Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию. Вернувшись в Флоренцию, после «Давида», Микеланджело создал так называемую «Мадонну Брюгге» небольшую (высотой 1, 27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504 г. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге. Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в городе Брюгге.
Неизвестно, почему в мраморного великана полетели камни. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).
Это не был удобный момент для дружеской встречи. Одно дело – вступить во французский Руак и обнаружить, что Дворец правосудия уничтожен. За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста».
глина полностью исчезает. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату.
У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. Обошли ризницу, закрыли все окна.
В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом. В начале молитвы Св. В британскую армию он вступил в 1940 году.
Это было обнаружено год спустя в Альтаусзее/Австрии и снова возвращено. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества». Сидящая. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Изначальный план предполагал, что при каждой из союзных армий будет состоять по паре «хранителей», которые станут указывать армиям, «куда не стрелять». За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста».
Герой Ветхого Завета изображен Микеланджело в виде красивого, мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивая своего врага — Голиаф, с которым ему предстоит биться. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. В ней ощущается рука мастера изваявшего римскую «Пьету». Слава Микеланджело докатилась до Рима.
В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге – Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. В нем и отчаяние и вопрос.
А уже после окончания боевых действий он достал витражи из шахты, упаковал в 73ящика и лично доставил обратно в Страсбург, получив по прибытии орден Почетного Легиона. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Он сохраняет в отдельных местах фактуру камня, получая дополнительный эффект от различной обработки поверхности мрамора.
Знаменитый алтарь был не только самым значительным бельгийским шедевром, но и предметом личной гитлеровской обсессии. Гитлер велел не сдавать его ни в коем случае — и в итоге исторический город был практически стерт с лица земли. Самые ранние версии «Пьеты» включали также фигуры Св. Это теперь сидит в церкви Девы Марии в Брюгге, Бельгия.
И после долгих переговоров в Болонье состоялось их примирение.
Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Если бы это так, то это было бы показано, стоя немного вправо и смотря вниз. Немцы раздвинули двери. В 1505 году Микеланджело срочно уезжает из Флоренции в Рим. Осталась только память. Немцы бросили все свои резервы на «Стальное кольцо» в Нормандии и, когда их оборона была прорвана, путь перед западными союзниками был полностью открыт. Если до сих пор имя Микеланджело было известно во всей Италии, после завершения «Давида» его провозгласили величайшим из итальянских скульпторов и это звание по праву Микеланджело сохранил до конца жизни.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Количество добытого мрамора из которого Микеланджело собирался изваять 40 скульптур изумило весь Рим: для его перевозки потребовалось (. ) 70 повозок.
Микеланджело, однако, ограничился двумя ключевыми фигурами — Богородицы и Христа. «Предметы искусства уже нельзя было измерять привычными нам категориями, — объяснял один из хранителей, Джеймс Роример, будущий директор музея Метрополитен. — Забитая шедеврами комната, полный кузов грузовика, переполненный замок — вот объемы, которыми теперь надо было оперировать».
Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода -- «Мадонной в кресле». Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге – Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони).
Глыба имела девять футов высоты. Намек был понят. Однако с наступлением XVIв. – У нас приказ, – повторил немецкий офицер и, оттолкнув декана, зашел внутрь.
В это время должность главного архитектора Ватикана занимал флорентиец Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело, который активно привлекал своих земляков на службу к папе. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, что мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на ее сердце. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет. Это было возвращено после заключительного поражения Наполеона в Ватерлоо в 1815.
Хранитель памятников Кеннет К. Линдси вспоминал, как в окружении целой толпы музейщиков открывал коробку с надписью Разноцветная королева, где предположительно находилась Нефертити: в ту секунду, как из упаковки появилось спокойное лицо царицы, каждый в комнате оказался безнадежно в нее влюблен.
Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор – Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.
Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». Он считал себя готовым. Но она была цела, во всяком случае, декан не заметил повреждений.
Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Все они добровольно отправились на передовую, чтобы спасать сокровища мировой культуры. Прошли века, унося прежние страсти и вражду. Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты», предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца. Здесь, например, осела основная часть необъятной коллекции Ротшильдов.
И даже работы импрессионистов не пользовались спросом у первых лиц рейха. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Двое солдат не сводили глаз с декана и ризничего. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Перенос колоссальной статуи из мастерской и установка ее перед Палаццо Веккьо, местопребыванием властей Флорентийской республики превращается в торжественное событие.
Но (неслыханная дерзость в те времена. ), Микеланджело отказался. Ведь еще ничего не произошло. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу.
В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге – Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). Бальфур опоздал спасти дворец меньше чем на неделю. «Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. Иоанн Креститель, выглядывающий из-за плеча Богоматери, расположен на краю тондо, наименее объемный, едва видим на фоне неотшлифованного мрамора.
Возможно, это была работа одиночных вандалов. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Однако в конце войны и он оказался в шахте Кохенвальда. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола бурная жизнь Саванаролы и его двух последователей завершилась страшной смертью (они были сожжены на площади Синьории).
Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Спустя почти полвека после окончания Второй мировой войны, Эдсел обратил внимание на неоцененных и забытых ее героев, прозванных «хранителями памятников». 16 августа 1501 года был заключен договор. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной. Он весь сосредоточенность и ожидание.
Давид изображен перед битвой с Голиафом. Хранителям пришлось спасать витражи дважды. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом.
Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Оказавшись внутри, немцы действовали быстро. Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело.
Считается, что работа была первоначально предназначена для запрестольного образа. Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор – Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. До окончания военных действий во всех союзных армиях их не набралось и дюжины.
Он не мог отвести от нее глаз, боясь, что любое мгновение может стать для нее последним. Скульптура была удалена дважды из Бельгии после ее начального прибытия. Три года провел, набирая пехотинцев в сельской Англии.
И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Вслед за ним вперед выступили несколько вооруженных моряков. История пропажи Мадонны Брюгге вышла почти детективная: за несколько дней до того, как нацистов выперли из Бельгии, глубокой ночью с 7 на 8сентября 1944года, в собор Нотр-Дам в Брюгге, где хранилась эта небольшая скульптура (единственная работа мастера, вывезенная из Италии при его жизни), явилась группа СС. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен.
Микеланджело также получил приглашение от имени папы прибыть в Рим. У дверей выставили охрану. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность.
Папа послал за ним погоню с требованием вернуться. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща.
Тяжесть капюшона Богородицы, заставляющий ее склонять свою голову вниз, к руке Христа, лежащей близ ее сердца, останавливала внимание зрителей на мертвом теле, распростертом на коленях матери, Она держала сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводит взгляд к христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубоком сне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках, к вьющейся бородке, к искаженному муками рту. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. Тысячелетний Ахенский собор, однако, сохранился, но был ограблен. Папа Юлий II хотел вернуть Микеланджело в Рим любой ценой, грозил, настаивал.
В это же время начал он мраморную статую св. Во время немецкой оккупации только партизаны отваживались ходить по улицам в два часа ночи, но и они старались пробираться переулками. Три дня потребовалось, чтобы доставить мраморного гиганта к месту назначения. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. «Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности.
Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты», предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца.
Нашелся он в итоге в той же самой шахте Альтаусзее во глубине австрийских Альп, которую, следуя приказу Гитлера Нерон, к приходу союзников собирался взорвать местный гауляйтер — почему у него не получилось, это отдельная детективная история, которой Эдсел посвящает немало страниц своей книги. Современное искусство интересовало нацистов куда меньше, чем классические шедевры.
Лежала лицом вниз – но хотя бы была цела. Выжившие немцы бросали оружие и бежали домой. Восемь месяцев проходил обучение на хранителя памятников. Улица за ними была абсолютно безлюдна.
В отделе состояли ученые, архитекторы, директоры и кураторы ведущих американских музеев и даже сооснователь (вместе с Джорджем Баланчиным) Нью-йоркского городского балета Линкольн Керстайн. Сюжет «Охотников за сокровищами» родился из книги Роберта М. Эдсела с тем же названием, которая только что вышла на русском языке. Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Это тондо – одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений.
И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. Открытие «Давида» состоялось 8 сентября и флорентийцы были потрясены открывшимся видом в завершенном виде.
« Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. У декана перехватило дыхание, когда солдаты взобрались на постамент бесценной статуи. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку.
.