В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. В этот период больше ничего неизвестно о биографии Микеланджело Меризи. Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин.
Так Микеланджело Меризи стал Караваджо. А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел переезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли. Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано.
Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. Создание картин для капеллы Контарелли в ц. Сан-Луиджи деи Франчези, датировка которых была недавно уточнена благодаря обнаружению новых документов (Рёттген, 1965: 1599-1600 – «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1600- 1602 – алтарная картина «Апостол Матфей с ангелом») ознаменовало собой решающий поворот в творчестве Караваджо. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела.
Были там и члены Академии Безрассудных и высшие чины римской курии. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. В октябре 1609 года, находясь в Неаполе, он подвергся нападению.
Контракт подписали, оговорив сроки и условия платежа гонорара. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Друзья ещё долго делились воспоминаниями. История становления Караваджо связана с его «успехом у критики» и восходит к тем годам жизни художника, когда Цуккаро презрительно называл его имитатором Джорджоне, а сторонники превозносили его как художника, учителем которого бьиа сама природа. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время.
28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека. По лицу Филлиды пробежала хитрая улыбка. В одном он был несомненно прав — у Караваджо уже имелась своя школа.
Вдействительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона). Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). Скорее всего, Караваджо приехал в Рим между 1591 и 1592. Мы же, наоборот, доказывая что-то, сжимаем поочерёдно пальцы в кулак.
1596, ранее в коллекции Скьярра). В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Картины Караваджо начала 1600 годов отличаются земным отображением святых деятелей. Перед нами мрачная комната.
В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. Во время своих странствий (трагически завершившихся 18 июля 1610) он исполнил такие шедевры, как «Погребение св.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Смерть Марии, ок. В отличие от эрмитажного Джорджоне, чья женственная Юдифь с мечом в руке попирает ногой отрубленную голову врага на фоне безмятежного типично венецианского пейзажа, Караваджо в своей работе «Юдифь и Олоферн» (145x195) даёт полную динамизма сцену убийства тирана, не жалея красок для изображения леденящих душу кровавых подробностей. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией.
Когда он с трудом поднялся с колен, его заставили расписаться под актом отречения. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. К этой же серии относятся другие произведения Караваджо, созданные до его бегства из Рима, когда в очередной стычке художник убил своего соперника. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта и бытового жанра.
Караваджо приписывается также картина «Отречение апостола Петра» с тремя персонажами (Лондон, частное собрание) и поясной «Портрет Алофа де Виньякура» (Флоренция, Палаццо Питти). 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Приглашённые из Болоньи братья Карраччи строго придерживались классических традиций и не вызывали опасений у заказчика, который не питал симпатий к маньеристам.
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Она застыла между двумя реальностями. «Бичевание Христа», Неаполь, ц. Сан-Доменико Маджоре), свидетельствуют о новом направлении творческих поисков Караваджо – его интересуют теперь пластические и монументальные эффекты, напоминающие и, одновременно, отрицающие классическую и маньеристическую традицию они созданы исключительно на отношениях света и тени и возвышают реальность в самых грубых ее проявлениях. Позади — три Марии и три оттенка женского горя. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Биография Учился в Милане.
Чувствуется, что он побывал в Венеции и лицезрел там тициановскую «Ассунту». Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Джустиньяни с пониманием отнёсся к словам художника и предложил ему свой дом.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). В охотничьем домике был накрыт стол. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов.
После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Он долго стоял перед Джорджоне, вдыхая воздух венецианской лагуны исходящий от картин.
В то же время он понял, что Джустиньяни неспроста сделал крюк, чтобы навестить маркизу. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. Его ответ прозвучал как неслыханное кощунство.
А теперь обо всем по порядку. Милан всегда был центром торговли в северной Италии. гал., гал. 1593, там же), «Вакх» (ок. Представители академического искусства, напротив, упрекали Караваджо в изображении бессюжетных сцен («senza historia» и «senza actione»), в представлении событий священной истории без соответствующей декорации, в неумении передавать движение и в обращении к религиозной иконографии и к предписанным церковью канонам.
По всей вероятности, художник устал и ему было порой не по себе от кровавых сцен. Перед возвышающимся близ главного алтаря изваянием Микеланджело «Воскресший Христос», чья нагота была временно прикрыта обвязанной вокруг чресел тёмной тряпицей инквизиторы устроили показательный спектакль, выставив на всеобщее посмешище доставленного из тюрьмы Кампанеллу, которого незаметно ввели в церковь через запасной вход рядом с апсидой.
Церковь отказывалась приобретать заказанные ею же полотна. Это было невыносимое по изуверской изощрённости глумление над достоинством человека. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. Опытному Джустиньяни удалось повалить с одного выстрела появившуюся на поляне любопытную серну, а Караваджо, сам того не ведая, подстрелил выскочившего из кустов зайца. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
И настало утро. Послышались шаги — кто-то поднимался по лестнице. С большим трудом Гвидобальдо и Караваджо удалось протиснуться к передним рядам скамей.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза «Нет надежды — нет страха». В нём каждый персонаж наделён яркой индивидуальностью. Настал кульминационный момент и генерал ордена иезуитов Аквавива приказал Кампанелле произнести вслух слово «abiuro» — отречение от крамольных идей и богохульных утверждений. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. День казни был назначен на вторник 14 сентября 1599 года. Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано.
Толпа не успела ахнуть, как голова женщины покатилась на помост, оросив кровью доски. Видимо, торопливость снова подвела Чезари и его команду. Тема насилия и убийства продолжает занимать художника и вслед за «Юдифью» он пишет для генуэзца Косты первый вариант «Принесения в жертву Исаака» (116x173). Игнатия Лойолы и Филиппе Нери (В.
С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Екатерина» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Юдифь» (Рим, Нац. Всё небо заволокло низкими тучами, парило, но дождя не предвиделось. Что касается картины «Святые Марфа и Магдалина», то это было последнее изображение двух подруг и вскоре они на долгое время исчезли из поля зрения Караваджо, оказавшись замешанными в очередной скандальной истории.
В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Его выбор пал на Караваджо, которого с недавних пор Крешенци знал лично и видел в деле. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Картинами Караваджо увлекся кардинал Франческо дель Монте, ставший покровителем мастера. Боргезе).
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Лючии» (Сиракузы, ц. СантаЛючия), «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов» (Мессина, Нац. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок. Как-то после утренней лечебной процедуры дель Монте предложил врачу Манчини подняться с ним в мастерскую, где Караваджо завершал работу над картиной «Амур», для которой позировал его любимец озорник Чекко. Дочь с мачехой препроводили в женскую тюрьму Савелла, а братья Джакомо и Бернардино Ченчи оказались в мужской тюрьме Тор ди Нона, в которой успел побывать и Караваджо, где, как было выше отмечено, он встречался со знаменитым узником Джордано Бруно и вёл с ним беседы, оказавшие на него неизгладимое впечатление. Здесь Караваджо впервые вводит в композицию важным компонентом выпуклое зеркало в форме щита с отражённым в нём источником яркого света сверху, как на известной картине фламандца Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини».
Смело перемещенные в современную художнику эпоху (игорный стол перед кассой сбора пошлины в «Призвании апостола Матфея» или интерьер римской церкви в «Мученичестве апостола Матфея»), события священной истории схвачены Караваджо в их физической и духовной реальности, благодаря выявляющей роли света исходящего извне, от некоего бокового источника, который освещает лишь главные части композиции, подчиняясь не объективным законам оптики, а экспрессивным требованиям художника, запечатлевает мгновенной вспышкой жесты персонажей, наделяя их абсолютным смыслом и погружает сцену в игру светотени, молчаливой и исполненной драматизма. Решение оказалось довольно удачным. Рим гудел, как растревоженный улей.
в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним", ), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин.
1593, там же), «Вакх» (ок. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
Шарлатанов от искусства развелось великое множество. С великолепным мастерством написан натюрморт — чаша из Фаэнцы, наполненная плодами осеннего урожая, стеклянный кувшин с вином и сосуд, который держит юноша в руках.
В 1592-1594 гг. Корсини), «Бичевание Христа» (Руан, Музей изящных искусств) и «Благовещение» (Нанси, Музей изящных искусств). Гордо опершись рукой на зеркало, так что виден безымянный палец, покалеченный, возможно, в потасовке с соперницами, Филлида в образе Магдалины показана вновь с цветком пахучего бергамота, который она прижимает к груди, слушая обращённые к ней взволнованные слова укоряющей её сестры. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Дориа Памфили) Магдалина представлена не куртизанкой, а простолюдинкой в бедной обшарпанной комнате, оставшейся наедине со своим страданием вместе с тем римская куртизанка изображается Караваджо на аристократическом «Портрете молодой женщины» (картина погибла в Берлине в 1945). Но как получить такой заказ.
Караваджо более пяти лет не видел маркизу и заметно волновался при встрече с ней. Вытянутая правая рука словно подтверждает только что высказанную мысль, а указательный палец вот-вот пересечёт границу пространства нарисованного и окажется в реальном, чем достигается удивительный эффект сопричастности. Переговоры по поводу предстоящего бракосочетания велись втайне. Раскрытый в крике рот тирана, полное презрения к поверженному врагу лицо героини, уверенные движения её рук, а также кровожадный взгляд старухи — здесь всё дано в динамике для придания большего драматизма сцене, которую можно принять за умело смонтированный кинокадр с точно срежиссированной мизансценой.
Он ревниво относился к любым заказам Караваджо со стороны. 1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Великий художник родился в 1573 году. К сожалению, ни одна из этих работ не сохранилась.
Таков же и его «Амур-победитель». Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. По мысли автора, зеркало должно отражать порок тщеславия и гордыни. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Идти было недалеко.
Петиции и жалобы возымели, наконец, действие. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. «Такое под силу только избранным», — подумал Караваджо и с этой мыслью вернулся в мастерскую. «Похожесть» или «сходство» — понятие сугубо субъективное и хочется не согласиться даже с Роберто Лонги, оценившим «Портрет Маттео Барберини» (124x90) как произведение «скудное по мысли»53. Октябрьский денёк выдался серым под стать мрачному настроению художника. «Святой Матфей и ангел» (1602), «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла» (1600-01) полностью отвергали существовавшие в ту пору каноны религиозной живописи.
музей), «Рождество» (Палермо и. Сан-Лоренцо), «Саломея» (Эскориал, Казита дель Принципе) и «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Перед Рождеством 1596 года попечительский совет церкви вторично направил петицию папе Клименту с изложением причин затяжки выполнения работ, что расценивалось поставившими свои подписи под петицией не иначе как «национальный позор», способный весьма отрицательно сказаться на отношениях с Францией.
Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Караваджо согласился, предложив вернуться к теме Марии Магдалины. Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками. Однако он стремится жить жизнью простого народа, где находит модели для персонажей своих картин: осужденных, заключенных.
Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Его покровитель кардинал Альдобрандини продолжал подбрасывать ему выгодные заказы, в том числе росписи на Капитолии на тему исторического прошлого Рима, для выполнения которых другому художнику не хватило бы жизни.
Выехали на рассвете. Эрмитаж «Шулеры», Форт Уорт, музей Кимбел).
Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Героиня еще не видит их. Боргезе) и, особенно, «Смерть Марии» (Париж, Лувр), картины, являющей собой немую трагедию, освещенную красноватым светом, который выявляет жесты и выражения лиц персонажей, собравшихся вокруг тела Марии, тела «распухшего и с оголенными ногами» (Бальоне, 1642), реализм которого вновь вызвал бурную реакцию публики. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Фридлендер, 1955), выразилось в картинах из капеллы Черази с предельной реалистичностью (так, например, публику того времени шокировал круп лошади на первом плане в «Обращении Павла») светотень, в свою очередь, стала глубоким мраком, сквозь который прорывается болезненно пронзительный свет.
Ответ его чуть не оглушил — Микеланджело Буонарроти. Уже на выходе они увидели Галилея, не сумевшего пробиться к ним сквозь толпу. У остальных братьев были дочери.
В алтарных картинах «Мученичество св. В разных аспектах действительности, вдохновляющей творчество Караваджо, нет ни иерархии ценностей, ни деления на классы. Действительно, картина «Христос в Эммаусе» (Лондон, Нац. Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту. Благодаря ему сцены, представленные в сдержанной цветовой гамме и без описательных деталей, поражают своей достоверностью. Лучии, 1608 г. ).
Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии. Многие из этих картин не сохранились, но те, которые дошли до нас («Мадонна с четками», Вена, Музей истории искусств «Семь дел милосердия», Неаполь, ц. Пио Монте делла Мизерикордия «Саломея с головой Иоанна Крестителя», Лондон, Нац. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). На первый план он выносит реальность людей. Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов. Во время своего путешествия он имел возможность видеть произведения Джотто и Мазаччо, с которыми вскоре сравняется по силе своего новаторского дарования.
Из них можно перечислить такие как ношение холодного оружия без разрешения (Караваджо носил с собой огромный кинжал), швыряние в лицо официанту поднос, разбитие стекол в доме. С великолепной пластической осязательностью выписаны кисти винограда и смородины, персики, груши, яблоки, помещенные в плетеную корзинку и с декоративным изяществом окруженные зеленым плюмажем листьев. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников.
Стало быть, между ним и великим творцом существует вполне доказуемая духовная связь. Известно, что в эпоху Контрреформации повышенным спросом пользовались картины на известные религиозно-патетические сюжеты, прославляющие деяния Отцов Церкви. Произошло это 18 июля 1610 года.
Первое время Караваджо сильно нуждался. Караваджо демонстративно подошёл к окну и отвернулся, как бы показывая всем своим видом, что ему эта встреча ни к чему. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Всё это ещё пуще подогрело распространяемые слухи.
История, прямо скажем, малоприятная и не делающая чести художнику. Втроём отправились к дому проводить неважно почувствовавшего себя Гвидобальдо. Их грубо оттеснили, не позволив подойти ближе, чтобы попрощаться с несчастным другом, который едва держался на ногах и, чтобы не упасть, ухватился рукой за мраморный столбик ограждения. Манчини, сославшись на занятость, хотел было отказаться, но кардинал настоял на своём.
Художника заметили и он стал получать все больше и больше заказов. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически.
гал. ) своей более разработанной перспективой, строгостью и торжественностью как бы отвечает «maniera grande» Карраччи, в то время как композиция «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Благодаря этому союзу были рождены полотна «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», обе были завершены в 1600 году. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Среди работ художника следует упомянуть также «Экстаз св.
Караваджизм). В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. КАРАВАДЖО, МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1573–1610) итальянский художник.
Эта оплошность властей дорого обошлась живописцу. Глубоко отличные от маньеризма по своей трактовке пространства и образа, картины Караваджо тем не менее заимствуют у него напряженность линии, четко очерчивающей контуры. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Автору удалось выразить саму суть этой незаурядной и противоречивой личности. Осторожный маркиз Джустиньяни не захотел вмешиваться, на что, вероятно, у него были свои веские причины. Личность убитого барона Ченчи не могла вызвать у римлян сочувствие.
Но их объединяли общность взглядов на искусство и нескрываемое взаимное уважение. Рука не поднялась добить стонущего беднягу — за него это сделал подоспевший егерь. Караваджо был вне себя от счастья. А что нам известно о его младшем брате Джован Баттисте, вызвавшем такую реакцию Караваджо. Уже три года в Сан-Луиджи стояли леса, церковь была закрыта и работы остановились.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Первые творческие шаги в Риме давались ему с трудом: создавая непритязательные произведения коммерческого характера, он начинает писать и картины «для себя». Говоря о «недостаточности движения», Манчини запамятовал такие работы, как «Шулеры», «Юноша, укушенный ящерицей», «Гадалка», «Голова Медузы».
Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Учёного монаха заставили стать на колени с зажжённой свечой в руке. Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Иероним» и «Давид» (Рим, гал. Они прибыли в город по приглашению аристократического семейства Фарнезе.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения. Мысль тут же поддержал Джустиньяни, а художник пояснил, какой ему видится будущая картина. Свод потолка был плохо оштукатурен и отшлифован из-за постоянной спешки. Отчего это вдруг кардинал так заинтересовался монахом и настоял на встрече с ним.
Франциска» (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) «Концерт» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Св. В оставленном им завещании были чётко расписаны темы росписей стен и потолка.
В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как Концерт, Амур-победитель, Гадалка, Нарцисс. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
Около 1590 приехал в Рим. К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Ещё бы, ведь это папский любимчик. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. О художнике многие отзывались очень лестно. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д039Эрколе.
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Для будущей картины «Святые Марфа и Магдалина» (100x134, 5) Караваджо пригласил к себе в мастерскую для позирования неразлучных подруг — Анну и Филлиду, но поменял их ролями. Если ранее, когда он жил еще у себя на родине, этот факт не подтверждался, то в этот раз это известно доподлинно.
переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Неужели такое может случиться. Но критический анализ не всегда был однозначен.
Созданная для коллекции банкира Джустиниани, эта картина казалась современникам настолько непристойной, что хранилась у искушенного знатока живописи за тяжелым занавесом. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. И не напрасно. гал., гал.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Папа Климент VIII забеспокоился. В этот момент она была незабываемо прекрасна и величественна.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. Иероним» для собора Сан-Джовани в Ла Валлетте. Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. Со временем Барберини станут полновластными хозяевами Рима, когда возведённый только что в сан кардинала Маттео Барберини обойдет на конклаве 1623 года главных претендентов — дышащих на ладан кардиналов Бенедетто Джустиньяни и Франческо дель Монте и будет избран папой Урбаном VIII. 1596, ранее в коллекции Скьярра).
Другие исследователи стремились доказать более широкие связи Караваджо так, В. Фридлендер (1955) обнаружил влияние венецианской школы, перенятое, вероятно, через миланских последователей Джорджоне, влияние, которое Лонги отрицал (1926). В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. К тому же он увлечен современными художниками Ломбардии, реалистичная живопись которых передает жизнь такой, какая она есть.
Микеланджело пришлось податься в бегство. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Обнажённые фигуры статуй и написанных на стенах и потолке мифологических персонажей в новой манере trompe-loel («обманки») создавали иллюзию правдоподобия. Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою.
Примерно тогда Караваджо написал «Трапезу в Эммаусе» (141x196, 2), дав свою трактовку широко известного евангельского сюжета вразрез с устоявшимися канонами, хотя на картине всё изображено, как сказано в Писании: «Иисус вошёл в дом и остался с ними. Наступила минута напряжённого молчания.
Банкир понял свою оплошность и выразил просьбу по-иному. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. Прекрасно охарактеризованы все персонажи и их реакция: недоумение на лицах юношей, удивление Матфея, сосредоточенность старика в очках и алчность молодого человека слева.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Среди публики чернели тоги профессоров из университета Сапиенца, которых, как позже выяснилось, специально согнали в приказном порядке. Первое время он находился неподалеку от Рима. Расписанный братьями Карраччи плафон парадного зала дворца Фарнезе в сочетании с установленными там античными изваяниями на мифологические темы явил собой единое целое, поражающее праздничным блеском любое воображение.
Обмакнув перо в поданную кем-то из служек чернильницу, Кампанелла машинально нацарапал своё имя. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. В картине «Кающаяся Магдалина» (Рим, гал. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта. Достаточно вспомнить изваяние Донателло на площади Синьории во Флоренции или картины Мантеньи, Боттичелли, Джорджоне, на которых героиня показана, как правило, после совершённого ею подвига.
В толпе ближе к помосту многие стали на колени и принялись читать вслух молитвы. Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании. Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя. Этот «люминизм», культурные истоки которого следует искать в живописи европейского маньеризма, лишен у Караваджо интеллектуальности последнего и приобретает антигуманистический пафос.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Позднее во избежание новых пыток Кампанелла станет притворяться сумасшедшим.
Он был облачён в серый позорный балахон еретика с намалёванной на спине половиной андреевского креста. Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании. Рыцари официально исключили художника из ордена. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. В 1608 художник оказывается на Сицилии.
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Такое тоже может быть, хотя вряд ли он осмелился бы говорить заведомую ложь кардиналу. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Он заразился малярией и в возрасте 37 лет умер.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Прав был и упомянутый выше голландец ван Мандер, писавший в «Книге о живописи», что за Караваджо безоговорочно следовала талантливая молодёжь, видевшая в нём бесспорного лидера. С этой целью он побывал даже в Венеции. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Любой неравнодушный к бедам своей земли мастер не может быть отрешённым от мира.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Одновременно в листке «Аввизи» появилось сообщение о странной смерти упавшего с балкона барона Франческо Ченчи, ещё крепкого мужчины, недавно вторично женившегося на молодой особе.
На днях ему пришлось увидеть последнюю работу хвалёного Чезари дАрпино «Вознесение Девы Марии». Все в нетерпении ждали появления на эшафоте юной Беатриче. Учился у Симоне Петерцано в Милане. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Произошло трагическое событие 18 июля 1610 года. Они долго не могли прийти в себя от всего увиденного.
Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Среди картин Караваджо особого внимания заслуживают «Амур – победитель» (1598-99), «Мальчик с фруктами» (1591), «Вакх» (1595-96), «Ужин в Эммаусе» (1601), «Гадалка» (1595), «Успение Богородицы» (1605-06). Язык не поворачивается назвать «скудным» великолепный портрет исполненный в присущей Караваджо манере с использованием плавных светотеневых переходов и мягких тональных градаций. Это – станковые картины небольших размеров, предназначенные для коллекционеров. Отстранив рукой палача, Беатриче подошла к плахе.
Он все еще надеялся, что его помилуют. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра».
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Всем своим видом девушка выражала спокойствие и ни один мускул не дрогнул на её лице. За драку с соперницами их упрятали в каталажку. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
О Джорджоне заговорили в художественных кругах как о сенсации и подлинном чуде. Его состояние оценивалось в полмиллиона золотых скудо. Эти черты характерны для таких произведений, как «Св. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Караваджо отлично усвоил этот урок. 1596, Лувр, Париж, дубликат – Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Священную историю на «народный» язык и, по мнению некоторых исследователей, может быть соотнесено с проповедями св. 1605-1606 гг. ).
Ненасытный Чезари брался за любой заказ, стараясь всюду поспеть. Глаза у них открылись — они узнали Его. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Как бы там ни было, дошедший до нас в своём грандиозном величии Колизей в значительной мере обязан сохранностью щедрой благотворительности русского аристократа Демидова, о чём упоминает Стендаль в записках об Италии. 24:28—32).
После этого художник решил отказаться от ученичества и работать самостоятельно. Рядом стоит хозяин харчевни с кипой правоверного иудея на голове. Боргезе).
И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». Правление Урбана VIII продлилось двадцать один год и Манчини стал его личным врачом. Поднялся невообразимый переполох и началась паника.
Каталог произведений Караваджо пополнился за последние годы новыми картинами – оригиналами известными прежде только по копиям или произведениями, которые до недавнего времени считались копиями и подлинность которых была подтверждена («Магдалина», Неаполь, собрание Клейна «Распятие апостола Андрея», Кливленд, музей «Марфа и Мария-Магдалина», Детройт, Институт искусств «Коронование тернием» (прежде – Флоренция, собрание Чеккони, ныне – Прато, Касса ди Риспанни э Депозити). Известно, что поэтесса была музой великого творца, когда тот работал в Сикстине над фреской «Страшный суд». Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
Здесь он продолжает свои неаполитанские опыты. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Современники Каравджо были поражены его талантом.
Более того, он отказался выделить дочери приданое, запретив ей даже заикаться о замужестве. На шее болталась пеньковая верёвка, а на голову нацепили шутовской картонный колпак. Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело и они не прошли даром. Изображенные на фоне освещенной солнечными лучами стены полуфигуры переданы пластически весомо.
Учился в Милане (с 1584). Третья картина— «Св. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Художник даже какое-то время находился в тюрьме. В течении определенного времени работал в Риме, Флоренции, Неаполе, на Сицилии.
Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. Наболевший вопрос с росписями во французской церкви Сан-Луиджи давно волнует многих. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св.
Им от него ничего не нужно, но он ни разу даже не поинтересовался, что с ними и живы ли они. В наступившей тишине послышалось покаяние, произнесённое слабым невыразительным голосом. После драки, которая возникла при игре в мяч, случилось это несчастье. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Его неприятно поразило буквоедство заказчика, способное подавить волю любого художника. К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр).
Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. Хотя прошло чуть более двух лет с момента написания, но фрески пожухли.
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Но Он сделался невидимым» (Лк. Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. В мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч.
1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. (маньеризм и академизм). Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. В 13 лет будущий художник попал в тюрьму после драки в таверне, едва не закончившейся убийством. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Свои мысли и сомнения он постарался передать в этой картине. котором художник родился 28 сентября 1573.
К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились. Это момент скорби и прощания. Лицо её остаётся в тени, но ярко освещены выразительные руки. Наконец, «Корзина с фруктами» (Милан, пинакотека Амброзиана) поражает своей правдивостью и осязаемостью, натюрморт стал здесь самостоятельным и единственным сюжетом картины, которую считают первым и одним из самых красивых примеров этого жанра: здесь отсутствуют украшающие изыски, описательность и всякого рода мистицизм. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна.
Перевернувшись в воздухе, тот упал плашмя. Почувствовав внутреннюю дрожь, он забеспокоился и его охватила паника. Только В. Джустиниани, тонкий знаток искусства, увидел в натуралистической непосредственности Караваджо сознательное «возвращение к природе», явление, свойственное итальянской живописи рубежа веков par excellence. Оно было написано для римской церкви Санта Мария делла Скала и приобретено впоследствии герцогом Мантуанским по настоянию Рубенса исполнявшего при нем роль придворного художника.
Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Корсини), «Голова Медузы» (Флоренция, Уффици), «Иоанн Креститель» (Канзас-Сити, музей и Рим, Нац.
Они уцелели, но железной балкой перешибло хребет лошади. Церковь была переполнена. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней.
Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Дорожа расположением щедрого заказчика, он принялся за работу, хотя душу грызли сомнения. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Образ Юдифи часто встречается в итальянском искусстве.
Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию.
В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Его душеприказчиком оказался патриций Вирджилио Крешенци. Вот таким образом Вакх на другой картине будет изображен как мальчик-слуга из таверны, голодный и болезненный («Больной Вакх», Рим, гал. В конце 1607 (. ) Караваджо приезжает на Мальту, где по заказу Мальтийского ордена пишет ряд картин, за которые получает звание рыцаря: два портрета Алофа де Виньякура (один из которых часто отождествляют с портретом великого магистра ордена из Лувра), «Казнь Иоанна Крестителя» и «Св. Всё построено на контрасте между Магдалиной, одетой в дорогое платье и переживающей за неё Марфой в простой домотканой одежде, которая корит сестру за приверженность порочным соблазнам и суете.
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. гал. Тогда в народе получила хождение пословица: «Quod non fecerunt barbari fecere Barberini» — «He столько в Риме порушили варвары, сколько семейство Барберини».
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605 – 1606, Лувр). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Моросил мелкий дождь, столь необычный для летней поры, который подгонял их.
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Впервые в истории живописи тема «Вакха» (Флоренция, Уффици) становится лишь предлогом для композиции из всевозможных даров природы и обиходных предметов, сосредоточенных вокруг фигуры мальчика, коронованного виноградной лозой, которого этот почти шутовской атрибут приближает к «Юноше с корзиной фруктов» (Рим, гал, Боргезе). Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Пока можно только сказать, что Джован Баттиста грубо нарушил устав иезуитского ордена, требующий от своих членов полного отказа от контактов с родственниками во имя служения высшей идее.
Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Караваджо встрепенулся, ушам своим не веря. Ведь молодожёны как истые католики непременно пожелают получить от него благословение в Риме, а тут эта будоражащая всех дикая история. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. Караваджо особенно поразила последняя новость, о которой заговорили в Риме.
После услышанного дель Монте стало не по себе. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». Как-то он заехал во дворец Фарнезе для уточнения некоторых деталей брачного контракта.