Что касается фрески Отделение Света от Тьмы, то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы. Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью. Создавая фреску Отделение Света от Тьмы, Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия.
IX, ст. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. По определению Э. Кон-Винера, Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём59.
Микеланджело неоднократно занимался тем, что вскрывал трупы с кладбища, что очень порицалось в то время. Похоже, Микеланджело был очарован человеческим мозгом. Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело66. На обратной стороне картины есть число 149 и еще одна цифра, которая была стерта. Италия.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
О блаженные мастера искусства. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала. Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные». Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Новым папой был избран представитель рода Медичи -- Климент VII. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Конечно, его больше знают как Микеланджело – известного итальянского скульптора, художника, архитектора, поэта и инженера эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу.
Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Галерея Уффици. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
Взаимные распри, убийства, преступления отравляли души людские и тяжело было жить на свете. «Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», – рассказывает Вазари.
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Впечатляют уже одни только физические параметры этого творения, которое художник создал фактически в одиночку: площадь росписей Микеланджело в капелле около 520 кв. Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры.
В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.
Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Об этом шедевре искусствовед В. Н. И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений». 0н был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма41. Большие паруса поддерживают свод. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было непонятно современникам Микеланджело. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Все вокруг, кажется, молчит в ожидании предстоящего шторма. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает абсолютно новое претворение.
Именно так должны вы именоваться ибо при жизни своей смогли вы у источника столь светлого прояснить омраченный свет очей и увидеть простым все трудное благодаря художнику столь дивному и необычному. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Так Микеланджело изображает момент творения. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Прожил до 18 февраля 1564 года. Он хотел видеть вихри стихий: огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Дерево, масло. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Женщина, сидящая напротив него, – цыганка или проститутка. По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Ван Гог был сыном протестантского священника и сам был очень религиозным человеком. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама».
м. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.
Но, кроме того, ему удалось скрыть несколько анатомических элементов в его картинах. Помимо этого очевидного мифического объяснения и представления «Весеннего времени», существует много интерпретаций сцены изображенной на картине.
Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. По углам Сикстинских сводов было еще четыре сферических треугольника, где изображена и «Юдифь», передающая рабыне голову Олоферна.
Поначалу его принимаешь за отступающего демона тьмы, однако подразумевается здесь «Сотворение растений». Высота капеллы— 20 метров. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода12. Во время реставрации 1980—1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя.
Ему очень не понравился «Страшный суд» и он принялся яростно доказывать папе, что Микеланджело поступает неверно, что картина получается непристойная. Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы, Не отказывается он от участия и в самой войне. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Куски хлеба, разбросанные на столе, в сочетании с руками апостолов могут являться нотами.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Об этом шедевре искусствовед В. Н.
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Микеланджело создал совершенно новую иконографию, выбрав момент, когда Бог протягивает руку просыпающемуся Адаму, передавая ему жизнь.
По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году, в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Для мастера это было единственным средством выразительности. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. История создания росписей. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать «Страшный суд», когда он очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. Эта титаническая работа заняла четыре года. Искусствовед В. Н.
Они оба за стенами неизвестного города и похоже, что грядет гроза. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. В левом глазу есть еще несколько символов, но они не так заметны, как другие. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Если на столе Тайной Вечери нарисовать пять линий нотного стана, то каждый кусочек хлеба в сочетании с руками апостолов соответствует определенной музыкальной ноте. Бог, которого держат двенадцать фигур, протягивает руку и почти касается руки Адама, передавая ему искру жизни. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Очень скоро мелодия «Гимн грешника» появились в Интернете.
Если сыграть их справа налево (а именно так писал да Винчи), комбинация нот трансформируется в композицию продолжительностью 40 секунд, которая звучит как реквием. Лицо Творца обращено уже к новым задачам. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
«Сотворение Адама» – одна из самых известных и реплицированных картин в мире. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы.
Художник, пишущий фреску, не мог единолично готовить грунт под роспись, переводить на него рисунок с подготовительного картона, выполнять другие вспомогательные работы. Большой диск солнца — тот красочный элемент, который ярко выступает в контексте боле приглушенных тонов всего остального. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Каждая его картина выглядит как игра на внимательность к деталям.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Как считал Лео Штейнберг, внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя. В этой картине Леонардо зашифровал музыку.
Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Продвигаясь к задней стене капеллы, зритель будет читать историю в обратном порядке, постепенно приближаясь к ее счастливым дням.
Под микроскопом можно увидеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы. В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело, могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Сохранилось письмо к Джованни да Пистойе, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. В том, что одна и та же фигура появляется на одной фреске дважды, есть что-то старомодное, однако закрыв другую ее половину, убеждаешься в том, насколько выигрышно для создания впечатления движения двойное изображение полета.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. В случае последнего изображения (рис. 37), где Бог Отец перекатывается с боку на бок среди хаоса клубящихся облаков (традиционное название «Отделение света от тьмы» здесь, понятно, неприложимо), мы уже не в состоянии следить за художником с полной концентрацией, однако именно эта фреска дает наилучшее представление о поразительной технике Микеланджело.
Еще секунда их пальцы соприкоснутся и Адам начнет жить. В «Буре» Джорджоне мы видим фигуры мужчины и женщины с ребенком. На ней отчетливо видно, как в последний момент, т. е. Все они сосредоточены вокруг центральной и длинной фигуры официанта, поразительное сходство которой с Иисусом сложно отрицать. Иероним Босх – один из самых загадочных и необъяснимых феноменов мировой живописи.
Искусствовед В. Н. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Художник сознательно подчеркивает и пластически обыгрывает объемную выразительность своих персонажей, подобных скульптурным телам.
Но там, где он повествует, он относится к идее уважительно. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Микеланджело был гением и истинным человеком эпохи Возрождения: художником, скульптором, архитектором и, ко всему этому, экспертом в области анатомии человека. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. IV).
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Это отлично проявляется в его скульптурах. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. А дальше расположена фреска «Сотворение Адама. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Возрождение. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Флоренция. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: «Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко.
В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам13. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Возблагодарим же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем». Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой. Диаметр 120 см.
Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией. Расположенные на втором плане картины параллельно со святым семейством, фигуры обнаженных позволяют художнику показать свое исключительное мастерство в передаче мускулатуры человеческого тела и игры светотени на поверхности рельефно выписанных форм. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. В древнегреческой и еврейской мифологии молния на небе является символом Бога.
Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Босх был мастером гротеска. Своды Сикстинской капеллы свидетельствуют об этом так же красноречиво, как и написанные им уже очень поздно истории в Капелла Паолина. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Однако Юлий II был у него несколько раз и, несмотря на свой преклонный возраст, поднимался на леса. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Когда Иисус родился, о его рождении стало известно богатому и бедному, могущественному и униженному, евреям и язычникам.