Мифы про египетских богов рассказывают невероятные истории, в которых глаз Осириса выступает отдельным героем или предметом. Мифы про египетских богов гласят, что он – отец Сета, Осириса, Нефтиды и Исиды.
Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом.
Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли. Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. Жена Амона, богиня неба Мут и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Ее зооморфное изображение — корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы.
После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый – с Гором. Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца. Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат.
Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Сестра и верная жена Осириса. Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период.
Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Они тайно изготовили сундук, которому не существовало равных по красоте. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо).
Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. Он отражён в мифах. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей.
ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней.
Согласно мифу. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда – крылатого солнца.
Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы. до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Она очень трудна в понимании из-за своего перенасыщения всевозможными символами.
Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Боги Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая.
Изначально иерархия богов всякий раз получала переориентацию в зависимости от того, в какой район Древнего Египта переносили столицу, а с солнцем — Pa — отождествлялись главные местные божества. см. рис.
Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.
Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. На пиру Сет предложил сундук в подарок тому, кто ляжет в него и кому он подойдет по размерам. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. «небо») – богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце.
Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел.
Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Египетский миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться и потому создал холм или, вернее, остров Бен-бен.
Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Их сохранению, питанию, ритуальному укреплению каждой в отдельности уделялось огромное значение в Египте. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
В тот год страна получила прекрасный урожай. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле.
Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.
Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила.
Понять их посредством холодного разума практически невозможно. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один.
Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире. Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором).
Однако оставаться с живыми после своей смерти Озирис уже не мог. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным.
Из этого океана и поднялся Хепри. Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик. Душу умершего приводил на суд в подземное царство бог-шакал Анубис. Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды.
А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом. Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них. Стивенсона. Эти боги составляли известную Гелиопольскую Эннеаду или Великую Девятку богов, в которой особенно выделялся Осирис.
Центром культа Аписа был Мемфис. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила.
«дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом.
Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. Он ушел в подземное царство и начал там править.
Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. 10).
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка).
Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой – Огненный холм.
Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.
Это так называемая Великая Восьмёрка. Богиэннеадысчитались первыми царями Египта. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту.
Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух.
е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор.
ниже). Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов.
От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха.
Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.
В тот год страна получила прекрасный урожай. После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»).
Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян2.
Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля.
Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. Атум — древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады.
Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв.
Трон Осириса на земле переходит к Гору. В Гелиополисе особо почитался бог Солнца. ниже) и демиург (творец вселенной).
Откройте для себя удивительную цивилизацию. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1.
Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. Жестокими и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек – бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет – владыка ветров и пустыни, Сехмет – богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям.
Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение». Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.
С прекращением приносящего засуху знойноговетрапустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока — дочери Ра Тефнут. Идёт Хатор к своему дому.
Вот такое вот разнообразие.
Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много. Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой. Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. В мифологии Древнего Египта есть какая-то особенность.
Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис.
С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.
Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений.
рис. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия.
Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила.
Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Многие примеряли сундук, но не было равных Озирису телосложением. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.
Мут, египетская богиня (собственно «мать») — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Когда Гор вырос, он победил Сета. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их.
Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. Всего 200 лет назад французский ученый Ж. Ф. Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы и вернуть из забытья мифы, легенды, сказания древней цивилизации. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий.
Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. Список даёт персонажи в алфавитном порядке.
В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Исида изображалась с троном на голове. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару.
Я чистый, я чист, я чист. ». Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты). Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды.
Остальные боги превратились в их слуг или родственников, однако полностью. Хор (Гор) – (букв. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.
Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. И были найдены все части, кроме фаллоса. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум.
Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. рис. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову.
Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором. Согласно мифу. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.
Ра изображали в виде человека с головой сокола, которую венчал солнечный диск, обвитый змеёй. Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести. рис. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Победив Сета, Гор воскрешает отца.
Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.
В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно и взяла от существа его и зачала и родила от него ребёнка». Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге.
Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери».
Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Крокодилополь), столица Фаюма. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов.
У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли и Нут, богиня неба. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Основанная на религии, египетская цивилизация подчинялась строгим законам.
правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Также почитался бог подземного царства Анубис бог мудрости, письменности, луны и изобретатель иероглифов Тот атакже Хапи – бог реки Нил. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда — крылатого солнца. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса.
«небо») — богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул князь князей давал ему право считаться правителем Египта. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах.
О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта. Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека.
Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. После падения на землю слезинки превратились в людей. Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Эти божества являются основой творения.
Шу разъединил супругов. Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх.
Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному и боги в них выступают в различном облике. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. 9).
Наиболее крупный и самый древний храм Амона — Карнакский храм в Фивах. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых.
Ее зооморфное изображение – корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей.
Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек.
О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. рис. 2), сборники заупокойных текстов.
На ладьях тело переправляли в нижний храм. Шу разъединил супругов. Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь.
После смерти быка торжественно хоронили. Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей. Сехмет – (букв. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить.
Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис.
Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления.
Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги.
Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Когда Осирис вернулся, в его честь устроили пир. Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин».
Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Но убить Сета сын Исиды так и не смог. В третий – сын Геба Сет (Сутех). Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е.
Во времена возвышения культа бога Амона она становитсяматерью, супругой и дочерью Амона. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон. Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести.
Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Представление о водном просторе из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно граничит с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. И древнеегипетская не является исключением.
Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела». Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Речные волны вынесли ящик с телом Осириса в море, но ветром и волнами его прибило к берегам египетского Библа.
Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости). Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра.
И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Согласно царскому похоронному ритуалу, процессия с останками фараона, в последний раз пронеся тело фараона по дворцу, направлялась к Нилу.
Что же это за порядок устройства мира и Космоса. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора.
Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе. е. «первый из мертвых»).
В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца.
Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») — бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена — богиня неба Мут и сын — бог Луны Хонсу. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией.
Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. до н. э. ).
Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага)– ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Сет был изгнан и он стал богом пустыни и зла. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив).
В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Изида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор – сын Исиды и Осириса.
Урожай винограда зависел от бога винограднойлозыШаи. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески.
Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.
Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.
В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШуи Тефнут (богавоздухаи богиню влаги). Причём, данное слово «предел» относится и ко времени и к пространству, вот таким образом Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. Сет олицетворял злое начало.
Изида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить.
Считалось, что его магическая сила — источник плодородия земли. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию. Сказания смешивались, переплетались, как в фольклоре многих народов мира. В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охотыОнурис.
Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун или Первоокеан. Однако, случилось несчастье. По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме.
Землю же Осирис завещал своему сыну, Гору. Поиски частей тела продолжались двенадцать дней. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа».
Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса.
Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. Я не причинил обиды людям, я не убиваемый, я не делал зла. до н. э. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах.
Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»).
Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных.
Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет.
(О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид». Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию.
Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах.
В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших. Ему же сундук очень понравился и он решил также попробовать.
Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Воплощением земли в одних номах был богГеб, в других —Акер. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд.
Только после многочисленных попыток предпринятых рядом ученых в 1822 Франсуа Шампольону французскому филологу удалось прочитать египетские иероглифы, что явило всему миру таинственные древнеегипетские мифы, сказки. Даже появился Он, согласно преданию из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Процесс создания мумии снова претерпел изменения.
Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Так появился на свет Гор.
Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны). Когда сундук был готов, Сет со своими сообщниками устроил званый пир, на который и пригласил Осириса. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е. Позднее возникают представления о том, что умершие (т.
Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него. Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила».
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты.
Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. Но было и много загадок, где одной из главных оказалась письменность древних египтян. «Не бойся, ничтожный, не бойся.
Дневное солнце – бог Pa, а вечернее – бог Атум. Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. Жена бога Пта. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду. Сет (Сетх, Сутех) — в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды.
Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения.
Население Египта встречало богиню песнями и плясками. Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет.
Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвыхХентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.