Михаил Васильевич Ле-Дантю принадлежит к числу живописцев, сумевших за молниеносно-краткий жизненный срок, отпущенный ему судьбой, в полной мере реализовать свой дар, стать истинным художником, мастером. Михаил Васильевич Ле-Дантю (Ледантю, фр. Михаил Васильевич Ле-Дантю (Ледантю, фр. Mikhal Le Dentu 8 февраля 1891— 25 августа 1917)— русский художник-авангардист. Михаил Васильевич Ле-Дантю (Ледантю, фр. Le Dentue 8 февраля 1891— 25 августа 1917)— русский художник-авангардист.
Интересная страница истории отечественной живописи – творчество художника Михаила Васильевича Ле-Дантю. Русский художник Михаил Васильевич Ле-Дантю, потомок французских беженцев известен как великий теоретик авангардного искусства, представитель кубизма и примитивизма отечественной живописи.
Полугодовое пребывание художника в Грузии знаменательно одним выдающимся событием: в прогулках вместе с Кириллом Зданевичем по уличкам колоритного старого Тифлиса Ле-Дантю обращает внимание на поразительные картины неведомого художника-самоучки, украшающие стены духанов и трактиров, служащие вывеска ми и «рекламой» лавок. Ле-Дантю писал и своей невесте Ольге Ивановне Лешковой: «Милый Котик. Прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной лет, погиб в первую мировую войну при крушении, как рассказывали очевидцы, обстрелянного поезда близ Проскурова (ныне г. Хмельницкий), где и был похоронен. Осенью 1915 года его мобилизуют на фронт. Там же Ле-Дантю и похоронен.
В 1911 году Михаил Васильевич участвует в постановке народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» стихия русского лубка надолго увлекает его, прививая вкус к народному искусству. Он оканчивает Владимирское пехотное училище и поступает в расположение действующих частей. Самая дадаистская дра – драма-пенталогия – Зданевича под названием «Аслаабличье» посвящена безвременно ушедшему другу.
В 1911 году Михаил Васильевич участвует в постановке народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» стихия русского лубка надолго увлекает его, прививая вкус к народному искусству. Грузинскому циклу произведений самого Ле-Дантю посчастливилось больше других — в Русском музее хранятся два холста из пяти и уцелел «Кавказский альбом», лишь недавно обнаруженный и атрибутированный известным историком искусства А. А. Формы демонстративно архаизированы, по-примитивистски грубоваты и выразительны («Портрет Фаббри», «Дама в кафе», «Кожевники на Куре»).
Она экспонировалась в галерее Поля Гийома в Париже. Он мечтал заняться фресками. Студент Ле-Дантю тесно сближается с группой художников, образовавших «Союз молодежи», энергично ищущих новых дорог в искусстве, стремящихся к творчеству, адекватному народившемуся 20 веку. заветы его и дела будут сильнейшим оружием в руках его единомышленников. Там присутствовали практически все его произведения. Погиб во время Империалистической войны, он угас на полпути». В духе кубофутуризма написаны его картины Сазандар, Человек с лошадью (обе – в ГРМ).
Поразила меня в этот раз исключительная простота концепции в живописи Пикассо. Она заключена только в материал и страшно индивидуальна. Миша». Ле-Дантю родился сын. Ермолаевой, где были представалены почти все его произведения.
Вероятно, она предназначалась для выставки картин художника, запланированной его друзьями. В окопах первой мировой войны он проводит последние месяцы своей жизни. Все это лишает меня возможноти не только работать, но и думать.
«Человек он прямо гениальный», – пишет Ле-Дантю матери и, еще не зная имени мастера, покупает первую картину она написана на клеенке и называется «Пирушка мушей». Время тянется отчаянно, но сократить его чем-нибудь не придумаешь. Он, скорее, заключение и по его пути пойти, пожалуй, нельзя. "Человек с лошадью". "Сазандар".
Долгий путь акробата, экивоки, холодный ум, вс, вс, вс». Хотя и хочется абсолютно другого стиля. Полугодовое пребывание художника в Грузии знаменательно одним выдающимся событием: в прогулках вместе с Кириллом Зданевичем по уличкам колоритного старого Тифлиса Ле-Дантю обращает внимание на поразительные картины неведомого художника-самоучки, украшающие стены духанов и трактиров, служащие вывеска ми и «рекламой» лавок. Художник скончался 25 августа 1917 на пути домой в городе Проскуров на Украине.
Мало известно, что Илья Зданевич еще при жизни Ле-Дантю писал роман под рабочим названием «Петроград». заслуживает какого-либо внимания (при условии, разумеется, мастерства) в качестве искусства, так как все остальное – мертвечина, торговля и промышленность и не заслуживают даже включения в рубрику понятий, связанных с искусством. Михаила Васильевича я встретил впервые на Бурлюковском докладе со спорами. Лежащему под ней новооткрытому глетчеру будет вот таким образом присвоено имя ледника Ле-Дантю».
Отец художника, В. В. Ле-Дантю был тем, кого нынче называют интеллигентом-разночинцем. На двух листах карандашом вписаны названия картин Пиросмани.
Темный ход, нависшие какие-то антресоли. Но круг его идей живет среди его друзей, среди которых назовем хотя бы имена К. Зданевича, Ермолаеву и Н. Лапшина.
Прощай, моя славная. Прощай, молодость, заумь. Весной 1915 года в Петрограде устраивается его персональная выставка. Большая часть наследия художника утрачена в послевоенные и революционные годы. Он ратовал за активное самообразование и аналитическое изучение истории искусств.
Полотно «Сазандар» занимает центральное место и в грузинской серии и во всем творчестве Ле-Дантю. Фамилия Ле-Дантю тем не менее хорошо известна в русской истории. Он обрабатывает материалы своего «Кавказского альбома» акварелей и рисунков. Как теоретик М. В. Первая выставка художника прошла весной 1915 г. в Петербурге.
Через четыре месяца после этого письма его не стало. -принадлежит кисти М. В. Ле Дантю, погибшего в молодости соратника М. В. Ларионова по созданию теории лучизма. Михаил Васильевич Ле-Дантю (1891-1917) принадлежит к числу живописцев, сумевших за молниеносно-краткий жизненный срок, отпущенный ему судьбой, в полной мере реализовать свой дар, стать истинным художником, мастером. Ле Дантю Михаил Васильевич "Женский портрет" 1910-е. В 1908 году Михаил Васильевич закончил реальное училище. Благодаря её стараниям молодые люди обвенчались в остроге. В работах этого времени преобладает воздействие ларионовского лучизма. Одна из драматических, прекрасных ее страниц — жизнь и подвиг молодой француженки Камиллы Ле-Дантю, последовавшей за своим избранником, декабристом В. П. Ивашевым, в Сибирь и сумевшей добиться разрешения на венчание в остроге.
Той же осенью он был мобилизован на фронт начавшейся Первой мировой войны. А это обязательное условие возможности дальнейшей отправки. И несмотря на пять (всего. ) лет работы, дела его столь велики, что не изгладятся.
«Человек он прямо гениальный», — пишет Ле-Дантю матери и, еще не зная имени мастера, покупает первую картину она написана на клеенке и называется «Пирушка мушей». И когда Вы будете здесь, я почитаю его Вам – именно его начало». Одна из драматических, прекрасных ее страниц – жизнь и подвиг молодой француженки Камиллы Ле-Дантю, последовавшей за своим избранником, декабристом В. П. Ивашевым, в Сибирь и сумевшей добиться разрешения на венчание в остроге.
И в том борении за искусство, которое разрастается с каждым днем. Не закончив обучения, уехал в Москву, где вместе с М. Ф. Фамилия Ле-Дантю тем не менее хорошо известна в русской истории. Целую.
Несмотря на нужду, Михаил Васильевич покупал работы «грузинского Джотто» на те небольшие суммы, которые присылала ему из Петербурга его обожаемая «мамуська». Живу в гостинице и абсолютно ничего не делаю. Художник мечтал встретиться с Пиросманишвили, однако этому не суждено было сбыться.
Было бы очень жаль, если это с ним случилось, так как его роль теперь незаменима. Один из основателей и вдохновителей литературно-художественной группы русских футуристов «Бескровное убийство». С рисованием дело обстоит очень слабо. Он обижался, что друзья не пишут ему писем на фронт. Они занимались поиском новых путей в искусстве, стремились творить в духе стремительно летящего 20 столетия. В 1911 году Ле-Дантю принял участи в постановке «Царя Максимилиана и его непокорного сына Адольфа» – драмы в народном стиле. Скорее бы это стало возможным.
Студент Ле-Дантю тесно сближается с группой художников, образовавших «Союз молодежи», энергично ищущих новых дорог в искусстве, стремящихся к творчеству, адекватному народившемуся 20 веку. Известно, что Михаил имел опыт создания декораций для театра и кабаре. Ларионовым и художниками его круга. Шла первая мировая война и осенью 1915 года живописца призвали на военную службу. Студент Ле-Дантю тесно сближается с группой художников, образовавших «Союз молодежи», энергично ищущих новых дорог в искусстве, стремящихся к творчеству, адекватному народившемуся 20 веку. Художник райски легко исветло сводит всё это нанет, давая как раз счастье воскрешения».
Жизнь его оборвалась внезапно и нелепо, как это часто бывает. В 1908 году Михаил Васильевич закончил реальное училище. В 1911 году Михаил Васильевич участвует в постановке народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» стихия русского лубка надолго увлекает его, прививая вкус к народному искусству. Вскоре после гибели Ле-Дантю Илья Зданевич написал статью «Окрест искусства М. Ле-Дантю». ВСчастливой Осетии ясно горело иное. Родился в Тверской губернии в 1891 году, в 1909 переезжает в Санкт-петербург и поступает в Академию художеств, проучившись там до 1912 года, покидает ее из-за несогласия с программой обучения.
Из 80 живописных полотен Ле-Дантю, которые приведены в списке, составленном его невестой, в настоящий момент известны 15. И в училище и на фронте Ле-Дантю работает лишь урывками. и издал в Париже в 1923 г. под грифом «41». Об издании книги Зданевич сообщил друзьям в Тифлис.
Живописное построение картины он считал главным условием художественности. 25 августа 1917 г. демобилизованный прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю сорвался со ступеньки и попал под поезд при катастрофе (или обстреле) воинского эшелона под г. Проскурово. Ну, прощай пока, Музинька родная. Ле-Дантю проповедовал теорию «всячества», придавал огромное значение самообразованию и взаимообразованию. И еще: «Ле-Дантю – кубофутурист, наибольшее внимание он уделял композиционным задачам.
В 1908 г. закончил реальное училище в Петербурге, поступил в Академию художеств. Его письмо было опубликовано в газете «Бахтриони» от 13 ноября 1922 г. Три экземпляра «лидантЮ фАрам» он послал Ольге Лешковой в Петроград. В настоящее время специалисты по антиквариату высоко их оценивают. У француженки Мари-Сесиль (по-русски Марии Петровны), прибывшей со вторым мужем Пьером Ле-Дантю в Россию из Франции в конце 18 столетия, было трое детей – дочери Сидония и Камилла и сын Евгений Петрович, ставший прадедом художника. Знакомится с братьями Кириллом и Ильей Зданевичами.
Страсть к рисованию, проявившаяся года в три-четыре, лишь только рука сумела держать карандаш, привела молодого человека сначала в студию Я. Я. Во время пребывания на Кавказе в числе первых открыл живопись грузинского художника-самоучки Нико Пиросманишвили. Мы не знаем из чего состоят звезды, но ваша книга – звезда».
Вкратце рассказывал о службе и о сражениях. Будущий художник занимался в студии Я. Я. Ционглинского, далее у Верштейна. Приехавший на каникулы в мае 1912 года брат Кирилла студент Петербургского университета Илья Зданевич включается в поиски петербургского гостя — братьям Зданевичам принадлежит историческая роль в собирании (часто спасении) и сохранении наследия Пиросмани. Знакомится с Ларионовым, Гончаровой, Татлиным и Бартом. 25 августа 1917 г. погиб в катастрофе воинского эшелона под Проскуровым.
Стригалевым. В этой записи-воспоминании упоминаются картины Ле-Дантю, находившиеся у И. Зданевича, а также картины художника, написанные им в Грузии: «Человек с лошадью» и «Счастливая Осетия». Невольно подчиняешься как-то их монументальной убедительности. В ссылке, в селе Чижово Бежицкого уезда Тверской губернии, у земского врача В. В.
И суждено его имени быть маяком, о который разобьется не один прибой». Художник райски легко и светло сводит все это на нет, давая как раз счастье воскрешения. Так мы заговорили. По выходе книги автор заявил: «Это высшая точка.
В марте 1917 г. Ле-Дантю сообщал матери, что стоянка на передовом фронте благополучно окончилась. В первой половине 19 века род Ле-Дантю окончательно обрусел. Друзья узнают о его произведениях из писем из редких командировок в Петроград ничего из сделанного на войне – иконы походной церкви, декорации для перевозного театра, зарисовки и наброски – не сохранилось. Полотно «Сазандар» занимает центральное место и в грузинской серии и во всем творчестве Ле-Дантю. В 1908 году молодой человек окончил реальное училище, а летом 1909 года начал обучение в Академии художеств. Студентом Михаил Васильевич поддерживал близкие отношения с «Союзом молодёжи» – группой молодых, энергичных художников. Фамилия Ле-Дантю в России известна не только в области искусства. Художник и поэт познакомились на выступлении Давида Бурлюка в Троицком театре в Петербурге 20 ноября 1912 г. Вероятно, сразу после гибели Ле-Дантю, в конце 1917 – начале 1918 г. К. Чернявский внес в свою записную книжку запись: «Полдень гения 12».
Прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной лет, погиб в первую мировую войну при крушении, как рассказывали очевидцы, обстрелянного поезда близ Проскурова (ныне г. Хмельницкий), где и был похоронен. Именно тогда художник глубоко и надолго увлёкся народным искусством, в частности, русским лубком. Гончаровой и др. Трагедия в том, как пишут исследователи, что работы этого художника-авангардиста, отстаивавшего идею признания всех «стилей прежде существовавших и сейчас существующих», включались советскими чиновниками от искусства в списки на уничтожение, как малохудожественные.
Художник называл этот прием «перетекающей раскраской». Стригалевым. В другом письме из окопа, находившегося в пятидесяти шагах от противника, он писал: «Должность у меня очень забавная: начальник команды маскировщиков и в связи с этим обязанности, близкие с декоративным искусством, хотя и самой иллюзионистской школы». В Счастливой Осетии ясно горело иное. Командир полка то болен, то отсутствует, словом, я потерял всякую надежду в скором (более или менее) времени предстать перед его очи.
Поверь мне, это дороже всего. Ле-Дантю купил картину «Пирушка мушей» и начал активно искать и покупать работы Пиросмани. Сразу по приезде в Тифлис произошло едва ли не главное событие в его творческой жизни. Вместе с Кириллом Зданевичем в духане «Варяг» на Вокзальной улице он обнаружил картины Нико Пиросмани (это произошло в промежутке времени между 25 марта и 1 апреля 1912 года). Грузинскому циклу произведений самого Ле-Дантю посчастливилось больше других – в Русском музее хранятся два холста из пяти и уцелел «Кавказский альбом», лишь недавно обнаруженный и атрибутированный известным историком искусства А. А. Стригалевым.
После ухода из академии переезжает в Москву. В августе 1918 г. в помещении тифлисского «Фантастического кабачка», в этом приюте литературно-художественной богемы города, Илья Зданевич прочитал доклад «Ле-Дантю в русских худогах», приуроченный к годовщине гибели друга. здесь нет такого культурного заведения, как кафе и всего лишь один кинематограф.
Художник оставил после себя 80 живописных полотен. В 1909 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, но, стремясь выйти за пределы академической системы обучения, сблизился с левым художественным объединением «Союз молодежи», с московскими художниками М. Ларионовым, В. Бартом, В. Татлиным (впоследствии – близкий друг Михаила Васильевича) и др. Потом как-то Илья повёл меня вмастерскую. С 1914 Ле-Дантю начинают привлекать задачи введения «четвёртого измерения» – времени – в живопись.
При перерыве окружные переходы кипели. Пора уже, мне кажется, дорасти до мысли, что только новаторство. Работал земским врачом в селе Чижово Бежицкого уезда.
Целую, Миша». Много церквей, кругом фабрики и среди них базар. Женщина в гамаке разбивает картину, давая труднейшую задачу композиции.
Странно, что раньше я этого не видел и считал, что мои работы имеют одну с ним почву. И достигнув ее, я бросаю эту книгу. В разделе Живопись, Графика на вопрос Кто автор. Одна из них, «Пикушка мушей», была нарисована на клеенке. В 1912 г. приехал в Москву, сблизился с М. Ф.
Маленький Миша с матерью вернулись в Петербург. Уже в три-четыре года мальчик проявил неудержимую страсть к рисованию. Согласно ее публикации, с Ле-Дантю был знаком поэт Колау Чернявский (1893 – 1943), один из активных участников литературно-художественной жизни Тифлиса и верный рыцарь живописи Пиросмани. Осенью 1915 г. Ле-Дантю отправили на фронт. Находясь в окопах, он писал письма друзьям, матери и невесте Ольге.
ссылка Прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной лет, погиб в первую мировую войну при крушении, как рассказывали очевидцы, обстрелянного поезда близ Проскурова (ныне г. Хмельницкий), где и был похоронен. Не рисую я совершенно ничего, если не считать этих несчастных декораций. Потом как-то Илья повел меня и в мастерскую. Сурам– угластые холмы сбашнею, юноша слошадью– разбивали зрителя параличом, отбивая всякую охоту догадываться, сравнивать исопоставлять. Она отправилась в Сибирь вслед за своим женихом В. П. Ивашевым, одним из декабристов.
В контексте оценки личности и творчества Ле-Дантю интересен материал, найденный и опубликованный Екатериной Юдиной в «Терентьевском сборнике» (Москва, 1998 г. ). Художественный уровень сохранившихся вещей, однако, столь высок, что становится очевидным – без исследования работ Ле-Дантю история русского искусства будет неполной. Фамилия Ле-Дантю тем не менее хорошо известна в русской истории. Учился в частных студиях и Академии художеств (1909-1912). Книгу «лидантЮ фАрам» Илья Зданевич начал писать в 1919 г. в Тифлисе, перерабатывал ее в Константинополе в 1920 – 21 гг. середина 1910х. На страницах альбома авторские записи на русском, грузинском, французском языках.
Печально, если настоящий момент используют разные прохвосты, с которыми потом очень трудно будет справиться, так как они как бы приобретут законную почву под ногами. Весной 1915 года в Петрограде устраивается его персональная выставка. Ле Дантю Михаил Васильевич. Студент Ле-Дантю тесно сближается с группой художников, образовавших «Союз молодежи», энергично ищущих новых дорог в искусстве, стремящихся к творчеству, адекватному народившемуся 20 веку. Но погиб, возвращаясь домой, при аварии поезда.
Погиб в Первую мировую войну. Именно там родился будущий художник Михаил Васильевич Ле-Дантю. К сожалению, большинство из них было утрачено. Местом гибели стал украинский город Проскуров, где и похоронили художника. Об этом свидетельствует составленная его друзьями посмертная опись картин. Пробую рисовать.
Хотя и так уж с эстрады заявлялось, что декорации написаны известным петербургским футуристом, но все же за них получена благодарность в приказе, на чем и можно поставить точку. Автор оперирует преимущественно оттенками глуховатого синего или зеленовато-серого и коричневого (сказалось влияние кубизма), всюду проглядывает фактура холста. Он выстоял в сражениях с врагом. В окопах первой мировой войны он проводит последние месяцы своей жизни. Грузинскому циклу произведений самого Ле-Дантю посчастливилось больше других – в Русском музее хранятся два холста из пяти и уцелел «Кавказский альбом», лишь недавно обнаруженный и атрибутированный известным историком искусства А. А.
Родился в семье политического ссыльного, земского врача. В 1908 году Михаил Васильевич закончил Третье реальное училище. В письмах к О. И. Лешковой Михаил Васильевич не забывает и о своем друге Илье Зданевиче. В 1908 году Михаил Васильевич закончил реальное училище. Так мы заговорили.
В их колористической гамме сквозит дух подчеркнутого пуризма. Выработал концепцию всёчества, заключающуюся в усвоении и переработке всех стилей мирового искусства (трактат Живопись всёков, 1914). Участник выставок русского авангарда Ослиный хвост (1912), Мишень (1913) и других. Во избежание осложнений, это щекотание может производить лишь ощущения приятные.
участвовал в подготовке эпатажной выставки «Ослиный хвост». Первая мировая война коснулась и Ле-Дантю. К. Чернявский описал облик самого художника и свое впечатление от увиденных картин. 1912Осенью 1915 года его мобилизуют на фронт. Во-вторых, фамилия известна благодаря подвигу другой сестры, Камиллы Ле-Дантю. Он включился в борьбу М. Ларионова с другими группами российского авангардного движения (в частности, с «Бубновым валетом»).
Ларионовым, Н. С. После, при спорах сосцены, Михаил Васильевич ратовал засоборность, проще– заартель художников. Приехавший на каникулы в мае 1912 года брат Кирилла студент Петербургского университета Илья Зданевич включается в поиски петербургского гостя – братьям Зданевичам принадлежит историческая роль в собирании (часто спасении) и сохранении наследия Пиросмани.
Полотно «Сазандар» занимает центральное место и в грузинской серии и во всем творчестве Ле-Дантю. М. В. В 1917 году погибает во время катастрофы военного эшелона. Михаил Васильевич Ле-Дантю принадлежит к числу живописцев, сумевших за молниеносно-краткий жизненный срок, отпущенный ему судьбой, в полной мере реализовать свой дар, стать истинным художником, мастером. Прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной лет, погиб в первую мировую войну при крушении, как рассказывали очевидцы, обстрелянного поезда близ Проскурова (ныне г. Хмельницкий), где и был похоронен.
В голове сидят пикассовские формы с последнего визита к Щукину. Обретаюсь в новом Дохло-Собачинске именуемом Егорьевском. Пиши мне побольше, родная, об этом, обо всем, что тебя лично и нас обоих касается. В 1908 году Михаил Васильевич закончил реальное училище. Прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной лет, погиб в первую мировую войну при крушении обстрелянного поезда близ Проскурова (ныне г. Хмельницкий), где и был похоронен. А. Крученых назвал книгу «великолепной». Женщина вгамаке разбивает картину, давая труднейшую задачу композиции.
В живописных работах этого времени преобладает стилистика лучизма. Глубокая ошибка считать Пикассо началом. Страшно обидно, что нельзя мне самому принять участие в этом благом деле. Ле Дантю был соратником М. Ф. Ларионова и, по некоторым данным, автором концепции лучизма.
В связи с этим изучает теорию и историю искусства. Но род Ле-Дантю славен не только этим.
«Человек он прямо гениальный», – пишет Ле-Дантю матери и, еще не зная имени мастера, покупает первую картину она написана на клеенке и называется «Пирушка мушей». Русский художник-авангардист. Сам он переписывался со своим близким другом художником Н. Ф. Лапшиным.
Особое внимание привлекали работы, навеянные странствиями по Грузии. Полугодовое пребывание художника в Грузии знаменательно одним выдающимся событием: в прогулках вместе с Кириллом Зданевичем по уличкам колоритного старого Тифлиса Ле-Дантю обращает внимание на поразительные картины неведомого художника-самоучки, украшающие стены духанов и трактиров, служащие вывеска ми и «рекламой» лавок. В 1911 году Михаил Васильевич участвует в постановке народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» стихия русского лубка надолго увлекает его, прививая вкус к народному искусству. В 1913 г. подписывает коллективную декларацию русских художников – манифест "Лучисты и будущники", один из самых дерзких документов футуризма, провозглашающий одновременно ориентацию на Восток и восхищение ритмами и формами современной городской жизни.
Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее (Мальчик и граммофон, 1913), музеях Казани, Орла, Самары, Томска, Ярославля. Той же осенью Ле-Дантю проходит 4-х месячное обучение во Владимирском военном училище (Петроград), а через два года прапорщик Чердынского (. ) полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной лет, погибает при крушении обстрелянного поезда (Стригалёв, 1989) или от рук дезертиров под колёсами того же поезда (Шатских, 2010). Студент Ле-Дантю тесно сближается с группой художников, образовавших Союз молодежи, энергично ищущих новых дорог в искусстве, стремящихся к творчеству, адекватному народившемуся 20 веку. Тёмный ход, нависшие какие-то антресоли.
И в училище и на фронте Ле-Дантю работает лишь урывками.