивы теперь исключаются художником.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. Одним из его учителей стал художник Ж. Б. На сей раз дипломатическаянота несла правду.
– Красками мы пользуемся, а пишем – чувством». Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). О, Шарден. Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730 – 1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба – 1740, Париж, Лувр).
Что мысленныеобразы, Весьма вероятно, нахлынули вновь наМикеланджело, которым не суждено было воплотитьсяв мраморах Каррары, когда он работал вСикстинской капелле. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т. Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже. Франция. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой.
Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Когдасмотришь подряд большое количество егоработ их однообразие кажется утомительным. Написанная очень правдиво, с прямотой и непосредственностью, картина передаст ту неразрывную эмоциональную связь, которая объединяет обе фигуры. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия.
Неожиданностью было и обращение к портретам. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. – А чем же. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. XVII в., при Людовике XIV, в собрание вошли картины, принадлежавшие кардиналу Мазарини и остатки великолепной коллекции английского короля Карла I, казнённого во время революции XVII в. В их числе были произведения итальянских живописцев эпохи Возрождения и XVII в. Требование «раскрыть все богатства искусства перед животворным оком народа» (слова художника Жака Луи Давида) было выполнено лишь во время Великой Французской революции.
Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. В 1731 году Шарден обвенчался с дочерью купца Маргерит Сентар. Популярность Грёза основывалась на вкусах, распространенных во второй половине 18 века. Вводя нас в тихую и серьезную атмосферухудожественной мастерской, эти предметыдолжны были в то же время создавать какбы аллегорический образ наук и искусств.
В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Такую «рекламу» с парижской разношерстной толпой, глазеющей на раненого, которому хирург, разумеется, оказывает квалифицированную помощь, Шарден и написал.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена – «Скат» и «Буфет» (оба – 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Ему поручается организация ежегодных выставок. Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Страуберийскую девушку» (у маркиза Гертфорда), «Девушку с муфтой», «Мистрис Мейер в виде Гебы» (у барона Ротшильда, в Лондоне), «Маленького Самуэля» (в музее Монпелье) и др.
В XIX веке натюрморт, который, благодаря ему, стал жанром первостепенным, продолжал быть видом творчества, полным глубокой мысли, вопреки обычному своему назначению – оставаться просто живописью как таковой. Но на путь академического искусства Шарден так и не встал. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность.
Шарден создает лучшиежанровые композиции, впервые вофранцузском искусстве отобразившиесовершенно новый мир – жизнь третьегосословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаясяс рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва передобедом» (1744). Лицо молящегося мальчика скрыто от нас.
В музее несколько отделов: египетских древностей, Древнего Востока искусства Древней Греции, Рима и этрусков. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Уже ходилислухи, что он станет кардиналом, когдаего жизнь внезапно оборвалась. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Шарден находил поэзию в мелочах домашнего обихода, в изображение которых вкладывал теплоту чувств. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин.
присущей аналогичным картинам большинства его современников. К этому замыслуотносится сновауходят в землю. В 70-х гг. Рафаэль Санти известный теперь миру как просто Рафаэль (1483 – 1520), подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей фигуры умбрийской школы. Считается, что это лучшая работа художника.
Позднее на его основе образовался луврский Отдел скульптуры. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно». В 1784 г. пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца.
Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет», Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины. Работа с натуры была основой его творчества.
Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Вскоре в молодой семье появился ребенок.
Шарден находил поэзию в мелочах домашнего обихода, в изображение которых вкладывал теплоту чувств. Вокруг нее стоят рюмки на тонких ножках и черная бутыль. Мы начинаем рисовать по образцам глаза, рты, уши, потом ноги и руки. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.
Расцвет творчества Шардена приходится на 1730–1740-е годы. Герцоги стараются залучить в свои гостиные мещанина Руссо и разночинца Дидро, Мария-Антуанетта строит в Малом Трианоне деревенские хижины, а графы и короли с энтузиазмом коллекционируют картины Шардена, -- все это звенья одной цепи. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
Хотя я и служил тремпапам, это было вынужденно». Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". Работа с натуры была основой его творчества. Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758). Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».
По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане. На этом пути ихподстерегали опасности – ведь художник, намеренно «исправляющий» природу, легковпадает в манерность и монотонность. Интересно композиционное решение, найденное художником. Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые.
У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид). Лондон.
Но под его кистью словнопредстали воочию вдохновенные силыбожественного созидания. На переднем плане лежат лимоны. Сильные мира сего от Людовика ХV до Екатерины II с удовольствием давали Шардену заказы на картины, но настоящее признание он получил за то, что воспевал достоинства и благодетели «третьего сословия». Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
1737, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Женщина, чистящая овощи», 1738, собрание Лихтенштейна, Вена «Рукодельница», Национальный музей, Стокгольм «Гувернантка», 1739, собрание Лихтенштейна, Вена «Вернувшаяся с рынка», 1739 «Трудолюбивая мать», 1740, оба — в Лувре, Париж). Ученик П. -Ж. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр).
Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека.
Замечательное мастерство художника демонстрирует «Натюрморт с чашей» (1795–1797, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Однако в картине соединяются два стиля – рококо и сентиментализм. Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни.
Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко.
На спинке детского креслица висит игрушка — барабан. Оживляют картину теплые светло-коричневые тона освещенного робким солнечным светом стола, на котором представлена естественно расставленная группа предметов. – Красками мы пользуемся, а пишем – чувством».
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины — Санкт-Петербург, Эрмитаж). Мать ласково смотрит на девочку, произносящую молитву со словами благодарности к Богу за «хлеб насущный». Художникистали преобразовывать натуру всоответствии с тем идеалом, который онивидели в античном искусстве, то есть«идеализировать» ее. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Дешевые репродукции, развешанныеповсюду, склоняют к сомнению в достоинствахстоль общепонятного, слишком «бесспорного»искусства.
Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы. Но вдруг, неожиданно для всех, он закрылся в капелле и в полномодиночестве стал работать над фресками, которым суждено было «удивлять весьмир», с момента их раскрытия и по сейдень. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имелиогромный успех и открыли перед Шарденомдвери в Королевскую академию, куда онбыл принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. В Императорском Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» ( 1391), «Воздержанность Сципиона» ( 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи ( 1390).
Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Шарден не получил академического образования. Рококо. Здесь царят здоровые нравственные устои.
Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». Натюрморт был любимым жанром Шардена. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»). Натюрморт был излюбленным жанром Шардена.
Однако недавно П. Розенберг предположил, что «Молитва перед обедом» из Салона 1746 – та, что находится в Эрмитаже, в Ленинграде. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. Но как бы ни былослепителен блеск виртуозности взнаменитых микеланджеловских «иньюди», он меркнет перед силой творческогодуха, раскрывающейся в композициях набиблейские темы. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Мы долго гнем спину над альбомом, прежде чем нас поместят перед «Геркулесом» или каким-нибудь торсом После того как вы сохли дни и проводили при лампе ночи перед неподвижной и неодушевленной натурой, вас знакомят с живописной природой. Справа ему соответствует Кумскаясивилла, не отрывающая взгляда от книги. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония.
Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине». Микеланджело был на двадцать три годамоложе Леонардо и пережил его на сорокпять лет. Холст, масло.
Он добивается этого, связывая взглядами всех персонажей картины. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Еще недавно это было немыслимо. Современники очень скоро забыли Шардена.
Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. «Первое впечатление от автопортрета –ощущение необычности. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо.
1740-е годы — время расцвета жанровой живописи Шардена. Под влиянием культа чувствительности, свойственного сентиментализму, Грёз наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом. В 1730—1731 гг.
«Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Рядом лежат инструменты для черчения и рисования, книги в кожаных переплетах, гравюры, свернутые в рулон. Ученик П. -Ж. Леонардо и Микеланджело, другой – навосемь, внедряли в искусство новыекритерии. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в. Модный брак. В 1743—1745 Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века.
Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). Каза, Н. Н. Между тем городской глава, продолжая убеждать скульптора прибытьв распоряжение папы, дал ему рекомендательноеписьмо, в котором заверял, что во всейИталии, а может быть и в мире, не найдетсяему равных и что при добром отношениион «способен создать вещи, которыеудивят весь мир». «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» «Прачка» (около 1737), (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) – впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»).
Как одни предметы отражаются в других. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Куапеля, Ж. Б. Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах А. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Ш. поборолся за место в Академии. В Академию проникали новые течения.
В жанрах, считавшихся низкими, Шарден достиг такого совершенства, что его принимают в закрытую Королевскую академию живописи и ваяния, причем с замечательной формулировкой «художник цветов, плодов и характерных сюжетов». В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Простые тарелки и миски, кастрюля с отодвинутой крышкой, яблоки и луковицы, ступка, бутыль с вином — все напоминает о скромной трапезе обыкновенного человека («Банка с оливками», 1760 «Натюрморт», Музей Коньяк-Же, Париж «Трубки и кувшин», «Кухонный стол», «Медный бак», все — в Лувре, Париж). Достаточно взглянуть, например, на «Портрет графа П. А. Строганова в детстве» (1778 г. ). Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портретжены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр). В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец или Бездна».
Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей.