Подробно описание картины Микеланджело «Страшный суд» представить невозможно – это настолько хаотичное и многочисленное расположение множества обнажённых тел, что невозможно ни подсчитать его точное количество – примерное же составляет около 400 человек – ни передать всю гамму чувств на их лицах.
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. Только ответить своим искусством.
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13, 7 м, а высота – 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Если это так, то можно только подивиться смелости Микеланджело: на одном из самых видных мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, содравшего кожу с него самого».
Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Объяснение напрашивается само собой. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Икона – на ум и интуицию. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. С левой стороны почти все персонажи— женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. Справа от Христа— святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.
Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок.
Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал.
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Не отказывается он от участия и в самой войне.
«Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Искусствовед В. Н. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве). Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Варфоломея кожи.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». 1514—1519). Что мог Микеланджело.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу.
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. «Страшный суд» Микеланджело — картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма1. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Пространство перестает быть препятствием. По ним можно изучать анатомию. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – на левую».
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц.
Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. В иконе фигуры неподвижны, они как бы застыли.
Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Харон перевозит души умерших через воды Стикса. К тому же, у художника были серьёзные проблемы со здоровьем: он страдал от артрита, мигрени, невралгии, у него болели зубы.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Не отказывается он от участия и в самой войне.
Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Образ взят из античной мифологии.
Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Картина отражает настроение икона – состояние личности. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников.
собирался сбить фреску. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Искусствовед В. Н. Этим карающим жестом Христос приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток и праведников и грешников и ангелов и святых, не отличимых друг от друга. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Имя сей звезде "полынь" и третья часть вод сделалась полынью и многие из людей умерли от вод, так как они стали горьки. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть28.
Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное.
На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом и посоветовал самому договариваться с художником. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. И теперь на этом месте Микеланджело предстояло воссоздать Страшный суд – фреску, ставшую последним великим произведением эпохи Возрождения и предвестником нового стиля Рима – барокко. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Она отворила кладязь бездны и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов».
Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка. Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику.
Но это не холод смерти здесь подчеркивается внутренняя жизнь, внутренняя динамика. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
«Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. И пришел иной Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году.
были незнакомы с анатомическим атласом. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В то же время религиозное значение этой картины равно нулю.
Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Ему не удалось создать цельной сцены. В тематике картины Страшный Суд воплощены языческие и иудейские традиции. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Грешники должны будут идти в «муку вечную». Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности.
Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «».
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Воскрешение мертвых совершается в долине Иосафата, как повествует талмудическое предание. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Картину можно рассматривать аналитически.
Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба. Сколько их было уже – полотен, живописующих силу Бога и ничтожность человека, тщетную суету человеческих помыслов и деяний. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко.
м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Кроме того, понимание Страшного суда как трагедии вселенского бытия было непонятно современникам Микеланджело. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Потому-то он и волнует сердца всех неподготовленных, равно как и тех, кто в этом ремесле разбирается. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов.
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
И снова Микеланджело постигло разочарование. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
Икона – это богословская книга, написанная кистью и красками. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо — их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех.
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля), своего сердца чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Длина изображения почти полтора метра. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII.
Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». На росписи размером около 200 кв. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541.
Более того, это рецидив язычества, возникший в самом сердце католического мира. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Но и это ещё не всё. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.