Отходя от традиции. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. На это папа дубинкой, которую он держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить». В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни. 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу.
Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
За это время Синьория получила три бреве с требованием выслать Микеланджело в Рим, он же, видя, в какую ярость пришел папа, опасаясь его, собирался, как говорят, уехать при содействии каких-то монахов-францисканцев в Константинополь на службу к Турку, которому желательно было использовать его при строительстве моста из Константинополя в Перу. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Ее эсхатологический смысл поражает воображение. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» – службой папе Льву Х и наследниками Юлия II.
В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом.
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.
Возвратимся, однако, к саду Великолепного Лоренцо: сад этот был переполнен древностями и весьма украшен превосходной живописью и все это было собрано в этом месте для красоты, для изучения и для удовольствия, а ключи от него всегда хранил Микеланджело, намного превосходивший других заботливостью во всех своих действиях и всегда с живой настойчивостью проявлявший свою готовность. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смертиВ феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. С 20-х гг. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов.
Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Все они базировались на рисунке. Впоследствии он занимался ею с увлечением.
Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Гробница предназначалась для размещения в центре нового собора Святого Петра, который возводился под руководством архитектора Браманте. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
Беспощадно раскритиковав все сделанное до него, Микеланджело добился папской санкции на серьезные переделки и даже на разборку уже возведенных Сангалло частей и в основном закончил собор, осуществив свой замысел в большей мере, чем его предшественники. Хотя в конце XVI века гравюра изображает купол в разрезе как полусферический, модель купола Микеланджело отчасти овальной формы и является окончательным вариантом, поскольку его завершил Джакомо делла Порта, сделав лучше. В стране вспыхивает революция. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами.
Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы.
Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Мучение Св. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи.
К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. В 1537 году был убит Алессандро Медичи, его место занял Козимо Медичи, также жестокий и расчетливый политик, опиравшийся на Испанию.
Микеланджело не получал специального архитектурного образования, что, возможно, помогло ему быть крайне смелым в обращении с канонами и ордерами. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Биография и творчество начинающего художника ознаменовались знакомством с элитой Флоренции, талантливым скульптором Бертольдо ди Джованни, видными поэтами, учеными и гуманистами того времени. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». И вот Микеланджело распорядился устроить их на козлах, чтобы они не касались стен и это был способ, которому он впоследствии научил и Браманте и других для укрепления сводов и для создания многих хороших работ, причем переделывавшему их бедному плотнику он подарил столько канатов, что тот, продав их, обеспечил одной из своих дочерей приданое, подаренное ей таким образом Микеланджело. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению.
Giuntine). Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным.
Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Его тело наполнено смелостью и отвагой.
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. Микеланджело же в простоте его показалось, что синьор, которого он и боялся и любил, говорит с ним серьезно и, не успел тот удалиться, как он тут же выломал один зуб, да еще пробил челюсть так, что казалось, будто зуб этот выпал, после чего с нетерпением начал ждать возвращения Великолепного, когда же тот воротился и увидел простоту и исполнительность Микеланджело, он не раз над этим потешался, рассказывая об этом друзьям своим, как о чуде. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа».
Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Лоренцо же, питавшего величайшую любовь и к живописи и к скульптуре, огорчало то, что не было в его время прославленных и знатных скульпторов, тогда как много было живописцев, обладавших величайшими достоинствами и славой и он, как я уже говорил, решил основать школу. И кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, тот не сможет это уразуметь. ». Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый».
Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). И только в тех случаях, когда это необходимо. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». В столь простой деревенской среде прошли его детские годы.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме.
ботинках». Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.
На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». 20 января 1494 г., после обильных снегопадов, наследник Лоренцо, Пьеро де Медичи, заказал снежную статую и Микеланджело снова вошёл во двор Медичи. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Моисея. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини.
Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения.
Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Теперь она находится в базилике святого Петра.
Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Она задумчива, полна благородства и тихого величия. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов.
Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха».
И вот ввиду огромности работы Микеланджело был вынужден решиться на то, чтобы обратиться за чужой помощью и, вызвав из Флоренции людей, он решил доказать этим произведением, что писавшие до него должны будут волей-неволей оказаться у него в плену и показать, кроме того, современным ему художникам, как следует рисовать и писать красками. Микеланджело посвятил архитектуре лишь долю своих поистине титанических творческих сил, но достаточно было бы лишь купола собора св. Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Он занимался там в течение одного года. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Но Климент VII, заинтересованный в окончании многих начатых мастером работ, даровал ему прощение.
А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные». Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.
Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Мать прикрывает головку ребёнка. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков.
Это нельзя объяснить нежеланием копировать произведения Микеланджело просто из-за его известности, так как равному ему по таланту Рафаэлю подражали гораздо чаще. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным».
Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Микеланджело именовал их как «ignudi».
С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим».
Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Он занимался там в течение одного года.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ).
мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Парные лизены в аттиковом этаже и парные колонны вокруг барабана главного купола и его фонаря придали единообразие внешнему облику собора, абсолютная симметрия которого была, однако, решительно нарушена мастером. В 1494-1495 гг. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами.
Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623). Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца.
Изображение Давида перед боем можно считать новаторским, так как многие художники и скульпторы предпочитали изображать его уже после победы над врагом. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Выполнена она по его личному архитектурному проекту.
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. 25) (начата в 1530г. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. 18—22).
Петра.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Основное помещение палаццо — двухсветный зал — выходит на главный фасад, пилястры которого близки по характеру пилястрам боковых палаццо, но расставлены более широко, не имеют пьедесталов и подняты на высокий цоколь. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. – «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили». В 1863 году Чезаре Гуасти (итал.
В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Увиденное потрясло воображение многих людей.
В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования.
Они были связаны с вторжением французских войск изгнанием Медичи, восстановлением республики под властью пожизненно избранного Пьетро Содерини. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни2.
Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св.
Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и Собор св.
Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио.
В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Там он познакомился с техникой фрески. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек».
Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем.
Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» – снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. В ангеле Микеланджело всё динамично. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.
Микеланджело делал капеллу по подобию Пантеона в Риме, он захотел создать его малую копию в своем родном городе. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление.
Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ).
он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». В 1496-1501 гг. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена.
Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.
Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Картина получила широкое признание от пэров. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).
Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель.
Петра в Риме. С завершением Давида пришёл другой заказ. Через несколько месяцев после рождения Микеланджело, семья вернулась во Флоренцию, где он и вырос. 6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. 13). Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.
На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Все это находит отражение в его творчестве. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским».
Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Так начался расцвет гения.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим.
Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство и если иной раз он, любя и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой. » ответил: «Когда смогу, святой отец». Невозможно передать, как прекрасно изображена история Ноя, где он, опьяненный вином, спит, оголенный и тут же присутствуют один из сыновей, над ним смеющийся, другие, его прикрывающие история эта и мастерство художника не сравнимы ни с чем и превзойти его мог бы разве только он сам. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь».
В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Обе фигуры слиты в единое целое. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти».
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом. Ведь, загораясь с каждым днем все сильнее желанием созидать, накопляя и улучшая созданное, он не замечал усталости и не заботился об удобствах.
Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками – Брунеллески и Браманте. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником.
Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает». Это издание было неполным и содержало определённые неточности.
Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. О блаженные мастера искусства. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру.
Гробница расположена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме и является самой известной из-за центральной фигуры Моисея, завершённой в 1516 году. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем. по проекту Я. Сансовино.
Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Вот таким образом художники ему бесконечно и навеки обязаны за то, что он порвал узы и цепи в тех вещах, которые они неизменно создавали на единой проторенной дороге. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя.
Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Петра. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо.
Примеров почти полного копирования всего несколько. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Парапет, завершающий подпорные стенки площади Капитолия и хорошо видимый при подходе к ней, выполнен также по рисункам Микеланджело. Подростком Микеланджело отправили обучаться в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ.
Однако то. Прожил до 18 февраля 1564 года. В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
В 1513 году умер Юлий II. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.
На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. В фигуре Моисея заложена великая сила человеческого духа, этот человек может повести за собой целые народы. И не собирается оплачивать расходы. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены.
По приезде его в Рим папа Климент, который собирался пользоваться его услугами, посоветовал ему свести счеты с представителями герцога, так как полагал, что, судя по тому, что он сделал, он был скорее кредитором, чем должником. Потолок Сикстинской капеллы При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. В это же время начал он мраморную статую св.
Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. Публика видит сильную и крепкую женщину, которая способна родить и воспитать настоящего героя. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни.
Влияние испанского двора распространяется на все сферы жизни флорентинцев, начинается возвращение к давно отмененному феодальному строю. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их.
Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Взгляд бога обращен на чашу с вином.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной Микеланджело же было приказано высказать свое мнение, составить проект и возглавить новую работу. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела.
И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
Он являет собой образ человека-борца. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре».
Однако стоит приглядеться к деталям. Улица Арачели, служившая главным подходом к ансамблю, несколько расширялась у подножия холма. И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо».
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности.
Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи».
Он не любил пускать свои стихи в свет. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). В конце концов он решился представить рисунок, сделанный им для гробницы и ставший лучшим свидетельством его способностей ибо красотой, величавостью, роскошью и обилием статуй она превосходила любую древнюю и императорскую гробницу.
Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Юлий II постоянно торопил Микеланджело, доходило даже до угроз сбросить его с лесов, а однажды папа ударил его посохом.
Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник.
Только наглость и невежество он карал неумолимо. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Из-за этого, как уже говорилось, якобы и возникло то недоразумение, ради которого ему, не пожелавшему показать папе свое произведение, пришлось покинуть Рим: согласно же тому, что я узнал от него самого, чтобы выяснить это сомнение, когда он закончил треть работы, она начала покрываться плесенью, когда подул северный ветер и наступила зимняя погода.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение синьор на синьора перед тем, как пустить свои стихи в народ». Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее.
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность.
Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. В наружных нишах церкви Орсанмикеле содержится галерея произведений величайших скульпторов Флоренции: Донателло, Гиберти, Верроккьо и Нанни ди Банко.
Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Сегодня она находится в Лувре.
Прибыв в сад, они увидели там, как молодой Торриджано деТорриджани лепит по указаниям Бертольдо круглые статуи из глины. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо. Сюжет близок к бытовому жанру.
После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Они включали проектирование Капитолийского холма с его трапециевидной площадью, которая бы демонстрировала античную бронзовую статую Марка Аврелия.
Вся эта история послужила в укор кардиналу св. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Петра (рис. Современники же почти не знали их совсем. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Школьный друг Микеланжело, Франческо Граначчи, который был на шесть лет старше его, познакомил своего товарища с художником Доменико Гирландайо.
Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня.
делла Порта).
Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Младенец изображён без нимба.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности. При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Договор согласовали в августе следующего года. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений».
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной.
Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини.
И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. В возвышенности, энергичности, смелости движения и величавости форм Микеланджело Буонарроти не имеет соперников.
После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Город принял вызов. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе».
Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Для мастера это было единственным средством выразительности. Он вернулся к работе у Медичи.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. На время этих событий, в 1494-1495 годах, Микеланджело переехал жить в Болонью, где работал над скульптурами для гробницы святого Доминика, а также тщательно изучал творчество Данте, Петрарки и Боккаччо. Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана. Его отец был градоправителем или по-другому подеста.
Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Гробницы отображают статуи двух представителей из Медичи, а аллегорические фигуры, олицетворяют день и ночь, сумрак и рассвет. Однако этот отказ от помощи и стал причиной того, что к работе не приступали ни он, ни другие и, махнув на все рукой, названные мастера возвратились к своим обычным занятиям, а Микеланджело, собравшись в Каррару, получил предписание, чтобы Якопо Сальвиати выплатил ему тысячу скудо однако, так как Якопо сидел запершись в своей комнате, обсуждая дела с какими-то горожанами, Микеланджело не пожелал дожидаться приема, но, ни слова не говоря, повернулся и тотчас же уехал в Каррару. И в заключение прибавил, что, если он не сделает это быстро, он прикажет столкнуть его с лесов вниз. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. В 1559 г. Микеланджело выполнил по заказу флорентийской колонии в Риме пять проектов ранее начатой церкви Сан-Джованни деи Фьореонтини (рис. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».
Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода.
Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».
Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Георгия за двести дукатов. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492).
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Папа римский Лев X умер в 1521 году, ненадолго его преемником стал аскетический Адриан VI, а затем его двоюродный брат Джулио де Медичи как Папа Климент VII. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи.
В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур.
Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь».
Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства.
Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Все сцены заключены в мощный иллюзорный каркас, который имитировался живописными средствами. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью.
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци.
Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». И поверить этому безусловно можно ибо после того как картон был закончен и перенесен в Папскую залу с великим шумом в цехе художников и к величайшей славе Микеланджело, все изучавшие этот картон и с него срисовывавшие, как это в течение многих лет делали во Флоренции приезжие и местные мастера, достигли, как мы увидим, в своем искусстве превосходства ведь на этом картоне учился Аристотель да Сангалло, друг Микеланджело, Ридольфо Гирландайо, Рафаэль Санцио из Урбино, Франческо Граначчо, Баччо Бандинелли и Алонсо Беругетта-испанец, а позднее Андреа дель Сарто, Франчабиджо, Якопо Сансовино, Россо, Матурино, Лоренцетто и Триболо, тогда еще совсем юный, Якопо да Понтормо и Перино дель Вага и все это – лучшие флорентийские мастера. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество.
Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». В более поздних композициях, нарисованные после того, как изначальные подмости убрали, Микеланджело сделал фигуры больше. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Юноша Микеланджело запечатлён сильным и крепким с орлиными крыльями, в одежде античного стиля. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием.
Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. В ней размещались большие гробницы двух младших членов семьи Медичи, Джулиано, герцога де Немура и Лоренцо, его племянник, но она также увековечила память более знаменитых предшественников. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».
Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Этой огромной теме посвящены тома исследований. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии.
На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать).
Каковы были способности Микеланджело, отлично понял после этого мессер Якопо Галли, римский дворянин, человек одаренный, который заказал ему мраморного Купидона натуральных размеров, а затем статую Вакха высотой в десять пальм, держащего в правой руке чашу, а левой – тигровую шкуру и виноградную кисть, к которой тянется маленький сатир. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме.
Павла и св. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников, как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм19.