Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен.
Как Микеланджело после Давида не хотелось приниматься за роспись потолка Сикстинской капеллы. В любом случае, фрески Микеланджело, украсившие стены и потолок Сикстинской капеллы, остаются одним из главных шедевров эпохи Возрождения, над которым оказались не властны пролетевшие века. 31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Микеланджело потратил на роспись Сикстинской Капеллы четыре года.
Многие думают, что Микеланджело расписывал Сикстинскую Капеллу лежа на спине на специальных строительных лесах, на самом же деле – он настоял, чтобы леса построили таким образом, чтобы он мог рисовать стоя в полный рост – только так, по его мнению, можно было добиться идеального видения картин. Сикстинскую капеллу украшал сам Микеланджело. Интересный факт — год рождения Микеланджело и год начала строительства Сикстинской капеллы совпадают.
Потолок Сикстинской капеллы — работаавторстваМикеланджело Сантии датируется 1508. Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир. Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело. Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы.
Минуло двадцать лет после окончания работы Микеланджело в Сикстинской капелле, когда к нему снова обратился понтифик. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.
Без сомнения, фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, которые радуют и удивляют людей вот уже 500 лет, составляют одно из драгоценнейших сокровищ человечества. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод. Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы – не хотел, чтобы потомки «видели его пот» и когда мы смотрим на свод Сикстинской капеллы, нам кажется, что величайший из художников земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней.
Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп. А в простенках между окнами были помещены портреты пап. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»).
В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Да, незадача. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы.
Но и это ещё не всё. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Но, не тут-то было. Они не смотрят на Христа. Как то вопросы финансирования. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти используя новейшие технологии. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю.
Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. К этому времени он покрыл своими гениальным фресками потолок площадью более 600 кв. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». IX, ст. И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II.
Высота капеллы— 20 метров. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора. Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Главной темой цикла стала необходимость Спасения, даруемого Богом человечеству через Иисуса. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. По распоряжению Микеланджело неуклюжие «качели» были сняты, а вместо них выросли высокие строительный леса, с таким расчётом, чтобы расписывать потолок можно было лёжа. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. На первом плане изображена Дева Мария.
Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Микеланджело сам создал «летящие» леса.
После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Память об этом событии живет во мне до сих пор. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить.
Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.
Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Микеланджело изо всех сил старался избавиться от папского «подарка», но упрямый и жесткий Юлий II настоял на своём. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Он сам готовил раствор, сам растирал краски и старался никому не показывать свою работу.
Фреска разбила священнослужителей на два лагеря – сторонников и противников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Варфоломея (На фреске Св. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Итак, 1471 год.
Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.
Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Главным был второй ярус.
Его дружба и покровительство — лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. Хотя художественная манера и претерпела изменения, фрески капеллы смотрятся едино и гармонично.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Большие паруса поддерживают свод.
Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Август 1510 года приостановил работы над росписью свода: казна понтифика была неспособна финансировать продолжение проекта. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
по заказу папы Павла III. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох.
А что касается женщины, то, на мой взгляд, она может быть прекрасной и волнующей только в состоянии совершенного покоя». Проект серьезно повредил зрение художника. Место конклава. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Через два года после заговора Пацци в 1481 году Сикст IV сблизился с Лоренцо Медичи и группа лучших художников из Флоренции была направлена в Рим для росписи часовни.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Все это время с ним рядом находятся его помощники.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Папские портреты начинаются с Петра и подчеркивают наследственную линию данной Богом власти Пап Римских. Но заказ есть заказ. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя).
Обнаженные образы на фреске признали непристойными. Некоторые считают, что слишком много воображения. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Сикстинская Капелла имеет три этажа.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». И это можно понять по его последним фрескам. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина.
Сейчас Сикстинская капелла – это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Микеланджело принялся за работу. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Но он прогнал их всех: он умел работать только один. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»).
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили. здесь).
Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Проект новой капеллы задумывался как небольшая крепость и создал его флорентийский зодчий Баччо Понтелли. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. За то время (22 года), что прошло между первой и последней работой Микеланджело, в церкви произошло много перемен, наступило время Реформации. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции. В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску Страшный суд, созданную в более поздних годах. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком».
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Рим, 1508 год. Помилование мог даровать только Понтифик. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т. к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени.
Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле.
Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Прим. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Но несравненный скульптор, художник, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений.
Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Большие паруса поддерживают свод. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Вероятно, при разработке иконографической программы было принято во внимание значение трансепта, который делит пространство на сакральное и мирское. Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл.
И в ответ услышал: «Когда смогу». Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием.
По свидетельству Париса де Грассиса, между 14 и 15 августа 1511 года, в праздник Успения Девы Марии, которой посвящена часовня, папа пришёл в капеллу, посмотреть роспись свода. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Объяснение напрашивается само собой. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи.
Говорят, в одну реку не вступишь дважды. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор.
Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797.
Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Браманте усомнился в Микеланджело, так как тот не имел достаточного опыта в подобных работах, а Россели вступился за честь земляка. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании. В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.
Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены45. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. IV). Но внутри Сикстинская капелла была красива.
Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
Микеланджело приступил к работе с большой неохотой. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Зона люнетов и треугольников над окнами— нижний пояс фресок свода— отведена теме человека земного и предков Христа средний пояс— пророки и сивиллы, обладающие особым знанием, пониманием божественного, предсказавшие приход Спасителя. И эти опасения не были беспочвенными.
Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением, евхаристией. Вазари сообщает, что в то время опыт флорентийских художников в плафонной живописи был гораздо меньшим, нежели в живописи настенной, а ведь «художник, работающий над фреской, за день должен выполнить ту работу, которую скульптор делает на протяжении месяца», поскольку фреска, написанная в несколько приемов, выглядит неаккуратно: все поправки, добавленные чуть позже или нанесенные на уже сухую штукатурку, обязательно проявятся некрасивыми пятнами. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Ведь в его задачу входила подготовка просто эскизов, картона для последующего изготовления по ним гобеленов, которые могли в точности и не передать весь замысел, мельчайшие детали, палитру цветов. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад16. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения.
Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
В Католической церкви считается первым папой римским. «Страшный суд» вызвал не только восхищение, но и яростную критику. Вот что значит гений. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Однако Юлий II был у него несколько раз и, несмотря на свой преклонный возраст, поднимался на леса. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце.
Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. «Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», – твердил Буонарроти.
Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха. Карафа был патологически жесток. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди.
Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров.
Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.
Заделать их будет невозможно. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. В 1508-1512 гг. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя.
Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Высота капеллы— 20 метров.
Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. На тот момент – Павел III. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Что мог Микеланджело. Практически через четверть века после росписи потолка Микеланджело снова призвали сделать еще одну фреску в Сикстинской капелле, на этот раз на алтарной стене. 2. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто.
В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела. Некоторые их них тематические. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Для этого необходимо было устроить под потолком специальную площадку для художника. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.
Стены второго этажа прорезаны большими окнами. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского).
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. В миру его называли кардиналом смерти. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Юлий II покинул Рим для участия в боевых действиях, вернулся только летом 1511 и сразу заставил Микеланджело убрать леса, чтобы посмотреть роспись свода. В 1531–1541 годах Микеланджело снова работает в Сикстинской капелле.
Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Это Харон, который гонит грешников в ад. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах.
Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Об этом шедевре искусствовед В. Н. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Они же являются авторами кафедры хоров. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году).
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Как бы там ни было, а Микеланджело, ранее не занимавшийся фреской, без особого сопротивления принял предложение расписать потолок Сикстинской капеллы. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. На протяжении без малого двух лет он покидал капеллу только на время сна. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. 625х662 см. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия.
Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II.
И для того были веские причины. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы.
Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео дЭмилия и представлял из себя усеянное звездами небо. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Но даже в такой компании масштабы личности Микеланджело просто поражают. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса.
Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы. В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Снаружи здание было не очень приметным. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода12. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело.
Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом.
При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Фреска. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Фрески, завершающие цикл исполнены без особой детализации, более обобщённо, но не менее эффектно. С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Фрески, завершающие цикл исполнены без особой детализации, более обобщённо, но не менее эффектно. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. История Сикстинской капеллы Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475.
Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске и самолюбию гения.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации.
Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера.
К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет.
Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело. Ни в Европе, ни в восточных странах.
Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа.
Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Но упорство и настойчивость Микеланджело сделали своё дело. Длина изображения почти полтора метра. Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он.
В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете.
Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Скульптор изваявший неподражаемую «Битву кентавров» и «Давида», архитектор, построивший собор св. Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487—1488 годов. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Это были люди, творящие человеческую историю.
Знаменитый русский писатель Д. С. Мережковский в своей книге «Леонардо да Винчи» предположил, что причиной стали слова Леонардо, что скульптура – искусство не очень высокой ценности и сродни грязному ремеслу, тогда как художник обладает подлинно божественным даром. Итак, работа над росписью Сикстинской капеллы началась. Поза, мол, у них слишком неприличная. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
По его мнению, это обедняло роспись. Только ответить своим искусством. За ней – Иосиф Обручник. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг.
Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа.
Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета.
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
Ещё целых три года (до октября 1512) Микеланджело безвылазно трудится в капелле, по-прежнему один. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Его нагота вызвала осуждение.
Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Несомненно одно, было бы большим несчастьем для человечества, если бы эти Мастера не имели возможности бросить вызов достойному сопернику.
Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. В этой связи гиганту эпохи Возрождения пришлось трудиться в бешеном ритме, буквально как рабу на галерах. На стене площадью в 200 кв. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений.
На этот раз он создает на алтарной стене фреску «Страшный суд», обличающую человеческие пороки и слабости. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Высота капеллы – 20, 7 метров, ее завершает цилиндрический свод. В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Второй этаж – основной.
Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.