Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». Как Микеланджело после Давида не хотелось приниматься за роспись потолка Сикстинской капеллы. Потолок Сикстинской капеллы — работаавторстваМикеланджело Сантии датируется 1508. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.
Интересный факт — год рождения Микеланджело и год начала строительства Сикстинской капеллы совпадают. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Сикстинскую капеллу украшал сам Микеланджело.
Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир. Известность Сикстинской капеллы принесла, в основном, ее фресковая отделка и особенно работы Микеланджело, который упорно отказывлся выполнять порученную ему работу, доказывая Папе, что он скульптор, а не художник. Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Ну а на десерт изголодавших по искусству туристов ждет гениальное творение Микеланджело – Сикстинская капелла.
Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы – не хотел, чтобы потомки «видели его пот» и когда мы смотрим на свод Сикстинской капеллы, нам кажется, что величайший из художников земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней. Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы.
31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Многие думают, что Микеланджело расписывал Сикстинскую Капеллу лежа на спине на специальных строительных лесах, на самом же деле – он настоял, чтобы леса построили таким образом, чтобы он мог рисовать стоя в полный рост – только так, по его мнению, можно было добиться идеального видения картин. Минуло двадцать лет после окончания работы Микеланджело в Сикстинской капелле, когда к нему снова обратился понтифик. Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело.
В 1534 году Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы расписать одну из ее стен фреской «Страшный суд». Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. Микеланджело потратил на роспись Сикстинской Капеллы четыре года. В любом случае, фрески Микеланджело, украсившие стены и потолок Сикстинской капеллы, остаются одним из главных шедевров эпохи Возрождения, над которым оказались не властны пролетевшие века.
На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным».
Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Проект серьезно повредил зрение художника. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. В Великой капелле собирался для обсуждения важных вопросов папский двор, куда входило две сотни кардиналов. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует«Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Правда, за их достоверность было трудно поручиться: Боттичелли, Гирландайо, Фра Диаманте, написавшие эти портреты, никакими документальными данными в большинстве случаев не располагали.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену.
Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.
На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Он видел знаменитого Савонаролу, клеймившего разврат и пороки знати, обличавшего продажное духовенство. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять».
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.
Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя).
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. IX, ст. Некоторые считают, что слишком много воображения. 15. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. В конце концов, папа был не особо доволен незначительным количеством золотого и синего цветов на потолке. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников.
Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Корреджо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и Эль Греко. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Фрески и гобелены можно рассматривать вечно, но стоит посетителю Капеллы поднять глаза вверх и он забывает обо всем на свете.
Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. И для того были веские причины.
Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Четыре года, с 1508 по 1512, провел он здесь, чуть ли не в полном одиночестве, наедине со своими мыслями и своими красками — на помосте, прямо под потолком. IV).
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша.
Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Длина изображения почти полтора метра. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы.
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело.
Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году.
Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Последние картины цикла не отмечаются большой детализацией, они более обобщённые, но смотрятся тоже эффектно. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Помилование мог даровать только Понтифик.
Память об этом событии живет во мне до сих пор. Первый эпизод из центральной группы— Сотворение Адама— одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре». «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. До нее на этой площади Ватикана, где позднее построят Собор Святого Петра, стояла Великая капелла.
Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея».
Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. В первый этап работ Микеланджело использовал традиционный метод переноса рисунка припорошиванием углём через проколы в картоне. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. 10. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса.
И это можно понять по его последним фрескам. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Второй этаж – основной. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу.
В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий63. Они же являются авторами кафедры хоров. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»).
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Высота капеллы— 20 метров.
И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. Эти две работы – свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля – стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения. Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным.
Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. На тот момент – Павел III.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея.
Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Об этой и других известных работах Микеланджело вы можете прочитать в специальной подборке на LifeGlobe. 2. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью.
Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Как Иона в чреве кита, так и Иисус после смерти на кресте провёл в земле три дня и три ночи. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина.
По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику.
Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Прим.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника.
Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Искусство в его руках — не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. А центральный пояс занимают картины из Книги Бытия, начинающиеся сотворением мира и заканчивающиеся опьянением Ноя. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла.
В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
(Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Итак, 1471 год. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Все указывает на то, что Микеланджело принял поручение не так уж неохотно8 и позволяет предположить, что этот заказ папы он рассматривал как средство доказать своё мастерство9.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков.
Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад16. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной.
Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его. 1. Только ответить своим искусством. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Зона люнетов и треугольников над окнами— нижний пояс фресок свода— отведена теме человека земного и предков Христа средний пояс— пророки и сивиллы, обладающие особым знанием, пониманием божественного.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
Капеллу покрывает почти плоский свод. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Вот что значит гений.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Варфоломея (На фреске Св. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Он больше похож на Геракла или Аполлона. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи. Многие годы историки утверждали, что таким образом Браманте пытался навсегда дискредитировать художника, ранее не занимавшегося живописью. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Большие паруса поддерживают свод. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Да, незадача. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными.
Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. В последний год работы над сводом Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете.
Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Главным был второй ярус.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей».
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. И в ответ услышал: «Когда смогу». Снизу их не видно из-за выступов карниза. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Он был знаком с ранними, вдохновлёнными гуманизмом, скульптурными работами, такими как бронзовый Давид Донателло, своеобразным ответом которому стал мраморный Давид Микеланджело, установленный на торговой площади у Палаццо Веккьо, дома совета Флоренции. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Но он прогнал их всех: он умел работать только один. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Заделать их будет невозможно. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Большие паруса поддерживают свод. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Но заказ есть заказ. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле — табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций.
Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи68. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. В изображениях предков Христа на люнетах нет следов использования подготовительного картона: контуры рисунка художник наносил кистью непосредственно на интонако24. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Объяснение напрашивается само собой. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Место конклава. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви.
Это Харон, который гонит грешников в ад. Как то вопросы финансирования. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Поза, мол, у них слишком неприличная. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело66. И эти опасения не были беспочвенными. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. здесь). Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
В них художник изобразил многочисленных предков Христа. И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно.
Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Цикл повествует создании Богом прекрасного Мира и человека, что человек впал в грех и был наказан смертью и отделением от Бога. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы.
Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева— Мария— Церковь32.
На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы.
В миру его называли кардиналом смерти. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов.
Об этом шедевре искусствовед В. Н. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Но внутри Сикстинская капелла была красива. В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса — Джотто и Мазаччо. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Карафа был патологически жесток. По его мнению, это обедняло роспись. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт.
2. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Он периодически возвращался к монументальной могиле Юлия в последующие несколько десятилетий. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов.
И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Снаружи здание было не очень приметным.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте.
Ни в Европе, ни в восточных странах. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Два окна имеет стена со стороны входа, еще по шесть окон обеспечивают доступ света и воздуха внутрь со стороны боковых стен. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Проектировка специальных лесов становится не единственной проблемой, с которой придется столкнутся великому творцу. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору.
Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Это сейчас из часовни сделали музей, а в XV веке её стены должны были защищать римских пап Построенное трёхуровневое здание своими размерами полостью соответствовало Ветхозаветному Храму Соломона: длина – 40, 94м, ширина – 13, 41м, высота – 20, 7. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. А в простенках между окнами были помещены портреты пап. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.
Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Но и это ещё не всё. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Но, не тут-то было.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Высота капеллы— 20 метров. Возможно, в вопросах богословия его консультировали проповедник Эджидио да Витебро и Марко Виджеро.
Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Одним из объяснений является то, что, возможно, сюжет является отражением пессимизма Микеланджело, человека уже в возрасте и находящегося в кризисе веры.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Папа Римский Сикст IV хотел, чтобы весь цикл иллюстрировал законность его папской власти идущей от Моисея, через Христа к Петру.
Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определёнными библейскими персонажами. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов.
Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле.
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
Это простой прямоугольник 40. 93 метра длиной и 13. 41 метров шириной — точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней.
Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке.
Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Что мог Микеланджело. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.
Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель правосудия, безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях.
На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года66, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками.