Для нее Микеланджело сделал скульптуры «Моисей», «Умирающий раб», «Связанный раб» и «Лия».
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. 155. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. 7, 8. Он действует только словом.
А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Илл. 2.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
177, 178. Что смерть, что время здесьне побеждает. После изгнания Медичи и гибели Савонаролы в городе утвердился республиканский образ правления.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Илл. Второе издание, увидевшее свет в 1568 году, Вазари дополнил уже несколькими такими биографиями, в том числе (без ложной скромности) и своей собственной. Петра. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству.
Илл. Музеи Ватикана в Риме (в комплекс включены 10 музеев) являются не только хранилищем самых знаменитых работ Микеланджело, но и уникальным собранием образцов античного, современного, религиозного и языческого искусства. Ее прекрасная фигура дышит чувственностью, в непринужденной позе и повелительном жесте есть величие античной богини. Давид.
Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов. В первое издание 1550 года книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая считается одним из самых обстоятельных трудов в истории искусства, была включена единственная «современная» биография – Микеланджело, которому в то время было 75 лет. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Илл. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Над его останками Вазари и его помощники изваяли прекрасное мраморное надгробие. Восхищение итальянской культурой было таким сильным, что он в совершенстве выучил итальянский язык (он не только писал письма по-итальянски, но иногда и подписывал их на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубене»), но и стал авторитетным специалистом в области античного искусства. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Петра, с чем папа был полностью согласен. 92, 93, 94. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 166, 167. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
183. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни.
Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Она напоминает мощную лавину. Однако все эти моменты были ими восприняты довольно внешне, преимущественно в декоративном плане.
И результаты были самыми плачевными. 46. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Илл. Илл.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. И всюду Микеланджело выходил победителем. Он сам писал: Но когда план целиком меняет свою форму, то не только дозволено, но и необходимо изменять, по сравнению со сказанным выше, также и украшения и равным образом те, которые им отвечают. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Он должен думать о смерти.
В действительности оно так и получилось. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Трудность своего характера осознавал и сам художник. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Его искусство учило многому. Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Илл. 185, 186. Возможно, единственного друга. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Таким представил его и Микеланджело.
Между маем 1513 года и июлем 1516 года Микеланджело закончил скульптуры «Восставший раб» и «Умирающий раб», показывающие разные состояния человека, оказавшегося перед лицом смерти. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). 38.
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Однако и здесь царит дух отчужденности. И, быть может, никто лучше Гёте не выразил те чувства, которые испытывает человек после посещения Сикстинской капеллы, когда он записал в своем дневнике следующие слова: Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. В Сикстинской капелле бывали и бурные сцены, крики, проклятия, удары палкой.
Характер Брута прекрасно выражен через смелый взгляд, крепко сжатые губы, подчеркнутые скулы, сильно выработанный рельеф лица. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Илл. 109, 111. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Их формы выражения лучше подходили для воплощения того, что он чувствовал в старческие годы. Но какой ценой.
И в ней мастер смело порывает с традицией. Когда в 1588-1593 годах Джакомо делла Порта закончил купол, то он придал ему ту форму, которая получилась в деревянной модели в результате надставки. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. В целях максимального выявления рельефа стены Микеланджело широко прибегает к раскреповкам. Илл.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Илл.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
Жизнь Микеланджело была трудной. е. уважением классической традиции). Это были тяжелые годы. 155, 156. Илл.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Слева мы видим райский сад.
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Высокое мастерство Микеланджело было эталоном для многих поколений живописцев.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Флоренция. Высота: 277 см.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
Илл. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Но все усилия напрасны. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. Высота: 226 см.
Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью.
По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море. Недаром его любимым материалом была бронза. Фигура, представленная в сильнейшем контрапосте, рвется вперед, пытаясь освободиться от приковывающих ее к дереву гвоздей. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. 163.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Моисей восседает в торжественной позе. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Холодные, светлые краски так подобраны, что от соприкосновения с ними пластическая форма обретает еще большую рельефность. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
И здесь бог изображен в активном действии. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Вазари, верный клеврет Козимо, целиком от него зависевший и всячески добивавшийся герцогского благоволения, поставил себе задачей завуалировать конфликт между Козимо и Микеланджело, для чего в жизнеописании художника он прибег к явной фальсификации. Илл. А воля художника была поистине безмерна. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). 171. Илл. Здесь все построено на контрастах.
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). 173. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. 184.
37. Эти дворцы Консерваторов Микеланджело поставил не под прямым, а под косым углом по отношению к дворцу Сенаторов, так что площадь имеет в плане форму трапеции. Теперь она находится в базилике святого Петра. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. В данной скульптуре фигурка Иисуса наиболее проработана, а фигуры Марии и Иоанна Крестителя едва проступают на фоне. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Надгробную речь произнёс прославленный эрудит Бенедетто Варки. Чтобы понять замысел Микеланджело, следует всегда помнить, что вестибюль и читальный зал поставлены им в теснейшую композиционную связь. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Первый путь толкал на полный разрыв с гуманистическими традициями Ренессанса, второй – не исключал возможности сохранения многих пережитков ренессансного мировоззрения.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Илл. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Илл. Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю, гений и власть Господь доверил ему передать смертным Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшие основой Моисеева законодательства, – «Моисей» Микеланджело аккуратно держит Скрижали в руках.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Взбешенный столь бесцеремонным с ним обращением, Микеланджело тайком покидает 17 апреля 1506 года Рим и едет во Флоренцию. «Умирающий раб» с его едва видимыми мускулами, казавшийся еще тоньше из-за элегантности своей позы, выглядел уже отдавшимся на волю Леты, реки забвения из подземного царства Аида. 162.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Особенно выразительна правая фигура. Подлинных поэтических высот Микеланджело достигает в своих поздних стихотворениях, в которых полностью раскрываются благородство его души и чисто философская глубина мысли.
Вазари прямо пишет:. В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. Это помогало ему сохранять чувство целого.
126. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Илл. 160.
Он даже не дотрагивается до нее. 151. Зато вид группы справа мало удачен. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Илл.
Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Илл. А называется роман «Муки и радости».
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Илл.
Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. По-видимому, это была статуя Вакха. Тотчас же позвали Даниэле да Волтерра. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
122-125. Он избегает детализированной характеристики места.
10, 11, 12. 80. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. Например, деревянная модель собора св.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Атлант. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Великий скульптор и художник описан в ней от детских своих лет до самой зрелости, показан путь от мальчика до мастера, очень живо описан характер великого скульптора, его горести, его радости, надежды и разочарования. Тем самым ей отводится центральное место.
И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Ренессанс, обновление классической науки и искусства имел свой первый расцвет во Флоренции. 131, 132. 164. Договор согласовали в августе следующего года.
39. 1498-1499.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Недаром они украшали пилястры. И этому оно учит и нас. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
Петра (Музео Петриано). Илл. Обмороки чаще всего случались именно под статуей обнажённого Давида. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). «Моисей», размера еще большего, чем «Давид», скорее всего был задуман и сделан под впечатлением от «Святого Иоанна Евангелиста» Донателло и проникнут божественным вдохновением величайшего из пророков. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). 13, 14, 15. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Илл. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Но роспись обладает и другим аспектом. Холодный, расчетливый политик и жестокий деспот, Козимо проводил чисто абсолютистскую политику, враждебную буржуазии, зато целиком отвечавшую интересам крупных землевладельцев.
16. И здесь его постигает страшный удар. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Рубенс прожил в Италии 8 лет, которые и определили его будущее. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Диаметр 120 см. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
75-78. Если раньше художник рассматривал человеческую фигуру как сосредоточие имманентных ей сил, то в Капелле Медичи фигура все чаще выступает орудием сверхличных, вне ее находящихся сил. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Высота: 174 см. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Профессор Маджерини, которая изучала воздействие самых знаменитых произведений искусства на эмоциональное состояние посетителей гелереи, утверждает, что у определённого типа посетителей возникает так называемым «синдром Давида».
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Петра.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Фигура погружается в сон. Они называли Микеланджело divino (божественным). Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами.
Лучшего друга, который когда-либо у него был, несмотря на постоянные ссоры.
Илл. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
109-112, 116-119. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
После этого тело Микеланджело было погребено в правом нефе церкви Санта Кроче. 114, 115. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. К этому присоединилась неудача с проектом мраморного фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, над которым Микеланджело проработал с 1516 по 1520 год, когда из-за отсутствия средств был разорван контракт. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
Вот таким образом он решил направить все средства на постройку нового храма, проект которого выполнил Браманте. Илл. Мрамор.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Илл. 1501-1504. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
135, 139. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. С завершением Давида пришёл другой заказ. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. 107, 108. 23, 24. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Удалось убедить Микеланджело зайти в дом и усадить в кресло у огня. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. 21, 22. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Это искусство, отмеченное печатью большой изысканности, было тесно граничит с двором Лоренцо Великолепного.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Микеланджело долгое время отнекивался от этого задания, но в конце концов согласился его выполнить. По непонятным причинам многие туристы падают без сознания прямо у ног статуи Давида. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Илл.
Таким образом, перед Микеланджело стояла задача расписать люнеты над окнами, распалубки и потолок, причем он должен был связать тематику своих фресок с тематикой росписей кваттрочентистских мастеров. Возрождение. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
И это понимает только один человек – апостол Петр. На форме овала Микеланджело остановился так как овал в перспективном сокращении воспринимается в виде круга. 145. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
106, 113. В дальнейшем строительство пошло довольно быстрым темпом и к 1557 году тамбур купола был почти готов. Тут столкнулись два сильных характера. Прочитанная совсем по-новому библейская легенда позволила Микеланджело создать величавую поэму о творческой мощи человека ибо бог в представлении Микеланджело был первым художником мира, ничем не ограниченным в своих творческих замыслах. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
48-55. ислучайно найденной в январе 1506 года в земле на месте Золотого дома императора Нерона. Фигура коренастая, сильная, мужественна. По этому поводу сам Микеланджело как-то скептически заметил: «Скольких моё искусство сделает дураками». Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. К счастью для грядущих поколений, этот проект более полно реализован им художник занимался на протяжении большей части 1520-х и в 1530-х годах. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Илл. Ему пришлось вступить в жестокую борьбу с последователями Антонио да Сангалло и с ворами, которые нагревали себе руки на этой крупнейшей по тому времени постройке. Влияние Микеланджело на искусство и, особенно, на живопись огромное, но не однозначное.
Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Илл.
Это послужило сигналом к тому, что все воины начали быстро одеваться, хватать оружие и готовиться к отражению атаки пизанцев. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). В других случаях он сознательно отказывался от завершения какого-либо сонета или мадригала, убежденный в бесполезности дальнейших попыток. 32.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Илл. Более 500 рисунков Микеланджело хранятся во многих ведущих музеях мира.
Художник охотно принял это предложение. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Последняя привлекала к себе всеобщее внимание и вокруг нее шли непрерывные споры между представителями разных художественных направлений. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Кроме Микеланджело. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. 56-71). 86-88.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Илл. 1530.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. 119, 111. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
175, 176. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Илл.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Ради усиления центральной оси Микеланджело располагает над воротами надстройку, украшенную папским гербом. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника.
130. Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования.
Микеланджеловская поэзия – великая загадка на фоне современного ей поэтического творчества Италии. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. При этом движение лишено всякой скованности.
В 1504 году статую поставили на площади Флоренции, прямо под открытым небом, чтобы ее видели все. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Илл. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. 116-119.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. В обработке всех фасадов мастер широко применяет контрастирующие друг с другом ордера, массивные и тяжелые обрамления окон, сочного профиля карнизы. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Этот прелестный жанровый мотив, несколько необычный для Микеланджело, так понравился Рафаэлю, что он скопировал его в рисунке и дважды использовал в своих работах.
41. Высота: 410 см. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Тематика фресок была предложена мастеру Павлом III, пожелавшим прославить двух старших апостолов, одного из которых – Петра – папы рассматривали как первого римского епископа иначе говоря, как своего прямого предшественника.
Илл. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. И сразу разгорелась борьба между Римом и Флоренцией за право греться в лучах славы «божественного» Микеланджело. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» -- настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. Друга его уровня» 145. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Ева послушно следует слову творца. Впервые это сделал португальский художник Франциско де Холанда в 1538 году (на 63-м году жизни Микеланджело), в своей книге «Диалоги с Микеланджело» познакомивший со взглядами мастера на живопись и скульптуру. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Илл. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Пропорции этой фигуры более стройные. Этот жест символизирует молчание. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Илл. Илл.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
ок. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. 5, 6. Илл. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
86-91. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Илл.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Их он терпеть не мог и не щадил. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
Илл. Илл. Илл. Илл. Он не рвет свои узы: закинув за голову руки и склоня голову к плечу, он погружается в состояние, одинаково похожее и на смерть и на сон – благодетельное освобождение от мук.
В отличие от большинства стариков, обычно растрачивающих последние запасы своей жизненной энергии на мелкие, суетные дела, Микеланджело думал лишь о большом и важном – о жизни и смерти, о любви и страдании, о добре и зле, о боге и о спасении своей души. Петра. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Три года скульптор работал над статуей.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. 146-148. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. 150. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Галерея Уффици. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Пьета. Действительность не оправдала их надежд. 1521-1534. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
Илл. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Илл. 97, 98. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. 174.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Илл. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою).
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. 159. Мрамор. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти. 134. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Но как раз этого не произошло.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
Строптивая независимость художника приводила к постоянным столкновениям и конфликтам с заказчиком. Илл. Илл. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Италия. Вот человек поистине одержимый гением. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. С 1490 по 1492 год., Микеланджело поступил на обучение в Академии Гуманизма, которую основали Медичи совместно с направлением неоплатоников. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
136. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
Диаметр: 69 см. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу.
158, 159. 140, 141. Он уже не усматривает в своих творениях ничего вечного, так как они были не в силах выразить своим чувственным языком то совершенное и абсолютное, что вырисовывалось перед его взором как новая и высшая форма одухотворенности. Илл.
За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Микеланджело полностью подчиняет его форме. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. 36.
И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. Он трудился как каторжный. Р. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. 161. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Илл.
Поначалу борьба со строптивым отцом. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Петра. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
Илл. Он вернулся к работе у Медичи.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Илл. Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
Она состояла из восемнадцати обнаженных, статуарно трактованных фигур, представленных в самых разнообразных мотивах движения, многие из которых были почерпнуты из античной пластики. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Страшный Суд Микеланджело уже при жизни мастера породил резкую оппозицию в контр-реформационных кругах. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Илл. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Вместо этого в1508г. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Художники XV века чаще всего украшали потолки и своды орнаментальными композициями, с небольшими фигурными вставками. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
В борьбу включился и Микеланджело. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. 169. Мрамор.
Илл. К тому же фигуры обладают столь ярко выраженной статуарностью, что это препятствует их объединению в живописные группы. ок.
Илл. 81-84. Он стал уже высекать статую св.
Илл. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. 25, 26. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Тема, которая не является частью библейского повествования о Распятии Христа, широко использовалась в религиозной скульптуре средневековой Северной Европе и хорошо знакома кардиналу. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Оно дает о себе знать и в более живой группировке фигур и в более гибком композиционном ритме ив большей мягкости форм и в более богатой игре светотени, невольно заставляющей вспомнить о леонардовском сфумато.
И это приводит к трагической разобщенности образов. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Все это придает его архитектуре величественный характер.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Между фигурами нет внутренней связи, они разобщены и каждая из них как бы обречена на тяжелое одиночество. Илл. 179-181. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Несоизмеримо более оригинально и абсолютно другое произведение первого римского периода – Пьета. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Илл. Петра со стороны апсид. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Это люди, обладавшие, согласно средневековым воззрениям, не только великим даром провидения, но и редкостной остротой интеллекта и огромным жизненным опытом. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Илл. И этой же цели служит цвет. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.
Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Илл.
17, 18, 19, 20. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Закинутая за плечо праща и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое деяние Давида. Прежде чем приступить к выполнению статуи, Микеланджело делал ряд набросков пером, в которых фиксировал общую композицию, различные ее аспекты с разных точек зрения и, наконец, форму и размер блока, чтобы каменотесу было легче ориентироваться. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Почувствовав недомогание, Микеланджело принужден был лечь в постель и через несколько дней, 18 февраля 1564 года, его не стало. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Это человек действия (vir activus). Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
Ее величественная, монументальная фигура полна эпического спокойствия, ложащийся мягкими складками плащ великолепно выявляет пластическую мощь фигуры, невольно заставляющую вспомнить о сивиллах Сикстинской капеллы. Здесь лишний раз убеждаешься в том, какое исключительное значение придавал мастер в архитектуре принципу соподчиненности. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Победили фанатики и чиновники, потребовавшие беспрекословного и слепого подчинения церковным авторитетам. 170.
3, 4. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. В среде флорентийских эмигрантов шли оживленные споры о правомочности политического убийства и большинство склонялось к тому, что Данте был неправ, поместив Брута и Кассия в ад. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Его рука сгибается к плечу. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Флоренция отдала последние почести великому Микеланджело с большим уважением. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Рассчитанная на разные точки обзора, статуя отличается пластическим богатством и выразительностью. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Илл. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Он создал гениальные, произведения.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. 182, 187, 188, 189. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.
Это, конечно, не так.
Невольно вспоминаются слова самого Микеланджело: Я так стар, что смерть часто хватает меня за плащ и зовет за собою настанет день и я упаду, как этот светильник и погаснет свет жизни. 47. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
Но здесь архитектурный каркас играл вспомогательную роль и был осуществлен средствами живописи. Они утратили волю. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Пейзаж пустынен и гол. 149.
Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Илл. Илл.
И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Илл. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. 174. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Илл. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
Илл. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Некоторые художники нового поколения, в особенности флорентийские маньеристы, так и не смогли выбраться из-под его стиля, не сумев создать свою манеру, просто тиражируя набор сложных поз и ракурсов источником которых были живописные работы Микеланджело.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. Илл. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Он побежден. Илл. В этом отношении особенно характерны следующие его слова: если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться. Илл.
Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. 79, 142. Этот принцип цикличности, новый для ренессансного искусства, уже намечен в фигурах рабов в статуях гробниц он получает дальнейшее развитие. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Дерево, масло. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. И для него героизированный образ человека был главной темой искусства и для него не существовал столь ценимый нидерландскими мастерами мир бесконечно малых величин и для него скупая, обобщенная форма являлась основным средством художественного выражения.
По-видимому именно об этом думал Гераклит, написавший следующие замечательные слова: Борьба есть правда мира, отец и царь всех вещей противодействующее укрепляет друг друга, расходящееся идет совместно на противоположном напряжении основана гармония мира, подобно лире и луку. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. 99, 101, 102.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. Илл. Илл.
Мрамор. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Этот проект существовал в нескольких вариантах. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Илл. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Он победил.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
На самом же деле между ними лежала бездна. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Вазари пишет: безгранично и всегда должны быть благодарны ему художники ибо он сорвал путы и оковы, в которых шли они проторенной дорогой новизною прекрасных карнизов, капителей и баз, дверей, табернаклей и гробниц он добился полного отличия от того, что по измерениям, ордерам и пропорциям Витрувия и античности делали люди, не желая ничего к ним прибавить. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. Статуя осталась незаконченной. Это был понедельник масленичной недели.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Последние тридцать лет жизни художника падают уже на новую эпоху, когда на Италию надвинулась феодальная реакция и сопутствовавшая ей контрреформация.
Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
167. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. 89-91. Мне плохо и нигде я не нахожу ни малейшего покоя». Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Илл. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. 110, 112.
Илл. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.
Этому его научила скульптура. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». 33, 34. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.