Известно, что однажды один из учителей по имени Пьетро Торриджано ударом кулака сломал нос Микеланджело Буонарроти. После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане и в настоящее время она защищена пуленепробиваемымакриловым стеклом.
Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.
Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой.
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Однако работал Микеланджело около двух лет. Случилось это в 1972 году.
Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Решение было принято в пользу полного восстановления.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил».
Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При всей грубости линий этого незавершенного произведения, рассматривая позу фигур, можно ощутить эмоциональный надрыв и отчаянье Богоматери.
В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра.
В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Сам он очень полюбил «Пьету» и нередко приходил полюбоваться на нее. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Во второй половине ХХ века произошел ужасный акт вандализма: австралийский геолог, венгр по происхождению Ласло Тот с безумными криками, что он Христос, набросился на статую и нанес скальным молотком пятнадцать ударов по мрамору. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Пострадала снова рука Мадонны и ее прекрасное лицо. Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни.
После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор.
«Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи.
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы.
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. ". Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.
Другой инцидент связан с подписью скульптора. «Пьета», правда, былазавершена не через год, а через два. Слегка склонена голова Богородицы. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени.
Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Слишком объемным оказался труд, который нужно было приложить к скульптуре. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны".
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Благодаря посредничеству своего нового влиятельного покровителя, начинающий скульптор получает солидный заказ от французского духовного лица Католической церкви. К моментузавершения скульптуры Микеланджело было всего 24 года.
Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Однако, увидевзавершенной творение кардинал был так потрясен, что объявил «все пункты договоры соблюдены». Отныне руки Христа были прижаты к телу.
Был сколот нос. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы.
Согласно контракту работа должна была бытьзакончена в течение одного года. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей.
Несколько осколков найти не удалось. Почему. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году.
Правда потом он сильно жалел о сделанном и больше ни одно из своих творений не подписывал. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок.
Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния».
В порыве яростиМикеланджело высек на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи, следующие слова: «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.
Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях.
Не стерпев такой несправедливости, Микеланджело той же ночью пробрался в базилику и выгравировал свое имя на скульптуре. Скульптура была предназначена для усыпальницы кардинала. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора.
Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства.
Но Микеланджело уже сталзнаменит. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Имелись также и другие небольшие повреждения.
Это единственная работа скульптора, которую он подписал. Он считал, что в композиции существует противопоставление горизонтальному и вертикальному, что образует крест. В1568г. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
И согласно договору, через год это творение должно было быть завершено. После празднования Дня Святой Троицы на произведение искусства было абсолютно нападение одним австралийским геологом – Ласло Тота. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
Его изготовил Франческо Борромини. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. «Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти.