Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». илл. ). К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами. Лирика М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом в ней М. рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Петра.
Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект. В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе.
мироощущение М. приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет — возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520—34, см. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру.
В 1505 папа Юлий II призывает М. в Рим, где ему поручается создание надгробия папы работы затянулись, проекты менялись и сооружение (лишь фрагмент задуманного М. величественного скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Второе издание, увидевшее свет в 1568 году, Вазари дополнил уже несколькими такими биографиями, в том числе (без ложной скромности) и своей собственной. В Сикстинской капелле бывали и бурные сцены, крики, проклятия, удары палкой.
Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5, 5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Он занимался там в течение одного года. М. стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.
Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню. В 1513—1516 гг. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда».
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия -- от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.
В старости М. всё чаще обращался к поэзии. ислучайно найденной в январе 1506 года в земле на месте Золотого дома императора Нерона. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Музеи Ватикана в Риме (в комплекс включены 10 музеев) являются не только хранилищем самых знаменитых работ Микеланджело, но и уникальным собранием образцов античного, современного, религиозного и языческого искусства. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.
Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение синьор на синьора перед тем, как пустить свои стихи в народ». Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Более 500 рисунков Микеланджело хранятся во многих ведущих музеях мира.
Надгробную речь произнёс прославленный эрудит Бенедетто Варки. Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю, гений и власть Господь доверил ему передать смертным Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшие основой Моисеева законодательства, – «Моисей» Микеланджело аккуратно держит Скрижали в руках.
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Его голова повернута влево, как и у Давида. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Родился в семье подеста.
Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. 1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим). Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Биография из ВикипедииМикеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает М. главой фортификационных работ. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» – снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. Такой метод работы практически исключает участие помощников. «Умирающий раб» с его едва видимыми мускулами, казавшийся еще тоньше из-за элегантности своей позы, выглядел уже отдавшимся на волю Леты, реки забвения из подземного царства Аида.
1550-55) и др. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534 выполненные им статуи были установлены только в 1546. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti иначе — Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6. 3. 1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, — 18. 2. 1564, Рим) итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт.
Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения. По его мнению, фигуры просто заключены внутри мраморного блока и задача художника – освободить их, удалив избыток камня.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение. Над его останками Вазари и его помощники изваяли прекрасное мраморное надгробие.
Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Друга его уровня» 145.
Он занимался там в течение одного года. илл. ), а т. н. "Пьета Ронданини" (1555—64, Музей старинного искусства, Милан) осталась в стадии первоначальной обработки.
Ещё в 1523—34 М. воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей, органической динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы). Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин).
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. илл. ) и строительство ансамбля Капитолия в Риме (см. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. план) — духовного и светского центров "вечного города" (обе работы завершены по планам М. после его смерти).
Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах -- рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34).
Это издание было неполным и содержало определённые неточности. В Риме М. пишет огромную фреску "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536—41) в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центральное место занимает юный и героически прекрасный Христос — беспощадный судья над человечеством. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Четыре незаконченные статуи «Рабов» (ок. Для надгробия М. создал ряд статуй, в том числе "Моисея" (1515—16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), ставшего центральным элементом последнего, осуществленного варианта. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них.
продолж. ). Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Вторая скульптура — «Пьета» — открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier).
н. "Восставший раб" и "Умирающий раб", обе — 1513—16, Лувр, Париж), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них и четыре статуи рабов, которые остались незавершёнными (около 1532—1534, Галерея АХ, Флоренция) и по которым хорошо виден процесс работы М. над изваянием скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в ещё не отёсанном камне будущее произведение, углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван. Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»).
Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. М. учился у живописца Гирландайо (1488—89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489—90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Соч. : Rime. В руках его, прижаты к телу – скрижали с Десятью Заповедями. В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения.
Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623). Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто.
Совершенная пластика передает напряжение каждого мускула и вздувшихся вен. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. «Моисей», размера еще большего, чем «Давид», скорее всего был задуман и сделан под впечатлением от «Святого Иоанна Евангелиста» Донателло и проникнут божественным вдохновением величайшего из пророков. В 1520-х гг. Необходимо отметить, что большое количество картин и скульптур Микеланджело находится именно в тех местах, для которых они были созданы. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» -- настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе.
Giuntine). На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. 1492, там же).
Пропорции этой фигуры более стройные. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Здесь нет тонких линий и правильных пропорций, но образы дышат и живут, передавая зрителю сильнейшее чувство материнской нежности Богоматери к безвременно погибшему сыну.
Флоренция отдала последние почести великому Микеланджело с большим уважением. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Открытие памятника превратилось в народное торжество. Каскад ниспадающих складок одежды подчеркивает красоту и совершенство форм обнаженных рук и ног.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Girardi, Bari, 1960 Il carteggio.
В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Его длинная борода струится между могучих пальцев.
Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. илл. ). Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. Строя собор св. Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э. — есть и такое их толкование). Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок.
Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. С 1546 руководил строительством собора св. Рубенс прожил в Италии 8 лет, которые и определили его будущее.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
В Риме М. создаёт статую "Вакх" (1496—97, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками и группу "Оплакивание Христа" (1498—1501, собор св. До последних дней жизни М. занимался ваянием, однако "Оплакивание Христа" исполненное им для собственного надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником М. — Т. Кальканьи до 1550—55, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция см. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. По непонятным причинам многие туристы падают без сознания прямо у ног статуи Давида.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Высокое мастерство Микеланджело было эталоном для многих поколений живописцев. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой.
С 1546 и до конца жизни главным трудом М. было возведение собора св. Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя. Капелла входит в ансамбль музеев Ватикана, сохраняя до сих пор центральную роль в жизни католической церкви: здесь понтифики проводят свои главные церемонии, а кардиналы выбирают нового папу римского.
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Варки, Ф. Берни и др. ). Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы.
Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения. С 20-х гг. Впервые это сделал португальский художник Франциско де Холанда в 1538 году (на 63-м году жизни Микеланджело), в своей книге «Диалоги с Микеланджело» познакомивший со взглядами мастера на живопись и скульптуру. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры.
Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. Петра (см. a cura di G. Poggi, P. Barocchi, R. Ristori, v. 1—2, Firenze, 1965—67 (изд. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. A cura di Е. N.
Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Первое издание "Стихотворений" М. было осуществлено в 1623.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
В сложной идейной программе плафона выделяются следующие темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с "Отделения света от тьмы" и кончая "Опьянением Ноя", пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах — предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Обмороки чаще всего случались именно под статуей обнажённого Давида. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи «зеркалом всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств.
Обрамленное густой шапкой волос и длинной волнистой бородой красивое, мудрое лицо Моисея выражает сложнейшую душевную жизнь, таит в себе титанические страсти. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. И сразу разгорелась борьба между Римом и Флоренцией за право греться в лучах славы «божественного» Микеланджело.
1497-98 «Давид», 1501-04 картон «Битва при Кашине», 1504-06). Восхищение итальянской культурой было таким сильным, что он в совершенстве выучил итальянский язык (он не только писал письма по-итальянски, но иногда и подписывал их на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубене»), но и стал авторитетным специалистом в области античного искусства. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Влияние Микеланджело на искусство и, особенно, на живопись огромное, но не однозначное.
С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Профессор Маджерини, которая изучала воздействие самых знаменитых произведений искусства на эмоциональное состояние посетителей гелереи, утверждает, что у определённого типа посетителей возникает так называемым «синдром Давида». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.
Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид», ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета», одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. Между маем 1513 года и июлем 1516 года Микеланджело закончил скульптуры «Восставший раб» и «Умирающий раб», показывающие разные состояния человека, оказавшегося перед лицом смерти.
По этому поводу сам Микеланджело как-то скептически заметил: «Скольких моё искусство сделает дураками». этюд). Замысел скульптора был грандиозным: он хотел создать колоссальный памятник-мавзолей, украшенный сорока фигурами более чем в натуральную величину. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Также для надгробия предназначались две статуи рабов (т.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Моисей М. — титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей здесь М. впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Общественное значение скульптуры было понято сразу. Это издание было неполным и содержало определённые неточности.
Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие». В 1504 г. Микеланджело (как уже упоминалось в связи с Леонардо) начинает работать над росписью «Зала пятисот» в палаццо Синьории, но рисунки и картоны к его «Битве при Кашине» не сохранились, как и произведение Леонардо.
«Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры». В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, — все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом — катастрофа, крушение мира). Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. Фрески Сикстинского плафона (1508-12) -- самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело.
После этого тело Микеланджело было погребено в правом нефе церкви Санта Кроче. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Среди его архитектурных свершений— проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» – службой папе Льву Х и наследниками Юлия II.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Пропорции этой фигуры более стройные. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший М. перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494—1559) и кризиса ренессансных идеалов. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Колоссальная статуя Давида (1501—04, Галерея АХ, Флоренция) рождает представление о грозной силе (эту особенность работ М. современники называли terribilit), о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом. Возможно, единственного друга.
6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. В первое издание 1550 года книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая считается одним из самых обстоятельных трудов в истории искусства, была включена единственная «современная» биография – Микеланджело, которому в то время было 75 лет.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564) итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Лучшего друга, который когда-либо у него был, несмотря на постоянные ссоры. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita -- устрашающая). Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане ("Распятие Петра" и "Обращение Павла", 1542—1550), отчасти предвосхищающих росписи барокко. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной.