Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как бы размышляя над предначертанной ему судьбой. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету».
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Его тело наполнено смелостью и отвагой. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Его исполнение, возможно, свидетельствует о знакомстве Микеланджело с римскими рельефами саркофагов из коллекции Лоренцо Медичи. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541).
По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. А так как гробница эта была задумана с огромнейшей изобретательностью, мы здесь ниже изложим тот порядок, которого он придерживался.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Скульптура имеет все традиционные атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином и сатир, но Микеланджело вдохнул в тему дух реальности изобразив его с сонными глазами, раздутым мочевым пузырём и в позе, которая предлагает, что он неустойчиво стоит на ногах.
Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. Скульптура являет собой фрагмент гробницы Юлия II, которая так и не была достроена из-за финансовых трудностей. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Обе фигуры слиты в единое целое. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Взгляд бога обращен на чашу с вином. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.
Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа.
6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка.
Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Действительно, художникам больше не нужно искать новые изобретения, новые отношения, одетые фигуры, свежие способы выражения, различные композиции или возвышенные сюжеты, эта работа содержит все возможные совершенства этого направления».
Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»54. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Общественное беспокойство сопровождалось также контрреформацией в религиозной сфере и антиклерикализмом, с которыми Католическая церковь активно боролась.
Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56.
Только наглость и невежество он карал неумолимо. Суровая простота архитектуры, отсутствие декора и скульптур дают повод ряду исследователей усомниться в соответствии гравюры микеланджеловскому проекту. В столь простой деревенской среде прошли его детские годы.
В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви.
Там он познакомился с техникой фрески. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Ренессанс, обновление классической науки и искусства имел свой первый расцвет во Флоренции.
После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Сюжет близок к бытовому жанру. Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства.
Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Между тем случилось так, что Пьер Содерини, взглянув вверх на статую, очень ему понравившуюся, сказал Микеланджело, который в это время ее кое-где отделывал, что нос, по его мнению, у нее велик: Микеланджело, подметив, что гонфалоньер стоял под самым гигантом и точка зрения его обманывала, влез, чтобы угодить ему, на подмостья у плечей статуи и, поддев резцом, который он держал в левой руке, немного мраморной пыли с площадки подмостьев, начал постепенно осыпать пыль вниз, работая будто другими резцами, но к носу не прикасаясь. Купол собора Святого Петра оказывал влияние на строительство церквей на протяжении многих веков, в том числе на Сант-Андреа-делла-Валле в Риме и собор Святого Павла в Лондоне, а также на городские купола многих общественных зданий и административных центров по всей Америке. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Он боготворил Данте и любил Петрарку. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Гробница в изначально запланированном масштабе так никогда и не была осуществлена, хотя ее возведение возобновлялось несколько раз в последующие годы: с мастером еще три раза заключались новые контракты.
Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку.
Микеланджело делал капеллу по подобию Пантеона в Риме, он захотел создать его малую копию в своем родном городе. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха».
Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра).
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Он не любил пускать свои стихи в свет.
Петра (рис. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя.
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. ботинках». В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Мастер провел в каррарских каменоломнях восемь месяцев, выбирая подходящий для такого огромного проекта мрамор.
Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики. Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться.
Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником.
Все они базировались на рисунке. В этой композиции он не пользовался правилами перспективы для сокращения фигур и в ней нет единой точки зрения, но он шел путем подчинения скорее композиции фигурам, чем фигур композиции, довольствуясь тем, что выполнял и обнаженных и одетых с таким совершенством рисунка, что произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное. Но чем больше он отказывался, тем сильнее разгоралась прихоть папы, который шел напролом в своих затеях, а к тому же его снова начали подстрекать соперники Микеланджело и в особенности Браманте, так что папа, который был вспыльчив, уже готов был рассориться с Микеланджело. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции.
выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Его отец был градоправителем или по-другому подеста.
Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена.
На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. И хотя составивший его жизнеописание после 1550 года, когда я впервые написал настоящие жизнеописания и утверждает, что иные, дела с ним не имевшие, наговорили о нем вещей, каких никогда и не было, пропустив многое, достойное быть отмеченным и в частности касаясь этого времени и называет Доменико завистником, никогда никакой пользы Микеланджело не принесшим, все это оказывается явной неправдой, в чем можно удостовериться по собственноручной записи Лодовико, отца Микеланджело, в книге Доменико, перешедшей ныне к его наследникам, а запись эта гласит так: «1488. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.
Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Он начал, кроме того, восемь статуй в Риме и пять во Флоренции и закончил Победу, попирающую пленного, все они находятся теперь у герцога Козимо, подаренные Лионардо, племянником Микеланджело, Его Превосходительству, который поместил Победу в расписанную Вазари большую залу своего дворца. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации.
Павла и св.
Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразно множества фигур в труднейших и неожиданных позах. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи.
Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским».
Аньоло, который был человеком расчетливым, показалось странным тратить такие деньги на картину, хотя и понимал, что она стоит еще дороже и он заявил посыльному, что достаточно будет и сорока, каковые ему и передал. В 1513 году папа Юлий II умер, а его преемником стал папа Лев X, второй сын Лоренцо де Медичи.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Парадные, развернутые в стороны лестницы дворца — последнее, что было начато еще при жизни мастера. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. С 20-х гг.
Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. И вот ввиду огромности работы Микеланджело был вынужден решиться на то, чтобы обратиться за чужой помощью и, вызвав из Флоренции людей, он решил доказать этим произведением, что писавшие до него должны будут волей-неволей оказаться у него в плену и показать, кроме того, современным ему художникам, как следует рисовать и писать красками. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их) по этой причине пришлось ему работать совсем мало или вовсе прекратить работы ибо сограждане поручили ему укрепить помимо холма Сан Миньято и всю землю, как об этом уже говорилось.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». На это папа дубинкой, которую он держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить».
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. К работе он приступил в попечительстве Санта Мариа дель Фьоре, где отгородил у стены место вокруг глыбы и, работая над ней непрестанно так, что никто ее не видел, он довел мрамор до последнего совершенства. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Микеланджело именовал их как «ignudi». В начале 1400 года архитектор Брунеллески изучал развалины классических зданий в Риме и создал две церкви, Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, в которых воплотил классические принципы. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.
Он занимался там в течение одного года. 25) (начата в 1530г. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623). Примеров почти полного копирования всего несколько.
В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами.
Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче.
В это же время начал он мраморную статую св. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти).
В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи.
Микеланджело похвалил очень портрет, но ничто не могло задержать его во дворце, так как он хотел возвратиться на постоялый двор. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа.
«Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Наконец, на самом верху были еще две статуи: Неба, несущего, улыбаясь, на своих плечах гроб и Кибелы, богини земли, как бы горюющей о том, что после кончины такого мужа мир лишился всех добродетелей. Микеланджело игнорировал обычные художественные традиции в изображении Иисуса и показал его юным, без бороды и обнажённым, с массивным, мускулистым телом.
В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Последовательно над ним работали различные архитекторы, но достигли незначительного прогресса.
Поставленные на особые пьедесталы пилястры несут непрерывный антаблемент с бросающим большую тень карнизом, который, в свою очередь, увенчивается парапетом с редко расставленными статуями. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Архитектура была слабой его стороной, но и в ней, будучи самоучкой, он показал свою гениальность. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе.
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Он являет собой образ человека-борца. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. Жертвуя четко проработанной расчлененностью плана, мастер старался достигнуть большей слитности композиции и безусловного господства ее основного ядра: пространства средокрестия — внутри и главного купола — снаружи Микеланджело соответственно упростил воздушный, тонко прорисованный план Браманте, отказался от колоннады как средства внутреннего расчленения собора и резко увеличил массивность стен и устоев, чем добился полного преобладания центрального пространства над окружающими его частями последние утеряли при этом относительную самостоятельность, которая им отводилась в проекте Браманте. Младенец изображён без нимба.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
Отходя от традиции. После чего Великолепный отвел ему помещение в собственном доме и приказал его обслуживать, вот таким образом тот за столом сидел всегда с его сыновьями и другими достойными и благородными лицами, состоявшими при Великолепном, который оказывал ему эту честь и все это происходило в следующем году после его поступления к Доменико, когда Микеланджело шел пятнадцатый или шестнадцатый год и провел он в этом доме четыре года, до кончины Великолепного Лоренцо, последовавшей в 1492 году. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату.
До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
«Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Мучение Св. В 1496-1501 гг.
В стране вспыхивает революция. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. В 1513 году умер Юлий II.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).
Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные».
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Он сосредоточил все входы на оконечности восточной ветви креста, где должен был быть величественный многоколонный коринфский портик. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Он занимался там в течение одного года.
В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи».
Едва ли можно представить более напряженные, сконцентрированные и выразительные образы исполненные трагизма и эсхатологических предчувствий, что отражало общее состояние тревоги, царившее в республике. Ученик Донателло, он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти.
Разработка этого нового архитектурно-художественного качества, сыгравшего такую важную роль в стилистическом комплексе барокко, являлась важным вкладом Микеланджело в современную ему итальянскую архитектуру. Все это находит отражение в его творчестве. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Город принял вызов.
В ангеле Микеланджело всё динамично. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело.
Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет. Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета».
Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Ее эсхатологический смысл поражает воображение. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. В отличие от своего предшественника Козимо ценил Микеланджело и неоднократно просил его вернуться во Флоренцию, впрочем, неизменно получал отказы. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Шедевр окончательно упрочнил его известность как скульптора выдающегося мастерства и силы символического воображения. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. О блаженные мастера искусства. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина.
В течение нескольких месяцев срисовывал он в Кармине живопись Мазаччо, воспроизводя работы эти с таким толком, что поражались и художники и не художники и зависть к нему росла вместе с его известностью. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. При подходе к лестнице и площади Капитолия видны лишь узкие торцы боковых зданий и верхняя часть скрытого за подпорной стенкой палаццо Сенаторов. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии.
Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо». делла Порта).
Увиденное потрясло воображение многих людей. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Впоследствии он занимался ею с увлечением. Этой огромной теме посвящены тома исследований.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности.
Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик».
13). Случилось так, что, когда Леонардо да Винчи, художник редчайший, расписывал, как рассказано в его жизнеописании, Большую залу Совета, Пьер Содерини, занимавший в то время должность гонфалоньера, видя великий талант Микеланджело, заказал ему расписать другую часть той же залы, что и стало причиной его соревнования с Леонардо, в которое он вступил, взявшись за роспись другой стены на тему пизанской войны. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения.
Договор согласовали в августе следующего года. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св. Что касается фигур самих герцогов, то при их изображении Микеланджело не стремился к портретному сходству. Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый». Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла».
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам.
Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».
Разносторонности художественного развития и широте образования способствовало пребывание его у Лоренцо Медичи, в знаменитых садах святого Марка, среди выдающихся ученых и художников того времени. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II.
Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. В 1494-1495 гг. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем.
К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение синьор на синьора перед тем, как пустить свои стихи в народ». по проекту Я. Сансовино. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.
Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Микеланджело всю свою жизнь занимался мраморной скульптурой, а другими видами искусства только в определенные периоды. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает».
Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Произведение простирается на площадь размером более чем 500 квадратных метров потолка и содержит свыше 300 фигур. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов.
Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини.
В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Перед смертью он пожалел, что покидает этот мир тогда, когда в своем ремесле научился только читать по слогам.
Giuntine). Петра. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим.
Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А. М. Картина получила широкое признание от пэров.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Мать прикрывает головку ребёнка. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Там в горах он прожил семь месяцев без каких-либо других денег или пособий и в каменоломнях, вдохновляемый этой массой камня, он замышлял создать много больших статуй, дабы оставить о себе память, как это раньше делали древние. По рекомендации Гирландайо он переехал во дворец флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, могущественного представителя семейства Медичи, для изучения классической скульптуры в его садах. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Через месяц после рождения сынасрок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу.
Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» – снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство и если иной раз он, любя и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой. » ответил: «Когда смогу, святой отец». Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ).
Вскоре юный художник попадает в дом Лоренцо и знакомится там с великими представителями той эпохи: архитекторами, живописцами, учеными и поэтами. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника.
Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу.
Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
В личной жизни, Микеланджело был воздержан. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни.
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Тем не менее благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. С завершением Давида пришёл другой заказ. – «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили».
Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом.
Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Однако стоит приглядеться к деталям. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства.
Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Микеланджело, который неохотно взялся за эту работу, убедил Папу дать ему свободу действий.
Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Возможно, дело архитектора, произведения которого воплощались каменщиками и инженерами по чертежам, противоречило его главному призванию – работать собственными руками. Хотя фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, вероятно, – наиболее знаменитые произведения художника, прежде всего он считал себя скульптором. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения.
6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Отметим лишь архитектурный аспект работы: вся вытянутая поверхность потолка поделена на стройные зоны, сочетающиеся с треугольными распалубками над тимпанными завершениями стен в районе окон.
Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына».
Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. Современники же почти не знали их совсем. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них.
Между тем после завершения капеллы и незадолго до кончины папы Его Святейшество поручил кардиналу Четырех Святых и кардиналу Аджинензе, своему племяннику, в случае его смерти закончить его гробницу по проекту более простому, чем был первый. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело.
Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года Охотники за Сокровищами с Джорджем Клуни в главной роли. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой).
Прибыв в сад, они увидели там, как молодой Торриджано деТорриджани лепит по указаниям Бертольдо круглые статуи из глины. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4.
Сегодня она находится в Лувре. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. По статуе этой можно понять, что ему хотелось добиться определенного сочетания дивных членов его тела, в особенности придавая им и юношескую гибкость, свойственную мужчине и женскую мясистость и округлость: приходится дивиться тому, что он именно в статуях показал свое превосходство над всеми новыми мастерами, работавшими до него.
Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Теперь она находится в базилике святого Петра. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.
стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» – службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Это чистое чувство вызвало появление стихотворений Микеланджело, которые были потом изданы в 1623 г. во Флоренции. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.
Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Микеланджело предложил возвести монументальный архитектурный памятник с обильным скульптурным украшением.
Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно.
Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Однако то. А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ.
В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим.
Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Тем не менее, будто мастерство это воодушевилось тем, что уже было сделано, оно поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св.
Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. После смерти Антонио да Сангалло Младшего Микеланджело в 1546 г. получил сразу три архитектурных поручения: окончание собора св.
Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. На переднем плане толпится группа испуганных женщин, в то время как другая группа христиан во главе с высоким мужчиной, выступают в роли свидетелей события. Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года.
По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Когда в 1489 году, Лоренцо де Медичи, фактический правитель Флоренции, спросил Гирландайо о двух своих лучших учениках, Гирландайо отправил Микеланджело и Франческо Граначчи.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру.
Но кто же не восхитится и не поразится, увидев потрясающего Иону, последнюю фигуру капеллы, где силой искусства свод, который изгибаясь по стене, в действительности выступает вперед, кажется прямым благодаря видимому воздействию этой отклонившейся назад фигуры и, подчинившись искусству рисунка, тени и свету, он поистине как бы отклоняется назад. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии».
А кроме того, он сделал бронзовое тондо с Богоматерью, отлитое им по заказу фламандских купцов Москерони, особ очень знатных в своих краях, с тем чтобы они, уплатив ему за него сто скудо, могли отослать это тондо во Фландрию. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим». Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление.
Также и на следующей, где Бог отделяет воду от земли: эти фигуры настолько прекрасны и острота гения в них такова, что они достойны быть созданы лишь божественнейшими руками Микеланджело. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение.
Он вернулся к работе у Медичи. Моисея. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564.
Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. По многим параметрам она отступает от церковных канонов.
Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи.
Вся эта история послужила в укор кардиналу св. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34.
Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Такова же прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее создателя. Одним из значительных творений Микеланджело является пристроенная им к церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело.
К счастью для грядущих поколений, этот проект более полно реализован им художник занимался на протяжении большей части 1520-х и в 1530-х годах. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. И только огибая палаццо Сенаторов, можно увидеть раскинувшиеся позади Капитолия руины римских форумов и вдали Колизей.
Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Связывая все три здания и подчеркивая большую высоту дворца Сенаторов, эти пилястры вместе с тем вносят разнообразие в ансамбль. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся.
После чего, отобрав нужное количество мрамора, он отправил его к морю, откуда он был доставлен в Рим, где им завалили полплощади Св. Георгия за двести дукатов.
Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Мальчик занимался у Гирландайо год, но слишком спокойный темперамент и не очень свободная творческая фантазия наставника быстро оттолкнули его подопечного.
Петра. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». Юлий II постоянно торопил Микеланджело, доходило даже до угроз сбросить его с лесов, а однажды папа ударил его посохом. 18—22). Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь».
Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса.