Альфонс Муха – один из наиболее очаровательных художников стиля модерн. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн). Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля. Являясь ярким представителем большого стиля европейского искусства, Муха сумел создать свой неповторимый, замысловатый и легкий модерн. Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству.
Альфонс Мария Муха не был самым талантливым или самым необычным художником модерна.
И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре.
Альфонс Муха (Мюша – на французский лад) был его ярким представителем и, как выразитель эстетических вкусов эпохи, стал его хроникером. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи».
В «Жисмонде» проявилось иное ощущение формы – обобщенней, ярче, убедительней. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Царивший два последних десятилетия XIXвека в Европе и Америке он был «изобретен» под влиянием индустриального прогресса и эстетики символистов. Сотрудничество с театром принесло Мухе известность и успех. Наряду с этим Муха преклонялся идеалу художественной многогранности.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Популярность Мухи была невероятно высока. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Семья будущего художника не могла похвастаться благородством крови, но отец Альфонса делал все, чтобы предоставить детям достойное образование. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Гуляя по Праге, вы постоянно будете встречать взгляд его дам.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой: Весна, Лето, Осень, Зима.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна дАрк».
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Работая над серией, художник обратился к России. В 1914 году он создал полотно под названием Отмена крепостного права в России.
Произведение, принесшее художнику внимание публики. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В это же время художник знакомится с Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном и полностью погружается в мир искусства. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Каллиграфия стала для юноши отличной школой, познакомившей с решениями композиционных задач пространства листа, различными образцами старых шрифтов и орнаментов.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Художник моментально становится знаменитым. Великая актриса была очарована работой. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации. С семнадцати лет начались первые шаги Мухи в искусстве. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты.
В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Идеальные образы изображенные на картинах мастера, были собирательными. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). Муха фотографировал натурщиц, а затем в каждой находил какую-либо совершенную часть тела, объединял в единое и писал несуществующий образ. Это было довольно прибыльным делом. После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин – «Славянской эпопеей». От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. В настоящее время она живет в Чехии. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет.
Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин – «La Femme Muchas».
Интересна история внучки Мухи. Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Это позволило ему обучаться в гимназии.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Посетители узнают и детали личной жизни автора. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
У неё две дочери. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге.
И в этой картине он смело передает мечтательность девушки через мотивы цветов. В это время Муха создавал плакаты и афиши, занимался книжной графикой. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. Был 1894 год.
Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). В старинном чешском городке Иванчице, 24 июля 1860 года родился Альфонс Мария Муха. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ). И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием. Он согласился. В 1920 году после Первой Мировой войны Чехословакия получила независимость от Австро-Венгрии.
Он изменил до неузнаваемости характер «развлекательных листов» с карикатурным рисунком, раскрашенным яркими локальными цветами, придав классическую весомость «легкому жанру». К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Декоративные панно «Времена года» были для Мухи первым проектом серийных листов для украшения интерьера.
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. В ту пору он заинтересовался историей славян.
От того, что здесь его называют Мюша. Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Медея – черная женщина из греческих мифов, жертва страстей своих и чужих. И как бы он не был популярен в мире, здесь его ценят как нигде.
Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет». Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую и фирма обанкротилась. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Альфонс Мариа Муха (чеш.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Полоса неудач длилась пять лет. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника. Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира. Является единственным официальным музеем художника.
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Его афиши, декоративные панно, календари, открытки, обложки журналов и книжные иллюстрации благодаря высоко развитой в то время технике репродуцирования стали широко известны и снискали огромную популярность.
Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Мастеровитый художник слишком благоговейно относился к «школе» используя ее приемы.
Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно.
Новое направление требовало от художника безупречности в рисунке. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк». В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Поскольку этот мотив был одним из самых распространенных в живописи конца столетия, стиль Мухи какое-то время считали синонимом движения Ар Нуво в целом. В настоящее время она живет в Чехии. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Такова афиша спектакля Жисмонда. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани. Просто они красивы неземной красотой.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. На смену бело-золотому видению приходит темный призрак. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. От заказов не было отбоя.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.
Количество заказов художнику росло с невероятной быстротой, а популярность его творчества была такова, что почти сразу же заговорили о «феномене Мухи». Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Однако пражские академики, рассмотрев рисунки будущего художника, отказали в зачислении.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Это платье очень оригинальное, оно придает девушке грациозности. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем – Мария. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Он серьезно занимался пением, но в 1875 году был вынужден отказаться от любимого занятия, так как его голос стал ломаться. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Еще в детстве Муха серьезно увлекался каллиграфией и, в совершенстве овладев этим искусством, не только облегчил свою судьбу, но и во многом определил черты своего будущего стиля.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Поскольку именно в ней преобладало славянское население. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Но на этом сказка закончилась. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Здесь он оформляет интерьер замка графа и декорирует его парадную резиденцию под Веной. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью. Проявилась способность творца, готового преобразовывать, декоративно трактовать натуру. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899).
Техника создания – масло и яичная темпера. Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Но судьба благосклонна к гению. Хитилова была соотечественницей Мухи. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В 1889 году Альфонса Муху ждет новый поворот судьбы. Известность чешскому мастеру принесли уникальные афиши (прежде всего, необычные афиши для необычной женщины – Сары Бернар, богини театра той эпохи) и рекламные плакаты, которым подражают по сегодняшний день. В это время Муха стал очень известен.
Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Покровитель художника, граф Куэн-Беласси, сообщает ему о возникших финансовых трудностях. Сухой натурализм преобразован им в ирреальность, воплощая призыв Поля Верлена: «Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело».
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». На смену флоральному течению модерна пришло геометрическое, однако оно проявилось в ювелирных украшениях не столь ярко и выразительно.
Однако его особый талант заложен в декоративной графике – на ней основана его слава. Обольстительные женщины славянской внешности с открытыми лицами и роскошными волнами волос. Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений. Причина, разумеется, не в размере. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».
Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского.
В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Однако это не сломило художника.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В представлении принимала участие Сара Бернар. До семнадцати лет Альфонс обучался в Славянской гимназии в Брно. Церковь отозвалась резко и крайне негативно о том, что художник затронул языческую дохристианскую историю человечества, но поклонники творчества и сам художник уже не обращали на эти выпады внимания. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Альфонс Муха (чеш.
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции. Этому же периоду принадлежит работа Мухи над созданием официальных банкнот и марок независимой Чехословакии. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). От заказов не было отбоя. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Пожар унес немало жизней и уничтожил декорационную мастерскую, в которой работал Муха.
Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после – графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа – Эммы) в городе Грушовани. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В жанровых картинах Альфонса Мухи сказывалось «академическое» воспитание – он был обречен на фатальную натуралистичность живописи. Во время своего путешествия в 1902 году он увлекся созданием эпических патриотических работ, передавая, таким образом историю славянского народа в нео-классическом стиле. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас.
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. В 1906 году мастер женится на Марии. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Для Альфонса Мухи главное – это показать орнамент, мотив природы. Парижский период – время создания циклов декоративных панно.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Также мне очень нравиться какое красивое платье он надел на девушку. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений.
Произведения дышат спокойствием и негой. Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. Как это выглядело.
После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок и даже вариант государственного герба. Такие полотна, как: Апафеоз истории славянства, Праздник Свентовита, Славянский праздник под липою и многие другие заняли своё почётное место в истории высокого искусства.
Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В 1879году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций.
Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса» и «После Грюнвальдского сражения» и «Отмена крепостного права на Руси». После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Художник иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн». Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку.
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. В это же время Альфонс Муха начинает писать авторские картины, организует персональные выставки в Париже. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Новый образ, другая роль. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. Он попробовал себя во многих областях – был живописцем, монументалистом, театральным художником иллюстратором и скульптором, ювелиром и плакатистом и вошел в историю как один из создателей Ар нуво (буквально – «новое искусство») иногда справедливо упоминаемого как «стиль Мухи». Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Главными героями его картин были женщины. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить.
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. 1893 год. Прима французской сцены дерзко дразнила обывателей экстравагантными выходками, моралистов – своими увлечениями, провоцируя слухи и сплетни. В результате актриса заключила контракт с Мухой на шесть лет. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. У неё две дочери. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Интересна история внучки Мухи. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Укрощала самых злобных критиков и умела расположить к себе врагов. С 1904 по 1913 гг. Появление на улицах Парижа театральной афиши к постановке спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар сделало знаменитым неизвестного чешского художника в один день, ошеломив парижскую публику и заставив говорить и писать о нем все столичные издания. В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства».
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника – Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Художник выбрал узкий вертикальный формат, который подчеркнул статную фигуру госпожи Бернар изображенную в полный рост.
В 1902 году Муха выпустил книгу рисунков Декоративные документы. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах игральных картах. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Alfons Maria Mucha) – известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). Восхищённый его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. С приобретением новых поклонников в конце XX века, он разошелся чудовищными тиражами. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы.
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш.
Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру.
Родитель просил принять сына на обучение. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Заказов было море. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Зачисляют юного художника сразу на третий курс. Близится Рождество. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Как мы видим, он достиг в этом совершенства – его стиль не перепутаешь ни с каким другим и мы восхищаемся любым его произведением, будь то реклама бисквитов и упаковка для шампанского или грандиозное полотно. Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Муха остался без средств к существованию.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.
Ее влияние на мировоззрение и формирование Мухи трудно переоценить. Серия состоит из двадцати работ.
Сгорел венский Рингтеатр. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Альфонс Муха был убежденным панславистом и верил в великое будущее объединенных славянских народов.
Но важнее всего то, что эти композиции с их неистощимым изобилием живописно-орнаментальных элементов и изысканностью каллиграфически прорисованных линий обладали силой, способной сформировать стиль. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. В результате Муха остается без средств и с неоконченным образованием. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Петра и Павла в соседнем городе Брно. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Поездка в 1913 году в Россию помогла Мухе понять суть русского народа, его страдания. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Осужденный за «буржуазность» и вульгарность стиль «прекрасной эпохи» и творчество одного из главных его идеологов были надолго забыты.
Преодолев ортодоксальность академизма, он сохранил верность ему. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Альфонса Муха был прекрасным художником-декоративистом. Бернар была довольна главным художником своего театра Ренессанс. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби».
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». За это время художник выработал свой стиль, который ни с кем не спутаешь. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Свое первое предложение сделать плакат Альфонс Муха получил в парижской мастерской Лемерсье, где в это время по счастливой случайности работал с печатниками над оттисками своего приятеля. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев и у дизайнеров. Смотря на эту картину, кажется, что это платье словно находиться отдельно от женщины. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Приведем краткое описание картины. Появилось понятие «LaFemmeMuchas»: прелестные нимфы, видения «из мира снов и грез», радующие взор нежностью и грацией, со струящимися локонами распущенных волос, являлись образцом идеальной красоты для целого поколения, объектом мужского поклонения.