В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным.
Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре и был перевезен к остальному на площадь Св. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».
Высокая оценка Сикстинской капеллы частично является отражением более пристального внимания, которое уделялось живописи в XX в. и отчасти результатом того, что многие работы мастера остались незавершенными. Как было сказано в жизнеописании Антонио да Сангалло, папа Павел приказал построить в том же этаже и по образцу капеллы Николая V некую капеллу именуемую «Паолиной», решив, чтобы Микеланджело написал в ней две пространные истории на двух больших картинах на одной из них он написал Обращение св. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе.
Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. Георгия за двести дукатов.
Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Возможно, голова св. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Взгляд бога обращен на чашу с вином.
Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Образ Давида был традиционен во Флоренции.
Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. «Правду вы говорите», – ответил им Микеланджело, желая намекнуть (о чем он как-то признался одному из своих друзей), что он имеет в виду баранов и быков, ничего в искусстве не смыслящих. Он воспроизводил также собственноручные рисунки различных старых мастеров так схоже, что можно было ошибиться ибо дымом и разными другими вещами он подкрашивал их, придавая старый вид и пачкал так, что они действительно казались старыми и, при сравнении их с подлинными, один от других отличить было невозможно. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Первая связана с сотворением мира.
А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ. Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции.
А кроме того, он сделал бронзовое тондо с Богоматерью, отлитое им по заказу фламандских купцов Москерони, особ очень знатных в своих краях, с тем чтобы они, уплатив ему за него сто скудо, могли отослать это тондо во Фландрию. Все они базировались на рисунке.
С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция).
Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее. Но Микеланджело прислал их обратно, наказав посыльному назначить 100 дукатов или принести картину обратно. После падения Флоренции и восстановления господства Медичи над ним нависла смертельная угроза. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер.
Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство и если иной раз он, любя и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой. » ответил: «Когда смогу, святой отец». Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Среди других фигур был там один старик, надевший на голову венок из плюща он сел, чтобы натянуть штаны, а они не лезут, так как ноги у него после купания мокрые и, слыша шум битвы и крики и грохот барабанов, он второпях с трудом натянул одну штанину и помимо того что видны все мышцы и жилы его фигуры, он скривил рот так, что было ясно, как он страдает и как он весь напряжен до кончиков пальцев на ногах. И вот, когда мессера Бьяджо Мезенского, церемониймейстера и человека щепетильного, сопровождавшего папу в капеллу, спросили, как он ее находит, он заявил, что абсолютно зазорно в месте, столь благочестивом, помещать так много голышей, столь непристойно показывающих свои срамные части и что работа эта не для папской капеллы, а для бани или кабака. Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим).
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Но введение дополнительного горизонтального яруса и сложная рельефная обработка стен придали композиции скрытую динамику, лишив ее ясного спокойствия и легкости, присущих сакристии Брунеллеско. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу.
В отличие от Пьеты собора св. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св.
Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. И делал он это только для того, чтобы, возвратив воспроизведенные, заполучить подлинные рисунки, которые его восхищали совершенством искусства и которые он пытался превзойти своей работой, чем и приобрел широчайшую известность. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
Убирайтесь-ка вон отсюда». Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.
В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим». Отвлеченная идея противопоставления жизни и смерти приобретает у него одновременно поэтическую реальность и глубокий философский смысл.
Выздоровев от болезни, он воротился к работе и, не прерывая ее больше, закончил все в несколько месяцев, придав такую мощь своей живописи, что оправдал этим слова Данте: «Мертвые там мертвы, живые совсем как живые» – такие в ней страданья грешников и радость праведников. Микеланджело решил, что он стал теперь действительно свободным и сможет заняться завершением гробницы Юлия II однако, когда был избран Павел III, не прошло много времени, как он вызвал его к себе и не только обласкал его и сделал ему всякого рода предложения, но и заявил, что хочет, чтобы он ему служил и находился при нем. Там же изображено изгнание его и Евы из рая и в фигуре ангела показано, с каким величием и благородством выполняется приказ разгневанного владыки, а в позе Адама и горечь содеянного греха и страх смерти, в то время как в жене его стыд ее, унижение и раскаяние видны в том, как она обхватила себя руками, как она прижимает пальцы к ладоням, как она поворачивает голову к ангелу, опустив шею свою до грудей ибо страх возмездия явно превозмогает в ней надежду на божественное милосердие. Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. По углам первого карниза стояли четыре большие фигуры: жизни деятельной и созерцательной, а также св.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь». Она задумчива, полна благородства и тихого величия. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя.
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Однако идейное содержание их очевидно: все четыре статуи представляют варианты единого конфликта – борьбы человека со сковывающими его силами. Петра.
В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». 25) (начата в 1530г. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Место у собора оказалось неподходящим и комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия.
Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. Посему маркиз Альбериго, потерпевший убытки и стал после этого большим врагом ни в чем не повинного Микеланджело. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый».
Наконец папа одобрил модель, сделанную Микеланджело, по которой собор Св. делла Порта).
Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).
Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». На истории этой явственно видно, как по-разному умирают те, кто от этих укусов потерял всякую надежду. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться.
Так слово за слово продолжались споры, пока папа не приказал замолчать и не прошло много времени, как Микеланджело принес рисунок всех укреплений Борго, открывший глаза всем, кто позднее там проектировал и строил по этой причине остались недостроенными ворота Санто Спирито, строительство которых по проектам Сангалло близилось к концу. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает».
В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских. Созданный им в конце 1530-х гг.
Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг.
Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Работа продлилась немногим более двух лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Он не любил пускать свои стихи в свет.
Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей.
Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Вся эта история послужила в укор кардиналу св.
Лоренцо же, питавшего величайшую любовь и к живописи и к скульптуре, огорчало то, что не было в его время прославленных и знатных скульпторов, тогда как много было живописцев, обладавших величайшими достоинствами и славой и он, как я уже говорил, решил основать школу.
Мать прикрывает головку ребёнка. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Микеланджело решил убрать сложные неоготические элементы плана Сангалло и вернуться к простому, строго организованному центрическому пространству, над которым доминировал огромный купол на четырех опорах. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Обнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком позднее она была восстановлена его учениками.
Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. м, а число фигур достигает нескольких сотен. Однако папа оставался непреклонным.
Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». По приезде его в Рим папа Климент, который собирался пользоваться его услугами, посоветовал ему свести счеты с представителями герцога, так как полагал, что, судя по тому, что он сделал, он был скорее кредитором, чем должником. В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным.
Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением.
Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
И в один прекрасный день, когда он отправился в собор св. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви другие же разнообразные статуи, также связанные, олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия.
Начиная с 20-х гг. На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». Для гробницы этой Микеланджело при жизни Юлия и после его смерти закончил четыре статуи и восемь оставил незаконченными, о чем будет рассказано на своем месте. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах.
Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника.
В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Микеланджело всю свою жизнь занимался мраморной скульптурой, а другими видами искусства только в определенные периоды.
Знакомство с собранными Лоренцо Медичи памятниками античного искусства и близость к крупнейшим представителям гуманистической культуры – среди них были Анджело Полициано и Пико делла Мирандола – имели большое значение для формирования молодого художника.
После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка.
Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Папа вспылил, говоря: «Я ждал этого тридцать лет и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало». Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Как в скульптуре и в живописи Микеланджело, эволюция рисунка в его творчестве идет по линии нарастания одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.
Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох. В 1494-1495 гг.
Тогда Микеланджело, приняв его, показал ему написанную им Леду, обнимающую лебедя с Кастором и Поллуксом, вылупляющимися из яйца, на большой картине, непринужденно написанной темперой, но посланец герцога, наслышавшийся имени Микеланджело и считая, что тот должен был создать что-то более величественное, но, не поняв, как искусно и превосходно была написана эта фигура, заявил Микеланджело: «О, это пустяки. » Микеланджело спросил у него, чем он занимается, зная, что наилучшее суждение о том или ином деле могут дать только те, кто достаточно глубоко им овладел. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. В этой композиции он не пользовался правилами перспективы для сокращения фигур и в ней нет единой точки зрения, но он шел путем подчинения скорее композиции фигурам, чем фигур композиции, довольствуясь тем, что выполнял и обнаженных и одетых с таким совершенством рисунка, что произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции.
По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе.
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена).
Микеланджело этот поступок не понравился и так как ему показалось, что это было совсем не похоже на то, как с ним бывало раньше, он, разгневанный, заявил папским привратникам, что если он впредь понадобится Его Святейшеству, пусть ему скажут, что он куда-то уехал. Он занимался там в течение одного года. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36.
– «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили». Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Роль Микеланджело, творчество которого нередко связывают исключительно со становлением стиля барокко, в действительности значительно более сложна и противоречива. Вернемся же к самому изображению.
13). И по этому делу он был послан флорентийской Синьорией в Феррару для осмотра как укреплений герцога Альфонсо I, так и его артиллерии и снаряжения там он был очень обласкан названным государем, который попросил его сделать ему что-нибудь собственноручно по собственному усмотрению и все это Микеланджело ему обещал. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. О блаженные мастера искусства.
В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56.
Варфоломея – автопортрет художника. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Итак, Микеланджело распорядился соорудить над стеной этой капеллы хорошо сложенный из отборных, хорошо обожженных кирпичей козырек, которого там прежде не было и пожелал, чтобы он от верхнего ее края выступал на пол-локтя и чтобы таким образом не могла собираться наверху пыль и всякая грязь. XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. У левой ноги Христа находится фигура св. Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию.
Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года). Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти).
27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Фреска эта находится в средокрестии церкви, возле капеллы св. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи.
Улица Арачели, служившая главным подходом к ансамблю, несколько расширялась у подножия холма. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Он боготворил Данте и любил Петрарку.
Магдалины). Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Петра).
Но папа, в способностях Микеланджело с каждым днем убеждавшийся все больше, пожелал, чтобы он продолжал работу ибо, увидев работу раскрытой, он рассудил, что вторая половина могла выйти у Микеланджело еще лучше: и действительно, тот и довел работу до конца в совершенстве в течение двадцати месяцев один, даже без помощи тех, кто растирал бы ему краски. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. В отношении величайших мастеров Высокого Ренессанса нет необходимости утверждать превосходство одного из этих художников над другими: каждый из них – Леонардо, Рафаэль, Тициан – внес свой неповторимый вклад в искусство своей эпохи.
Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их) по этой причине пришлось ему работать совсем мало или вовсе прекратить работы ибо сограждане поручили ему укрепить помимо холма Сан Миньято и всю землю, как об этом уже говорилось. Третья стена – против алтаря – занята статуей мадонны, по сторонам от нее – статуи святых Косьмы и Дамиана, выполненные учениками Микеланджело. Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ).
Она была посвящена Микеланджело, творчество которого было представлено как кульминация совершенства искусства. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». В Болонье Микеланджело провел немногим больше года и остался бы там и дольше: такова была любезность Альдовранди, который полюбил его и за рисование и потому, что ему, как тосканцу, нравилось произношение Микеланджело и он с удовольствием слушал, как тот читал ему творения Данте, Петрарки, Боккаччо и других тосканских поэтов. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.
Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней работал, туда явился Франча, превосходнейший ювелир и художник, пожелавший на нее взглянуть ибо он уже столько слышал похвального и о нем и о его творениях, но ни одного из них еще не видел. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Но было бы ошибкой исходя из этого, считать, что содержание плафона нам остается неведомым. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
Наконец, так как уговоры не помогали, папа приказал ему согласиться.
Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Младенец изображён без нимба. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным.
Современники же почти не знали их совсем. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага.
В 1495–1496 гг. Моисея.
Однако долгая жизнь Микеланджело совпала с периодом, когда историческая обреченность индивидуалистической культуры буржуазного гуманизма становилась все более очевидной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти.
По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. 18—22). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). На это папа дубинкой, которую он держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить». Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи.
Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов.
Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Папа Юлий II умер в 1513 на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо». В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534.
По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Связывая все три здания и подчеркивая большую высоту дворца Сенаторов, эти пилястры вместе с тем вносят разнообразие в ансамбль. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись». Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок.
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Увидев же, как далеки их старания от его желаний и не получив никакого удовлетворения, как-то утром он решился сбить все ими написанное и, запершись в капелле, перестал их впускать туда и принимать у себя дома.
Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501).
Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. Всего же в работу эту входило сорок мраморных статуй, не считая разных историй, путтов и украшений всей порезки карнизов и других архитектурных обломов. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Выработка условий заказа на эту статую и обсуждение вопросов ее установки осуществлялись при участии должностных лиц Флорентийской республики, представителей цехов и выдающихся художников, а открытие монумента в 1504 г. превратилось в народное торжество.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. В 1506 возник еще один проект – фрески потолка Сикстинской капеллы. XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения.
На другой изображено Распятие св. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31.
Но позднее творчество Микеланджело не исчерпывается образами, полными безысходного трагизма. Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим. Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца.
Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека». Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Лицо на снятой коже св.
Микеланджело совершил поездку в Болонью, где изучал произведения Якопо дедла Кверча, оказавшиеся ему особенно близкими героическим складом своих образов. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. Неясно имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными.
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Здесь он обучался под руководством престарелого Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло и хранителя традиции флорентийской скульптуры XV столетия. Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса.
Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя предназначена для кругового обзора. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов.
Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Петра становился меньше, но в то же время и величественнее, к удовлетворению всех, понимающих толк, несмотря на то, что некоторые, которые считаются знатоками (но в действительности таковыми не являются) ее не одобряют. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем.
В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. И от дочери Сиона ушло благолепие ее».
Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Творчество маляров в соседних храмах и повторение увиденного там, согласно его ранним биографам, привлекали его гораздо больше. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм».
Он заполнил его обнаженными телами, купающимися в жаркий день в реке Арно, но в это мгновение раздается в лагере боевая тревога извещающая о вражеском нападении и в то время как солдаты вылезают из воды, чтобы одеться, божественной рукой Микеланджело было показано, как одни вооружаются, чтобы помочь товарищам, другие застегивают свой панцирь, многие хватаются за оружие и бесчисленное множество остальных, вскочив на коней, уже вступает в бой. В начале молитвы св. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур.
В 1496-1501 гг. Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Любопытна внутренняя обработка купола перемежающимися кругами и прямоугольниками, а также окна в барабане, остроумно связывающие внешний облик церкви с ее интерьером.
Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике.
Образовавшееся здесь вытянутое пространство, ставшее преддверием Капитолийской площади, удачно скрадывает угол между осью улицы и главной осью ансамбля. А так как Создатель видел, что в проявлении подобных занятий и в искусствах, единственных в своем роде, а именно в живописи, скульптуре и архитектуре, тосканские таланты всегда среди других особенно отличались возвышенностью и величием, поскольку они весьма прилежали к трудам и к занятиям во всех этих областях превыше всех остальных итальянских народов, он пожелал даровать ему родиной Флоренцию из всех городов достойнейшую, с тем, чтобы она заслуженным образом достигла верха совершенства всех своих доблестей силами одного своего гражданина.
Все сооружения Микеланджело отмечены рядом родственных черт и ярко отражают ему одному свойственное стремление к величавой монументальности и одновременно к динамичности архитектуры. Петра (рис. Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем.
А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные». Там он познакомился с техникой фрески. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). По статуе этой можно понять, что ему хотелось добиться определенного сочетания дивных членов его тела, в особенности придавая им и юношескую гибкость, свойственную мужчине и женскую мясистость и округлость: приходится дивиться тому, что он именно в статуях показал свое превосходство над всеми новыми мастерами, работавшими до него.
Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. по проекту Я. Сансовино.
Павла и св. Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело. По рекомендации Гирландайо он переехал во дворец флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, могущественного представителя семейства Медичи, для изучения классической скульптуры в его садах. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание.
По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Подобным же образом и в другой истории, где Ассур, читая свою летопись, возлежит на ложе, есть очень хорошие фигуры и между прочим привлекают внимание три фигуры пирующих и представляющих собою совет, созванный им, дабы освободить еврейский народ и повесить Аммана, фигура которого выполнена в необыкновенном сокращении: столб, на котором он висит и рука, вытянутая вперед, кажутся не написанными, а выпуклыми и настоящими, как и нога, которая также выдвинута вперед, да и те части, которые уходят вглубь фигура эта из всех прекрасных и трудных для исполнения фигур несомненно самая прекрасная и самая трудная.
На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Петра.
Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV.
Тот же, усмехаясь, ответил: «Я купец», полагая, что Микеланджело не узнал в нем дворянина и вроде как издеваясь над таким вопросом, показывая вместе с тем, что он презирает занятия флорентинцев. Насколько же твои заслуги обогащаются его доблестями. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо) последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. И все же ему пришлось отправиться в Серавеццу, сколько он ни возражал, что и трудностей будет больше и расходов, как оно, возможно и было бы, в особенности в начале работ, а может, этого, пожалуй, вовсе и не было.
Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, «устрашающую силу». В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Епископ, представивший Микеланджело папе, в его оправдание говорил Его Святейшеству, что люди подобного рода невежественны и помимо своего искусства ни в чем другом ничего не смыслят и чтобы вот таким образом он соблаговолил его простить. Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы». Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь».
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой).
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы.
Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
Мертвое тело Христа держит св. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). И вот через посланных им посредников он получил разрешение взглянуть на статую и, увидев мастерство Микеланджело, пришел в изумление.
Таковы же позади него и два путта и такова же и первая сивилла, что рядом с ним, ближе к двери, в которой он хотел выразить старость, не говоря о том, что, закутав ее в одежду, показал, что время охладило уже ее кровь и что во время чтения он заставляет ее подносить книгу к самым глазам, пристально в нее вглядываясь ибо и зрение у нее уже ослабло. В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения.
Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. Парные лизены в аттиковом этаже и парные колонны вокруг барабана главного купола и его фонаря придали единообразие внешнему облику собора, абсолютная симметрия которого была, однако, решительно нарушена мастером. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры.
он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо. Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты.
Обе статуи Микеланджело высек собственноручно в течение менее одного года. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом.
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. В разгневанном пророке, который, увидев отступничество своего народа от закона, готов разбить скрижали завета, скульптор создал могучий образ народного вождя, человека цельного характера и вулканической силы страстей. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим.
Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Каждая из них – пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа.
Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
В это же время начал он мраморную статую св. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. К работе он приступил в попечительстве Санта Мариа дель Фьоре, где отгородил у стены место вокруг глыбы и, работая над ней непрестанно так, что никто ее не видел, он довел мрамор до последнего совершенства.
Примеров почти полного копирования всего несколько.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии.
Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру.
Они распадаются на три триады. Физическая энергия переходит в духовную, сила которой передается крайней напряженностью тела. Прежняя монолитность характера человека единой цели уступает место более сложному, многоплановому решению образа. Художественное его призвание открылось рано и вопреки воле отца он твердо решил посвятить себя искусству. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы имитирующие свод они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой.