«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. «пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир».
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля.
Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. Я знаю, чем в нем пахнет, как утопает нога в мокром лугу, где растут грибы и водятся раки, куда садится луна и почему нас пугают ее тени. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»).
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Тростник также встречается и в изображениях Осириса. После окончания академии Михаилу повезло. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Врубель потрясает нас. «Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем.
Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Леший, например, мало чем выделяется.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Со второго начинаются чудеса. Ветер выдает метафору.
Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. Пан сидит на земле и витает в облаках. Написана в 1899 году и относится к так называемым «ноктюрнам» Врубеля, среди которых так же «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи». Главной причиной появления этой работы Михаил Александрович называл своё впечатление от рассказа «Святой Сатир» французского писателя Анатоля Франса. СюжетПан — персонаж древнегреческой мифологии представлен на полотне ночью, на фоне типично русского пейзажа — тихих берёз, леса и реки.
Другое дело, что его дом был и моим. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Жесткие волосы покрывали его грудь.
Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. Я видел ее только на картинках. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. К осознанию Пана как родного русского персонажа подталкивает и пейзаж, на фоне которого изображен Пан – типично северно-русский пейзаж с зеленой равниной, кривыми бережками, блестящей при лунном свете речкой и небольшим лесом. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». В руке у него незаменимый атрибут — свирель. Такие глаза могут быть у старого дедушки, рассказывающего сказочные истории внукам. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Пан – один из них. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов. Художник обращается к сюжетам русских сказок и, кроме «Пана», создаёт цикл «ноктюрнов», средикоторых «Царевна-лебедь», «Сирень».
Доброту героя подчёркивают блестящие в сумраке ясные голубые глаза. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей.
Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Герой портрета – человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая. Да и само божество у Врубеля больше напоминает лешего из русских сказок. Странное существо.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Это придает персонажу большей загадочности. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне.
У сатира не может быть истории, только антропология. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. «Пан»1899г. Холст, масло 124 х 106, 3Государственная Третьяковская галерея.
Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета Морозова — к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком. Но каков настоящий цвет кентавра.
Чаще, однако, он занят другим. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино.
Усталость, но бесконечная отдача. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза.
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Премьера состоялась 21 декабря. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим.
В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса.
Мои сомнения удивили Синявского. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру.
Зрителям чудятся в нём образы знакомых с детства героев сказок — Лешего, Лесовика, воплощённых в поверьях русского и иных славянских народов. На картине у Пана лицо старика-крестьянина из русской или украинской деревни. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения.
Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Торс атлета принадлежит человеку. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Синий, – ответил бы Врубель. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию.
С приходом христианства прежние боги стали демонами. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. Удивительно, что при таком жизнеутверждающем сюжете, сохраняется сугубо авторское восприятие обреченности, тоски и одиночества. Древним он – бог, нам – леший.
Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное.
Тем более необычно видеть его на фоне русского пейзажа. «Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого.
Могучая фигура состоит из противоречий. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Лучшая из них – Пан.
Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. Но глаза у него голубые добрые, немного лукавые. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца.
Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Его пронзительно голубые, но добрые и немного лукавые глаза смотрят на зрителя покровительственно и с большой долей любопытства. «Пан» — картина русского художника Михаила Врубеля. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны.
Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. Если в картине преобладает смысл, зрителю достается аллегория, если побеждает форма – абстракция. Баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает непереводимое единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины. В то же время Пан – веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели. В умозрительном плане дерево часто делят на три части: корни, ствол и крона, где корни – это подсознание, ствол – стремление, выражающееся физической жизнью, а крона – выход на уровень сознания и сверхсознания. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать.
Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг.
Автору нельзя не верить. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Они были, дикими, страстными и необузданными.
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Незабываемый образ пушкинской царевны создала Надежда Ивановна и в этом была заслуга не только ее, — дарование певицы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Пейзаж освещает полурог луны, перекликаясь с рогами Пана.
Как мы видим, старец не совсем обычный.
В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель.
Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка.