Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Ощущается, как внутренняя, так и физическая сила Мадонны. ".
Однако работал Микеланджело около двух лет. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Интересно, что из статуй, что и сегодня украшают надгробие, не все принадлежат Микеланджело: великий мастер создал лишь Моисея и ветхозаветных сестёр, Рахиль и Лию (справа и слева от Моисея). Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор.
В Риме новый Папа, Юлий II из важнейшей семьи Делла Ровере. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Решающим аргументом для папы стала запредельная дороговизна гробницы.
Мы видим некую внешнюю бессвязность двух фигур, но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, внутренняя, которая создает единую форму. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Христос и Мария здесь словно слиты воедино. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Кардинал Жан Билэр де Лагрола заключает с юным мастером договор, согласно которому скульптору отводится год для создания надгробной Пьеты в Соборе Святого Петра.
Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Вот таким образом разглядывать их фигуры очень интересно. Юлий II передумал, о чем и сообщил только что прибывшему Микеланджело. Мёртвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая срасслабленными членами, оно в своём положении абсолютно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая — из одного куска — и поистине божественная и она «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей.
Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Был сколот нос. Это один из способов передать атмосферу этого драматичного библейского сюжета. 1555, Милан, Кастелло Сфорцеско), вновь возвращает нас к варианту двухфигурной композиции.
Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Последующие проекты (1516, 1526, 1532, 1542 годов) всё больше упрощали гробницу и уменьшали количество статуй.
Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».
Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны".
Он не смог правильно из подсознания перевести в сознание пережитое. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью.
Над этой группой Микеланджело еще работал за шесть дней до смерти. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке.
Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Так завершается художественный путь Микеланджело.
Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Речь идет о незавершенных скульптурах Микеланджело, раскрывших новые возможности, способности камня, мрамора разбудить мёртвую тишину (. ) в их естественном бытии, не отшлифовать, следуя округлой внешности человеческих конфигураций, а наоборот, уподобить Признаюсь: на саму мысль о Микеланджело меня навело упомянутое словосочетание Дворжака: по-политичному совершенных телесных форм. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо помышлявших в скульптуре и в рисунке, не говорю уже о том, чтобы его превзойти, но хотя бы сним сравниться.
«А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Но он столько напереживал из-за Микеланджело, что не назвать его гением он не смог.
«Пьета Ронданини» (Милан, Кастелло Сфорцеско) Последнее из скульптурных произведений Микеланджело, над которым он работал еще за несколько дней до смерти, так называемая «Пьета Ронданини» (начата ок. И я испугался за Микеланджело: не опустился ль и он в конце жизни до простого образного выражения чего-то чем-то. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Итак, 1503 год. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
Возрождение. Мать прижимается к мертвому телу своего Сына, не будучи в силах с ним расстаться. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Из уст зрителей лился бескрайний восторг, некоторые из них читали молитвы и божились на такое великолепное творение.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. И может ли быть иначе, ведь этим предшественником был Папа Родриго Борджиа. Перед нами не только спокойствие спящей, но и печаль и уныние того, кто потерял нечто почитаемое и великое. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Почему.
Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Вот и всё. На самом же деле Браманте понимал, что гениальный скульптор создаст выдающееся произведение искусства и, не желая возвышения и без того лучшего из лучших, настаивал на другой работе для Микеланджело.
Диаметр 120 см. «Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.
Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа.
Это дистанция между «Битвой кентавров», прологом микеланджеловского искусства и одновременно одним из начальных произведений классической фазы Ренессанса и «Пьета Ронданини», эпилогом художественной деятельности великого мастера, произведением, где в самом характере мировосприятия и средствах художественной выразительности скульптор настолько далеко отошел от ренессансных норм, что здесь можно говорить о его внутренней близости разве лишь к позднему искусству Рембрандта. Ее скорбь безмолвна. Решение было принято в пользу полного восстановления.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Это единственная работа скульптора, которую он подписал. Слегка склонена голова Богородицы.
Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Все прочие созданы учениками по эскизам Микеланджело. Поразительнее всего, пожалуй, что я, честное слово, забыл про Пробуждающегося раба и про то, что я писал про его недовырубленность, своими словами, – наверно, переиначивая, – искусствоведов-профессионалов (само название одной из книг как солидно звучит: Критерии незавершённости в искусстве и теория non-finito). Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. В её фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров.
Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. Он приходит к особой, глубинной простоте. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом абсолютно игнорируя препятствия.
После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. И там, в том плакате, стояли, как на подбор, плечистые мужчины, обладатели по-политичному совершенных телесных форм. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. В куске про Пробуждающегося раба нет слова с корнем противореч.
Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Другой инцидент связан с подписью скульптора. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Он должен думать о смерти.
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Если бы эта деталь композиции отсутствовала, то такое впечатление, вряд ли бы сложилось, ведь черты лица Матери Божьей, напротив, очень мягкие. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи».
Италия. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. В1568г.
Мать прижимается к мертвому телу своего Сына, не будучи в силах с ним расстаться. Галерея Уффици.
В это время по всему потолку (возможно, что изначально он представлял собой огромное звездное небо работы художника Пьер Маттео дАмелия) пошла огромная трещина. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки.
Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». А именно на росписи потолка Сикстинской капеллы. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства.
Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Его изготовил Франческо Борромини. Сейчас репродукция «Пьеты» имеется во многих католических церквях.
Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Дерево, масло. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Имелись также и другие небольшие повреждения.
И приказал приступать к росписи свода Сикстинской капеллы. Хотя и понять меня можно. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. И в 1496 году Микеланджело уехал из Флоренции в "вечный город", где получил большой заказ на статую Вакха для кардинала Риарио.
Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. В данной скульптуре фигурка Иисуса наиболее проработана, а фигуры Марии и Иоанна Крестителя едва проступают на фоне. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Много споров ходило вокруг не канонизированного изображения лица Мадонны: оно гораздо моложе лица Сына.
Несколько осколков найти не удалось. К мысли о смерти старый скульптор возвращался в эти годы постоянно. Ее скорбь безмолвна. Случилось это в 1972 году.
Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность. Микеланджело согласился и сделал им этот подарок.
Его, толкователя, подсознание всё прекрасно поняло у Микеланджело. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно.
Свой понтификат он начинает стого, что желает предать забвению «славу» своего недостойного предшественника. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». А противоречивость оказалась не на острие внимания и – готово.
Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело.
Флоренция. Многослойная драпировка одежд Марии придает фигуре еще большую массивность и демонстрирует мельчайшие грани мастерства Микеланджело.
Для этих высоких целей, помимо прочих, Папе нужна сила искусства. «Пьета Ронданини» осталась в стадии первоначальной обработки.