Но и это ещё не всё. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Заделать их будет невозможно. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. И в ответ услышал: «Когда смогу». Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом.
Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.
Некоторые считают, что слишком много воображения. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. И эти опасения не были беспочвенными.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»).
И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. На тот момент – Павел III.
Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980—1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные15. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Память об этом событии живет во мне до сих пор.
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Второй этаж – основной.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.
Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд».
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. «Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», – твердил Буонарроти.
Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота и даже некоторая изысканность. Прим.
Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие, в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно.
Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Микеланджело, досконально знавший анатомию именно так изображает мошонку у скульптур Давид и Воскресший Христос. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Они же являются авторами кафедры хоров. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Но внутри Сикстинская капелла была красива. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Но заказ есть заказ.
Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Снаружи здание было не очень приметным. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Рафаэль очень уважал мастера, признавал его безграничный талант скульптора, восхищался его великолепными фресками потолка.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию.
Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483.
А в простенках между окнами были помещены портреты пап. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Как то вопросы финансирования. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением, евхаристией. И для того были веские причины. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх.
Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Да, незадача.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его. 1.
Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия. здесь). В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра.
Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Папские портреты начинаются с Петра и подчеркивают наследственную линию данной Богом власти Пап Римских.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Но он прогнал их всех: он умел работать только один. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Потолок, размером примерно 4, 1 x 1, 3 м., подобен гигантскому непрозрачному витражу, так как поделен на участки, каждый из которых – великолепная фреска иллюстрирующая важное библейское событие.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Эти две работы – свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля – стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения. Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным.
Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев.
План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году).
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков. IV). Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи.
На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Фрески, завершающие цикл исполнены без особой детализации, более обобщённо, но не менее эффектно. Главным был второй ярус. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не художник. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе.
(Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Вот в такой обостренной политической ситуации и была возведена Сикстинская капелла на месте, где до нее стояла капелла Великая – место сбора папского двора и знатных семейств Италии. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Буонарроти начал роспись Сикстинской капеллы со стены противоположной алтарю и продвигался к алтарной стене.
Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. В миру его называли кардиналом смерти. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. По его мнению, это обедняло роспись. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода10. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов.
Большие паруса поддерживают свод. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Длина изображения почти полтора метра.
Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея».
И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации.
Высота капеллы— 20 метров. 2.
Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим.
Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. От своих художественных способностей маэстро часто открещивался, говоря, что он больше скульптор. IX, ст. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
Это Харон, который гонит грешников в ад. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди.
А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Объяснение напрашивается само собой. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений.
Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году, в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Ни в Европе, ни в восточных странах. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Об этом шедевре искусствовед В. Н. Поза, мол, у них слишком неприличная. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание— Всемирный потоп. Помилование мог даровать только Понтифик.
Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Но, не тут-то было.
Фреска разбила священнослужителей на два лагеря – сторонников и противников. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись.
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама.
Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Высокие толстые стены, укрепленные сейчас в некоторых местах прочными опорами, безошибочно выдают в Капелле защитное предназначение. Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. И это можно понять по его последним фрескам.
Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора14. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи.
Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте.
Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Цикл фресок состоит из сцен Ветхого Завета на левой стене, которые соответствуют местам из Нового Завета на правой стене. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием.
Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске и самолюбию гения. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру. Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита.
Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду. Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Специальный дымоход в крыше часовни передает результаты выборов белым дымом, указывая на удачный выбор нового.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.
Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».
Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства (Подробнее о резиденциях Пап в Риме см. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. В более поздних годах разделительный экран был перемещен, чтобы уменьшить неф и увеличить пресвитерий. Капеллу покрывает почти плоский свод. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело.
Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т. к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени.
Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Высота капеллы— 20 метров. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме.
Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом.
Итак, 1471 год. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
Но письмо Россели к Микеланджело от 10 мая 1506 года свидетельствует об обратном: именно папе пришла идея предложить работу флорентийцу, а Браманте утверждал, что тот не справится. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Это простой прямоугольник 40. 93 метра длиной и 13. 41 метров шириной — точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»).
Что мог Микеланджело. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Карафа был патологически жесток. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора.
В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Варфоломея (На фреске Св.
Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).
В 1481 Сикст IV вызвал в Рим флорентийских живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино, чтобы украсить стены фресками. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта.
15. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке. Вот что значит гений. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует«Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным».
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо.
Только ответить своим искусством. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска.
Однако результаты проведённых над фресками работ были восприняты неоднозначно: их критики утверждают, что Микеланджело прорабатывал детали росписи и тени по сухому и эта часть авторского письма была безвозвратно удалена вместе с грязью67. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает абсолютно новое претворение. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Большие паруса поддерживают свод.
Проект серьезно повредил зрение художника. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка.
Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Когда Юлий попросил уважаемого художника переключиться и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело был очень недоволен.
Место конклава. В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он.
Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. 10.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности.
Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий.
Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»).
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть также полученный результат. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы.