И сегоднямы расскажем о картине «Царевна-Лебедь»Михаила Врубеля. «царевна-лебедь»— картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Познакомить учащихся с репродукцией картины Михаил а Александрович а Врубел я «Царевна-Лебедь». «царевна-лебедь» – картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). «царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
«царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
Но я надеюсь, что со временем всякий, кто придет в картинную галерею иувидитэту переливающуюся живопись, поймет, чтоврубелевское полотно действительно прекрасно. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. Так оно и есть. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Под фатой виднеется темная густая коса. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Женщина проявляла необычайную стойкость, хотя ей довелось перенести немало: смерть ребёнка, болезнь матери, смерть отца, безумие и гибель мужа.
На полотне она таинственна и загадочна, лицо её печально. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. МоскваКогда композитор Римский-Корсаков сочинил оперу на сюжет пушкинской «Сказки о царе Салтане», Врубель создал для спектакля декорации, придумал костюмы. Это не могло не ранить сорокалетнего художника.
Царевна-Лебедь— существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии— тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни.
Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств».
Ее наряд больше похож на свадебный. Художник полюбил певицу с первого взгляда, вскоре она стала его женой. Царит полный покой, все как – будто заколдовано. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.
Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. И какой облик.
Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая.
Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос. ». Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Судьба Врубеля была очень не простой.
Художник и певица обвенчались в том же году. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Шикарен перьевой наряд Царевны. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Изящная, хрупкая, невесомая, она — как сказочное видение.
Чувствуется, что на душе героини неспокойно. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. Лебедь возникает из стихии закатного сизого моря из вдруг плеснувшей морской волны. Премьера состоялась 21 декабря.
Душа сказки сливалась в нём с душой человека. На лице можно прочесть грусть и одиночество. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова.
Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. У неё доброе, деликатное лицо и честные, доверчиво распахнутые глаза, успокаивающий взгляд. «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поёт, как человек», – сказал художник.
Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов. Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела.
Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет».
Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии.
После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом.
Надежда понимала гениального Врубеля. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Ощущение невероятной благости разлито в холсте.
«Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Надежда Ивановна. Но картина «Царевна-Лебедь», за которую вскоре взялся художник, — не портрет жены в этой оперной роли. Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». И какой облик.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет.
Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем.
Это удивительным образом перекликалось в художественном сознании Врубеля с выразительнейшими переливами оттенков и полутонов его своеобразной живописи. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес. В семье царили обожание, оба добивались необыкновенных творческих свершений. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. На алых губах нет и тени улыбки. И сколько любви было в этом пении.
Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. «Царевна-Лебедь»1900г. Холст, масло 142, 593, 5Государственная Третьяковская галерея. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». Образ изображённой им «Царевны» – хрупкий, зыбкий, воздушный, будто сновидение.
Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Изображение кажется бесплотным призрачным видением». Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Само же полотно было написано на хуторе у родственников художника в Черниговской губернии. С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром.
Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля. Однако вскоре у Врубеля появилась муза, вдохновившая его творить в духе русского фольклора. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя.
Отчасти искусствоведы находят у портрета сходство с сестрой М. Врубеля, Е. Праховой. «Голос ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный».
Полотно просто удивительно. И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека. Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Это неслучайно.
Но это неправда. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом. Чудо чудное, диво дивное. » – говорил о Забеле композитор М. Гнесин. После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.
Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.
Партию Царевны-Лебедь исполняла его жена. Полотно М. Врубеля посвящено героине оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане. В картине живёт непостижимое, манящее и тревожное, чудо красоты, мечты, сказки. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность.
На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона.