Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Омск.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Работа не привела к улучшению. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. В 1906 художник ослеп. Синими искрами загораются стекла пенсне. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину.
В нем поднимался богоборческий бунт. Это один из его несомненных шедевров. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов». Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Да ведь до них несколько верст. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». мне было все это видеть. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. У его апостолов были живые прототипы.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат.
В 1898 году Врубель отправился на Украину. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Вот сплошная пелена снега, оживляемая только узкой проталинкой и чернеющими вдали голыми ветками.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Состояние художника тем временем ухудшалось. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
17 марта 1856. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам – Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.
Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Он перекликается с опустошённостью души. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
В колорите картины – контрасты. Критики утверждали: «декадентское уродство». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. И, конечно изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Вдохновение Врубель черпал в естестве природы, учась на ее закономерностях и необычности, убеждая остальных в том, что в основе красоты лежит «.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Произведение удалось. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. «. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Особенно примечательна акварель Голова Демона. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон".
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге.
Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Афанасий» и «Христос Спаситель». Представители рода Врубелей (от польск. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Но и не только это. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.
Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Арцыбушева и С. И.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». музей русского искусства, Киев). Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Брюсова. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Не все из них согласились.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Врубель провел в Венеции около полугода. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа.
Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти).
Вессель. Тех миров, которые видели они, мы не видим. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Кроме того, он начал терять зрение. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам.
Он не следовал анатомической правильности. Через несколько дней он полностью ослеп155. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
О портрете Арцыбушева говорит Н. В. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Кроме того, что оно наполнено необычайным по накалу трагизмом, какой-то запредельной романтикой, которая лежит за границей жизни, здесь Михаил Александрович применил весь свой опыт и мастерство живописи, что бы воплотить необычайную даже для того времени задумку – написать демона.
Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Врубель предваряет новое требование к прочтению источника, выдвинутое позже художниками Мира искусства и сформулированное Дягилевым. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. всегда свой. ». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Род. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Искусствовед Н. М. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Сейчас, в середине уже не XIX, а XX столетия, Кирилловские фрески реставрированы по всем правилам современной науки, хотя большая их часть безвозвратно утрачена и лишь некоторые куски старинной росписи в целости сохранились. Врубель писал картины на темы pyc.
В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии. Как было его сохранить. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.
Фон только на этой картине реалистичен. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Рождается ощущение первозданности.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. форма, которая создана природой вовек. ». Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Прошение было удовлетворено157. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Это вот, эти копны сена. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.
В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Речь шла об Эмилии Праховой. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Врубель жениться на Е. Х. Кирилле», «Св. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Эта большая акварель поразительна. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. В эти годы он вновь писал демонов.
Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Это был Петербург 1896 года. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Она поражает разнообразием этнического состава. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Может быть, в закладе.
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). сказок и опер Н. А.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Из-за службы отца семья часто переезжала. продолжение. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В 1890 году художник переехал в Москву.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Демон низринут в ущелье среди скал.
Она подлинно монументальна. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Федорова.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Савву похоронили на Байковой горе. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Слово демон в переводе с греческого означает душа. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Это дьявол делает с моими картинами.
В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику.
Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Свадебное торжество проходило в Женеве. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Удивительна наследственность Врубеля. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов.
Сильное, грозное произведение. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный.
Он критически относился к современному искусству. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Надежда играла роль сестры Гретель.
По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. А. М. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Больно, горько до слез.
Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Но на расстоянии штрихи скрадываются и перед нами не плоское белое пространство, а явственно ощутимая фактура снега, рыхлого, местами подтаявшего.
Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Мамонтова (оба – 1897). По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27.
Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии. А глаза были материнские – карие. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. (1906), необычайно выразительный. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Учился в Академии Художеств. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года.
Реализм был не важен для него. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Он все мои картины исказил».
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Тогда он переехал в Москву.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.