Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» создавалась великим итальянским художником в течение 4 лет. Интересным фактом служит то, что роспись потолка Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» производилась дважды.
Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. В иконе фигуры неподвижны, они как бы застыли.
И снова Микеланджело постигло разочарование. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.
Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах.
Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». своего сердца чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д. Католическая картина – одноплановая, православная икона многоплановая.
Пространство перестает быть препятствием. Вспоминал ли он мрачные картины, нарисованные Данте, вспоминал ли речи Савонаролы, грозившего гибелью всему неправедному, лживому, лицемерному в этом мире. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Более того, это рецидив язычества, возникший в самом сердце католического мира.
Искусствовед В. Н. Бывают ли помощники у поэтов. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Второе пришествие Христа, когда согласно христианской доктрине произойдёт всеобщее воскресение мёртвых, которые вместе с живыми будут окончательно судимы и им будет назначено, быть ли взятыми на небо или низвергнуться в ад.
собирался сбить фреску. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. (Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю. ) Серый цвет – мертвенность (скалы изображены на иконе серым цветом, четкими условными линиями).
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. В толпе низвергаемых грешников оказался и папа Николай III — тот самый, что разрешил продажу церковных должностей. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия.
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Когда он свыкся с тем, что ему все-таки придется писать «Страшный суд», когда он вновь очутился один на один на своем помосте с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он вновь (в который уже раз. ) оказался сам у себя в плену. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. 1514—1519).
В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Свободолюбивый дух был более не в чести. Не отказывается он от участия и в самой войне. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. В то же время религиозное значение этой картины равно нулю.
Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Здесь сподвижники Христа — апостолы, здесь горе и мрак, здесь зло и добро. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Он знал: времена менялись. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего. В 1534 г. папа Климентий VII поручил Микеланджело написать «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу.
Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов — всего 53 персонажа. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
Из одних и тех же звуков создаются не похожие друг на друга мелодии: так в меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение и эмоциональное воздействие. (О языке православной иконы). Около весов ангелы борются с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши (или нескольких юношей). Отсутствие внешнего источника света. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей -- «воскресшие из мертвых», звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком.
Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро» Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Стальной цвет – человеческие силы и энергии, в которых есть нечто холодное. Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные». Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Воскрешение мертвых совершается в долине Иосафата, как повествует талмудическое предание.
Но Микеланджело не написал ему. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Но это не холод смерти здесь подчеркивается внутренняя жизнь, внутренняя динамика. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие.
Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».
Определенное значение имеет символика цвета в иконе, хотя здесь может идти речь не об отдельной краске, а скорее о сложных композициях цветов. Впоследствии он перебрался в Болонью, а затем в Рим, где создал скульптурную группу «Оплакивание Христа» и во Флоренцию, где изваял своего «Давида». Но не Микеланджело. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным.
А мученики. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером.
Фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии. Вокруг святые: апостолы, пророки. были незнакомы с анатомическим атласом. Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Грешники должны будут идти в «муку вечную».
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Когда художник приступил к работе над «Страшным судом», Аретино прислал ему льстивое письмо изложив свой план этой картины. В центре под Христом изображен престол уготованный (алтарь).
Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Подлый и мстительный, он великолепно улавливал веяния времени.
Еще ниже бывают изображены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией» и здесь же, неподалеку, весы -- то есть «мера дел человеческих». Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Титаническим страстям соответствовали и титанические фигуры. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25.
Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. «Меня не оставляют без ответа ни короли, ни императоры», — писал он художнику. Есть ли они у философов. Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем : «Когда же прийдёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов- на левую». Им предстоит быть судимыми, согласно их делам милосердия, которые они выполняли в своей земной жизни.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное. Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка. На нем одежда Христа, Крест, орудия Страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной) «Егда поставятся престоли и отверзутся книги и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей. » (Там же, Слава).
Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале18. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Аретино стал его врагом. «Видение Даниила» -- это четверо животных (в кругу) и «Земля, отдающая своих мертвецов»: темный круг, обычно неправильной формы. Под Христом – грешники, которым сулит ад.
Его звали Пьетро Аретино. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах.
Вначале он стал писать, что картина Микеланджело безнравственна. На это справедливо указывали иконоборцы, отрицая портретные картины на религиозную тематику, но несправедливо обобщая с дурным методом все возможности изобразительного искусства – в данном случае иконопись – которая открывает духовный мир, не отождествляя его с бесконечностью как бесконечной протяженностью, с реалиями вещественного мира, находящегося под властью смерти и тления. Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Одним движением забирает он грешные души. Вот таким образом Микеланджело и ответил, что описание Аретино доставило ему огорчение и изобразить его он не может. Икона – на ум и интуицию. Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда.
Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Взаимные распри, убийства, преступления отравляли души людские и тяжело было жить на свете. Но в то же время в иконе используются менее яркие цвета, нежели во фреске Микеланджело. Фреска поражает монументальностью и размахом. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине».
Оранжевый цвет – благодать Божию, преодолевающую материальность. Лиловый цвет – завершение.
Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. В иконе много символичных образов (ладонь с младенцем – «праведные души в руке Божией» и здесь же, весы -- то есть «мера дел человеческих»).
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Жесты, выражение лиц персонажей, показывают возбуждение намного большее, чем у тех, кто находится рядом с Христом30. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Оба изображения выполнены в обратной перспективе. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Икона – светоносна и моделировка ликов происходит за счет света изливающегося изнутри самих ликов. Справа от Христа -- праведники, слева -- грешники. Кроме того, решение писать именно в технике фрески, т. е. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Третий ангел вострубил и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику и пала на третью часть рек и на источники вод.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Ангел указывает Даниилу на четырех зверей.
Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью.
В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Его отравленного ядом пера боялись даже папы и князья. По ним можно изучать анатомию. Он должен был решать все сам так, как подсказывали ему его ум, совесть, его чувства.
В центре сидит полуобнаженная женщина -- её олицетворение. Иногда изображают группы людей, обращающиеся к Судии с евангельскими словами «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии.
Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Над ними Бог. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Картина отражает настроение икона – состояние личности. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Некоторые выдвинули гипотезу, что Микеланджело изобразил себя в виде снятой кожи, которую держит в руках Св. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. На реализацию грандиозного замысла ушли годы (с 1536 по 1541), причем Микеланджело — к тому времени уже шестидесятилетний — был вынужден подолгу работать на лесах в неудобной позе при скудном свете свечей.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Золотые нимбы святых. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве).
И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Искусствовед В. Н. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля). Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Образ взят из античной мифологии. Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. И он люто возненавидел художника.
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Золотые блестки на их ризах – ассисты или инакопь – знак причастности к Божеству по благодати) зеленый – жизнь синий – тайну красный – жертвенность (жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства) голубой – чистоту. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Второе пришествие Христа, когда согласно христианской доктрине произойдёт всеобщее воскресение мёртвых, которые вместе с живыми будут окончательно судимы и им будет назначено, быть ли взятыми на небо или низвергнуться в ад.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. В данном реферате была рассмотрена фреска Микеланджело «Страшный суд» в сравнении с иконой «Страшный суд» (1580-е гг).
Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. Но этого ему показалось мало. Люди их поступки и дела их мысли и страсти их деяния — вот что было главным в картине.
Пространство перестает быть препятствием. Картина отражает настроение икона – состояние личности. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою.
Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Не отказывается он от участия и в самой войне. Варфоломея кожи.
Икона похожа на внутренний план и чертеж событий. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. В тематике картины Страшный Суд воплощены языческие и иудейские традиции.
Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Икона – на ум и интуицию. Цвета в иконе не могут рассматриваться локально, вот таким образом мы говорим о характере цвета очень условно, пытаясь выявить лишь общие тенденции. Это означало, что он обвинял художника в ереси. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Чезена остался в аду.
Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра. Икона – это богословская книга, написанная кистью и красками. С левой стороны почти все персонажи— женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Тогда Аретино принялся доказывать, что Микеланджело за его «Страшный суд» следует причислить к сторонникам Лютера.
Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве). Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Грешники должны будут идти в «муку вечную».
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. В иконе говорят не цвета, а созвучия цветов.
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Не отказывается он от участия и в самой войне. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба21. В свое время Аретино пытался набиться Микеланджело в друзья и чуть ли не в советники. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Свет исходит от ликов и фигур из глубины их, как символ святости. Испытывая постоянный страх за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.
Янтарный цвет – гармонию, согласие, дружбу. Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
В иконе время условно, вот таким образом на поле иконы могут быть представлены события в хронологическом несовпадении. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
На росписи размером около 200 кв. Ему не удалось создать цельной сцены. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Да и кто, собственно, мог помочь ему — мыслителю, творцу. Золото на иконах – антитеза функции золота как символа земного богатства.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Возможно. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Харон перевозит души умерших через воды Стикса. Жесты, выражение лиц персонажей, показывают возбуждение намного большее, чем у тех, кто находится рядом с Христом. Особенно придирчиво Микеланджело выбирал синюю краску ультрамарин.
Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля), своего сердца чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Землю окружают круглое море, где плавают рыбы, выплевывающие мертвых. Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – на левую». Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро.