В Ватикане на главной площади Святого Петра расположена в первой капелле неповторимый шедевр Микеланджело Буонарроти – это мраморная скульптура, которая рассказывает о библейском мотиве – оплакивание Христа. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет. Пьета Микеланджело «Оплакивание Христа» – единственная работа, которая была им подписана.
Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Но кто он. Сначала мастер вырезал левую руку Давида.
Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Несколько осколков найти не удалось. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Случилось это в 1972 году. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя.
И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Дионисия именуемого французским кардиналом руанским, оставить через посредство художника столь редкостного достойную о себе память в городе, столь знаменитом и он заказал ему мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе Св. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: Наш миланец Гоббо. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно.
«. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Существует версия, что однажды придя полюбоваться творением своих рук, Буонарроти услышал разговор двух незнакомцев. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело.
Имелись также и другие небольшие повреждения. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Ему было важно услышать мнение других. Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.
Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти.
Решение было принято в пользу полного восстановления. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор.
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело.
Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура.
Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». В начале молитвы Св.
Еще при жизни Микеланджело папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Карафой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Теперь в его авторстве не возникало сомнений, а слухи о красоте произведения быстро распространились по всей Италии. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа.
Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Другой инцидент связан с подписью скульптора. К началу XVI века заброшенный мрамор представлял собой жалкое зрелище. Тогда уязвленный юноша на перевязи идущей через левое плечо Мадонны, в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».
Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Его изготовил Франческо Борромини. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. С каждым десятилетием мраморный блок неумолимо таял в размерах из-за губительного воздействия осадков. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Микеланджело решительно отошёл от привычных установок: в скульптурной группе "Скорбящая Мадонна" его Мария молодая, но за её сдержанностью угадывается вся глубина её горя. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Лицо Богородицы, переживающей этот трагичный момент, не искажено страданием, как предпочитали ее изображать предыдущие авторы.
Почему. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Уже после установки в соборе Св. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны.
И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз.
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. 16 августа 1501 года был заключен договор. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Ее сын божественный Иисус мертв. В1568г.
В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби.
Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Девы Марии при этом не было.
Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Однако работал Микеланджело около двух лет. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства. ". Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Здесь и нежнейшее выражение лица и некая согласованность в привязке и сопряжении рук и в соединении туловища и ног и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.
В нем и отчаяние и вопрос. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.
В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Этим приемом пьета Микеланджело отличается от пьет многих художников 15 века изображавших на своих картинах Богоматерь и Христа в окружении прочих персонажей.
Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Слегка склонена голова Богородицы. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость.
Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет и многие не верили в его авторство. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. По тонкому наблюдению В. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.
Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Глыба имела девять футов высоты. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели. «Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре.
Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Был сколот нос.
Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией и человечностью созданных образов и высоким мастерством. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина.
Свой путь художника Микеланджело начинал именно во Флоренции, которая считалась архитектурным и скульптурным музеем под открытым небом. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо.
Договор был заключен 26 августа 1498 года, заказчиком выступал французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров.
Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Работа была закончена около 1500 года, уже после смерти кардинала, умершего в 1498 году. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см. Эта надпись была неслучайной.
Наконец, кураторы собора, проконсультировавшись со знатоками скульптуры, признали камень годным к доделке. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына.