«сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) — четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II. «сотворение Евы» – одна из прекраснейших фресок Микеланджело, украшающих своды Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год, когда Микеланджело было 57 лет. Внизу: Сотворение Адама – центральная часть потолка.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). Жилые его покои были сразу же разграблены, вплоть до постельного белья римские дворяне подняли шум, грозясь «изгнать варвара из Рима» иерархи со всей Италии спешно съезжались в Рим и были готовы избрать нового папу. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Эта титаническая работа заняла четыре года.
Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19).
Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой, с декоративными композициями для ниш— в Детройте. Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска. Юлий Второй прожил после завершения росписи свода Систины всего лишь несколько месяцев.
Джулиано въехал во Флоренцию на правах частного гражданина. И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Он работал по четырнадцать часов в сутки, пока не чувствовал, что у него отнимаются ноги. Синьория была распущена. Не говоря уже о стрессах. Одиноко держался в этой процессии бледный и печальный герцог Урбинский, племянник Юлия.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Три белые колонны обступали его в мастерской подобно заснеженным горным пикам. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Рядом с папой, одетый как знаменосец острова Родоса, выступал кузен Джулио. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Костюмы вообще идеальны. В декоре свода повторяется изображение жёлудя— символ семьи делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II. На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, так как дает знание и взяла плодов его и ела и дала также мужу своему и он ел. По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша. Папа Юлий пожелал видеть роспись с гротесками, которые вошли в моду после обнаружения на Эсквилинском холме древнеримских гротов27. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. В отличие от других живописцев изображающих Создателя, тянущего Еву за руку или хватающего ее за локоть, Микеланджело показывает, что Бог все делает лишь при помощи слов. Против французов открыли военные действия швейцарцы: они захватили Ломбардию.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Во французских войсках начались раздоры и вооруженные стычки.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
Потому сатана и стал врагом человека. Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода10. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Микеланджело достиг высшей степени величественности и в буквальном смысле глобальности трактовки акта Сотворения мира. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Французы были изгнаны из всей Тосканы. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Он высекал «Моисея» — и подобно тому, как мраморная пыль клубами проникала в его ноздри, во все его существо, до самых глубин, входило чувство горделивого спокойствия: теперь он ощущал себя настоящим человеком ибо его плоть и сила сливались с трехмерным камнем. Никаких других персонажей на картине нет. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Если Флоренция окажет сопротивление, папа направит войско Джованни на штурм флорентинских стен.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта. Так одним предложением можно описать фреску. Адам настолько устал, что может показаться, что он умер.
Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. В последний год работы над сводом Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме.
Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Единственным кандидатом, у которого не оказалось врагов, был Джованни де Медичи.
Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Город гудел от слухов. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Верхняя часть тела повернута в сторону и наклонена вперед, а перекрывающая фигуру рука означает дополнительное сопротивление, которое необходимо преодолеть поворачивающейся голове. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Цикл повествует создании Богом прекрасного Мира и человека, что человек впал в грех и был наказан смертью и отделением от Бога. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980—1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные15. До настоящего времени сохранились незакрашенные области у основания люнетов, которые были закрыты лесами. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Так Микеланджело изображает момент творения.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался. Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены.
Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Ему остро хотелось вдохнуть в себя тот же воздух, каким дышали эти мраморы. Еще секунда их пальцы соприкоснутся и Адам начнет жить. Ведь если подумать, ничего иного, кроме побоищ и крови, Италия и не знала.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением, евхаристией. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
По уму, душевному складу и темпераменту он чем-то напоминал Великолепного. О блаженные мастера искусства. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Она прекрасна в своей скромности и женственности. Выбор кардинала Джованни был гениален. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Микеланджело остановил свою лошадь у дома Лео Бальони, передав поводья груму. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
История создания росписей. Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы. Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.
Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Микеланджело сдерживал коня — по одну сторону от него гарцевал его родственник, Паоло Ручеллаи, по другую ехало семейство Строцци, купившее в свое время его «Геракла», — и неотступно следил за папой Львом: тот, сияя от радости, поднимал благословляющую руку в унизанной жемчугами перчатке придворные чины ехали позади него, горстями швыряя в толпу золотые монеты. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур.
В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса — Джотто и Мазаччо. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Именно так должны вы именоваться ибо при жизни своей смогли вы у источника столь светлого прояснить омраченный свет очей и увидеть простым все трудное благодаря художнику столь дивному и необычному. IV). В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17).
Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена.
Гонфалоньера Содерини вынудили покинуть пост и он бежал вместе с семьей из города. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Мики расписывал кое-какие детали тронов и карнизов.
В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. В то время, пока он спит, Ева, увидевшая Создателя, молитвенно возводит к нему руки, чтобы принять его благословение.
Почему. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
В Болонью кардинал Джованни так никогда и не вступил. Папа был уже снова в Ватикане. Но Микеланджело справился со всем.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Еще несколько дней назад он не сомневался, что на этот раз папой изберут кардинала Риарио. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Сидя на коне, Микеланджело оглядывал плотные ряды всадников, среди которых он находился: это были флорентинские дворяне, решившие устроить самую пышную процессию из всех, какие только помнил Рим.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Большие паруса поддерживают свод. Все, что он видел за свою жизнь, укладывалось в эти слова: кровь и побоища.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Все это – расплата за шедевр. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Эти слова не выходили у него из головы. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. В окнах домов виднелись вывешенные по поводу торжества парчовые и атласные полотнища. Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной.
Вот сейчас Юлий хлопочет, собирая новую армию, чтобы выступить на север. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово.
С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. Хотя Юлий безвыездно жил в Риме, военные действия на севере начались. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Высота капеллы— 20 метров. Папа был доволен. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Придет ли наконец черед кардинала Риарио и станет ли Лео Бальони доверенным лицом папы. Большие паруса поддерживают свод. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Микеланджело понимал, что ему следовало быть сейчас во Флоренции и жить там до конца своих дней, а не мучиться в этой столице хаоса.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Работать приходилось на грани физических возможностей.
Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой. Если папа Юлий умрет, кто будет платить за работу над второй половиной свода Систины. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Когда процессия достигла Кампо деи Фиори, стало совсем темно. Входящий в капеллу человек сразу видит весь цикл росписей: еще не начав рассматривать отдельные фигуры и сцены, он получает первое общее представление о фресках и о том, как излагает мастер историю мира. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст.
Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале.
побоищ и крови, крови и побоищ. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». С тем типом изображения, главное в котором — имя изображенного, а сама фигура лишь бурной жестикуляцией свидетельствует о том, что при жизни ей довелось высказать кое-что немаловажное, Микеланджело расстается: он берется за воспроизведение моментов духовной жизни — собственно вдохновения, страстного монолога и углубленного безмолвного размышления, спокойного чтения и взволнованного листания, поиска. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Вечером он снова был уже в седле, чтобы следовать в свите папы к Ватикану. После того как гонфалоньер Содерини и все члены Синьории были изгнаны из Флоренции, заказ на статую «Геракла» утратил всякую силу. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле— табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. От волнения Микеланджело не находил себе места. Улицы были освещены только факелами и свечами.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Возблагодарим же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем». В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Говорили, что он безнадежен. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. м. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека.
В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело, могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
Нашелся и подросток-ученик — сирота Андреа, он помогал Микеланджело на лесах, приходя туда после обеда и присматривал за его домом. Целые годы занимался он науками, стараясь, в подражание отцу, набраться знаний. «Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», – рассказывает Вазари.
IX, ст. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений». Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника5. Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама.
Они поддерживаются двадцатью обнажёнными юношами, Ignudi, которые сидят на постаментах, опираясь на ложный карниз. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама».
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. В течение лета он отвоевал Болонью.
Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры. В августе, когда Микеланджело начал писать «Сотворение Евы», Юлий поехал на охоту в Остию и возвратился оттуда больным: у него был тяжелый приступ малярии. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Мальчиком на ступенях Собора он был не в состоянии доказать, что искусство скульптуры выше искусства живописи здесь, в своей мастерской, проворно и ловко шагая от «Моисея» к «Умирающему Рабу», а потом к «Рабу Восставшему», он мог бы продемонстрировать эту истину с кристально ясной неопровержимостью. Только хитростью кардинал Джованни спас Джулио, а сам бежал в Рим. Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Микеланджело. Высота капеллы— 20 метров. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным».
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Толпы людей стояли вдоль улиц, усыпанных ветками мирта и самшита. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Микеланджело рисовал по влажной штукатурке используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Именно это и придает голове силу, потребную для того, чтобы не без труда занять положение в фас, когда из противоборствующих друг с другом направлений возникает вертикаль. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Республике пришел конец.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Однако счастье скоро изменило французам: их победоносный главнокомандующий был убит. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Микеланджело отдавался трем блокам мрамора с безоглядной страстью и одновременно ощущал в себе некое спокойствие и уверенность.
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Армиями папы командовал неаполитанский испанец Кардона.
Мост Святого Ангела был устлан коврами самых светлых тонов. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню.
Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад.
Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Март.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Корреджо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и Эль Греко. А теперь вот и его, Микеланджело, пригласили принять участие в этой зловещей игре.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Его слуга-подмастерье, Сильвио Фалькони, оказался усердным работником. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Судьба художника Тоскана. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Он питал уважение к искусству и науке, горячо любил Флоренцию, ее людей, ее традиции. По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Микеланджело принял вызов. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.