В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску Жертвоприношение Ноя. Микеланджело Буанорроти в последний год своей работы в капелле написал замечательную фреску «Жертвоприношение Ноя».
И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею». Возрождение. Ему помогают две женщины — одна молодая с непокрытой головой, другая постарше в платке. Галерея Уффици.
Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой – изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле. В подтверждение, предлагаю вашему вниманию фреску другого величайшего художника Микеланджело "Жертвоприношение Ноя", 1508-1512. Заканчивается апокриф благословением Бога Ноя и его потомства. Проклял Ной Хама и сказал, что будет он рабом у братьев своих. Все персонажи этой работы ведут себя совершенно по-разному. Её движения полны грации, но в глазах уже вспыхнула искорка вожделенного огня. Согласно Книге Бытие, Ной «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8), поскольку был «человек праведный и непорочный в роде своём» и «ходил пред Богом» (Быт. 6:9). В центре — обнажённый, спящий Ной Хам, стоящий спиной к указывает, нам пальцем на отца.
Сама её вальяжная поза уже говорит о склонности к греховным помыслам. И выпил он вина, радуясь жизни. Иоанн Дамаскин в своём сочинении «Точное изложение Православной веры» называет потоп первым крещением и считает, что «при Ное Бог омыл мировой грех», а сам потоп называет первым из пяти библейских «крещений»39. Адам сотворяется в тот когда, миг пальцы Бога (предстающего здесь в своей первой ипостаси — Бога-Отца) и первого касаются человека друг друга в жесте любви.
Нахичевань также считается местом последнего упокоения Ноя. Господь указал на то, что не станет больше наказывать так человечество.
Италия. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле и дал точные указания, как построить Ковчег— судно из дерева гофер (возможно, кипарис или кедр6), способное пережить готовящийся потоп— и снарядить его для длительного плавания. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его спутники. Средний, Яфет, обняв брата, пытается убедить его отойти и не глумиться над спящим отцом. Начал Ной возделывать землю и насадил виноградник.
По-разному ведут себя обрамляющие сцену жертвоприношения обнажённые юнцы. И прогнал его. И. Во Флоренции Микеланджело получил заказ на двенадцать стоящих фигур апостолов двенадцать апостолов, правда, сидящих изначально предусматривались и на своде Сикстинской капеллы. Послушная зову Всевышнего «Встань. », она выпрямляется и протягивает молитвенно сложенные руки благодарности.
мир величественное лицо Бога дышит добротой отеческой. Потом Бог благословил Ноя и детей его, говоря: «Раститесь и множьтесь и наполняйте землю. » Он подтвердил также за человеком владычество над землей: «Да трепещут перед вами все звери земные, рыбы морские, птицы небесные и все, что движется на земле: Я даю вам все это в пищу, также как и все, что произращает земля». 1511 все поле фрески «Отделение воды от земли, сотворение рыб и морских животных» огромная занимает фигура Саваофа, как бы парящая в Три. Ориген в своих трудах видел в истории Ноя символическое изображение христианского миропонимания.
Перед дремлющим захмелевшим отцом оказались его сыновья. Композиция фрески «Евы Сотворение» построена по принципу симметрии. Среди армян распространены давние легенды о Ное. Один из помощников успел уже рассечь горло овну. Могучую фигуру Микеланджело Ноя построил по принципу противоположных движений: нога правая вытянута, левая — согнута в высоко колене поднятом, левая рука вытянута, а правая — образуя, согнута надежную опору для обнаженного Светлые.
Эту трудоёмкую операцию он проделал сам, не доверяя подмастерьям. Для мастера это было единственным средством выразительности. Согласно Книге Бытия главным творением Вседержителя является сотворение человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни». Он считает, что фраза «Ной начал возделывать землю» (Быт. 9:20) свидетельствует о том, что Ной «не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато или спустя некоторое время».
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). «Ноах»). Согласно Апокрифу Иоанна24, архонты решили «сотворить потоп и погубить плоть всякую, от человека до животного».
Также Златоуст пишет и об опьянении Ноя, отмечая, что Библия «одним словом даёт ему полное извинение»44. «Голубиная книга»), жену Ноя зовут Евга и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа и тот ей рассказывает о ковчеге. Таким образом, Нахичевань становится первым городом, основанным после Потопа. Ной принес в жертвоприношение Богу самого чистого из скота и самого чистого из птиц. Выйдя из ковчега у гор Араратских (Быт. 8:4), Ной взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20) в благодарность за своё избавление. Следует отметить, что пирамидальная композиции фрески, вершиной которой служит голова Всевышнего, напоминает один из барельефов Якопо делла Кверча, украшающий фронтон собора Сан Петронио в Болонье.
«Архонт Сил» сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему: «Сделай себе ковчег из дерева негниющего и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика и установи его на горе Сир». Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. евр. Соответственно, поскольку сам потоп рассматривается в качестве прообраза крещения, то ковчег становится прообразом Церкви, плывущей через бурные пучины греха и спасающей жаждущих спасения. За то, что Ной и его семья сумели спастись, он хочет принести жертву Богу.
Из сохранившихся средневековых памятников Западной Европы представление о возможно существовавших в Византии изображениях подобного рода дают мозаичные циклы с историей Ноя, созданные местными мастерами под влиянием византийской школы: собор Монреале и Палатинская капелла (Сицилия) и базилика Святого Марка (Венеция). Сохранилась также фреска Дионисия46. композиция Следующая (первая от входа в капеллу) — «Опьянение Микеланджело».
Диаметр 120 см. Повествовательных изображений истории Ноя в православном искусстве практически нет. Позади них — ждущие своей печальной участи бык, лошадь и слон. Как же она восхитительна и бесподобна в своей вызывающей наготе. По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев.
Обнаженная фигура Евы с молитвенно руками сложенными занимает центр композиции. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт. 7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему.
этого Вместо, Ной спящий и осмеянный сыном — фреска первая, которую видит входящий. Да трепещут перед вами звери земные, птицы небесные и рыбы морские – все, что движется по земле. Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт. 9:20). Не оставь на земле ни одного неверного. » (71:26).
Бог одной опирается рукой на ангелов, а другую простирает к Адаму, таким написанному прекрасным, что кажется, будто он высшим сотворен и изначальным создателем своим, а не кистью и по человека замыслу. Структура первых трёх фресок была настолько сложна, что даже Вазари и Кондиви ошиблись, приняв фреску «Жертвоприношение Ноя после Потопа» за «Жертвоприношение Каина и Авеля». Средний сын Хам увидел отца обнаженным и начал над ним смеяться. Из сохранившихся средневековых памятников Западной Европы представление о возможно существовавших в Византии изображениях подобного рода дают мозаичные циклы с историей Ноя, созданные местными мастерами под влиянием византийской школы: собор Монреале47 и Палатинская капелла48 (Сицилия) и базилика Святого Марка (Венеция).
Далее следует укороченная фреска «Жертвоприношение Ноя». Разметавшиеся пряди густой бороды, развевающийся плащ и широкий размах рук все это также подчеркивает быстроту движения. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Только спустя 150 дней вода стала убывать и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор (5000 метров над уровнем моря). Уже сын праведного Ноя заявил о своих порочных наклонностях. Зритель может прочитать в глазах персонажей не схожие и не однородные чувства. Во всей Адама фигуре предугадывается такое богатство сил и тем с вместе такая вера самого автора в что, человека образ этот становится символом эпохи всей Возрождения.
Так он узнал о проступке среднего, нечестивого сына. Здесь Микеланджело дал вовсю развернуться своей неуёмной фантазии. Справа монументальная изображена фигура стоящего Бога-Отца, драпировками окутанная.
На ней седобородый Ной в ярко-красной тунике стоит за алтарём с горящим огнём. Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Поражает пространственное решение, когда осуждённые на гибель люди толпой выбегают на зрителя из-за горы. И только в тех случаях, когда это необходимо. Костюмы вообще идеальны.
Потоп — это первая поистине трагическая картина в творчестве Микеланджело. Дерево, масло. Именно это и придает голове силу, потребную для того, чтобы не без труда занять положение в фас, когда из противоборствующих друг с другом направлений возникает вертикаль.
Здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением. Эта фигура давно искусствоведов интригует, они трактуют ее по-разному: как Еву несотворенную или как Софию (божественную Сотворение). Бушует ветер, срывающий одежды и гнущий деревья. Только плоти с душою ее, с кровью ее не поедайте.
Главный акцент движении на сделан и освящающем жесте Бога. Бог постановил завет с Ноем и потомством его, обещая ему, что более не будет потопа видимым знамением сего завета поставлена радуга: «Душу Мою, рек Господь, полагаю во облаце и будешь знамение завета вечного между Мной и между землей». «Ковчег мог бы вместить всех— как всех может вместить Церковь— но никого нельзя было загнать силой и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи», отмечается толкователями, «ковчег— прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нём спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха».
Из фресок, события иллюстрирующих книги Бытия, самой абсолютной Сотворение «является Адама». Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег. Некое существо красоты изумительной являет свой лик среди несущих, ангелов на своих крыльях Господа он обнимает левой его рукой. Двух других своих сыновей Ной благословил: «да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:27). Следующая фреска большего размера поделена на две части ветвистым деревом посредине — приём довольно распространённый при трактовке сюжета грехопадения и изгнания из Эдема. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего лица их были обращены назад и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама— Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.
Сикстинская капелла, Ватикан (фото заимствовано из сети). Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. сюжет Этот иногда называется «Господь, благословляющий Спокойное». По окончании потопа ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4), где Ной принёс жертвы Богу и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт. 9:1–17).
Сохранилась также фреска Дионисия. Флоренция. Вардан Аревелци в работе «Ашхарацуйц», посвящённой географии Армении и соседних стран. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения35. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним. А другие уже просто сдались и смирились. Он хватается руками за сук дерева, указывая пальцем на нечто сокрытое среди густой листвы.
Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. На фреске изображена страшная картина гибели рода человеческого в наказание за грехи. Это не вызывает удивления известно, что пока Микеланджело Буонарроти расписывал плафон Сикстинской капеллы, Рафаэль работал над фресками Ватиканских станц (залы Ватиканского дворца).
Он не стал придерживаться каких бы то ни было предписаний относительно их отличительных признаков и даже типичные свитки рукописей в скором времени исчезают из их рук. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств.
Атлетического сложения фигура Адама по пропорциям своим восходит к античным канонам. Сидящие по углам фрески обнажённые юнцы изображены в различных позах и смелых ракурсах.
Вся эта фреска построена на контрастах и полна движения. Вот как повествует об этом Священное Писание. Находящийся в долине город Нахичевань (ныне территория Азербайджана) традиционно считается основанным Ноем и народная этимология связывает с его именем название города (ср.
Был тщательно проработан подготовительный картон. Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего» и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. Под густой кроной сидит на камне спиной к древу Ева, поджав под себя ноги. Только слева — просвет в даль, светлыми искрящийся серебристыми тонами.
Изваяния старого сиенского мастера когда-то живо заинтересовали Микеланджело своей выразительной пластикой и врезались в память. Но как подвигалось на этом пути человечество. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения35. Соплеменники прогнали Нуха (Коран, 71:23) и он взмолился: «Господи.
В 17 день второго месяца «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились» (Быт. 7:11) и воды обрушились на землю. Ноя пренебрег хронологической последовательностью, поскольку фреска эта должна быть после «Потопа». Согласно еврейскому преданию34, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Вместе с тем, в Талмуде32 обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех: «И сказал Бог Ною ибо земля наполнилась от них злодеяниями и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:13).
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Встречается тема и в исламских миниатюрах.
В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег и он поплыл (Быт. 7:17, 18). На самом деле основа сюжета не отбор животных для погрузки на ковчег, а жертвоприношение, уже после спасения. "И устроил Ной жертвенник Господу и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике" (Бытие 8:20-22). Ной по выходе из ковчега принес Господу жертву. Встречается тема и в исламских миниатюрах.
Далее фрески, картины, рисунки, наброски, скульптуры и другие работы великого итальянского художника. Филарет так формулировал это толкование в своём «Пространном Христианском катехизисе»: «Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической церкви»40. Размеры ковчега у Оригена также имеют символическое значение: 100— «число всей разумной твари» 50— отпущение грехов, свободу и прощение. Прожил до 18 февраля 1564 года. Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда «сошла вода», остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках27, а на «Кирду, отделяющую Армению от Курдистана»2829. Так и нас ныне подобное сему образу крещение» (1Петр. 3:20—21). Все члены его мускулистого тела напряжены. Повествовательных изображений истории Ноя в православном искусстве практически нет.
Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Почти плоскость всю картины занимает темное помещение навесом под.
Не зря в предыдущем посте я писал об имеющихся у меня трудностях с идентификацией купольных росписей лоджий Рафаэля. Прекрасен был первый урожай земли, напоенной разлившимися водами.
Люди не могут поверить во все происходящее. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Здесь же почти нагие юнцы-помощники. Согласно еврейскому преданию34, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом.
Не буду поражать всего живущего, как Я то сделал: сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима не прервутся, пока будет существовать земля». В Сотворение «фреске солнца и луны и сотворение животных и фигура» растений Господа изображена дважды — на подлете и справа: отлете, когда он придает форму раскаленному солнца диску и холодному диску луны (восхищение потрясающая вызывает сила жеста рук Творца, тела ракурс, передающий мощь полета в космосе) и на стороне другой, когда он повелительным жестом заставляет в раз первый вырасти траву (здесь также передан замечательно полет, при этом ракурс со можно спины назвать весьма смелым). Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Микеланджело с особым волнением приступил к написанию центральной фрески всего цикла. А вместо этого люди охвачены страхом и горем. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Мужчины были строго отделены от женщин. После этого Бог благословил Ноя, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё творение, что на земле (Быт. 9:1–17) и дал человечеству ряд моральных законов.
Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. Весь этой смысл композиции — в изображении титанических сил ничего: человека божественного, тем более мистического мощной в нет фигуре Бога. корпуса фигуры трех сыновей рельефно темном на вырисовываются фоне. О том, что Ной захоронен в Нахичеване, одним из первых упоминает летописец XIIIв. Отжав янтарные грозди, приготовил Ной благоуханное вино.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. И для того были веские причины. Пусть будет и тепло и холод, жатва и сеяние, ночь и день. В другом тексте это— «квас, смешанный с травою» («Беседа отца с сыном о женской злобе»26, XVII век). Ибо отдано оно вам в пищу.
Лица человека и Бога излучают любовь. Позднейшие легенды о пророке Аллаха— Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе. Еврейские комментаторы30 видят в выражении «земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11) указание на предельную моральную деградацию человечества: «растлилась» означает сексуальные извращения, а «наполнилась земля злодеяниями»— социальную несправедливость31. По молитве Нуха Аллах послал на землю потоп (54:11).
Приятное благоухание донеслось до Господа и не захотел Он больше проклинать Землю. Тут же святитель рассуждает о неблагодарности Хама, который «не погиб вместе с другими в смятении ради достоинства отца»44, но при этом наносит оскорбление отцу.