Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Из уличного мальчишки получился на редкость способный и трудолюбивый ученик. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. 1593, там же), «Вакх» (ок.
1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи— маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. После таинственной гибели в 1579 году отца семейства (мертвое тело Фермо Меризи со связанными руками и карманами, полными камней, было выловлено рыбаками из ближайшего к Караваджо озера) материальное положение несколько ухудшилось. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события.
Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл.
Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками. Оно как будто неподвластно смерти и поражает гармонией пропорций. Картина называлась «Смерть Марии».
1605-1606 гг. ). переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. В Милане онвоспринял реалистические традиции североитальянского искусства. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. 1570).
Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Рыцари официально исключили художника из ордена. Для него окружающий мир полон праздника и веселых зрелищ.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. Судьба Микеланджело сложилась трагически. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Микеланджело пришлось податься в бегство.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Его музыка отличается концертным великолепием, динамическим и тембровым богатством. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), был автором грандиозных алтарных картин и декоративных росписей, в масштабности которых чувствуется влияние Тициана. и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году.
«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Из Неаполя он перебрался на Мальту, где был сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной бурной ссоры опять посажен в тюрьму. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Детские годы. В 1608—1609, преследуемый наёмными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. (одна из них погибла в 1945 г. ).
С 1551 г. и до конца жизни Палестрина работал в Риме, возглавляя капеллы разных соборов, в том числе Святого Петра и Санта Мария Маджоре, руководил хорами, обучал певчих. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600- 1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Но все же не до такой степени, чтобы можно было говорить о нищете, «вырваться из которой так мечтал юный Меризи и потому отправился в Милан», как утверждал биограф Карел ван Мандер (15481606). что ты гонишь Меня. ».
«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены какнезатейливые бытовые сцены. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Это заставляло его браться за любую работу. Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы.
Поначалу он бедствовал, работал по найму. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр).
Было ему всего 37 лет. Учился у Симоне Петерцано в Милане. Сегодня города Италии (Флоренция, Рим, Венеция, Милан, Падуя, всех не перечесть), представляются огромными музеями, хранителями античных и ренессансных ценностей. В алтарных картинах «Мученичество св. Судьба Микеланджело сложилась трагически. 1596, ранее в коллекции Скьярра). 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним", ), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что рсонажи картины редают тело Христа тому, кто в данный момент стоит ред ней). Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Оставшиеся четыре года своей жизни он провел в изгнании.
Он являет собой образ человека-борца. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинскомМузее императора Фридриха и погибла вовремя Второй мировой войны) — былаотвергнута заказчиками, шокированнымигрубым, простонародным обликом апостола. В «Уснии Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) – это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, Положение во гроб, 1602-04, Пинакотека, Ватикан, – все в Риме Смерть Марии, около 1605-06, Лувр). Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл нарекор сложившимся представлениям. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников. Учился в Милане (с 1584).
Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Биограф художника Дж.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Его тело наполнено смелостью и отвагой.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Скорее всего, причина переезда будущего художника в столицу Ломбардии была иной. Караваджизм). Одна из дуэлей закончилась смертью противника.
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: « Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною». Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. (маньеризм и академизм). Постигая «правду жизни «. Все они искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо.
Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Облик Христа почти лишён следов физических страданий.
Тогда его обвинили в убийстве. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Таков же и его «Амур-победитель». В алтарных картинах «Мученичество св. Один из его биографов сообщает, что художник из Неаполя собирался направиться в Рим, чтобы попросить папу о помиловании, но во время остановки в Порто Эрколе «испанская гвардия, ожидавшая другого кавалера, по ошибке арестовала его, но затем отпустила».
Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Не менее выразительны образы Тициана, являющие мученичество, страдание, смерть. Нередко его хоровые композиции звучат вместе с органом. Еще болееорганично соединяет он подчеркнутоплебейский облик персонажей и глубинудраматического пафоса в скорбно-торжественныхалтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и«Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавшихвосхищение молодых художников, в томчисле Рубенса (по его настоянию «УспениеМарии», отвергнутое заказчиками, былокуплено герцогом Мантуи). Новую многоголосную музыку создавали для церкви, подчиняя творчество строгим правилам и многочисленным ограничениям в стремлении достичь высшей красоты и возвышенности звучания хора (например избегали диссонирующих созвучий). Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Лучии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза).
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
Венецианская школа прославлена именами Андреа и Джованни Габриели. ОбликХриста почти лишён следов физических страданий. Согласно церковной традиции изображение усния (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Позади — три Марии и три оттенка женского горя. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. (маньеризм и академизм).
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Однако стоит приглядеться к деталям. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело.
Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль.
Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс междудраматической патетикой и вызывающиминатуралистическими деталями. Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Микеланджело обвиняли в убийстве.
Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. В 1592—1594 гг. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная.
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Предположительно, в начале 1592 года Караваджо прибывает в Вечный Город и становится помощником какого-то малоизвестного художника, но уже в следующем году он попросту сбегает из мастерской, не забыв, впрочем, прихватить мешочек золотых монет – как бы в виде «выходного пособия» далеко убежать не удалось: у городских ворот Рима художника настиг тяжелый приступ малярийной лихорадки. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции.
Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро.
Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Лучии", 1608 г. ). Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Третья картина— «Св. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца.
папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта и бытового жанра. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.
Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Первое время Караваджо сильно нуждался.
Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Даже в религиозные по сюжетам полотна Веронезе вводит «посторонние персонажи», удовлетворяя тем самым свою неуемную творческую фантазию. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. "Смерть Марии", ок.
На первый план он выносит реальность людей. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Герой Караваджо— человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.
Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал. Та неева). Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-93, Уффици). В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
Он известен как один из самых плодовитых художников своего времени, творивший в манере реализма и поднявший на новые высоты искусство использования игры света и тени в своих полотнах Учится живописи он начал у миланского художника Симоне Петерцано. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Впоследствии эта скульптура станет символом Флорентийской республики, а современники признают эту работу верхом человеческого гения. Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города. Великий художник родился в 1573 году. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Лучии, 1608 г. ). Наиболее известны так называемые «Священные симфонии» (1597), написанные для 6—19 голосов. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в.
Несколько месяцев спустя Караваджо выходит из лечебницы и поселяется у Джузеппе Чезари (15681640), по прозвищу Кавалер дАрпино, мастерская которого была чем-то вроде ателье-галереи, где начинающие художники находили себе клиентов. Старательный ученик. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море).
Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Последние годы. От других произведений Караваджо эту работу отличает явный рационализм: художник тщательно продумал каждую деталь, точно рассчитав необходимую стень напряжённости действия.
Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески).
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) -- встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены.
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Вдействительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона). Творчество этого замечательного мастера сыграло огромную роль в художественной жизни не только Италии, но и других стран Европы.
В «Успении Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Согласно церковной традиции изображение усния (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет").
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо.
В его лице застыли страдание и боль. Сюжет близок к бытовому жанру. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. До сих пор неизвестно ни где родился этот выдающийся человек, ни дата его рождения.
Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. В ней особенно ярко видны основные приёмыживописи Караваджо. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты.
Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании.
Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер дАрпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского.
В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1571 году в Италии в Ломбардии. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Согласноцерковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себерадость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христомна небесах. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ). Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры.
В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. (одна из них погибла в 1945 г. ). Микеланджело оказался из той категории детей, которым просто необходима «твердая рука». Микеланджело да Караваджо (итал. Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан». Кульминация в развитии венецианской школы — творчество Джованни Габриели (ученика и племянника Андреа Габриели).
В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Здесь художник провел следующие три года.
Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр).
Родилась хоровая полифония строгого стиля или «строгого письма» (термин С. И. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление, беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа ред распятием).
Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Это момент скорби и прощания. В 1594 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет.
В «Уснии Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. 1596, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок. Около 1590 приехал в Рим.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Полифония (иначе контрапункт) — вид многоголосия, основанный на сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Его музыку сравнивают с полотнами Рафаэля и это не случайно. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St.
Взгляд зрителя вслед за лучом света скользит по нарядным одеждам и плюмажам двух юношей, сидящих справа за столом и останавливается на Матфее, лицо которого, обращенное к вошедшим, ярко освещено. Им написаны также «Экстаз св. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Он несколько раз попадал в тюрьму.
Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Веронезе как бы не замечал трагических сторон бытия. Третья картина — «Св.
Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. В первом и самом значительном из них160— «Призвание апостола Матфея», 160— перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160— вторжения света Истины в самые низы жизни. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи.
Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. В 1592—1594 гг. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Точное место рождения Микеланджело не установлено. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Современники Каравджо были поражены его талантом. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною». Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что рсонажи картины редают тело Христа тому, кто в данный момент стоит ред ней). Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Как бы старался юный Меризи доказать всем, что его «увлечение искусством – всего лишь потакание материнской прихоти» и скоро он найдет себе более достойное занятие, чем «рисовать картины», живопись, тем временем, занимала его все больше и в конце концов поглотила целиком. Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Караваджо, «как неприкаянный, бродил по берегу под нещадно палящим солнцем, стараясь увидеть в море хоть какое-то судно» и, в конце концов, «дошел до какого-то места на пляже, где свалился с лихорадкой, через несколько дней умер так же плохо, как, собственно и жил». Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо врвые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). 1593, там же), «Вакх» (ок. Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. (одна из них погибла в 1945 г. ). переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Он очнулся в госпитале для бедных, принадлежащем благотворительному обществу Санта Мария делла Конзолационе, – «среди прокаженных и умалишенных», как пишет ван Мандер. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. В алтарных картинах «Мученичество св. В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервыесосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторонусобытия.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. В коллекции Эрмитажа — полотно «Святой Себастьян» (ок. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Но тело. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.
Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Биография Учился в Милане. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью.
Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Иисус называл его величайшим из пророков.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610) итальянский художник. В течении определенного времени работал в Риме, Флоренции, Неаполе, на Сицилии. Одна из дуэлей закончиласьсмертью противника. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. 28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека.