На этой немного необычной фреске изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. Пророк Иона является одним из семи Ветхозаветный пророк малюют итальянским мастером Высокого Возрождения Микеланджело (ок.
Все это придает его архитектуре величественный характер. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Кроме Микеланджело. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Этот момент Микеланджело трактует как грандиозную космическую катастрофу, в которой мало что осталось от традиционного церковного понимания данной темы. С необычайной свободой обрабатывает он мрамор, то оставляя его сырым, то доводя поверхность до последней стадии завершения.
86-88. 150. 47. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
Илл. 10, 11, 12. Их он терпеть не мог и не щадил.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. В статуях появилась совсем чуждая Микеланджело академическая приглаженность – результат работы бездарных учеников. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Это были тяжелые годы. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Илл.
Но роспись обладает и другим аспектом. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Илл. Его союзницами стали Испания и Венеция. Его рука сгибается к плечу.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. 107, 108.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Илл. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Илл. На самом же деле между ними лежала бездна.
По мнению Панофского, нижняя зона с фигурами речных божеств символизирует подземный мир, зона самих гробниц – царство природы, зона со статуями герцогов, якобы воплощавшими бессмертие души, – небесную сферу и, наконец, зона среднего пояса стены – сверхнебесную сферу. Эта совсем необычной формы лестница подобна потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема. 109-112, 116-119. Идейным стержнем композиции является фигура упавшего на землю Савла, ослепленного и в то же время преображенного божественным светом, который исходит от фигуры Христа. 7, 8.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Этот образ — воплощение грусти.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Илл. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. 46. Илл.
Отсюда и грозный взгляд и отведенная назад левая нога – готовность встать. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Напуганные учинённым насилием и зверствами, другие тосканские города сами предлагали захватчикам ключи от крепостных ворот.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).
В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Однако и здесь царит дух отчужденности. И этому оно учит и нас. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.
В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II.
Особенно выразительна правая фигура. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Этому его научила скульптура.
158, 159. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело. 81-84. Пророчица оракула Аполлона повернулась и, закинув ногу на ногу, листает страницы большой книги, которая лежит на подставке.
Петра. Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Обнаженная фигура Христа дана в окружении глубоких складок плаща Марии, от чего она приобретает особую пластическую выразительность. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). И это приводит к трагической разобщенности образов.
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Пейзаж пустынен и гол.
И результаты были самыми плачевными. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Илл. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Микеланджело, с веревкой на шее, был принужден просить о прощении, которое папа ему даровал.
Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Илл.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). 79, 142. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
183. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Илл.
5, 6. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. В январе 1524 года в письме к Джованни Франческо Фаттуччи художник вспоминал: «Как только я начал работу, мне сразу показалось, что все получится слишком заурядным.
Илл. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Но здесь архитектурный каркас играл вспомогательную роль и был осуществлен средствами живописи.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Эритрейская сивилла — единственная из предсказателей, написанных Микеланджело на своде капеллы, которая демонстрирует зрителю раскрытую книгу пророчеств. В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, (ки каран ор пнав). И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. Но они забывают при этом, что речь идет о религиозности совсем особого типа, остро субъективной и весьма далекой от жестких догматов католической церкви.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Разумеется, несоблюдение его советов привело к краху. Илл. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Илл. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. В дальнейшем строительство пошло довольно быстрым темпом и к 1557 году тамбур купола был почти готов. 106, 113.
Илл. Илл. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Его направленный на зрителя взор полон негодования, в нем выражен такой волевой напор, равный которому можно найти лишь в образах сивилл и пророков Сикстинского потолка. Она напоминает мощную лавину. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Недаром его любимым материалом была бронза. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма.
Илл. Этот жест символизирует молчание. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Фигуры как бы выплывают из подернутой дымкой глыбы камня, рожденные к жизни могучим резцом скульптора.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. 131, 132. В действительности оно так и получилось.
37. Но какой ценой. После изгнания Медичи и гибели Савонаролы в городе утвердился республиканский образ правления. 179-181.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. 155. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.
Гордая Флоренция не вошла в союз, сохраняя нейтралитет. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Моисей восседает в торжественной позе.
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Два года спустя, 24 октября, он жалуется своему другу Фаттуччи, что его силы слабы и что он стар. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Уже на склоне дней борьба с Антонио да Сангалло и его приверженцами при работе над проектом собора св.
Как, например, в христианстве нимб обозначает святость. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
В манере письма можно отметить большую обобщенность, формы тяготеют к простым стереометрическим объемам, силуэты упрощаются. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). 97, 98.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. (Дан. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Зато вид группы справа мало удачен. Все время приходилось ему преодолевать препятствия.
Илл. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. 155, 156. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Это человек действия (vir activus).
89-91. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
175, 176. Илл. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Если первый написанный Микеланджело образ погруженного в медитативное состояние пророка Захарии над входом в капеллу по стилистике можно отнести к искусству XV века, то фигура Ионы по динамизму и экспрессивности уже характеризуется стилистическими особенностями искусства эпохи барокко.
Да поможет мне Бог». Илл. Илл. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. 119, 111.
Выдвинутая вперёд правая нога почти выступает наружу за предела пандатива. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. до н. э. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Илл. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Религиозность была привита Иеремии еще с детства, ведь его отец был священнослужителем.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Это, конечно, не так. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. 151.
Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Статуя осталась незаконченной.
Илл. Это полное отсутствие сервилизма, высоко развитое чувство собственного достоинства и прирожденный демократизм, восходящий к лучшим пополанским традициям Флоренции. Илл.
Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Но тот, зная крутой нрав дяди, не явился в Рим, укрывшись в родовом поместье под Урбино. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Илл. Илл.
Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Илл.
20 мая 1511 года французы отняли у папы Болонью, 19 февраля 1512 года они устраивают кровавый погром в Бреше летом этого же года испанцы, как бы соревнуясь с французами, подвергают жестокому разграблению Прато, после чего республике во Флоренции приходит конец и город открывает ворота перед Медичи. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
Пророк взывал мольбы к Богу, не понимая и не веря в свои силы. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Илл.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. 3, 4. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
166, 167. Илл. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. 16.
Петра. 39. 109, 111. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером. 130.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Петра (Музео Петриано).
В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Ведя войну за расширение влияния Рима и объединение итальянских земель, Юлий II путём активной дипломатии и переговоров добился создания Священной лиги против Франции и германского императора Максимилиана I Габсбургского. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
164. 146-148. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.
Тем самым ей отводится центральное место. Петра, с чем папа был полностью согласен. Подобными приемами, новыми для его времени, мастер добился в своем плане замечательной ясности и гармонии, освободив архитектурный облик площади от всего случайного и наносного. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Илл. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. 86-91. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Илл. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. 169.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Оставляя в светах бумагу нетронутой, он переходит затем к постепенному сгущению тени, не утратившей, однако, своей легкости и прозрачности. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Вся архитектурная композиция построена на контрасте между богато оформленным интерьером и очень простым и лаконичным фасадом, между стремящимся к экспансии внутренним пространством и сдерживающей силой самой массы стены. Эта воля счастливо сочеталась у Микеланджело с ясным и глубоким умам, добрым сердцем, богатейшей художественной фантазией, высоко развитым нравственным чувством и редкостным трудолюбием.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Илл.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Родина этого пророка – Анафора, город, расположенный неподалеку от Иерусалима.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Иеремии. Не только библейские пророки, но и сивиллы имеют брутальные мужские формы с мощными мускулистыми руками и ногами.
С болью воспринял Микеланджело сообщение из Болоньи. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Взбешенный столь бесцеремонным с ним обращением, Микеланджело тайком покидает 17 апреля 1506 года Рим и едет во Флоренцию. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Его искусство учило многому. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Необыкновенно экспрессивный образ. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Простые и мощные по очертаниям, тяжелые массы одежды давят на его тело. Трудно не согласиться, что это не может быть простым совпадением.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Прахом обернулись все его усилия и обретённый опыт литейщика. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.
Илл. Илл. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.
174. 13, 14, 15. 99, 101, 102. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Однако, слово «карнайим» () имеет на иврите несколько значений (аналогично, например, русскому слову «ключ», так же имеющему множество значений). 174.
Илл. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Илл. Таков, несомненно, был его основной замысел. Илл. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. 162. Илл.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Илл.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Илл. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Фанатизм и нетерпимость, нараставшие с каждым годом, привели в конце концов к тому, что в 1565 году художник Даниэле да Вольтерра, по приказанию папы Пия IV, начал прикрывать чресла обнаженных фигур драпировками. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.
Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи.
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Илл. Гигантская древняя сивилла с морщинистым, почерневшим от возраста лицом восседает на троне, склонившись над книгой, которую она придерживает огромной мускулистой обнаженной рукой. Об этом шедевре искусствовед В. Н.
Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Ливийская сивилла с прекрасными золотыми волосами, убранными в аккуратную прическу изображена в тот момент, когда она изящным жестом откладывая в сторону книгу, привстает со своего трона, поворачиваясь и наклоняя голову, опираясь лишь кончиками пальцев на консоль и подставку для ног. И с иврита его можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Петра со стороны апсид.
2. 56-71). По мере приближения к алтарю фигуры становятся все более крупными за счет понижения иллюзорных консолей, на которых располагаются троны. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Илл.
Здесь все построено на контрастах.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. При этом движение лишено всякой скованности. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Илл. Фигура коренастая, сильная, мужественна. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
В Распятии Петра стиль повествования совсем иной – гораздо более сдержанный, строгий и сосредоточенный. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Илл. Илл. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Так как после смерти Антонио да Сангалло осталось недостроенным восходящее к его проекту палаццо Фарнезе, то папа Павел III поручил Микеланджело завершить этот дворец. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Тяга Микеланджело к грандиозному, величественному, монументальному пожалуй нигде не получила столь яркого воплощения, как в фигурах пророков и сивилл, размещенных в боковых поясах, между треугольниками распалубок (Илл. Папа Климент VII испугавшийся за судьбу своей семьи, спешно помирился с императором Карлом V и заключил с ним союз против Флоренции.
Он побежден. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. 167. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Великий библейский пророк, потомок знатного иудейского рода жил в VI веке до н. э. Попал в вавилонский плен после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до н. э. и воспитывался при царском дворе.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. 160. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Илл. Поникшая голова почти не чувствует ласку света.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. 140, 141. Не имея крупных заказов в своем родном городе, Микеланджело вновь решает его покинуть, на этот раз направляя свои стопы в Рим, куда он приехал 25 июня 1496 года и где пробыл до весны 1501. Когда Папа спросил: почему.
«Вряд ли тут следует винить народ, — думал он. И здесь бог изображен в активном действии. Этот конфликт между заполнением и обрамлением, эта перенасыщенность стены декором сознательно используются мастером для того, чтобы вызвать у вступившего в вестибюль чувство сдавленности.
Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Вождь иудеев в глазах великого мастера эпохи Возрождения стал прообразом для Папы Юлия II. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Его основными пророчествами было, то, что если власти не изменят своей политики и не направят деятельность в благое русло, то произойдет крах Иерусалима. Илл.
Например, деревянная модель собора св. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Илл. Это умудрённый зрелый муж, полный сил.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. За ним стоят два пухленьких гения, не обращающих на него внимания. Богатырское телосложение, которым наделены образы прорицателей, — символ титанической силы и величия духа.
На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. При полном отсутствии воздушной перспективы эти мотивы приобретали такую резкость и импульсивность, что мастер, строго говоря, сам лишал себя возможности органически связать фигуры друг с другом. 185, 186.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
Они называли Микеланджело divino (божественным). Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Впервые Микеланджело стал на реальную стезю архитектуры, когда он получил в 1516 году заказ от папы Льва X на проект фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Илл. 161.
182, 187, 188, 189. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность».
Он действует только словом. В угловых распалубках, поверхность которых имеет вогнутую форму, мастер разместил еще четыре библейские сцены изображающие чудесное спасение избранного народа от гибели. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
В данном конкретном случае, зная, что слово «ор» () на иврите обозначает «свет», то словосочетание «карней ор» ( ) можно перевести однозначно как «лучи света». Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Пейзажные элементы сведены почти на нет, пространство строится на основе одних пластических объемов. Илл. Он даже не дотрагивается до нее. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. В них он ставил себе задачей запечатлеть грядущие эффекты света и тени, уточнить свое понимание динамической формы и физической силы того или иного архитектурного элемента.
Илл.
Тематика фресок была предложена мастеру Павлом III, пожелавшим прославить двух старших апостолов, одного из которых – Петра – папы рассматривали как первого римского епископа иначе говоря, как своего прямого предшественника. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Действительность не оправдала их надежд. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Подлинных поэтических высот Микеланджело достигает в своих поздних стихотворениях, в которых полностью раскрываются благородство его души и чисто философская глубина мысли. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. А воля художника была поистине безмерна.
Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения.
В этой модели имеется надставка, существенно меняющая силуэт купола, который приобрел в новом варианте более вытянутую форму напоминающую форму купола флорентийского собора. Для Микеланджело и его единомышленника скульптора Винченцо Данти такая формулировка уже неприемлема.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Ближайший ученик мастера Тиберио Кальканьи используя сделанную Микеланджело предварительную модель, любовно собрал отколотые куски и восстановил всю скульптурную группу.
Как ни странно, но рогатый Моисей Микеланджело далеко не единственный в своем роде. Илл. Илл.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. На дошедших до нас портретах XVI века Лоренцо имеет совсем не ту внешность, которой наделил его Микеланджело в своей статуе. И здесь его постигает страшный удар.
136. Тонкое, ломкое тело Христа, необычайно вытянутое по своим пропорциям имеет в себе много готического и абсолютно не похоже на излюбленный мастером канон. В этой пластической выразительности слова – секрет особого очарования микеланджеловской лирики. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
И эти членения воплощают те героические силы, которые имманентны массе, а не привносятся в нее извне и которые упорядочивают ее и формуют. 110, 112. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Тут столкнулись два сильных характера. Иеремия очень мучился из-за того, что не мог донести своих слов. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Илл. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Илл. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. 126. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
И этой же цели служит цвет. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
Между 1542 и 1545 годами было написано Обращение Савла, а между 1546 и 1550 годами Распятие апостола Петра. Илл. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Пророческий экстаз Ионы — апофеоз нарастающей по мере приближения к алтарю динамики и усиливающегося напряжения в образах провозвестников Христа. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Но все усилия напрасны. Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня.
Каждый его поступок был символичен, нес в себе предупреждение для народа. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. 114, 115.
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Он уходил жить в пустыню, чтобы там молиться и страдать за свой народ. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Илл. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Его гений искал более широкого поля деятельности.
134. Петра. 122-125.
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Народ будет страдать, но слышать его никто не хотел. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Но школярская учеба не привлекала мальчика. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Вазари, верный клеврет Козимо, целиком от него зависевший и всячески добивавшийся герцогского благоволения, поставил себе задачей завуалировать конфликт между Козимо и Микеланджело, для чего в жизнеописании художника он прибег к явной фальсификации.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. В августе 1512 года были растоптаны республиканские свободы. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Чтобы полностью уйти в религию, он хотел начать вести в пустыне аскетический образ жизни. Перерожденчество патрицианского типа для него исключалось, слишком крепким было в его натуре плебейское ядро. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Илл.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Илл. Петра полукруглым куполом, тяжелым и массивным, который, по его мысли, призван был дать предельно монументальное завершение самой крупной из построек XVI века. 170. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Если можно так выразиться, то при рождении творческого замысла он оперировал не столько количеством, сколько качеством.
36. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Фигура погружается в сон.
Микеланджело представил Даниила в виде юноши с копной золотистых волос, который, оторвавшись от чтения большой книги, лежащей у него на коленях, что-то взволнованно пишет. Глубокий старик, он пережил на 45 лет своего старшего современника Леонардо и на 44 года младшего собрата Рафаэля. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Илл. Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника.
Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. 25, 26. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. И в ней мастер смело порывает с традицией.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Гете в 1787 году. Недаром они украшали пилястры. Илл.
Смяв её сопротивление, армия наёмников захватила и разграбила богатый город Прато. В борьбу включился и Микеланджело.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Измученные и объятые ужасом люди с пожитками поднимаются на вершину одного из таких островков в надежде на спасение. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Несмотря на то, что характер этого пророка был довольно мягкий, он твердо стоял за правду и не отказывался от своих проповедей, хотя и был обречен на изгнание из-за них. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Он взывал к Богу искал ответа. Илл.
Композиционным центром всего надгробия является монументальная фигура изображающая Моисея, восседающего в несколько напряженной позе. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Она кормит младенца и в то же время погружена в тяжелую думу – думу о том, что ожидает ее сына. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Они содержат то здоровое плебейское ядро, которое делает все творчество Микеланджело таким сильным и земным. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. 23, 24. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Творческая личность Микеланджело настолько многогранна и богата, что это, естественно, порождало бесконечные споры об историческом месте его искусства. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. 171. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
159. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. 177, 178. 145.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
Илл. Такой ее и изобразил Микеланджело. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Первым на правой боковой стене изображён пророк Иоиль.
Илл. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
Слева мы видим райский сад. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. 17, 18, 19, 20.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Тревога и волнение отразились на его лице.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Таким образом, перед Микеланджело стояла задача расписать люнеты над окнами, распалубки и потолок, причем он должен был связать тематику своих фресок с тематикой росписей кваттрочентистских мастеров.
92, 93, 94. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». Старец с окладистой белой бородой, в одеянии желтовато-охристого цвета и зеленой мантии с красным подбоем сосредоточенно перелистывает страницы книги пророчеств.
Илл. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы. Ему было нестерпимо жаль затраченных сил и времени. 149. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Он избегает детализированной характеристики места. Таким представил его и Микеланджело.
Оно учило абсолютному мастерству, достигнутому в результате упорной, целеустремленной работы. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
« мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Ева послушно следует слову творца. 135, 139.
33, 34. Внезапно раздался крик: мы пропали. Он победил.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Микеланджело горько переживал эту трагедию, будучи не в силах помочь чем-то родному городу ибо чувствовал, что должен во что бы то ни стало завершить беспримерный труд, порученный ему, как он считал, свыше. По-видимому, это была статуя Вакха. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко. И я только бесплодно теряю время. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
Илл.
А не «так как рогато было лицо его» или «так как кололось рогами лицо его». Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни. Строго говоря этой работы он никогда не прерывал и обязательства по первому договору от 1505 года сохраняли свою силу. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Планам и разрезам, тщательно вычерченным при помощи циркуля и линейки, с точным обозначением числовых соотношений, он предпочитал свободные наброски пером с размывкой либо итальянским карандашом и сангиной, а также модели, вылепленные от руки из глины. Среди них мужчины, женщины и дети.
75-78. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. 80.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
е. уважением классической традиции). Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Илл. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото. Но как раз этого не произошло.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Илл.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. Илл.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Илл.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Илл. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.
38. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Петра. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Илл. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Особенно сильное впечатление произвели на него канцоны Петрарки, под чьим прямым воздействием он написал свои первые стихи. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Его душа болела, он был очень добрым человеком. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. Он стал уже высекать статую св. 116-119. Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве.
Илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. В 1515-1516 годах копировавшие картон молодые художники разрезали его на отдельные куски, которые в дальнейшем погибли. Вазари прямо пишет:.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. 32. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Она держит в руке свиток и при этом, будто услышав чей-то зов, поворачивается в другую сторону.
И всюду Микеланджело выходил победителем. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Он должен думать о смерти. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Микеланджело долгое время отнекивался от этого задания, но в конце концов согласился его выполнить. Ее прекрасная фигура дышит чувственностью, в непринужденной позе и повелительном жесте есть величие античной богини. Короткие, покатые крышки саркофагов – с трудом лежащие на них мощные фигуры меланхоличный, задумчивый Лоренцо – полный активности Джулиано сильно выдвинутые вперед саркофаги – отнесенные вглубь ниши со статуями умерших тонкое легкое архитектурное обрамление – перенасыщенное пластическими формами заполнение маленькие двери – давящие на них массивные ниши-табернакли тяжелый нижний ярус – предельно облегченные верхние части капеллы.
Художник охотно принял это предложение. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. 163. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Следовательно, фразу можно перевести как «так как излучало свет лицо его».
Илл. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. 173.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. 41.
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Эту постыдную работу продолжали и позднее. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Илл. И это понимает только один человек – апостол Петр. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. 184. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Тольнаи полагает, что эта модель пропала, а Кёрте отождествляет ее с моделью, хранящейся в музее при соборе св.
Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Поначалу борьба со строптивым отцом. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Жизнь Микеланджело была трудной. 21, 22.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Они утратили волю. 48-55. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Илл. Он отказывался верить, что люди способны варварски уничтожать произведения искусства.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.