Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Это момент скорби и прощания. (картина Гадалка). Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней). Однако именно эта продолжительность мимолетного чувства, остановленного и закрепленного художником, чарует навеки.
Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь. 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), один из крупнейших живописцев маньеризма. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным— Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.
Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Позади — три Марии и три оттенка женского горя. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
Вспомним о жизненных обстоятельствах, которые сложились у известного живописца после его ранения в ногу. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Все это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента. В эпоху художника было модно суть картины, смысл ее зашифровывать.
Несмотря на постоянно возникающие вокруг его имени споры и скандалы, Караваджо регулярно получает заказы на написание картин для храмов. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чем говорит и наклон его головы и полуоткрытый рот и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя.
Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы. Таков же и его «Амур-победитель». Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур.
И виноградные листья в венке героя уже увядают. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твердость тонкого желтоватого листа бумаги, круглость светло-зеленого плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов. Но. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца.
Огонь. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого. Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время.
Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Даже издавались специальные сборники с пояснением каждого шифра. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения.
Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Картина написана в конце 16-го века. Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. А Караваджо является одним из тех художников, которые часто скрывали истинное значение картины в деталях. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Но фрукты в стоящей перед Вакхом вазе не так свежи: яблоко подгнило, на нем червоточина. Спустя некоторое время модный художник Чезари дАрпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица – крепкие щеки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой.
Он создает религиозных персонажей необыкновенно реальными, живыми людьми, в которых есть и плохое и хорошее. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд.
Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом. Позднее получил обычное для той эпохи прозвище («уроженец Пармы»). Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и Влиятельных покровителей.
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Это влияние довольно четко проступает уже в ранних работах художника («Мистическое обручение святой Екатерины», 1521, фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523 и др. ), соседствуя с стилистическими остроиндивидуальными чертами, как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций. Именно эта часть полотна по своей наполненности является самой интересной. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.
Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства.
Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. В убийстве обвинили Караваджо.
Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели – «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива – «Мальчик с корзиной фруктов». Специалисты до сих пор не могут точно определить жанр картины.
Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. Караваджо пришлось бежать из Рима. Есть также версия, что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка».
Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). «Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом.
Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Эта работа относится к последним годам жизни художника. Однако, заказчик эту картину отверг.
Пармиджанино (Parmigianino) (настоящее имя Франческо Джироламо Маццола, Mazzola) (11. 01 1503, Парма — 24. 09. Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет». Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь.
Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. 94119 см). По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. К божественной символике также относится сосуд и плоды.
На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6. На картине изображен юноша играющий на лютне. Стоявший у истоков барокко, Караваджо (1571-1610) написал данную картину в еще относительно безмятежный период своей жизни. Вдействительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона).
Вероятно, «Лютнист» – портрет друга Караваджо, миланского музыканта Галлюса, с которым он познакомился во время своих скитаний. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна.
Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. Слева от юноши находятся цветы. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка.
Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности. На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.
Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». На первый план он выносит реальность людей.
Яхета де Берхема. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.
Уже в ранний период своего творчества Пармиджанино проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий очень впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их аурой многозначительной тайны («Портрет мужчины», 1523, Национальная галерея, Лондон «Галеаццо Санвитале», 1524, Галерея Каподимонте, Неаполь). До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Поначалу он бедствовал, работал по найму. В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. «Лютнист» – одно из ранних произведений Караваджо, образ музыканта еще не раз встретится в его картинах. Как и в других своих ранних полотнах, Караваджо не передает здесь глубины пространства, только ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя.
Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Вода. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).
Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело, но в первую очередь Корреджо. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Яхета де Берхема.
зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать.
В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом.
Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. На первый взгляд, неопытному зрителю кажется, что это просто красивый букет. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.
Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Земля. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемненной стены фигура юноши видится особенно отчетливо.
Воздух. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.
Отец мальчика был зажиточным архитектором. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. При этом явно проявлялись существенно новые черты. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Причина смерти художника остается неясной. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).
На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. Почему картиной так заинтересованы искусствоведы.
Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю».
Это одновременно «гармония», отражающая мастерство искусство владения инструментом, сожаление о быстром течении жизни (сравнение с мимолетным звуком струн лютни), апология жизни Христа. Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами». Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Особое внимание уделено натюрморту.
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах и его окружение разделяло эти интересы. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см).
На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. В раннем периоде К. выступает как смелый новатор, бросает вызов главным художественным направлениям той эпохи —маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани.
Итальянский художник, основатель реализма в живописи Микеланджело да Караваджо родился 29 сентября. Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве.
В 1573 году в селении Караваджо близ Милана родился Микеланджело да Караваджо. Другие полагают, что Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, которым охвачен музицирующий лютнист. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге.
Так у художника появился сильный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте.