На нем и построили здания три главных архитектора каталонского модерна: Антонио Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер и Жозеп Пуч-и-Кадафалк. Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900). Антонио Гауди-и-Корнет – самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В Испании в Барселоне возникает направление «каталонского модерна», к которому принадлежал Антонио Гауди-и-Корнет 91852-1926). На бульваре Грасия рядом стоят три шедевра модерна: Дом Бальо Гауди, Дом Лео Морера Доменека-и-Монтанера и Дом Амалье Пуча-и-Кадафалка.
Модерн в Барселоне ассоциируется с Антонио Гауди. На основе рассмотренного материала можно сделать вывод о каталонском модерне и вкладе Гауди в него. Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну. Многие считают, что творил Гауди в стиле модерн.
Дом Висенс («Каса Висенс», 1878 г. ) был спроектирован для дипломанта и фабриканта стройматериалов Мануэля Винсенса еще в начале архитектурной карьеры Гауди. В обряде часто участвует лично Папа Римский. Парадная лестница с фонтанами ведут в гипостильный зал – «Зал ста колонн», где размещены 86 дорических колонн. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства.
Знаменитый «Дом костей» – дом Батльо для текстильного короля Жозе Батльо-и-Касановаса был построен на улице Пассейж де Грасиа в знаменитом «квартале раздоров» между 1904 и 1906 годами. Это произведение Гауди относится к периоду восточного влияния на творчество архитектора, а именно искусства Индии, Персии, Японии, а также испано-арабских веяний, воплощавшихся преимущественно в стилях мудехар и назари. Антонио Гауди предвосхитил и другой метод художественного изображения в архитектуре. В этом что-то есть: балконы-черепа и колонны-кости – остатки жертв огромного дракона. Из серебра и золота выполнены резные потолки с листьями.
Строительство продолжается и сейчас, спустя 70 с лишнем лет после смерти Антонио Гауди. Что, действительно, отличает его от всех — это связь архитектуры с природой. Вот почему, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс».
Он вызывающе инороден и архитектурному стилю города и эпохе – даже нынешней. Она похожа на красивый сказочный замок, башни которого будто вылеплены из песка. Интересна история о том, как создавалась эта «бесконечная» скамья: оказывается, Гауди приказывал рабочим полностью раздеться и сесть как можно удобнее на слой еще не застывшего раствора.
Фасад Каса Мила (1905-1910)также был облечён в текучие формы, а жёлто-зелёный вестибюль подобентаинственному морскому царству. В комплекс резиденции входил жилой одноэтажный дом, конюшни и крытый манеж. У Гауди архитектура, прикладное искусство, скульптура и дизайн сливаются в новый единый вид искусства, более последовательно, чем у Луиса Доменеки-Монтанера (1850–1920), Жузепа Пучи-Кадафалька (1867–1957) и других архитекторов модернизма.
Лишь случайно пожилая женщина узнала его. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от ветра. Из-за этого завершение некоторых зданий затягивалось на несколько лет. В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы»— нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль-Каприччо (Комильяс, Кантабрия) также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона).
Все в этом здании разработано Гауди, балконные перила, мебель, лепнина на потолках, колонны (сорока разных форм). Проект получился экономически не совсем удачным и Гуэль в конце концов продал его мэрии города, которая трансформировала его в парк.
Особенно много его творений находится в кварталах Грасиа и Эщампле. Всё вышесказанное неизменно вело к высокой конкуренции среди именитых зодчих того времени. В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики— французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Оттуда открывается потрясающий вид на весь город.
Кровля опирается на аркады, усиленные нервюрами. Нижняя решетка украшена пластинами из металла и выкованными на них бутонами роз.
Разделяя их взгляды на архитектуру, однако, в своем творчестве Гауди пошел своим путем. Так, Каса Батло (1905-1907) он превратил в фантастическое жилищедракона, где его гигантское чешуйчатое тело образует кровлю, зубастыепасти-балконы выступают из отделанного мозаикой рельефного фасада, аколоннам придана форма гигантских костей. В декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры стиля модерн.
Мунтанера. А вид на город и море отсюда изумительный. Примером тому может стать оформление фасада здания дворца Гуэль. Здесь нет никаких готических и средневековых аллюзий, здание оформлено в стиле барокко. Его архитектура далека от общепринятой.
Много знаков, символов. Исследователи творчества Антонио Гауди не раз отмечали местный колорит его произведений. Не менее впечатляющими выглядят и городские особняки руки мастера. Дом располагается на склонах холма Тибидабо и открыт для посещения со вторника по воскресенье с 10:00 до 15:00 (зимой).
Он сохранил и растительность и дерево. Венчает дание башня с крестом. Усадьба была построена в период с 1884 по 1887 гг. Это здание является ярким отображением собственного стиля Гауди.
Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. На этой же улице, напротив санктуария, находится довольно известная барселонская больница Hospital de la Esperanza (адрес: Sant Josep de la Muntanya, 12). Об этом доме Сальвадор Дали сказал: «Огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии». Все признаки модерна здесь налицо – это развитие свободной внутренней планировки наружу, выявление ее на фасадах, отсутствие симметрии, активное включение живописных фрагментов (знаменитая мозаика Ирисы) использование цвета на поверхности стен. Мастеру доверяли частные клиенты. Он распознал гениальный талант сразу и вскоре Гауди стал частым гостем в его доме. Не случайно еще в начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека.
Собор напоминает мне замки из морского песка, которые строят дети у моря.
Стиль модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Например, пользуясь дверным молотком при входе, посетитель ударяет по фигурке клопа.
За причудливые формы местные прозвали этот дом «Каменоломней». Новомодное стремление к индивидуализму поощряется и городскими властями, присуждающими архитекторам ежегодные премии за самое лучшее здание Барселоны. Пoчти все сoopужения в паpке Гауди укpасил яpкoй мoзаикoй из мелкиx кеpамическиx oскoлкoв. Его творчество ознаменовало расцвет модерна в этой стране. Это первая работа Гауди, в которой он полностью отошел от классической архитектуры. Не менее впечатляющими выглядят и городские особняки рукимастера.
И это ему удалось, хотя всю жизнь его изводили болезни. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. для дона Антонио Пара (и именуется Cases Antoni Par). Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Акцент на готический стиль не в последнюю очередь был национальным политическим сигналом.
Строительство храма началось в 1882 году и продолжается до сих пор. Проявив себя как мастер коллажа, Гауди добился удивительного эффекта игры цвета и битая плитка превратилась в драгоценную отделку. Кроме того, он был профессором архитектуры, продуктивным писателем и политиком-националистом. Поскольку с основными достопримечательностями Барселоны мы успели познакомиться за две предыдущих вылазки в каталонскую столицу, этот день решено было посвятить осмотру предместий и более удаленных от центра (и, возможно, относительно малоизвестных) достопримечательностей: в программу этого дня, помимо Каса Висенс, вошли такие уникальные объекты, как парк Гуэль и павильоны усадьбы Гуэля.
Содержательная сторона произведений Гауди также многопланова. Гауди (архитектор) и его дома заслужили признание современников. Одним из почитателей таланта Гауди был граф-богач Эусебио Гуэль. Католический обычай короновать образы святых (и в особенности образы Девы Марии) — очень древняя традиция, восходящая к XVII веку. И благодаря ей великого зодчего не похоронили в общей могиле, а похоронили с почестями в здании всей его жизни Храме Святого семейства, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.
Реконструкция была согласована с самим Гауди, утверждавшим планы всех изменений. Здесь можно указать тот факт, что предки Антонио, вплоть до прадедов, были котельщиками, самые сложные изделия выполняли «на глазок», без чертежей. А бульвар Пасео-де-Грасия в Барселоне стал своеобразной выставкой архитектуры модерна, содержащей по-настоящему уникальные экспонаты, которые по сей день привлекают в Барселону множество путешественников со всех частей света. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе. В этом проекте был использован симбиоз декоративных и структурных деталей.
В те годы он жил прямо в соборе, в тесной, заваленной чертежами каморке. Большое внимание уделяется не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Каждый из трех фасадов украшали башни-колокольни. Утром, 29 августа, мы в очередной раз прибыли в Барселону из городка Бланес, где проводили свой отпуск на Средиземном море (Бланес расположен севернее Барселоны, в курортной зоне Коста Брава (Costa Brava), это самое северное побережье Каталонии).
Казалось, что Гауди объявил «войну» прямой линии и навсегда переселился в мир кривых поверхностей. Он выглядел в 30 лет вдвое старше своих ровесников, дряхлым стариком – в пятьдесят. Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых и функциональных зданий. При Гауди был построен только фасад Рождества.
Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. За дополнительную стоимость (4, 50 евро) вы можете посетить одну из башен фасада Рождества или фасада Страстей, подняться на которые можнона лифте. Для Гауди был очень важен символизм и сакрализацияархитектуры. Таким образом, границы между природой и каменными сооружениями словно стираются.
Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Дом Мила объявлен ЮНЕСКО как Всемирное наследие в 1984. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Сначала весь дом хотели снести – но архитектор заметил, что двумя боковыми стенами дом примыкал к соседним строениям, вот таким образом решил не корректировать его исходную структуру, а создать проекты двух новых фасадов.
Гауди считал его Храмом Искупления Грехов и символом Рождества Христова. Вот таким образом термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» или «современное искусство», а также термина «модернизм", обозначающего все наиболее авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX в. Хронологические рамки искусства Модерна очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет: приблизительно 1886-1914 гг. Дело в том, чтоГесперея – греческое название Испании, нередко упоминавшеесяв античной литературе.
Вверху изображён пеликан – канонический символмилосердия. В Испании воцаряется мода на монументализм. Беренгер позаботился также о внутреннем убранстве комплекса (алтари, кафедры исповедальни и т. п. ). Ведь его архитектура уникальна и не так-то просто вносить в неё изменения. Окончательной датой постройки предположительно называют 2026 год. Волнистые линии и игра светотени создают иллюзию постоянного движения, в то время как колонны на крыше являются предвестниками абстрактного стиля в архитектуре.
Эту мысль лаконично выразил Норман Фостер, специалист по архитектуре хай-тек (high-tech): Методы Гауди остаются революционными даже век спустя. Гауди тщательно изучил законы акустики. Длина собора 110м, высота— 45м. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля.
Дом Кальвет (Casa Calvet)— еще один известный частный жилой дом, построенный для вдовы текстильного фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеляв1898—1900 годахархитекторомАнтони ГаудивБарселоне. На крыше дома установлена терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах. Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. Когда ворота открывались, дракон устрашающе приподнимал свои железные когти. Наиболее знаменитые его постройки находятся в Барселоне. Незадолго до рождения Антонио родители его уже оплакали двух малышей.
он предпочитал перемешивать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Лестница ведет к просторному «Залу ста колонн» изюминка которого в том, что крыша одновременно является балконом извилистой формы, а карниз колоннады– спинка непрерывной скамьи, окаймляющей всю верхнюю площадь. Невероятно, но в центре Барселоны невозможно найти два идентичных дома. Символом жертвы Спасителя является центральная, с крестом. При входе мы увидели монахинь в белых одеждах и стенд с фотографиями протезов для рук и ног. Что, действительно, отличает его от всех— это связь архитектуры с природой.
Ряд чисел, составные картинки, загадочные рисунки, зашифрованные послания, таинственные знаки, магические формулы разбросаны по всей длине скамьи. Архитектура здания была передовой для того времени. На фото ниже – внутренний двор дома и оригинальная волнистая крыша с окнами.
Многие дамы влюблялись в Гауди, однако он остался одинок. Дом Балье называют «домом костей», так как колонны и балконы на главном фасаде интерпретируют как кости и черепа съеденных драконом по легенде девушек. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов.
Однако они уже отомщены – башня с крестом поднимается над крышей. Еще в детстве Антонио перенес воспаление легких и ревматизм. Антонио знал, что не просто так остался в живых. Дворец Гуэля — единственная постройка Гауди в старом городе Барселоны, он располагается наулицеКаррер-Ноу-де-ла-Рамбла (Carrer Nou de la Rambla).
Уже в следующем году проект был полностью реализован. До сих пор не достроена западная часть апсиды, которая составляет большую часть здания. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности.
Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле— Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон). В 1878 году он, наконец, был замечен и получил свой первый заказ – проектирование уличного фонаря Барселоны.
Получив прекрасное образование, предпринимательскую жилку от природы и одновременно скромность, он активно способствовал продвижению социальных проектов и развитию искусства. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий использование новых технологий (металл, стекло). Этот дом сравнивают с фантастическим драконом и, наверное, это сравнение совершенно справедливо. В среднем виадуке до сих пор растет рожковое дерево, которое Гауди решил сохранить.
Всего в парке три виадука: нижний, средний и верхний. Мы вышли к комплексу, который оказался святилищем, точнее, Королевским cанктуарием Св. -Иосифа-на-горе (Real Santuari Sant Josep De La Muntanya/Santuario-de-San-Jos-de-la-Montaa) (собственно сады, которые мы видели чуть раньше, за решеткой вдоль Travessera de Dalt, как потом выяснилось, тоже принадлежат этому богоугодному заведению). Но и недостроенная Саграда Фамилия в окружении кранов представляет собой грандиозное зрелище. Автор проекта — архитектор Херони Ферран Гранель-и-Манреса (Jeroni Ferran Granell i Manresa) (1867-1931), происходивший из крупной династии архитекторов и строителей. Это добавило санктуарию популярности. Собор Саграда Фамилия внесен вСписок Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Роскошные интерьеры скрывались за серым мраморным фасадом этого здания. Под него попал Гауди. Так, например, стальные несущие конструкции дополнительно выполняют декоративную функцию. Провозглашённая ими декларация «Декоративность— начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится абсолютно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского— от классической евклидовой.
Характерная особенность стиля Гауди состоит в том, что природные, органические формы (животных, скал, деревьев, облаков) стали источниками архитектурных фантазий этого автора. Постройка представляет собой конструкцию из железобетона с несущими колоннами и не имеющую несущих и опорных стен, Тщательно продуманная система вентиляции позволяет обходиться без кондиционеров, большое внимание уделяется естественному освещению, практически в каждом помещении имеется окно.
Вот таким образом, как заметила А. Русакова, немецкое выражение «Jahrhundertwende» – «поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода, чем традиционное французское «fin de siecle» – «конец века». Ведь Неоготика была одним из важных стилевых течений искусства Модерна.
Вторая версия менее официальная. Пoднявшись oт скамьи напpавo, мoжнo пpoйти к Дoму-музею Гауди (Cаsа-Musеu dе Gаudi), где аpxитектop жил с 1906 пo 1926 г. сo свoей племянницей. ». Гауди привлек к работе Жули Бальевеля и Франсеско Беренгера. Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством, «модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца XVI в., в стиле интернациональной или «пламенеющей готики». Этот спор царит до сих пор среди поклонников и противников Гауди. у выхода со строительной площадки собора Саграда Фамилия, на 74-ом году жизни, Гауди был сбит трамваем.
собор Святого Семейства называют «мечтой Гауди», так как он знал, что не успеет закончить строительство при жизни, но будучи очень религиозным человеком, этот проект считал своим главным творением в жизни. Состоятельные промышленники брали под покровительство изобразительные искусства, а их новоиспечённое богатство требовало себе выражения в оригинальных и роскошных зданиях. Модерн в своей поздней стадии немного успокоился. Это – основное творение мастера, о котором он говорил, что это будет храм новой серии. Я считаю стиль модерн в архитектуре наиболее интересным.
Затем, раз в месяц, все эти письма собирались вместе и сжигались: с одной стороны, это как бы защищало личность писавших, а с другой, восходило к каталонской традиции записывать свои прегрешения на листе бумаги и сжигать его в общем костре ночью, в праздник летнего солнцестояния. Образно-символический язык форм модерна здесь особенно ярок. В нем еще просматриваются элементы барочного стиля. Также проектом предусмотрены лифты, правда их установили значительно позже.
Г. Стернин выдвинул идею, что «модерн как научный термин. Архитектор и его дома – это гордость не только Барселоны. Сам дом имеет горизонтальное расположение. Здесь нет ни углов, ни граней, ни прямых линий. Гауди использовал много декоративных элементов помимо цветных керамических плиток (дань деятельности владельца здания), а именно: башенки, эркеры, выступы фасадов, балконы.
Тяжелой была беременность его матери, роды – трудными. У него были рыжие волосы и голубые глаза. Мысль о своей особой роли и предназначении он пронес через всю жизнь.
Фасад Каса Мила (1905-1910) также был облечён в текучие формы, а жёлто-зелёный вестибюль подобен таинственному морскому царству. Но препоны возникали на каждом шагу. В 1984 году дворец был внесенв Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1926 году, 7 июня, архитектор Антонио Гауди, биография которого вкратце была описана, вечером, в 17:30, покинул Саграда Фамилиа и пошел по обыкновению на вечернюю исповедь. Этот дворец определяет узнаваемый стиль Антонио Гауди, неповторимые конструктивные и декоративные решения, которые он затем применит в строительстве знаменитых домов в районе Эшампле. Эусеби Гуэль приводит Антонио Гауди в высший свет, знакомит с самыми важными людьми, которые вскоре будут мечтать о том, чтобы архитектор построил для них дома.
Отец мальчика и дед были кузнецами. За это дом Гауди была присвоена муниципальная премия за лучшее здание года. Также возможно посещение с гидом (только на английском, каталонском или испанском языках): 16 евро – взрослый / 12, 80 –детский до 18 лет / бесплатно – детский до 8 лет. Дом Висенс Дом Висенс был первым крупным самостоятельным проектом Гауди.
Архитектор Антонио Гауди и Корнет (Antoni Gaudi i Cornet) родился 25 июня 1852 года в городе Реус каталонской провинции Таррагона. Родители его были котельщиками и юный гений часто помогал отцу и деду, восхищаясь виртуозной работой их рук при изготовлении изделий из меди. Гауди предполагал фасад как ископаемая волна в одном обширном море камня. Практически все, начиная от интерьера и заканчивая декоративными деталями фасада имеет волнистые очертания. Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. Дон Монтанер, фабрикант, в 1883 году заказал ему летний дом.
С этой задачей виртуозно справился Гауди. Его карьера началась с очень скромных заказов, помимо уличного фонаря для Королевской площади, он занимался оформлением магазинных витрин, проектировал уличные туалеты. Великие архитекторы запомнились миру по масштабным и амбициозным, уникальным проектам. Что, действительно, отличает его от всех— это связь архитектуры с природой.
Вдохновение мастер подчерпнул в старинной арабской архитектуре. Затем его привлекла мастерская отца. Мало того, что исключены прямые линии, размыта сама черта между реальным и нереальным, разумной трезвостью и опьянением мечтой, здравым смыслом и игрой. В связи с этим обиходное выражение «стиль модерн» необходимо брать в кавычки. Среди прочих необходимо отметить такие: выражение испанского варианта романского и готического стилей, барокко, наследие испано-мавританского искусства и выросших из него орнаментальной облицовки и потолков типа «артесонато», а также эстетичности и изобразительности архитектурных форм. Этот дом является единственным объектом, на строительстве которого Гауди ни разу не был.
Особого внимания заслуживали широкие пятиметровые въездные ворота, которые за основной элемент декора получили название «Драконьи врата». У входа в парк вас встречают два уютных «пряничных» домика, сделанных по примеру крепостных башен, разделенных эффектными железными воротами (в одном из этих домиков впоследствии поселился сам Гауди). Дворец был построен в период с 1885 по 1890 гг. Здание строилось в период с 1883 по 1889 годы (по некоторым сведениям, по 1885).
Произведения Гауди являются органичной смесью архитектуры, живописи и скульптуры. В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент.
В доме нет углов, прямых линий, наоборот, царят волнистые линии, формы, убегающие в пространство. Его архитектура далека от, общепринятой. Антонио не любил геометрически правильные и замкнутые пространства.
Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, – универсальный магазин – наиболее интересен. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. С 1868 года Гауди переезжает в Барселону, где проходит архитектурные курсы. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий.
Давно мечтал Эусебио о практичном красивом доме. В этом и был весь Гауди, все его постройки и скульптуры пронизаны символизмом. Это первое помпезное сооружение в архитектурной коллекции Гауди. И потрясающие голубки на одной из башен. Входные ворота, распашные и одностворчатые, украшены рамой, состоящей из двух частей. Дом был построен по заказу дона Рикардо Рамоса (Ricard Ramos).
Влияние личности и творчества Гауди возрастает с каждым днем. Рёскина, прерафаэлитов, английских графиков У. Крэйна и У. Блейка. Антонио Гауди создавал такие произведения, которые не разрушали, а скорее обогащали уже существовавшую традицию, а также архитектурный язык (как с морфологической, так и с синтаксической точки зрения). Главным в творчестве Гауди стало возведение в Барселоне собора Саграда Фамилиа.
Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение известное впоследствии как «свободный план». У Гауди никогда не было окончательных проектов. 7июня 1926г. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод.
Это будет, подобно лесу. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обработаны. Это, видимо, было их семейной особенностью. Это жертва ради высокой цели.
Пожалуй, его можно сравнить лишь с Синаном в Стамбуле и Андреа Палладио в Виченце. Лишь поначалу бегущий узор из разноцветной блестящей керамики кажется случайным. Хребтом поверженного дракона является зубчатый изогнутый гребень крыши.
Так по Каррер-Гран-де-Грасиа мы дошли до площади Лессепса (Plaa de Lesseps). Дом Бальо в Барселоне — жилой дом на центральной улице Барселоны Пассеч-де-Грасиа (Passeig de Grcia) перестроенный архитектором Гауди в 1904 — 1906 годах для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Веками складывавшиеся традиции, задействованные в произведениях Гауди, органично переплетались и создавали новый контекст, отвечавший всем требованиям времени. Ему пришлось даже оформлять витрину магазина перчаток. Одним из главных выразительных средств творчества испанского зодчего стал свет.
Кроме того, на этой улице много магазинов и, в частности, обувных. Мы шли на север, попутно заходя в магазины и любуясь строениями. Самым выдающимся испанским архитектором XIX-XX веков по праву можно назвать Антонио Гауди.
Модерн называли «последней фазой искусства прошлого века. Эти течения были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, «флореальное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое индустриальное и кустарное.
Примечательно, что в отличие от всех других работ Гауди, возведениехрама с самого начала ведется на частные пожертвования, что и является причиной столь продолжительных строительных работ. Почему-то в этой семье все дети умирали очень рано. Чувствуется влияние испано-арабского стиля мудехар. Над всем этим трудился не один архитектор. Гауди был художником-мастеровым в высшем смысле этого слова.
Это приводило к двояким последствиям.
Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle», отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Марторель согласился и предложил помимо своей дружбы работу. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. В 1880-е годы Гауди создает свои первые знаковые проекты – дом Висенс, Эль-Каприччо, создает павильоны усадьбы Гуэль близ Барселоны (владения отца Эусеби Гуэля) и получает заказ на дворец Гуэль на Рамбле – главной улице Барселоны. Оплаты своей работы не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство.
В те годы он жил прямо в соборе, в тесной, заваленной чертежами каморке. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди. Гауди едва сводил концы с концами.
Интересным декоративным элементом является кирпичная колонна в прачечной на первом этаже колледжа, выполненная ступенями по спирали, что наделяетеёдинамизмои и пластичностью. И если верить второй версии именно с подачи промышленника макет оказался в Париже.
На нижнем этаже находится часовня Святого Причастия (capella del Santssim Sagrament). он предпочитал перемешивать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику.
Таковым стал и Гауди, посвятивший храму Святого Семейства более 40 лет своей жизни. Не модернистским, а скорее постмодернистским. Венчает здание башня с крестом. Вообще, все его творения вызывают во мне какую-то детскую радость.
Это позволяло получить идеальную форму сиденья. Но из таковых, как он индивидуальностей и состоит, собственно говоря, весь ХХ век. Pелигиoзная симвoлика пpисутствует вo всеx пoстpoйкаx Гауди «безмoлвная вoлна синей гopы» (так назвал дoм Мила английский искусствoвед Д. Pескин) дoлжна была запечатлеть «душу Каталoнии2 и напoминать мoнастыpь Мoнсеppат. Гауди является самым известным в Испании архитектором. Любимым занятием Антонио являлось рисование.
И все элементы трех искусств используемые мастером, становятся неразделимым единством. Так, впарке Гуэль многоцветная декоративная архитектура с использованиеммозаик и преображённый зодчими ландшафт образовали настоящий сказочныйуголок. Вот таким образом Гуэль предложил поселиться в нем самому Гауди.
в стиле модерн с элементами архитектуры мавров. Гауди никогда не был женат. Он любил вместе с приятелями исследовать полуразрушенные окрестные монастыри. В 90-х годах прошлого века модерн определился как архитектурный стиль.
После знакомства с первым значимым творением Гауди мы вернулись на Carrer Gran de Grcia — главную улицу квартала Грасиа, не особенно широкую, но со множеством достойных зданий начала XX века. На территории парка находится дом самого Гауди, где он прожил с 1906 по 1925 год и особняк Гуэля, а также визитная карточка парка — знаменитая извилистая скамейка. Этим Антонио объяснял свое умение чувствовать и мыслить в трех измерениях. Своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед — кузнецы, один дед матери — бондарь, другой моряк — «люди пространства и расположения».
В зависимости от того, как посмотреть на фасад, можно увидеть Св. Он тесно прижат соседними домами. Период Модерна можно сравнить и с эпохой XVII-XVIII вв., конечно не по объему созданных ценностей, а по логике развития художественных идей.
Здание строилось с 1883 по 1885 в качестве загородного дома производителя керамической плитки дона Мануэля Висенса-и. Здесь имеются скамьи для 30 тысяч молящихся. Современную Барселону трудно спутать с каким-либо другим городом мира.
То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы, – сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Интересным уголком парка считают центральный вход с двумя фантастическими домиками.
Не зря квартал, в котором находился дом, прозван был яблоком раздора. Пожалуй, архитектурные произведения, находящиеся именно в Барселоне, являются самой яркой иллюстрацией творчества талантливого мастера. И прежде всего, с заказчиками. Его архитектор, Хауме Торрес, также является автором проекта здания Почты и телеграфа (Correos y Telgrafos) на Va Layetana.
Его архитектура далека от общепринятой. Но готика, несмотря на высочайшие достижения в области конструирования, ему представлялась неабсолютной, поскольку она не может обойтись без «костылей»: так Гауди называл арочные контрфорсы.
Тем ни менее Педро Мила выражал нетерпение и всячески подгонял. Сквозь него ночью видны звезды. Гауди творил и за пределами каталонской столицы. Этoт метoд Гауди изoбpел сам и назвал егo «тpенкаpдис».
Почему Гауди выбирает именно этот сюжет. Они требовали ее убрать. После того, как гения не стало, проект Саграда Фамилиа так и остался незавершенным, так как Антонио не любил чертить, после него не осталось авторских чертежей.
Дом Висенс (Casa Vicens) является первым значительным шедевром Гауди, проект которого был разработан в год, когда архитектор получил свой университетский титул. Проект здания был заказан промышленником Мануэлем Висенсем, который унаследовал землю в 1877 году. Мне кажется он создал свой собственный стиль в архитектуре. В доме нет углов, прямых линий, наоборот, царят волнистые линии, формы, убегающие в пространство.
А для Оскара Нимейера он был символом современности. Именно Гауди сотворил современное архитектурное лицо Барселоны. Знакомство сначала с Гуэлем, а затем и с Марторелем стало для него судьбоносным. На территории парка находится дом-музей Гауди, где когда-то проживал архитектор. Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в Реусе (Каталония), либо в деревне рядом с этим городком, став пятым ребенком в семье.
Этим формам, многие из которых изогнуты, предстоит играть значительную роль в будущем. И действительно, Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период Бидермайера начала XIX столетия. На фото ниже – похороны Гауди, состоявшиеся 12 июня. Как и вся жизнь, которую прожил архитектор Антонио Гауди, Храм Святого Семейства полон явных и скрытых знаков.
Стены в Доме Мила являются перегородками, которые можно перемещать по желанию. Произведения Гауди отличаются разнородным характером с точки зрения архитектурного стиля. Храм Святого Семейства (Sagrada Familia) является самым знаменитым шедевром архитектуры Гауди в Барселоне и во всем мире. Однако Антонио Гауди решил выжить.
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Построен дом по заказу Мануэля Висенса. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню.
Финансовое положение заказчика Мила заметно пошатнулось в ходе строительства. Один дед его матери являлся бондарем, второй – моряком. Антонио увидел в этом знамение судьбы: он должен быть один.
С того самого времени здесь находится монастырь, входящий в религиозное сообщество именуемое Конгрегацией матерей-попечительниц всех беззащитных (Congregaci de Mares de Desemparats/Congregacin de las Madres de los Desamparados) (в настоящее время здесь содержится около 150 детей-сирот и детей из трудных семей). Мастер является создателем своего неповторимого стиля, основанного на модерне. Еще один жилой дом, построенный для семь Мила Пассеч-де-Грасиа в1906-1910 годахвБарселоне.
Первая работа, которую он ему доверил, был как раз поселок Матаро. Вот таким образом «художникам приходилось расплачиваться за модерн и преодолевать его и одновременно благодарить за то, что какие-то пути вперед были намечены». От главной площади парка, вокруг протянулась сеть пешеходных дорожек и троп. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте и вам покажется, что это светят звезды, – писал Гауди.
Но бесспорно также и то, что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. Внутренние перегородки в квартирах можно передвигать при необходимости. В работах испанского мастера прослеживаются черты, присущие национальной традиции. Такое наблюдение нужно было ему, чтобы этап за этапом видеть, как здание приобретает форму, дабы при необходимости тут же, на месте, внести коррективы.
Родители боялись, что ребенок не выживет. Пожалуй именно к отцовской ремесленной кузнице уходят истоки творчества Гауди. Войдя в парк, посетители сразу издают возглас изумления, увидев два «пряничных» домика. Оплаты своей работы не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство. В те годы появились проекты типового киоска, предназначенного для торговли цветами и нескольких осветительных столбов для улиц и площадей Барселоны.
В творчестве архитектора Ганса Пельцига (1869-1936) заметна подчеркнутая экспрессивность. Он разделял взгляды Антонио на искусство и щедро спонсировал зодчего. Активные работы по возведению храма начались в 90-е годы и продолжаются по сей день.
Это симметричное желтоватое здание, точнее, три объединенных вместе здания, было построено в 1906 г. (1905-1908 гг. ) по проекту архитектора Хауме Торреса-и-Грау (Jaume Torres i Grau (1879-1945) и по праву считается одним из лучших образцов каталонского модернизма в Барселоне (адрес: Plaa Lesseps, 30-32). Любимым ритуалом стало сидение на скамье-змее. Он часами мог в детстве наблюдать за тем, как течет вода, как плывут облака. Об этом доме Сальвадор Дали, мастер аллегорий, сказал: «Огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии».
Кстати, последний не достроен до сих пор. Действительно, все сооружения Антонио Гауди являются новаторскими. В общем, можно сказать, весь день мы провели в компании Антонио Гауди (ну и других архитекторов той эпохи). Причина в том, что здание превысило все действующие нормативы, что повлекло штрафы. Однако, с другой стороны, все они представляют собой отдельные части (одновременно отличные и похожие друг на друга) единого целого, объединенные самобытным талантом автора, его творческими устремлениями. Три внутренних дворика – один круглый и два эллиптических.
Впоследствии это и повлияло на создание в его творениях форм, близких к природным. Вскоре будущий великий архитектор Гауди занялся строительством Дворца Гуэля (1885-1890 гг. ). Здание просто уникальное. Георгия (одного из покровителей Барселоны), поражающего дракона, великолепную сверкающую рыбу (символ жителей Средиземноморского региона) или элементы безудержного карнавала. Геометрия – единственное, в чем он был отмечен.
Однако, безусловно, самой известной работой мастера остается Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства), выполненный в нетипичном стиле для храмовой архитектуры. И если в следующие непосредственно за «гранью веков» годы этот период казался только декадентским, странным, болезненным и упадочным, то уже через несколько десятилетий, в середине XX в., стало понятно, что именно тогда происходили важные процессы накопления и осмысления новых художественных идей, поиска форм, сближения различных видов и жанров искусства. А далее их взорам предстаёт Зал Ста колонн (на самом деле их 86), которые стройными рядами разбегаются в разные стороны. Уникальное сочетание материалов и многоцветие создает фантастические образы.
Творение архитектора относят к раннему модерну. А. Гауди посвятил архитектуре всю свою жизнь без остатка. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Экспрессивные по характеру скульптурные детали облицованы майоликой.
Тогдашний муниципальный архитектор квартала Грасиа Мигель Паскуаль (Miguel Pascual i Tintorer) поручил руководство работами своему ассистенту, знаменитому ученику Гауди Франциску Беренгеру (Francesc Berenguer i Mestres) (1866-1914). Тогда первым успехом студента школы архитектуры стала оценка «отлично», полученная за созданный им проект двора здания Депутатского собрания. Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. Он считал, что прямая линия является порождением человека. Тот предрекал Антонио скорую неизбежную смерть.
Модерн – это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Гауди бился за каждую деталь своего проекта. Дом Бальо Дом Бальо (дом костей) является переделкой особняка семьи Жозепа Бальо в 1907 году.
Гауди сам разработал оконные решетки и ограду сада, а так же выполнил эскизы интерьера столовой и курительной комнаты. Граф Гуэль предоставил Гауди полную свободу, позволив тем самым самовыражаться. Башенки с куполами на этих павильонах напоминают книгу «Тысяча и одна ночь».
Какими бы смелыми и хрупкими ни казались некоторые архитектурные решения, все они основаны на точных математических расчётах и – что гораздо важнее – на экспериментах. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает.
Но у искусства Модерна были свои предтечи. Гауди именно здесь превратил впервые кровлю с вентиляционными трубами и дымоходами в сад стоящих камней. Для Гауди был очень важен символизм и сакрализация архитектуры.
Впрочем, он и сам знал толк не только в бизнесе и политике, но и в искусстве, живописи. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе. Очень многое из этого было выполнено его руками.
Уже в самолете при посадке начинаю высматривать Собор Святого Семейства. Согласно первой судьбоносная встреча произошла в Париже, на Всемирной выставке 1878 года. При Гауди был построен только фасад Рождества. Этот комплекс в стиле модерн был построен в 1888-1910 гг.
Говорят, что, оплачивая фантазии Антонио Гауди, заказчик едва не разорился. Георгия, покровителя Каталонии. Архитектура Гауди была далека от общепринятой. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Отсюда открывается один из лучших видов на город. Гауди был неухоженным стариком и был принят за бездомного.
Венчать здание дoлжна была кoлoссальная фигуpа Мадoнны (12 м) с ангелами – все здание дoма Мила вoспpинималoсь бы тoгда как ее гpандиoзный пoстамент. Самой же неповторимой работой Гауди для графа стало здание барселонской резиденции Гуэлей – (1886-1891). Это позволит избежать долгового ожидания в очереди. Для понимания взглядов Антонио Гауди на архитектуру показателен также метод его работы, который он сам обозначил как «органический».
Модерн сравнивали с Рококо, не замечая при этом того художественного разлада, которого не было ни в искусстве древности, ни даже в Маньеризме или Рококо в период их «классического» развития. Сегодня Каса Висенс представляет собой маленький дворец, как будто из восточной сказки. Не избежал этого и Гауди.
Гауди осенью 1904 года взялся перестраивать особняк Касановаса, текстильного магната. Юный Гауди отправил на конкурс проектов свой эскиз герба настоятеля монастыря и победил. Домом костей прозвали горожане Каса Батло.
Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. Гауди пришлось добиваться гонорара через суд. Так, Каса Батло (1905-1907) он превратил в фантастическое жилище дракона, где его гигантское чешуйчатое тело образует кровлю, зубастые пасти-балконы выступают из отделанного мозаикой рельефного фасада, а колоннам придана форма гигантских костей. Сооружался храм медленно, а сам Антонио любил повторять фразу: «Мой заказчик не спешит» имея в виду Бога. Необычна и форма колонн. Популярность этого образа была столь велика, что в 1921 году состоялась торжественная церемония «канонической коронации» (Coronacin Cannica).
Эта работа стала первой творческой победой и принесла ему неплохой гонорар. Работы начались в 1901 году и осуществлялись в три этапа. На искусство Модерна возлагались большие надежды.
Если снаружи усадьба покрыта керамикой заказчика, узор которой выполнен в популярном тогда стиле «мудехар», то внутри здания стены расписаны аистами, фламинго и другими птицами на потолках и дверных косяках, а также плющом на стенах – декоративные элементы здания насыщены богатой символикой. он предпочитал перемешивать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Работу над инфраструктурами Гуэль поручает Гауди. К ним относятся Дом Мила (жилой дом, стены которого расписаны с внутренней стороны, а на плоской неровной крыше находятся каминные трубы, облицованные кусочками стекла и керамики), Дом Батльо (волнистая, чешуйчатая крыша которого напоминает гигантского змея), Ворота Миралес (округлая стена, покрытая черепицей из черепашьего панциря), Парк Гуэль (являющий собой урбанистический стиль в природе, здесь нет ни одной прямой линии, этот парк стал жемчужиной Барселоны), церковь загородной усадьбы Гуэль, дом Бельесгвард (вилла в виде готического замка с витражами сложной звездчатой формы) и конечно много других, так как, войдя «в моду» у богатых граждан не выходил из нее до конца своей жизни.
Размещаясь на небольшом участке, дом занимает центральную его часть. Он восторженно следовал его идеалам, а также идеям энтузиастов неоготики. Хорошим учеником он не был.
Именно так в архитектуру Барселоны пришел модерн, который стал своеобразной почвой для рождения и становления таланта настоящего мастера, каковым был Антонио Гауди. На фото ниже – вид храма изнутри.
Эту виллу можно увидеть на улице Каролинес, к сожалению теперь уже лишенную сада. МОДЕРН, «СТИЛЬ МОДЕРН» (франц. С террасы открывается замечательный вид на парк и панораму Барселоны. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно.
Фантазия автора превратила здание в удивительное сооружение, называемое теперь Дом костей за его колонны в виде человеческих костей и странные балкончики, напоминающие черепа. Экстерьер здания дополняют оригинальные решетки ворот, окон и балконов, спроектированные Гауди. В этот день в Барселоне был пущен первый трамвай.
Опущены плотные жалюзи, внутрь заходить нельзя, ведь это частное владение. Однако он решил немного подождать и хорошо подготовиться. В течение довольно короткого периода времени новый стиль – модерн – стал господствующим в архитектурном искусстве Испании конца XIX столетия. Впоследствии в своем творчестве он часто использовал природные мотивы. Считая природу лучшим из строителей, в своем творчестве старался подражать ей.
В доме находится музей, посвященный творчеству Гауди. Посещение в составе группы, а также детьми до 18 лет предполагает скидки. С этой целью Гуэлем была приобретена территория площадью 15 гектаров. Многие архитектурные объекты города Барселоны создал Гауди. Проект был выполнен в 1878 году, а построен дом в 1883-85 годах. Это вертикали больших окон в построенном им конторском здании (1911) в Бреслау, ритмически разнообразные по размеру и очертаниямокна промышленной химической фабрики в Леобане, близ Познани.
Внутри дома был просторный главный зал, который венчался куполом с отверстиями, так что даже днем, подняв голову, казалось, что смотришь на звездное небо. Истоки творчества Гауди следует искать в его детстве. Это святой Георгий, являющийся покровителем Каталонии, вскинул победно свой меч.
Модерн стремился впитать в себя все. Двери фасада Рождества посвящены основным благодатям, которые разделены спиралевидными колоннами, опирающимися, подобно Земле в древних мифах, на панцири черепах, – Иосифа и Марии. Стоимость входного билета с аудиогидом (имеетсяна русском языке): 9 евро – взрослый / 7, 20 – детский для посетителей до 18 лет / бесплатно – детский до 8 лет. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. 12 башен посвящены апостолам. Он был не просто известный испанский архитектор. В конце 19 века многие увлекались готическим стилем. В отличие от соседнего парка Гуэль, на территории санктуария царит тишина и покой.
Одна из комнат облицована буком, другая – эвкалиптом. Были построены склеп, абсида, Фасад Рождества. Первой работой Гауди для графа Гуэль было строительство графского поместья в округе Гарраф (1884-1887).
В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Чего стоит хотя бы лестница особняка Рябушинского и ее перила, заканчивающиеся бурным всплеском с торшером- медузой на конце. В 1926 году он погиб, попав под трамвай на перекрестке улиц Гран Виа и Байлен.
Верхняя часть представляет собой фигуру железного дракона на цепях. Каждый из них выполнен в своем стиле: нижний (Музейный, Viaducto del Museo) — в готическом, средний (виадук Дерева, Viaducto del Algarrobo/Viaducte del Mig, Viaducte del Garrofer) — в стиле барокко, а верхний (угловатый виадук Вазонов или виадук Влюбленных, Viaducto de las Jardineras/Viaducte de Dalt/Viaducte dels Enamorats) — в романском (хотя всё это довольно условно: везде преобладает грубоватая руиноподобная каменная отделка).
вздохом умирающего столетия». Планируется закончить работы примерно к 2030 году. Хотя он и остается в тени Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер (1849-1923) был одним из величайших мастеров модерна. Взгляд цепляет с ближайшей улицы лишь башенка. Все дороги задуманы так, чтобы отделить транспортные средства от пешеходов. Благодаря им в пасмурную погоду и ночью храм должен был оставаться обителью света. В этом проекте впервые использован опыт создания параболической арки.
Пальмовые листья составили узор решетки, а цветы виднеются на облицовочной плитке. Художники Модерна своей дерзостью ломали все привычные границы. Дом, построенный по проекту последнего, не удалось продать.
a («Возрождение») пытались оживить старые традиции. Ещё более плодотворными для Гауди оказались труды англичанина Джона Раскина, узревшего в орнаменте истоки архитектуры и призывавшего к синтезу всех искусств в одном творении. Денег на отделку не жалели: палисандр, черное дерево, слоновая кость, черепаховый панцирь.
Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Мальчик подслушал однажды в детстве разговор с врачом своих родителей. Самый известный парк в Барселоне в районе Грасия, созданный Гауди в 1900 по 1914 годах. С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Архитектор Антонио Гауди погиб, попав под трамвай 7 июня 1926 года.
Архитектор втиснул в узкое пространство (всего лишь 18 на 22 метра) красивый особняк, одновременно напоминающий венецианское палаццо и мечеть. moderne от лат. Он требовал применения больших остекленных поверхностей.
Тех, кто мог бы ему подражать, – мало. Водитель сбившего его трамвая впоследствии говорил, что сбил пьяного бродягу. За этим занятием его и застал Гуэль. Над собором возвышаются 4 100-метровых башни, 12башен по числу апостолов, 4колокольни— по числу евангелистов и 2шпиля— Богоматери и Иисуса Христа (170м). Фасад Рождества – прекрасное творение с четырьмя башнями с необычными силуэтами.
Но характерно, что у ряда ведущих архитекторов столетия (прославившихся, кстати, преимущественно функционализмом своих построек) барселонский фантазер аллергии не вызывал. Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году. А вот круг – это порождение бога. В период с 1870 по 1882 год он работал под руководством архитекторов Ф. Вильяра и Э. Сала: участвовал в различных конкурсах, выполнял мелкие работы (фонари, ограды и проч. ) изучал ремесла и даже проектировал мебель для собственного дома. В этом храме нет ни однойархитектурной и скульптурной детали, ни однойархитектурно-композиционной связки, которая не имела бы глубокосимволического и мистического смысла. Оно выходит далеко за рамки собственно архитектуры, поскольку затрагивает вопросы не просто строительства, но формирования новой – созидательной – концепции пространства, с эффективным использованием света, цвета и декоративного оформления.
Мне кажется что такое происходит со всеми кто попадает в парк Гуэль с его узкими извилистыми тропинками. Параболические арки встречаются по всему дворцу в качестве фигур интерьера. Вверху изображён пеликан – канонический символ милосердия.