Премьера состоялась 21 декабря. С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека. Вся картина окутана сказкой, спокойное море и серое предрассветное небо. Чувствуется, что на душе героини неспокойно. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния.
Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Это неслучайно. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь.
Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов.
Его отец был офицером, а затем стал военным юристом. В семье царили обожание, оба добивались необыкновенных творческих свершений.
Художник и певица обвенчались в том же году. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Это полотно никого не оставит равнодушным, кто хоть раз на него смотрел. Не может или не хочет, мы этого никогда не узнаем, а может, я ошибаюсь в своих мыслях.
Даже границы этих переливающихся платьев не всегда отчетливо различимы в егопортретах, в том числе портретах Забелы-Врубель. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. И какой облик. Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля.
Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Царевна-Лебедь— существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии— тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Они часто используются художниками и после каждого их употребления, смысл их углубляется, содержание наполняется теми мыслями, которые вкладывали в них авторы.
А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны.
Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». Драгоценные украшения напоминают нам, что перед нами принцесса. Надежда понимала гениального Врубеля. Образ изображённой им «Царевны» – хрупкий, зыбкий, воздушный, будто сновидение.
Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. За спиной девушки расположились огромные белые крылья. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Все очарование родного края, нежная и гордая душа мифической девушки-птицы, находит место на картине. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Творческая манера Михаила отличается декоративностью и богатством цвета. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. С ранних лет мальчик учился живописи в частной школе. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. На лице можно прочесть грусть и одиночество. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя.
На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. На полотне она таинственна и загадочна, лицо её печально. С головы принцессы падает на плечи легкая прозрачная, как бы сотканная из воздуха, вуаль. Изображение кажется бесплотным призрачным видением». Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски.
Так оно и есть. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение. Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность. Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то.
Стоя спиной, лишь оглядываясь, почти полностью скрываясь в мешанине просторных, полупрозрачных одеяний и величественных, белоснежных крыльев, Царевна-Лебедь выглядит таинственно и притягательно она как волнующая энигма, недосягаемая мечта, чья недосягаемость только усиливает манящий эффект. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. «Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. «Но картина— не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. Художник получил прекрасное образование. «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину.
Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Полотно просто удивительно. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств».
Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. Юный художник вскоре проявил склонность к рисованию. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Созданные им работы, которые радуют зрителей, отличаются красотой и гармонией.
Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Шикарен перьевой наряд Царевны. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью.
Врубель был в состоянии оценить природную красоту, так как был весьма талантлив. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Царит полный покой, все как – будто заколдовано. На алых губах нет и тени улыбки.
Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Уверен, что читателю, как и мне, будет интересно знать: на полотне запечатлена не только сказочная красавица, но и реальный человек – замечательная оперная певица Надежда Ивановна Забела. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении.
Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью.
Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Но это неправда. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу.
Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. Царевна легко удерживает ее возле сердца, выражая чувство тревоги. После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель.
Художник полюбил певицу с первого взгляда, вскоре она стала его женой. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом. Ее наряд больше похож на свадебный. Лебедь возникает из стихии закатного сизого моря из вдруг плеснувшей морской волны. Ощущение невероятной благости разлито в холсте.
Судьба Врубеля была очень не простой. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». Крылья подчеркивают невинную красоту девушки.
Под фатой виднеется темная густая коса. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката.
Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Это неслучайно. Художник наделяет свой образ демоническими чертами.
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.