Второй такой, наравне с предыдущей, является «Давид». Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Она трактована как грандиозная космическая катастрофа. А называется роман «Муки и радости».
А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Сочетание грандиозных масштабов, суровой мощи действия, красоты и собранности цвета рождает чувство свободы и уверенности в торжестве человека. И движение руки, освобождающее лицо от пелены и вздох, срывающийся с полуоткрывшихся губ, гаснут, едва успев начаться.
Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. В то же время она должна была представлять собой завершение исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи и утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью Юлия II. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Так при небольшом обходе оживает мраморная фигура».
В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Работа длилась с 1500 по 1504 год. Микеланджело не получал специального архитектурного образования, что, возможно, помогло ему быть крайне смелым в обращении с канонами и ордерами. «Гробница Медичи» Микеланджело Буонаротти Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церквиСан-Лоренцо. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи).
1498-1499. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. По творческому воспитанию и обучению Микеланджело принадлежал флорентийской школе, хотя вся его жизнь прошла между двумя величайшими городами Возрождения: Флоренцией и Римом.
Они изображены в неудобных позах на крышках саркофагов, в стремлении соскользнуть быстрее вниз. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. От массы фигур, старавшихся освободиться от гнетущего груза материи, остался лишь порыв в заоблачные дали: за «прологом на земле» в виде апостольской гробницы следует «эпилог на небесах» в виде купола. Примечательно то, что главным достижением Микеланджело Буонаротти является новаторство. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. Высота: 277 см.
Он создал проект, по которому в 1520 году была построена капелла. Над всем господствует мощный купол, покоящийся на массивном барабане и увенчанный фонарем. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Доминирующим мотивом является не равновесие, а сдерживание внешних сил.
Это катарсис драмы никогда не доведенного до конца творения – гробницы Юлия II. Работу по осуществлению проекта начал Донателло со своим подмастерьем, но он успел создать только одну скульптуру После его смерти проект был приостановлен, а глыба мрамора (в народе прозванная «Гигантом»), предназначенная для статуи Давида, постепенно рассыпалась под воздействием эрозии. В начале шестнадцатого века была созвана комиссия, в состав которой входил и Леонардо да Винчи, которая постановила подписать контракт с двадцатишестилетним скульптором Микеланджело Буонарроти. С гневом вершит он суд над человечеством.
Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий.
В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498—1501, Рим, собор св. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Только здесь проявлял художник свободно свой ум и знания в литературе и искусстве. Ее дубликаты стоят в Москве, Лондоне и на разных площадях родного города. Кто же являлся заказчиком шедевра.
Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». Давид. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. Его левая нога отставлена назад, как будто он готов стремительно вскочить.
На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера». Сегодня терракотовая модель статуи «День», например, находится в Хьюстоне, «Утро» – в Лондоне. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Мрамор. Этой огромной теме посвящены тома исследований.
Город принял вызов. Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Он создал гениальные, произведения. Именно Юлий II вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. «Моисей», скульптура Микеланджело, не оставляет равнодушным никого.
Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. 1501-1504. Три года скульптор работал над статуей.
И тогда впечатление от «Моисея» Делается еще полнее и богаче. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Скульптуру приобрел банкир Галли, который жил недалеко от дворца Канчеллариа. Высота: 410 см.
Художник принял его с энтузиазмом. Она происходила из старинного и могущественного римского рода.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508—1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. А в двадцатом веке Иерусалим отказался принимать у себя копию статуи «голого итальянца пятнадцатого века», так как «Давид» Микеланджело оказался необрезанным. После смерти папы начались сложные переговоры с его наследниками. Все это находит отражение в его творчестве.
В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Мы отдельно поговорим о двух композициях. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Мрамор. Микеланджело задумал ее как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращенной к Богу.
Высота: 174 см. Статуи рабов изображают двух молодых и сильных юношей, которые находятся в путах. Вместо героизированной человеческой индивидуальности, сама обособленность которой выступала в ренессансной статуе как свидетельство ее силы, Микеланджело воплощает в своих группах новую тему, тему взаимной человеческой общности в различных ее аспектах — от нерасторжимой кровной близости матери и сына до чувства глубокой духовной солидарности, объединяющего спутников Христа». Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал.
Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв. Для готики характерен образ мертвого Спасителя на руках Девы Марии, но в своем произведении Буонаротти полностью его переосмысливает. Она состоит из двух фигур – рабов, умирающего и восставшего. Та композиция, о которой мы сейчас поговорим, задумывалась как часть мавзолея Юлия II. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти.
Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. В то же время она должна была представлять собой завершение исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи и утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью Юлия II. Диаметр: 69 см. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.
Ее эсхатологический смысл поражает воображение. «Давид» – самая копируемая скульптура эпохи Возрождения. Бахус «Пьяный Вакх» считается первой удачной работой молодого мастера. У ног Лоренцо (того, что устроился в позе мыслителя) лежат Утро и Вечер, а у ног Джулиано (того, что в рыцарских доспехах) – День и Ночь. ок.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Высота: 226 см. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Новая Сакристия (ризница) — еще одно знаменитое помещение Базилики Сан Лоренцо, в которое можно попасть, пройдя по коридору из капеллы Медичи.
Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Над оформлением этого помещения работал сам Микеланджело. В 1520 году Микеланджело получил заказ на постройку и украшение статуями капеллы – усыпальницы рода Медичи при церкви Сан Лоренцо от кардинала Джулио Медичи (впоследствии папа Климент VII). Сегодня скульптура является экспонатом в флорентийском музее Барджелло. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ).
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Вместо этого в1508г. Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. Микеланджело сочувствовал им, а также сблизился с видным философским деятелем – Витторией Колонной, маркизой Пескара. Фигура очень динамична и наполнена внутренней энергией.
Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Микеланджело прожил долгую жизнь, в течение которой произошло несколько исторических переломов в Италии, каждый из них драматически повлиял на судьбу мастера. Мастер провел в каррарских каменоломнях восемь месяцев, выбирая подходящий для такого огромного проекта мрамор. Он задумал ее как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращенной к Богу. В ее доме встречали Микеланджело как царственного гостя. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре».
Теперь борьбу за свободу олицетворял шедевр Микеланджело Буонарроти. 33/35. Давид стоит в спокойной позе, но в его фигуре ощущается внутреннее напряжение, а в лице – гнев и несгибаемая воля. Мрамор.
Общественные заказы так и сыпались, он оказался на пике славы, что отразилось на решении городских властей построить для него личный дом с мастерской. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Голова женщины повёрнута к зрителю. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло.
Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Полны трагизма, величия и внутренней одухотворенности скульптурные группы «Пьета» (ок. Расчлененные пилястрами большого ордера, стены завершаются тяжелым аттиком. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений».
В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Одна нога полностью расслаблена, вторая – согнута в колене. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Описание самых знаменитых из них вы сможете прочитать ниже. 1550—1555, Флоренция, собор Санта-Мария дель Фьоре) и «Пьета Ронданини» (1555—1564, Милан, Кастелло Сфорцеско). На этой почве возник конфликт с отцом, но все же родителя удалось сломить, во многом благодаря поддержке живописца Франческо Граначчи, близкого друга и единомышленника Микеланджело. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело.
Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. Так достигается контраст между напором идущим изнутри и обеспечивающим своего рода «сцепление» между массой здания и пространством площади и постоянным «прорывом» этого пространства внутрь фасада. Атлант.
У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Глубокая убежденность, волнение устремленного па подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств) исполненной в 1501—1504 гг. Вторая рука тоже согнута в локте, замерла в движении и почти касается плеча женщины. Но Климент VII, заинтересованный в окончании многих начатых мастером работ, даровал ему прощение. Спустя практически сто лет ее покупают Медичи и перевозят во Флоренцию.
по возвращении скульптора во Флоренцию. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». Именно вот таким образом он вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. Естественная античная красота и идеальность пропорций контрастируют со средневековым христианским образом «мучительного ощущения скорби» из-за бренности существования. Скульптура Утро (другие названия – Аврора, Рассвет) представляет собой изображение обнажённой женщины, которая ещё не проснулась. К первому относятся такие атрибуты, как женское, одетое и вертикальное их антонимы являются символами мертвого в «Пьете». Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
В последние годы Микеланджело развивает интенсивнейшую архитектурную деятельность. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. ок. «Вакх» изображает римского бога виноделия, которому соответствовал греческий Дионис, в сопровождении маленького сатира. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции.
Но в конце концов отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять все, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров». Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). В центре композиции — Христос, наделенный титанической мощью. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им.
Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. Что смерть, что время здесьне побеждает. Интересен тот факт, что кардинал с ее помощью хотел просто расширить свою коллекцию античных изваяний. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Скульптура поражает своей красотой и гармонией.
Учение шло все хуже и хуже. Первая из них изображает причастность небесных стихий к роду «величайшего флорентийского правителя». Предельное напряжение духовных и физических сил людей, мужество в борьбе, страстность в размышлении о судьбах человека – вот основное содержание искусства Микеланджело. Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками – Брунеллески и Браманте. Титаническая сила интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Мощный волевой напор завораживает, а иногда и пугает зрителей.
Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. Великан был страшен, сорок дней никто не решался сразиться с ним. Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания.
Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила и предложила вернуться. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта.
Воплощение замысла Микеланджело по созданию Капеллы Медичи должно было стать свидетельством не только могущества этого рода, но и «зеркалом всей Италии». Он задумывает двухъярусный фасад как пластически проработанную плоскость, в которой скульптуры должны быть «включены» в глубокие ниши. Это была Виттория Колонна. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. В поздних «Пьета» микеланджеловские герои уже перешли грань такого рода конфликтов они оказались также вне сферы прежней титанической масштабности.
Кажется, будто мрамор живой и тёплый, как настоящее человеческое тело. Именно из-за действий вразрез канонам он прославился в веках.
По сторонам от них, на склонах свода изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Модель «Вечера» была утеряна, ее купил какой-то коллекционер и следы с этого времени пропали. Вазари пишет, что Микеланджело долго сопротивлялся встрече и не отвечал на неоднократные вызовы папы в Рим, но в итоге, соблюдая приличия, даже просил у него прощения.
Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. «Обе работы — пишет Е. И. Ротенберг, — ярчайшее свидетельство того, как далеко ушел Микеланджело от круга идей и от художественного языка своих произведений прежних лет. Петра в Риме, где вновь торжествуют высокие гуманистические представления. Он трудился как каторжный. Р. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. Он занимается проектом центрального плана церкви Сан-Джованни деи Фьорентини, которая должна была стать памятником его «флорентийской родины» и соперничать с другой стороны Тибра с собором Святого Петра и замком Святого Ангела.
В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Борьба с мраморной глыбой заняла у него более двух лет.
Первоначальный замысел поместить фигуру Давида и еще ряд других статуй на крыше собора оказался неосуществимым, статуя была передана городу и установлена перед Палаццо Веккио, где размещалось правительство флорентийской республики (в 1873 статуя для сохранности перенесена в помещение Академии художеств, а на месте заменена копией). м) собственноручно. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). Вот человек поистине одержимый гением. Но Давид, пригнавший стада в стан царя Саула, решается на битву. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун.
Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Скульптура Микеланджело «Пьета» считается искусствоведами одним из нескольких сохранившихся произведений переходного периода от Раннего Возрождения пятнадцатого века к высокому периоду этой эпохи. В 1513 году умер Юлий II.
Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны). Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Она находится в полулежащем состоянии, тело опирается на согнутую правую руку. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Это идеальный центр самого здания, символический памятник вселенской идее христианства.
Он создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд» (1535—1541). В 1489 году он перешел в школу, организованную семьей Медичи в монастыре Сан-Марко, в саду Казино Медичео. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Скульптор изобразил вождя еврейского народа в момент возвращения после беседы с Богом, когда Моисей увидел соплеменников, поклоняющихся золотому тельцу. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Мы видим вздувшиеся вены и ураган страстей на лице вождя.
И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Самой прекрасной частью композиции считается скульптура «Ночь». А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела.
Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Он поражает Голиафа в лоб камнем из пращи, затем, наступив ногой на тело, отсекает голову. Эта скульптурная группа состоит из четырех фигур, стоящих попарно на двух саркофагах. Чтобы не обидно было, Вазари пристроил над их могилами Микелапджелову «Мадонну с младенцем», а по бокам – высеченных его учениками святых Косьму и Дамиана (покровителей Медичи). В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Смелый юноша выходит без вооружения, а так, как привык ходить в полях и горах.
Надгробие Джулиано украшает знаменитая аллегорическая скульптурная группа «День» и «Ночь» работы Микеланджело, а надгробие Лоренцо — столь же знаменитые фигуры «Вечер» и «Утро».
Существует несколько интересных фактов, связанных с этой работой. С момента своего создания это произведение стало для флорентийцев символом гражданских свобод и демократии, напоминанием правителям, «сколь они должны быть мужественны и справедливы», как писал Вазари. Микеланджело, как говорили современники, в ней изобразил «спящего каменного ангела, в котором чувствуется дыхание». При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Композиция состоит из Ночи, Дня, Утра и Вечера. Они говорят, что в этом первом самостоятельном творении абсолютно нет личности автора.
Непосвященных, впрочем, допускают только в вестибюль – взглянуть па монументальную Микеланджелову лестницу. Попадают туда из левого нефа церкви через уютный дворик с колоннами, апельсиновым деревом и видом на Джоттову кампанилу (с тех пор как Брупеллески построил свой Воспитательный дом, такие дворики стали выпускать по всей стране целыми сериями). В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Несмотря на свои твердые республиканские убеждения, Микеланджело не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию (1529), хотел укрыться во Франции. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми.
Одновременно с этим во взгляде Давида сквозит непоколебимая уверенность в победе. Титанизм героя, его совершенная красота одухотворена грозной силой духа, огненным, устрашающим темпераментом, который итальянцы определили понятием «террибилита». Эпоха Возрождения уникальна благодаря количеству настоящих титанов в искусстве, которых она подарила миру.
На сей раз получился изрядный долгострой: начались работы в 1524 году, а закончились в 1578 – м. За это время заказчиков, Медичи, успели изгнать город подвергли изнурительной 11-месячной осаде (во время которой архитектор отвлекся на планировку оборонительных сооружений) потом Медичи вернулись, отгрохали себе новую резиденцию в палаццо Питти и были пожалованы великими герцогами архитектор же тем временем занялся живописью и перебрался в Рим, откуда папы Лев X и Клемент VII в свое время с трудом выцарапали ту самую коллекцию, ради которой строилась библиотека, -древние манускрипты иллюстрированные кодексы и оригинальный текст злополучной унии, заключенной на Флорентийском соборе 1439 года и скоропостижно разорванной по возвращении делегатов домой. Аллегории разного времени суток изображены в виде фигур молодых мужчин и женщин. Мы видим теперь голову «Моисея» в фас, но резко повернутой, как будто он увидел или услышал что-то такое, что требует его немедленного и грозного вмешательства.
Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. До 1492 года ее возглавлял Лоренцо, который лично покровительствовал Микеланджело, рано распознав в нем талант с безошибочной проницательностью человека, повидавшего уже не одного гения Возрождения. Здесь же он намечает противоположное решение: архитектурное пространство не заполнено, а скульптуры «включены» в стены. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. Статуя высотой 5, 5 м была изваяна во Флоренции по заказу строительной комиссии cобора Санта Мария дель Фьоре из огромной глыбы мрамора, над которой уже раньше работал предшественник Микеланджело Агостино ди Дуччо, что усложняло задачу Микеланджело. Гробница в изначально запланированном масштабе так никогда и не была осуществлена, хотя ее возведение возобновлялось несколько раз в последующие годы: с мастером еще три раза заключались новые контракты.
Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года как ученик для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять все, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров». Речь идет об огромной фреске на алтарной стене. Он создал ее в двадцать два года по заказу Рафаэля Риарио итальянского кардинала.
В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, обстановка накалялась с каждым днем. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В создании собора св. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики.
Давайте познакомимся ближе с работами этого гения эпохи Возрождения. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). Рабы Далее мы рассмотрим один из самых удачных примеров скульптуры Микеланджело. Он возносится ввысь в том самом месте, где захоронен, по преданию, апостол Петр. Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами.
По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Мрамор. Он встретил такую женщину, но слишком поздно.
Художник достигает единства пространства и тектоники благодаря выразительной пластической проработке фасадов и концентрическим узорам разноцветных плит травертина на площади, в центре которой Микеланджело установил античную статую Марка Аврелия. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа. Её глаза закрыты, а рот слегка приоткрыт. Гений этого человека самым лучшим образом выражается в скульптуре.
Купол достраивался уже после смерти его гениального создателя. Вот таким образом мысль о смерти проходит через все творчество художника.
Пьета. Про памятник Джулиано современники утверждали, что он получился абсолютно непохож – на что Микеланджело ничтоже сумняшеся отвечал: «Ничего, через десять веков никто и не заметит. » Лоренцо Великолепный вместе с: убитым во время заговора Пацци братом Джулиано похоронен здесь же, но порядочного монумента им не досталось – скульптор отбыл в Рим. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Его статуя «Давид» стала эталоном Высокого Ренессанса, а «Пьета» – лучшим воплощением тела мертвого человека в скульптурном исполнении.
Это стало его первым архитектурным заказом. Он пишет, что его будущее творение «своей архитектурой и скульптурой станет зеркалом всей Италии». Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».
Он приступил к работе в сентябре 1501 года. Ему было тогда уже шестьдесят лет.
Не доверяя своим преемникам, папа Юлий II решил при жизни создать себе достойную гробницу. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей па земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. С названиями «Моисей» и «Давид» мы уже познакомились.
Скульптуры же Донателло были перемещены в другое место из зала совета. Как пишет А. Губер: «Первое впечатление от «Моисея» — внешнее спокойствие при громадном внутреннем напряжении. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. Это соборный флорентийский храм. Симптоматично, что перед нами уже не отдельные статуи, а скульптурные группы.
Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. 1521-1534. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). 1530.
Последние два – его основные предприятия в области архитектуры – в значительной мере затрагивают вопросы градостроительства, нового и глубокого истолкования историко-религиозного значения Рима. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Творческое вдохновение Микеланджело максимально выразилось в создании купола.
В их облике, в характере их чувств и поступков обнаружились черты простой человечности.