Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй – священником. Впрочем, в XVIII веке он уже был использован художником Джозефом Райтом из Дерби (Милле вряд ли знал о существовании этой картины). «Мы собираемся пробыть тут какое-то время», – писал Милле вскоре после прибытия в Барбизон. Этот переезд был вызван тем, что обстановка в столице вновь обострилась.
В. Диазом и др. ), обратился к изображению крестьянской жизни. Именно так мастер работает над «Сеятелем» (ок. По контрасту с лицом веяльщика, его правая рука сильно освещена. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но не закончив ее, сменил тему заказа.
Выставленный в Салоне 1850 года «Сеятель» был отмечен критикой, но приобрели картину не французы, а американцы. (В 1887 году Ван Гог видел «Весну» Милле на выставке в Париже). Учился живописи в Шербуре у Б. Дюмуселя и Л. Т. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.
создавал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Ф. Буше. Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес «свой» гроб. Милле не чужак, он ощущает себя таким же, как они. С глубоким сочувствием рассказывая о судьбе крестьянина, Милле реалистически воссоздавал условия его нелегкого труда, стремился поэтически воплотить мысль о неразрывной связи человека и природы («Сборщицы колосьев», 1857 «Анжелюс», 1859 «Человек с мотыгой», 1863 все – Лувр, Париж).
Он начинает вновь восхищаться Пуссеном и Микеланджело, а также энергичными сопоставлениями и ракурсами Делакруа, что отразилось в выборе сюжетов для его работ, формы которых быстро становятся более скульптурными и героическими, чем раньше. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита. Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизониами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в. Именно так мастер работает над «Сеятелем» (ок. В мае 1874 года он получил престижный заказ на серию картин из жизни святой Женевьевы (небесной покровительницы Парижа) для Пантеона, однако успел сделать лишь несколько предварительных набросков. Повседневность возводится до уровня важности исторического, религиозного сюжета.
С детства мальчик проявлял способности к рисованию. В Салоне 1857 года мастер выставил «Сборщиц колосьев» (Париж, Музей Орсэ). Позже Милле написал еще два варианта «Веяльщика», эти копии и были известны. В результате он прожил в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (не считая периода франко-прусской войны (1870-71), когда Милле укрывался с семьей в Шербуре).
В конце 1873 года Милле серьезно заболел. В 1830-х-1840-е гг. Но это не от того, что Милле менее внимателен.
Барбизон же издавна считался художественным местом, здесь жила целая колония художников, создавших знаменитую «барбизонскую школу». Полагали даже, что она сгорела во время пожара в Бостоне в 1872 году. В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Годы нищеты остались позади.
его манере 185060-х годов присущи чёткость композиций, монументализация форм композиционными средствами (низкий горизонт, крупные планы фигур), тонкие валёрные отношения, тяжеловатые, землистые тона колорита. Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер». Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле.
Ради заработка Милле писал жанровые сценки в духе XVIII века, но главной областью его раннего творчества были портреты, отмеченные естественностью и искренностью: бабушки художника (1834 год), жены (П. В. В картине нет ни надрыва, ни протеста. С конца 40-х гг.
Все это отразилось и на эстетических предпочтениях французов. Весна изображает сельский сад после дождя. Полотно купил министр французского правительства Александр Ледрю-Роллен.
Надо было не только уважать любой труд, но и видеть в этих людях своих собратьев. Но многочисленные выставки, организованные бельгийцами, уже сделали свое дело и популярность Милле продолжала расти. В Салоне 1864 года публика очень тепло приняла прелестную сценку из сельской жизни, названную «Пастушка, охраняющая стадо».
Человеческий труд умножает жизнь на земле. «Мы собираемся пробыть тут какое-то время», – писал Милле вскоре после прибытия в Барбизон. Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. Целые серии его картин и рисунков посвящены детям, семейным делам.
Фигуры двух крестьянок упрощены настолько, насколько это возможно для реалистического метода, так что невольно вспоминаются образы крестьян, которые создал много позже К. Малевич используя формы овала и усеченного конуса. (В то время лесорубы считались социально опасным слоем и потому та симпатия, с которой изображен старик, могла насторожить консервативно настроенных членов жюри). Ланглуа (ученика А. Ж. Во всяком случае, политические перемены сулили художнику безоблачное будущее.
И все-таки поначалу нужда время от времени давала о себе знать. Одна из главных работ Милле – картина «Анжелюс» («Вечерняя молитва», 1857-1859 годы, музей Орсе), где изображены мужчина и женщина, склонившиеся посреди поля в тихой молитве при звуках далёкого колокола. Там он познакомился с 18-летней Катрин Леком.
К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»). «Анжелюс», 1859 «Человек с мотыгой», 1863), ри сующими нужду, тяжелый труд, заботу о семье. музей Уэльса). Картина Веяльщик, выставленная в этом же году, – первая работа, выполненная в том несколько тяжеловесном стиле, который принес славу Милле. С далекой колокольни доносится звук колокола: «Анжелюс» — молитва о поминовении усопших (1857—1859, Париж, Музей Орсэ).
В 1850-е картины и рисунки Милле населяют образы крепких мужчин и женщин за работой, в поле или в лесу их искаженные лица передают физические усилия. В зрелые годы Милле обратился к близкой ему теме, работая над пейзажами и картинами изображающими сельскую жизнь («Веялка», 1848 «Сеятель», 1850. Сблизившись в конце 1840-х гг. Но сходства добиться не удалось и заказчик не взял картину. С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Они бедны, но в них нет ощущения униженности.
«Мы собираемся пробыть тут какое-то время», – писал Милле вскоре после прибытия в Барбизон. Ко всем неприятностям добавилась еще и эпидемия холеры. Родился 4 октября 1814 в местечке Грюши близ Гревиля в Нормандии. На их основе около I860 художник создал более монументальные фигуры в статических позах, напоминающих Пуссена и классическую традицию («Анжелюс», 1858-1859, Париж, музей Орсэ «Женщина, стригущая овцу», 1860, США, частное собрание «Посадка картофеля», 1861-1862, Бостон, Музей изящных искусств «Большая пастушка», 1863-1864, Париж, музей Орсэ «Рождение теленка», 1864, Чикаго, Художественный институт). В Салоне 1848 года Милле показал картину «Веяльщик», как нельзя лучше отвечавшую новым требованиям.
Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Вот проходят сборщицы г-на Милле. В конце 1873 года Милле серьезно заболел. художественный музей эта картина была отклонена жюри Салона) «Человек с мотыгой» (Малибу, музей Гетти).
Милле Жан Франсуа (Millet) (1814-1875), французский художник и график. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Происходил из крестьянской семьи имевшей земельный надел в Нормандии до 18 лет занимался крестьянским трудом.
В 1840 Милле зарабатывал на жизнь как портретист. Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес «свой» гроб. Парижский период и революция. В 1846-1848 он почти не пишет портретов (заказы в столице было очень трудно получить), его главными темами становятся «Св. Немалая заслуга в этом принадлежит бельгийцам Э. Бланку и А. Стивен-су. Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Гармония контуров объединяет молящихся, подчеркивая мысль о важности семейного согласия.
Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Он писал пейзажи и эпические картины изображающие деревенскую жизнь: «Веяльщик» (1848 год, частное собрание, США), «Сеятель» (1850 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Собирательницы колосьев» (1857 год, музей Орсе, Париж), «Крестьянки с хворостом» (1858 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Человек с мотыгой» (1863 год, музей Орсе) и др. С риском прослыть социалистом берется он за непопулярную и мало разведанную живописцами остросоциальную тему труда. Все они помышляли о бегстве из города в гармонию сельской жизни.
Ситуация изменилась с приходом импрессионистов и постимпрессионистов. Исполнял также офорты (с 1855 года «Землекопы», «Сеятель» и др. ). В конце 1840-х годов создал ряд религиозных картин («Святой Иероним», «Агарь», обе 1849 года, Музей Месдаг, Гаага).
не закончив ее, сменил тему заказа. В мае 1874 года он получил престижный заказ на серию картин из жизни святой Же-невьевы (небесной покровительницы Парижа) для Пантеона, однако успел сделать лишь несколько предварительных набросков. С середины 1850-х годов Милле много работал в технике офорта, а также пастели.
Работа тяжелая — ею занимались самые бедные жители деревни. Соответственно, у публики резко поменялись интересы и предпочтения. В результате он прожил в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (не считая периода франко-прусской войны (1870-71), когда Милле укрывался с семьей в Шербуре).
В последние годы в Барбизоне он работает во всех техниках. с мастерами барбизонской школы (Н. Так, в 1889 году, на аукционе коллекции Секретала, его небольшая картина: Вечерний благовест (Angelus) была продана американскому художественному товариществу за сумму свыше полумиллиона франков. Родился 4 октября 1814 в местечке Грюши близ Гревиля в Нормандии. Однако такую мирную, казалось бы, сцену современники воспринимали по-разному. Этот переезд был вызван тем, что обстановка в столице вновь обострилась.
В настоящее время все четыре картинги находятся в разных музеях. В 1845 году, проведя недолгое время в Гавре, Милле (вместе с Катрин) поселился в Париже. Они стали манифестами общественной и художественной жизни второй Империи.
Добрые отношения в семье, забота о детях (у Милле их было девять), совместный труд — эти мысли одухотворяют искусство художника. Жизнь вне Парижа имела свои недостатки. Помимо героической фигуры «Сеятеля» (Филадельфия, Провидент Банк), выставленной в Салоне 1850-1851 известность художнику принесли такие картины, как «Отдых жнецов» (1853, Бостон, Музей изящных искусств), «Садовник» (1855, США, частное собрание), «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, музей Орсэ), «Смерть и дровосек» (1859, Копенгаген, Гос. Милле не создает подобий, свободным духом он творит новый мир.
Старый дровосек, уставший от непосильной работы, просит Смерть избавить его от страданий. В Салоне 1848 года Милле показал картину «Веяльщик», как нельзя лучше отвечавшую новым требованиям. 1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. В этом же году одна из его работ была принята в Салон. 1850, Бостон, Музей изящных искусств). Барбизон же издавна считался художественным местом, здесь жила целая колония художников, создавших знаменитую «бар-бизонскую школу».
музей Уэльса), удивительный ноктюрн «Охота на птиц» (1874, Филадельфия, Музей искусства) и восхитительную серию «Времена года«Весна» (Париж, музей Орсэ), «Осень» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Лето» (Бостон, Музей изящных искусств), «Зима» (Кардифф, Нац. Обнаженные Милле, нарисованные или написанные маслом (Париж, Лувр и музей Орсэ), отличаются редкой красотой и считаются одними из лучших произведений художника. Сколько яда в статье одного из критиков газеты Фигаро: «Уберите маленьких детей. Сельские темы и общественный идеал. В мае 1874 года он получил престижный заказ на серию картин из жизни святой Женевьевы (небесной покровительницы Парижа) для Пантеона, однако успел сделать лишь несколько предварительных набросков.
Каждый думает о своих ушедших близких, возможно, мысленно прося у них прощения. Гро). Выбор пал на Франсуа Милле.
Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер». гал. ), а также хорошо скомпонованные обнаженные и жанровые сцены. присущи четкость композиций, монументализация форм композиционными средствами (низкий горизонт, крупные планы фигур), тонкие валерные отношения, тяжеловатые, землистые тона колорита.
Вместо исторических, литературных или мифологических сюжетов популярность обрели изображения простых людей. Учился живописи в Шербуре, затем в Париже в студии П. Делароша. В. Диазом и др. ), обратился к изображению крестьянской жизни. Иероним», «Агарь» (1849, Гаага, музей Месдаг) «Эдип, отвязанный от дерева» (Салон 1847, Оттава, Нац. Ситуация изменилась с приходом импрессионистов и постимпрессионистов. Подбрасываемое зерно образует золотое облако и резко выделяется на темном фоне.
Они написаны разными оттенками зеленого. Силуэты людей на фоне вечернего пейзажа не нарушают его умиротворенной тишины. В 40-х гг. Но это направление тоже недолго привлекало художника.
Последняя работа Милле, «Зима», так и не была закончена. Испытал влияние О. Домье. В 1848 он отказался от подобных тем и всецело посвятил себя реалистическому изображению жизни крестьян. Этот сюжет необычен не только для Милле, но и в целом для живописи. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Это было начало популярности художника, сделавшей его после смерти одним из самых знаменитых мастеров XIX в. Благодаря многочисленным американским (особенно бостонским) художникам и любителям искусства, творчество Милле было очень рано открыто в Соединенных Штатах, чем можно объяснить тот факт, что значительная часть его живописных работ находится сегодня именно в американских музеях, в частности в бостонском Музее изящных искусств. Милле пишет очень лирические пейзажи («Порыв ветра», Кардифф, Нац.
Учился живописи в Париже у П. Делароша. Во всяком случае, политические перемены сулили художнику безоблачное будущее. Чтобы добыть средства на жизнь, Милле начал писать портреты. Склоненные фигуры крестьянок напоминают классическую фреску. Картина Веяльщик, выставленная в этом же году, первая служба, выполненная в том немного тяжеловесном стиле, тот, что принес славу Милле.
Ведущим направлением становится реализм. Выбор пал на Франсуа Милле.
В ней уже ощущается дыхание смерти. Фигура крестьянина занимает почти все пространство холста, четким силуэтом вырастая на фоне неба художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста его сеятель — это обычный французский крестьянин, но художник обобщает, монументализирует формы, подчеркивая значительность образа, поднимая изображение конкретного человека до символа. Последняя работа Милле, «Зима», так и не была закончена.
Выбор пал на Франсуа Милле. Раннее творчество художника -это жанровые сценки и портреты, непосредственные и искренние. Все они помышляли о бегстве из города в гармонию сельской жизни. Этой идеей пронизаны картины Собирательницв колосьев, 1857, Анжелюс, 1859. Он бился в тисках нищеты, которая стала одной из причин смерти его жены.
Картина (лишь сильно загрязненная сверху) оказалась в хорошем состоянии и даже в оригинальной раме, на которой сохранился регистрационный номер Салона. Выходец из крестьянской среды, Милле познал все радости и тяготы деревенской жизни, в своем искусстве он отражал «обыденное, чтобы в нем увидеть возвышенное». Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия.
Сблизившись в конце 1840-х годов с мастерами барбизонской школы (Н. Она отчетливо выделяется на фоне серого грозового неба.
французский художник и график. Сын крестьянина. Как Милле относился к революции, в точности неизвестно.
В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Как график работал главным образом в технике офорта. После ее смерти Милле вновь уехал в Шербур. Левые критики, напротив, полагали, что его картины возвышают образ трудящегося человека.
В ней уже ощущается дыхание смерти. Оно) и автопортрет (оба 1841 года, Музей изящных искусств, Бостон), «Морской офицер» (1845 год, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и др. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»).
гал. ). В его ранних портретах («Автопортрет», «Полина Оно», 1841, Шербур, музей) с их сильными контрастами света и тени и скульптурной выпуклостью отражен провинциальный неоклассицистический вкус. Чтобы сводить концы с концами, художник какое-то время зарабатывал тем, что писал вывески. Самый неприятный заключался в том, что здесь было сложнее зарабатывать на жизнь. Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. Склоненные фигуры крестьянок напоминают классическую фреску.
Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». И тому было две причины. Эти полотна можно назвать одной из вершин в творчестве художника. Барбизон же издавна считался художественным местом, здесь жила целая колония художников, создавших знаменитую «барбизонскую школу». Марк Твен в рассказе «Жив он или умер. » описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины.
много работал в технике офорта, а также пастели. единичное возводится до ранга общего и даже всеобщего. В 1837-38 учился в Париже у П. Делароша. Богатырь с руками пахаря (Роллан), был он признанным эрудитом во всем, что касалось эпической буколической поэзии начиная с Гомера, Вергилия, Феокрита, любителем Гюго и Шекспира, а также философии Монтеня и Паскаля.
Получив стипендию от муниципалитета Шербура, обучался в мастерской П. Делароша в Париже (1837-1838 годы) изучал работы старых мастеров в Лувре, также творчество Э. Делакруа увлечение искусством Микеланджело в дальнейшем отразилось в скульптурной трактовке форм в его живописи. Все это отразилось и на эстетических предпочтениях французов. Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. Ван Гог не раз копировал работы Милле.
В конце 1873 года Милле серьезно заболел. Изображая людей на фоне пейзажа, подчёркивал связь крестьянина-труженика с природой, наделяя его величием и достоинством, часто вкладывая в сюжет морализующий смысл (Сборщицы колосьев, 1857, Анжелюс, 1859, Человек с мотыгой, 1863, – все в Лувре). Французский художник, мастер бытового жанра. Кроме этой картины, к числу лучших произведений Милле на сюжеты из крестьянского быта принадлежат Сеятель, Бодрствование над спящим дитятей, Больное дитя, Новорожденный ягненок, Прививка дерева, Конец дня, Молотьба, Возвращение на ферму, Весна (в Луврском музее, в Париже) и Собирательницы колосьев (там же). При этом широкие и статичные силуэты приобретали монументальность и величие, а их дела наполнялись символическим значением, воплощая собой образ созидающей силы, великой сути бытия, что в полной мере проявилось в лучшем произведении художника – «Собирательницы колосьев» (1857).
Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». В Прививке дерева (1855) Милле соединяет тему ребенка с идеей побега в единой надежде на будущее. Сюжет картины заимствован из басни Лафонтена. 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо. Милле никогда не писал картин с натуры. К таким опытам относится и картина «Полуденный отдых» (1889-90).
Она умерла от туберкулеза в апреле 1844 года, в возрасте 23 лет. Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Образы Милле вдохновили немало художников, шедших вслед за ним. Ван Гог написал однажды: «Я полагаю, что именно Милле, а не Мане, является подлинно современным художником, открывшим для многих из нас новые горизонты». Жанровые картины – женщины, кормящие кур или жены рыбаков, потерявшие надежду, – предваряют первую монументальную фигура крестьянина, которая появляется в его композиции «Веяльщик» (Салон 1848, Лондон, Нац.
Движения согласованы, подчинены определенному мелодическому ритму. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь. Последняя работа Милле, «Зима», так и не была закончена.
Милле часто называют «крестьянским художником». Его произведения интерпретируют абсолютно по-разному. В результате он прожил в Барбизо-не всю оставшуюся жизнь (не считая периода франко-прусской войны (1870 – 71), когда Милле укрывался с семьей в Шербуре). В 1978 году «Веяльщик» был куплен на нью-йоркском аукционе лондонской Национальной галереей. Этот переезд был вызван тем, что обстановка в столице вновь обострилась. Ее показали на двух юбилейных выставках, посвященных столетию со дня смерти Милле. Его даже воспроизвели на плакате, призывающем вступать в ряды национальной армии.
В 1847 году он представил в Салопе картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов. Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер». После 1860 в искусстве Милле вновь происходят значительные изменения. Три женщины в знойный день собирают с земли колоски с огромного поля.
Художник познал славу. Это первая из четырех картин серии «Времена года». Образы Милле словно осеняет тень Вергилия, воспевшего в своих «Георгиках» труды земледельца. Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.
Это рука человека, привыкшего к постоянному физическому труду. В паре усталых крестьян из Анжелюса (1859) Милле открывает для горожан тонкость души, неистребимую потребность в прекрасном, затаенную под корой привычной загрубелости. Так, Собирательницы колосьев вызвали еще большую критическую бурю в Салоне 1857 года.
Ван Гог написал однажды: «Я полагаю, что именно Милле, а не Мане, является подлинно современным художником, открывшим для многих из нас новые горизонты». Он заключил соглашение со своим другом коллекционером Альфредом Сенсье. Учился живописи в Париже (1837-1838) у П. Делароша.
На переднем плане земля и растительность переливаются яркими красками, создавая живой фон картины, который как будто движется и меняется каждую секунду. Эти полотна можно назвать одной из вершин в творчестве художника. На этом полотне Милле впервые обозначил сельскую тему, ставшую ведущей в его творчестве. Его даже воспроизвели на плакате, призывающем вступать в ряды национальной армии.
Люди занимаются привычным для них делом. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но. 1850, Бостон, Музей изящных искусств). Пейзажи Милле изображают обширные фермерские угодья близ Барбизона («Зима с воронами», 1862, Вена, Музей истории искусств), чаще сёла и холмы, покрытые пастбищами, на побережье его родного Котентена («Деревушка Кузен», Реймс, Музей изящных искусств «Церковь в Гревиле», 1871-1874, Париж, музей Орсэ).
Эти полотна можно назвать одной из вершин в творчестве художника. Произведения Милле свойственны торжественная простота и монументальность композиции, богатый валёрами землистый колорит. В ней уже ощущается дыхание смерти. Ко всем неприятностям добавилась еще и эпидемия холеры. На заднем плане изображены деревья, воплощающие плодородие природы. С этого времени его репутация, как первоклассного художника, внесшего новую, живую струю во французское искусство, быстро возрастала, так что под конец жизни Милле его картины и рисунки, за которые некогда получал он очень скромные деньги, продавались уже за десятки тысяч франков. Сохранился прекрасный портрет (в рисунке) второй жены художника Катрин Лемер.
Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое и в будущее. Человек изображается в повседневном труде.
С середины 1850-х гг. На следующий год он бежал из страны – вместе с ним исчезла и картина. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли (Сеятель 1850). Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев».
В 1849 году Милле поселился в деревне Барбизон (близ Фонтенбло), где сблизился с художниками барбизонской школы (прежде всего с Т. Руссо). Ко всем неприятностям добавилась еще и эпидемия холеры. Как Милле относился к революции, в точности неизвестно.
Марк Твен в рассказе «Жив он или умер. » описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника.