Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом.
Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Многослойное полотно грозит вырваться из рамок прямо у нас на глазах: оно расширяется одновременно во все стороны, вовлекая и перенося зрителя в далекие годы правления испанского короля Филиппа IV – властителя половины мира того времени. светотенью, красками.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году.
То есть король вступил в инцестуозные отношения. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Это одна из тех загадочных картин, споры о которой будут идти бесконечно. Это таинственное полотно реализует давно задуманную мечту человека о машине времени. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.
Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины – пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV – инфанта Маргарита. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Несомненно, что Веласкес и следовал Овидию и копировал Тициана, возможно, что он вдохновился случайно увиденным, как художник испытывал симпатию к ткачихам, создателям прекрасных ковров. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. С одной стороны, показаны не Филипп и Анна, а только то, что находится за ними с другой стороны, они возвеличены тем, что вся картина и даже сам художник служат объектами их восприятия восприятие их утверждается как субъективное, поскольку и художник, писавший реальную картину и зритель, рассматривающий ее, могут встать на точку зрения королевской четы как простых смертных.
И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой.
Но в то же время лицо Маргариты одухотворенное и живое, в отличие от болезненного лица короля, напоминающего маску. На картине «Менины» в центре также стоит светлая фигурка Маргариты. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. В портретах Ренессанса идеальный героизированный человек, несмотря на напряжение воли, выступает обычно как обособленная личность. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Картина оказывается местом скрещения двух сфер.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. В первую очередь в этом нас убеждает автопортрет самого Веласкеса. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. С точки зрения каждой меняется значение целого. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Каждая обладает своей правомерностью. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Есть и философские интерпретации. И творчество побеждает. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.
Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Находится в музее Прадо в Мадриде. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Одна из придворных девушек подает инфанте красный кувшин с водой. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа».
Но не это главное в полотне. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Это сцены изжизни простых людей.
Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе.
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.
Инфанта являемся функцией короля. Веласкес немало потрудился над изображением инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины».
Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». В ней таинственно многое, начиная с названия. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Но смотрит и художник. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона.
Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Инфанта служит центром внимания всех персонажей и занимает центральное положение в картине. Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.
Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Нижняя половина картины занята фигурами. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.
Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Основой ее толкования служил старинный испанский историк Паломино, дополненный некоторыми более поздними работами. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Картина «Менины» явным образом построена. Портреты подраставших детей рассылались родственникам короля бывшие императорские собрания Венского музея насчитывают их несколько экземпляров. Художник любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Прямоугольники картин, двери и отрезков стен звучат в его картине гармонией пифагорейских чисел. Короля и королевы не видно. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Веласкес – настоящий волшебник света и композиции.
Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В его наследии – множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. Оба произведения выполнены в разных манерах.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Ему 57 лет. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Загадка заключается в другом.
Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Однако это положение требует оговорок и поправок. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения.
Он здесь и объект наблюдения и его субъект. А с другой – сам бросает вызов богам. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Стоящий за огромным мольбертом, с кистью и палитрой в руках, он внимательно смотрит в сторону, где предположительно стоят Филипп IV с женой.
галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. На этих картинах очаровательная принцесса изображена в разных возрастах: кисть великого мастера как бы кадр за кадром запечатлела превращение маленького бутона в красивый цветок.
Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Размытые границы центра, нетвердый акцент игра противоположностей (черного и белого, красивого и уродливого, реального и призрачного) заставляют зрителя блуждать взглядом по картине, попадая в разные пространства и заходя прямо вовнутрь картины. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Веласкес немало потрудился над изображением инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Но Веласкес был не иллюстратором, не копиистом, не моралистом, не бытописателем, наконец, не проповедником социальной морали, он был прежде всего поэтом, художником. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Все зависит от точки зрения. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.
Она вызвала на состязание Афину. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик.
Разумеется, нет. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. И это не потому, что Веласкес им прямо подражал, а потому, что в самой структуре их он находил нечто содействующее воплощению его замысла. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».
Обратим внимание на изображение самого художника с левой стороны, который стоит перед большим мольбертом с кистями и палитрой. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.
Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. На это указывает отражение в зеркале. И главное, что его занимало, это не воспроизведение отдельных, четко отграниченных мотивов: ковра инструментов, фрейлин, ткачих, а их слияние в один многозначительный живописный образ. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо.
Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Ему достаточно было подчеркнуть наличие различных сфер, овладеть различными степенями реальности, столкнуть их друг с другом. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Нац. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Веласкеса привлекает в этих мифах смелое соперничество художника с богами, читай – с природой. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника.
Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Их фигуры остались за границами картины, но практически все герои обращены в их сторону. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Но ещё удивительнее то, что сама эта сценка, занимающая три четверти картины, кажется, попала в поле зрения художника случайно. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены.
Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины».
Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Куда больше распространены две другие точки зрения. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Полотно Веласкеса впечатляло удивительной психологической атмосферой, сложностью взаимоотношений между персонажами, художником и зрителем. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Итак, время действия – 1656 год. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине.
Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. В портретах той эпохи мопсы и бульдоги своим уродством только оттеняли человеческое благообразие их владельцев. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Глаза художника расположены выше точки схода, пол находится выше пола, на котором стоит зритель и этим мир картины поднимается над миром обыденным.
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). За пределами холста или внутри него. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов.
Освоение наследия Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Короля и королевы не видно.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Ее головка приходится строго в середине огромного полотна, в перспективной точке схода и все это выделяет ее фигуру из ее пестрой свиты. Но даже королевская чета не абсолютна. А почему в мастерской находится инфанта. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.
«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой – фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.
Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. То, что до сих пор не в состоянии сделать ученые, художники открыли сотни лет назад. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.
Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Картина стирает границы пространства и времени. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. В картине не вполне отчетливо передано, что происходит в нише, драматический, анекдотический момент легенды, видимо, Веласкеса мало занимал.
В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Лондон.
Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Остальные: карлицы на переднем плане, два человека за Маргаритой, остановившийся вдалеке на лестнице гофмастер (управляющий двором), — пришли проследить за точным исполнением церемонии. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.
Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Однако это положение требует оговорок и поправок. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей.
Именно вот таким образом в картине появляются еще два героя. светотенью, красками. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Но что он рисует. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола.
Но если вертикальные оси композиции несколько сдвинуты и потому динамичны, то членения по горизонтали отличаются более спокойным характером. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Персонажи У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.
Это сцены из жизни простых людей. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Мольберт развернут от нас и мы не видим, что рисует художник. Первые картины Веласкеса были написаны вжанре бодегонес. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса.
Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В «Менинах» — это гофмаршал и карлики.
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Само слово «менины» означает с испанского «фрейлины».
Только в одной Вене хранится 5 портретов девочки в разных платьях. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве.