Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения.
Длина изображения почти полтора метра. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Третий ангел вострубил и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику и пала на третью часть рек и на источники вод. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Что мог Микеланджело.
Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Не отказывается он от участия и в самой войне.
Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба21. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет.
Обнаженные образы на фреске признали непристойными. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Как то вопросы финансирования.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Искусствовед В. Н. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой — жёсткую критику. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию.
Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале18. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы.
И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года.
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Только ответить своим искусством. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28.
Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Так что человек толковый и в живописи сведущий видит потрясающую силу этого искусства и замечает в этих фигурах мысли и страсти, которых никто, кроме него, никогда не изображал. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему.
На стене площадью в 200 кв. За то время (22 года), что прошло между первой и последней работой Микеланджело, в церкви произошло много перемен, наступило время Реформации. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок.
И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. «Страшный суд» вызвал не только восхищение, но и яростную критику. И это можно понять по его последним фрескам. И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII.
Одним движением забирает он грешные души. Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник.
Но заказ есть заказ. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15.
И для того были веские причины. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком».
Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».
Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Жесты, выражение лиц персонажей, показывают возбуждение намного большее, чем у тех, кто находится рядом с Христом30. Микеланджело изобразил всех персонажей нагими и в этом был глубокий расчет великого мастера. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд».
Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра. Память об этом событии живет во мне до сих пор.
И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.
С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. На тот момент – Павел III.
В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». В миру его называли кардиналом смерти. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку.
Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Заделать их будет невозможно. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке.
Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. В такой обстановке и в таком состоянии Микеланджело приступил к созданию рассказа о последней трагедии человечества – Страшном суде.
Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Да, незадача.
Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Это граничит с тем, что, в качестве временного интервала, Микеланджело выбрал не конец, а начало данного действа. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула. Варфоломея кожи. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Микеланджело принялся за работу. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.
Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Вот что значит гений. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
собирался сбить фреску.
«Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Не отказывается он от участия и в самой войне. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил.
Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Все это время с ним рядом находятся его помощники. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить.
Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и.
Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. К примеру, в августе 1510 года финансирование проекта было остановлено по причине нехватки денег в папской казне. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Но, не тут-то было. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Эта внешняя сила, увлекающая фигуры и которой они не могут противостоять, так велика, что персонажи утрачивают свою красоту, гармония лишений нарушена преувеличенно мощными мышцами и телами их резкие жесты полны отчаяния. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Помилование мог даровать только Понтифик. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу.
Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Карафа был патологически жесток.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов».
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. 1537—1541 гг. Ему не удалось создать цельной сцены.
Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
И снова Микеланджело постигло разочарование. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Поза, мол, у них слишком неприличная. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. 1514—1519). На росписи размером около 200 кв.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Объяснение напрашивается само собой. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «». А черти тянут их к Миносу, который хвостом, обвитым вокруг тела, указывает круг ада, на который следует спуститься грешнику. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Но и это ещё не всё. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9.
Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать.