Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Оно готово проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша.
– «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). Ибис считался священной птицей Тота. Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Распоряжались же ими жрецы.
О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них. Пряталась она от Сета в густых зараслях на берегу Нила.
Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Сначала эта богиня изображалась в виде злобной львицы, мстительной и воинственной.
Вначале они вскрывали тело, вынимали из него внутренности и опускали их в погребальные сосуды – канопы. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи. Мифы о богах и их деяниях – добрых и злых – египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов изображали на стенах подземных усыпальниц. Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин».
Я не пренебрегал богами. Шу разъединил супругов. Которые (объединения) выступали бы в целом перед лицом власти как нечто единое, как субъект особого права. Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими.
Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Таким образом, заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.
Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. Данные плюсы в положении власти одновременно были и минусами для неё. Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа.
Богиню Баст изображали не только в виде кошки, но и в виде женщины с головой кошки. В данном обществе отсутствовала какая-либо иная структура, кроме функциональной. Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к духовным источникам древнеегипетского искусства. А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом.
Идёт Хатор к своему дому. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха. Его изображали в крокодила виде либо в виде человека с головой Центр. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку).
О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне. В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. Даже в более поздний период долина Нила служила настоящей житницей Римской империи.
Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Никаких других оснований как у социального, так и у имущественного статуса не было.
Так она стала фараоном. Тоту приписывалось создание интеллектуальной всей жизни Египта. Государство брало на себя всё. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить.
Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1. Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на протяжении десятков лет: в рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя зрителя своим величием и мощью (статуи Рамсеса II в Абу-Сiмбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 м из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др. ). до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Он ушел в подземное царство и начал там править.
Своего железа Египет не знал и оно почти не применялось в производстве и обиходе. Дневное солнце олицетворял бог Pa, в виде человека с головой сокола, а в вечернее время – бог Атум. Пчел разводили для получения меда, причем это занятие являлось царской монополией. Но это уже были реалии позднего этапа политического государства. Причём второй вид присваивающего жизнеобеспечения должен был предшествовать первому.
Однако оставаться с живыми после своей смерти Озирис уже не мог. е. их душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. Экономика Древнего Египта в основном базировалась на земледелии. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Имущественное право В силу слитности общества и государства (единства партии и народа), нерасчленённости их существования, не было и отдельных понятий общественная (а тем более, частная) земля (имущество, люди), государственная земля (имущество, люди) (я избегаю использовать термин собственность, как это принято между советскими учёными): всё это легко укладывалось в понятие царская земля (имущество, люди). Ра изображали в виде человека с головой сокола, которую венчал солнечный диск, обвитый змеёй. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи).
В четвёртый день родилась дочь Тота Исида, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умерших на Загробном Суде. Нянчила там маленького сына – бога Гора. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Рельефы и росписи в заупокойских царских храмах содержали, с одной стороны, сцены, прославившие царя как могучего владыку, – битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты – и как сына бога (царь среди богов), а с другой – ритуальные изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.
Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. рис.
Сестра и верная жена Осириса. Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Кошка была символом богини Баст – дочери бога солнца Ра. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Не было самобытия народа в противопоставлении бытию политического аппарата. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.
На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески.
Они тайно изготовили сундук, которому не существовало равных по красоте. Однажды Ра попросил Тота побыть вместо него на небе, пока Ра ходил по подземному миру. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШуи Тефнут (богавоздухаи богиню влаги). до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Египетский миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. рис. 2), сборники заупокойных текстов. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия.
На ладьях тело переправляли в нижний храм. Гор вступился с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Единственным основанием тут являлась функция (ибо части в целом различаются функционально). Непосредственно само слово «иероглиф» произошло от греческого слова hieros (священного) плюс glypho (надписи).
Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Что и отражалось в описанном выше положении даже высшего египетского чиновничества. Образовывались родо-потестарные общины, а затем государства. Я не лгал. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Но убить Сета сын Исиды так и не смог.
Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Но кого. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см. Богам поклонялись исполнялись специальные обряды. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись.
А так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором).
до н. э. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы. Сам фараон также не являлся частным лицом, не имел, например (как и все прочие), какого-либо особо выделенного своего участка, противопоставляемого земле общества в целом (все его дачи были, так сказать, государственными).
Вот таким образом сотворение мира приписывалось Атуму. Землю же Осирис завещал своему сыну, Гору. Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. Я не говорил дурного о царе.
Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему. Женой Тота считалась богиня порядка и истины Маат. Это название удержалось и в науке. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. А праведника пропустят на чудесные поля мертвых.
Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта.
Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Если же человек прожил жизнь с «Маат в сердце», то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам. Он мог с полным правом заявить: Всё вокруг египетское, всё вокруг моё.
Жена бога Пта. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Я чист, я чист, я чист, я чист. Представления и верования египтян определили и требования, предъявлявшиеся к скульптуре.
Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Что уж говорить об остальном – простом населении. Постепенно мастаба усложнялась, в ней появились коридоры, залы и кладовые. Показания умершего записывает бог Тот.
В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно и взяла от существа его и зачала и родила от него ребёнка». Знание иероглифической письменности было потеряно еще до начала девятнадцатого века, когда француз, которого звали Жан-Франсуа Чамполлайон (Jean – Francois Champollion) (годы жизни 1790 – 1832), смог расшифровать эти письмена. Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию. Функциональность в Египте При такой исходной точке первыми шагами в обретении личного статуса должны были стать: индивидуализация бытия индивида, выделение его из группы, а затем – увязка его положения с конкретной функцией.
Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Эти изображения служили нескольким целям. см.
Так появился на свет Гор. в Египте рождается вероучение, согласно которому умершего ждет Воскресение.
Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Последний также рассматривался в качестве совершенного хозяина и распорядителя всего и вся. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см.
Здесь отсутствовала разделённость общества (не в теоретическом смысле термина) и государства: первое в своей организационной структуре полностью сводилось ко второму. У глифов есть как семантические, так и фонетические ценности. Но для существования в «царстве мертвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Дневное солнце – бог Pa, а вечернее – бог Атум. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Хотелось бы также сказать, что египетский язык – это язык семито-хамитской семьи языков.
Этот статус сам по себе никоим образом не соотносился с общественной функцией. Я не приказывал убивать. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения.
Это так называемая Великая Восьмёрка. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). И в этом же состояла их важнейшая отличительная черта. Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе. Из этого океана и поднялся Хепри.
Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Но какое отношение имеет всё это к Древнему Египту, спросите вы. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном.
Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги.
Позднее, приняв обличие кошки, она стала почитаться как богиня любви и плодородия. Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила. В верхнем храме было обязательно наличие большого коридора, центрального двора и ниши, где располагалась статуя фараона.
Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амон-Ра. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца.
В рельефах и росписях, декорирующих стены гробниц, полнее всего проявилось сочетание геометрической правильности с острой наблюдательностью, характерное для всего египетского искусства. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления. Но такой зоной как раз и являлась долина Нила. Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. рис.
рис. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться и потому создал холм или, вернее, остров Бен-бен. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить.
Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Лишь сложившаяся глубокая вера в богов позже могла подвигнуть многие поколения людей на строительство грандиозных храмов и усыпальниц. Золото и в меньшем количестве серебро египтяне получали из юго-восточной пустыни и Нубии. Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида.
Согласно мифу, когда Ра состарился, а перестали люди его почитать и даже "замыслили него против злые дела", Ра немедленно собрал богов совет во главе с Нуном (или Атумом), на было котором решено наказать род человеческий. Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему. Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л.
Какая жалость, что те, кто использовали подобные устройства в прошлом начали злоупотреблять своим знанием, тем самым погрузив последующие поколения во тьму незнания. Хор (Гор) – (букв. Ветви его обвились вокруг ящика, укрыв со всех сторон, что за роскошным стволом его не стало видно.
В результате этого процесса в данном районе довольно быстро (конечно, в исторических масштабах) образовалась перенаселённость. Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Изначально это слово, слово иероглиф использовалось Клементом (Clement) из Александрии. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. При храмах находились жрецы – служители богов. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. Египтологи не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, обладали ли древние египтяне математическими знаниями, сравнимыми с сегодняшними. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба.
Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Этим богом был Себек – древнеегипетское божество воды. Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий. Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой.
Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Понять их посредством холодного разума практически невозможно.
Сехмет – (букв. Опуститься до собирательства, а затем и до производства охотники могли, лишь исчерпав жизнеобеспечивающие возможности охоты вообще. Верили также, что в ином мире это будет способствовать соединению Ба и Ка.
Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Первые мифы в Египте были написаны, точнее сказать, рассказаны, ещё до возведения знаменитых пирамид. Вот такое вот разнообразие. Главными культурами были ячмень и эммер (разновидность пшеницы), к которым затем добавились другие зерновые. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Родственные связи, как отмечалось, представляют собою природный феномен. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон-Ра. Так появилась луна.
Если чаши весов выравнивались, то умерший попадал в Поля Иару, то есть в рай. Но было и много загадок, где одной из главных оказалась письменность древних египтян.
Воскресший Осирис свой передал трон в Египте Гору, а сам царем стал загробного мира. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.
Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. Когда Гор вырос, он победил Сета. Я чистый, я чист, я чист. ». Даже древние грекииримляне, по большейчасти, воспринимали египетские мифы какфантастические легендыипытались их толковать сприсущим им здравымсмыслом. Ему же сундук очень понравился и он решил также попробовать.
Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». У некоторых богов имена менялись согласно времени суток. Древняя мифология Египта обладает удивительными особенностями, которые заключены в многочисленных символах, скрывающихся за обыденными событиями. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4.
Мифы говорят о том, что умершие (т. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. По мнению некоторых, этот древний сюжет не остался без влияния и на образ воскресшего Христа. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты.
В Гелиополисе особо почитался бог Солнца. до н. э. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире.
Ибо помимо и вне её никаких частных имущественных прав на что-либо не было (как и в СССР). Однако такой переход, как известно, ставил под удар существование больших сообществ людей, сформировавшихся как классические родовые коллективы. до н. э. ) "Тексты саркофагов", считанных с саркофаг эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв.
Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Осирис был сыном старшим бога земли Геба и богини Нут неба, братом и мужем Исиды. Трудно подсчитать объем трудов и средств, которые уходили на строительство пирамид. Эти и другие явления хорошо описаны и не традиционно осмыслены в книге проф. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи.
Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Воплощением земли в одних номах был богГеб, в других —Акер. Богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных.
В гробнице Тутанхамона найден изящный железный кинжал с золотой рукояткой. Номовая структура в Египте отражала именно эту организацию, а не была общинной. Известно, что его дочерью сестрой или (женой) была богиня письма атрибут Сешат Тота — палетка писца. Трон Осириса на земле переходит к Гору.
Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца. Для ежедневного письма использовалась культовая письменность. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа». Главной процедурой этой похоронной церемонии было открывание рта умершего и прикосновение к нему с помощью заостренного плотницкого топорика.
Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».
В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Еще на заре истории египтяне ткали из льна хлопка в Древнем Египте не знали, а одежда из шерсти использовалась крайне редко. Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Соответственно и в египетском обществе (где к тому же половозрастные группы разрушились как непригодные для функционирования в новых условиях) не было объединений людей с внутренними конституциями.
Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. К Себеку обращались фараоны за помощью в битвах. Сказания смешивались, переплетались, как в фольклоре многих народов мира. Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших.
Данные чиновники рыскали по стране, комплектуя из населения рабочие отряды. Первоначально бог-сокол как почитался хищный бог охоты, когтями добычу в впивающийся. Скот играл столь важную роль в экономике, что первые фараоны исчисляли время своего правления по производившимся каждые два года переписям стад. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Могущественные самодержцы принуждали многотысячные армии работников тяжко трудиться на них из года в год – высекать гранитные блоки в каменоломнях, доставлять их к месту строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники – и так до тех пор, пока гробница не будет готова принять тело повелителя.
Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. Это был чисто юридический, правовой статус с дальним экономическим прицелом. Женой Тота была богиня истины и порядка. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун».
Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). В результате производители в Египте не являлись в своём трудовом процессе автономными. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли и Нут, богиня неба. В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила».
Население Египта встречало богиню песнями и плясками. Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила.
Для гробниц фараонов применялся известняк. ниже). Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Раз последний не находил себе опоры вне социума, то он мог основываться лишь на чём-то внутри него.
Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. На этом куполе прикреплены небесные светила, над небом будто бы живут боги. Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны). Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба.
В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Может быть, бога воздуха и ветра. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций.
Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. Письменность древних египтян долго не могли расшифровать и только в 1822 году французскому филологу Франсуа Шампольону (1790 – 1832) удалось разгадать тайну египетских иероглифов. до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Люди пытались найти ответы на извечные вопросы: как зарождается жизнь и что становится с человеком после смерти.
И какими бы чуждыми и неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй.
Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат. – но не для Египта. В тот год страна получила прекрасный урожай.
Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис.
На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Аналогичным примером служат иероглифы, которые изображают кота, miw.
И вот тогда нам открылась вся красота и таинственность древнеегипетских мифов и сказок. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Центром поклонения Себеку был город Шедит.
Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Богов изображали в виде животных, с головами птиц и зверей, были боги-скорпионы, змеебоги. Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Мифы играли в жизни египтян очень важную роль: они были тесно связаны с религиозными представлениями, в них верили и считали, что от мифических богов – зависит судьба человека. В родовой же общине все существенные отношения сводились не к внутри-, а к внешнегрупповым – к отношениям социальных слоёв (половозрастных групп).
Урожай винограда зависел от бога винограднойлозыШаи. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш позднейших учений о первоэлементах мира и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога. Аппарат в своей массе вплоть до самых верхних этажей (за исключением только самого фараона – обратите внимание на эту исключительность. ) формировался вовсе не по родственному или какому-нибудь иному особенному признаку, а вербовался из тех же общинников по принципам грамотности, сметливости, обладания организаторскими талантами. Древний Египет – этогосударство, существовавшее вдолине Нила примерно с 3000 по 30 г. до н. э., которымправили фараоны.
Но в глазах фараонов и их подданных пирамиды имели важное практическое значение. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей. Эта корона представляет собой как бы соединение корон Верхнего и Нижнего Египта в одно целое и символизирует объединение страны и власть над ней.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. е. «первый из мертвых»). Соответственно, во-вторых, все значимые связи людей в данных родовых организмах носили сугубо социальный и тем самым исключительно функциональный характер (и именно вот таким образом предназначались только для внутреннего употребления, не выходили за рамки конкретных родовых коллективов). Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч.
Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет.
Исида же стала защитнецей жен и матерей. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Что же это за порядок устройства мира и Космоса.
Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских – в желтый. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм.
Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Сет олицетворял злое начало. Тот Когда возвратил в Египет Тефнут (или как, Хатхор говорится в одном из мифов), природа Тот.
Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы).
Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной.
Правда, он не сильно убивался по поводу этого правового казуса (фараоны при хорошем питании всегда отличались крепкими нервами) ибо зато на деле обладал всем. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эти божества являются основой творения. Египетское искусство едино и в живописи и в рельефе и в круглой скульптуре, т. к. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.
крокодила его культа — город Хатнечер-греч (Собек.
Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией. Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. Осирис умер.
Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. пивом, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, своим провозгласив наместником на земле Геба, поднялся на небесной спину коровы и оттуда продолжал править Древние. В это время Ба (душа) выходит через рот и считалось, что это должно возродить все телесные способности для новой жизни. Причём, что характерно, о личной преданности вождю даже не было особой речи. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством.
"Владыка времени", он его разделил на годы, месяцы, дни и вел им Мудрый. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Закономерно, что в этих условиях законодательство и не развивалось. И древнеегипетская не является исключением.
В Додинастическую эпоху Египет делился на две враждующие области – Верхнюю и Нижнюю (по течению Нила). Сие происходило по двум причинам: из-за большой массы (целостности) и сильного тяготения самих данных структур и ввиду отсутствия на соответствующем уровне развития каких-либо иных значимых связей людей, кроме чисто социальных. Бог "всеми управлял языками" и сам считался языком Птаха бога. Разумеется, всякое целое стремится к самовоспроизводству (в силу обратной инерции частей), а вовсе не торопится погибнуть.
Поразительна жизненность взгляда этих серо-голубых глаз. Так, например утреннее солнце одецетворял бог Хепри: в виде жука-скарабея он катал солнечный диск до зенита. Крокодилополь), столица Фаюма. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость.
Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Учиться, учиться и учиться.
Фараон был воплощением общественной власти и в силу этого верховным распорядителем всего. Сехмет Богиня (Хатхор) в образе львицы убивала и людей пожирала до тех пор, пока ее хитростью не напоить удалось красным, как кровь, ячменным Опьянев. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Сказания смешивались и переплетались, как в фольклоре любого народа мира.
Второе, безусловно, было предпочтительным и даже единственно возможным. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология. Внутри Земли будто бы находится царство мертвых. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести.
Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах.
Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии.
Гором Гор вырос, он отомстил Сету. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела». Гробница, по верованиям египтян, должна была стать домом вечности фараона. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Только после многочисленных попыток предпринятых рядом ученых в 1822 Франсуа Шампольону французскому филологу удалось прочитать египетские иероглифы, что явило всему миру таинственные древнеегипетские мифы, сказки. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Во время Фестиваля долины Фив семьи открывали могилы и приносили еду своим предкам. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Конкретные поселения не представляли собой особых потестарных общностей, осуществлявших самостоятельное руководство своей жизнью и своим воспроизводством: это руководство отчуждалось в особую функцию всеобщего характера, как это было свойственно родовой общине, не имевшей внутреннего деления на различные субъекты власти. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян.
Ибо для масс личностные отношения с фараоном были практически не актуальны, а идеология в насаждении индивидуальной любви к власти просто не нуждалась: преданность (подчинённость) вождю была преданностью (подчинённостью) социуму, который (социум) воплощал вождь и которая (преданность) была само собой разумеющейся частью ментальности. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух.
Основой жизни был хлеб, а любимыми напитками пиво и виноградное вино. И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей. Вот таким образом египтяне очень заботились о сохранении тела умершего.
рис. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только власть имущих и в первую очередь обожествляемого фараона. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. часто Тот изображался вместе с павианом, одним из священных его животных.
Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Настала очередь Осириса. мифов Ряд о Ра связан с представлениями египтян о смене года времен.
Он бог – сил природы. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца).
Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона).
Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям и он решил прекратить свою кару. Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. Также она защищала людей от болезней и злых духов. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида).
Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик. При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение». Надо было менять способ жизнеобеспечения. Бог Осирис вместе с другими богами вершит над покойным суд.
Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы. Прежде всего надо было создать других богов. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвыхХентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т.
Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Так, египетские математики умели извлекать корни и возводить в степень, решать уравнения, были знакомы с арифметической и геометрической прогрессией и даже владели зачатками алгебры: при решении уравнений специальный иероглиф «куча» обозначал неизвестное. В этом городе был построен большой храм-лабиринт, в котором жил крокодил – земной «представитель» бога Себека. Прилет ибиса-египтяне Тота связывали с сезонными разливами Нила. Всякий раз противнику, не уступавшему корону и власть в Египте, удавалось спастись и излечиться от ран.
Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. По его наущению они стали восхищаться коробом и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту.
Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. После их объединения фараоном Нармером в централизованное государство страна продолжала административно делиться на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов Нила до Иттауи) Египет и Нижний (Мемфисский ном и Дельта) и официально именовалась Две Земли. Но, с другой стороны, чисто функциональная наполненность социального статуса, разумеется, создавала представление о низких функциях (каковыми были, конечно, в основном, физически тяжёлые виды деятельности), о низком положении ремесленников, земледельцев и т. п. (Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов – его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – умерщвление бога). Крокодилополь), столица Фаюма. Это обусловливало самоценность и самостоятельность их бытия.
«Не бойся, ничтожный, не бойся. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности.
Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф).
Однако, случилось несчастье. Власть имела дело с каждой конкретной личностью-подданным напрямую. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Социальный статус носил не личный, а групповой характер.
Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Таким образом, были объединены звук w с изображением кота. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». Но превращение родственных связей в форму социальных, конечно, рано или поздно ставило в повестку дня вопрос о разделении труда, о монополизации лучших функций старшими (не в смысле возраста, а в смысле родовитости, высшего статуса) членами социума и целыми их группами и о спихивании худших – младшим. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Эти жрецы проводили постоянные церемонии в молельне склепа.
Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун или Первоокеан. Идея ступенчатой формы, вероятно, связана с подъемом к солнцу и к небесам. А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. Само население рассматривало это как норму и, возглавляемое конкретными руководителями, писцами-учётчиками и надсмотрщиками (ведь главное в любой организации, как правильно заметил позже основатель новейшего деспотизма, – учёт и контроль), под развёрнутыми знамёнами дружно принималось за дело: пахало, сеяло, собирало урожай, рыло каналы, строило плотины и пирамиды-мавзолеи для своих вождей.
Разумеется, в период становления единого государства фараону ещё приходилось делиться данной совершенной властью над населением со своими приспешниками, с вельможами, номархами, то есть высшими правителями областей (возможно, даже столь же традиционными, как и сам царь-завоеватель). Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Осириса чудесное Око Гор дал отцу проглотить и тот ожил. Родственный род, основывавшийся именно по принципу родства, а вовсе не во имя решения задач конкретного воспроизводства (то есть не являвшийся реальным хозяйственно-практическим единством), а также и родственная община как чисто пространственное скопление и потестарное соединение множества отдельно хозяйствующих и однородных (то бишь не различающихся функционально) линиджей в этом плане родовым образованиям и в подмётки не годились. Он отражён в мифах.
Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Сет был изгнан и он стал богом пустыни и зла. Введение. Я не завидовал. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.
Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. до н. э. ). И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Ганса Айзенка и доктора Карла Саржента под названием Объясняя необъяснимое. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца.
А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Его обычно изображали с головой птицы ибиса на человеческом теле. – ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Бог Тот был не только богом луны, но и богом мудрости, счёта и письма.
Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени.
В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охотыОнурис. Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Из овощей были известны чеснок, лук-порей, огурцы. Его часто изображали в виде крокодила, а ещё – с крокодильей головой на человеческом теле. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Умерший, стоя в белых одеждах, клянется:Я не делал зла.
Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Ра, видевший, что мир пустеет, так как никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира.
Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Сет завидовал Асирису и ненавидел его. Древние египтяне почитали бога луны Тота так же, как и верховного бога Ра.
Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат, находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса. Но, эта культура всегда была загадочна. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость.
Добывали на Синае и бирюзу. В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. волосы у всех черные, одежды белые.
Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. И были найдены все части, кроме фаллоса. Самым главным богом египтяне считали Солнце.
У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Бог Тот с павианом 1340г, Бронза. Его символом считался жук скарабей. Специальные экспедиции отправляли по Красному морю к берегам современного Сомали для покупки предметов роскоши и благовоний (ладана, мирры и др. ), необходимых для богослужений.
Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. изображённые в виде иероглифов на камнях. Соотношение и комбинации глифов базировались частично на артистических соображениях.
Все собравшиеся по очереди стали примерять его на себя, но он не годился ни для кого из них. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»).
Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую — фигурку богини правды Маат. Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Всё это было граничит с исходным характером родовой общины. На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области.
архитектуры. Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. После этого Ра оставил своим наместником на земле бога Геба, а сам взошел на спину небесной коровы и там продолжает править миром. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба).
Если он проводился с нарушениями, это могло отразиться на вечном состоянии умершего. Летний зной гневом объяснялся Ра на людей. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Ограбление или разрушение могилы воспринималось как сокрушительный удар, так как вследствие его умерший лишался поддержки в загробной жизни и памяти живущих. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом.
И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь. Я не поднимал руку на слабого. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян.
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в период Эль-Амарны – в первой половине XIV в до н. э., когда в скульптуре преобладали строго реальные черты). Отныне именно власть (за неимением других подходов) стала определять, кому из членов социума чем заниматься, обеспечивая совместное воспроизводство. Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Под покровительством его находились все архивы и знаменитая Гермополя библиотека, центра культа Тота.
Затем мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Соответственно, сама должность и рассматривалась как основной объект собственности. Глазам отца всего сущего придавалось особое значение.
Его символ — солнечный распростертыми с диск крыльями. После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. В противовес этому, например, родственная связь имеет исходно биологическую природу, обладает собственным существованием и содержанием, не сводящимся только к какой-то её социальной роли (отчего эта связь и могла прослеживаться за пределами отдельных социумов, носила космополитический характер).
бога Собека искавшие его защиты, воду пили из озера и кормили крокодила деликатесами. архитектором Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Древние египтяне считали, что письменность была изобретена богом Тотом и называли свою иероглифическую письменность mdwt ntr (слова бога).
В подчинения знак он положил Сету на голову сандалию Свое. Когда Осирис вернулся, в его честь устроили пир. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых».
Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына.
волшебное Свое Око, вырванное Сетом в начале Гор, битвы дал проглотить мертвому отцу. Я не причинил обиды людям, я не убиваемый, я не делал зла. Указанное вызревавшее разделение труда находило себе соответствующее идеологическое оформление и оправдание. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. Исида изображалась с троном на голове.
9). Важное значение придавалось также рельефам и росписям, покрывавшим стены гробниц и храмов. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. Причём, данное слово «предел» относится и ко времени и к пространству, вот таким образом Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир.
На этом Тот основании идентифицируется с греческим вестником богов который, гермесом считался психопомпом ("ведущим души"). Стоит ещё отметить высочайший уровень функциональной специализации, достигнутый в Египте.
Анубис помогал сохранить тело Осириса. Которая имела два важных последствия. Личность и в этом плане не обладала отдельным бытиём. Я не крал. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага)– ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Я не сквернословил. Загадочны и великолепны древние статуи, фрески и дошедшие до нас мифы.
«Кому этот драгоценный гроб придется в пору, – сказал Сет, – тому и достанется. » Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Все задачи из папируса Ахмеса (записан ок. Классический род и наследовавшие ему разнообразные родовые общины представляли собой в высокой степени целостные организмы – с развитой внутренней стратификацией, чётко организованным взаимодействием страт (половозрастных групп), сильным коллективизмом, практическим (то есть направленным на решение основных задач воспроизводства людей) характером и ярко выраженной обособленностью от остального мира. до н. э., задолго до возникновения классового общества. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования.
Таким образом, родовые организмы представляли собой обособленные микрокосмы, своеобразные чёрные дыры во Вселенной человечества, замыкавшие на себя все гравитационные линии связей своих членов. Но и функции в роде закреплялись за половозрастными группами. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра. Без фараона, так без Солнца, невозможна жизнь на Земле.
Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца. Гор, Хор ("высота", "небо"), в мифологии египетской бог неба и солнца в облике человека, сокола с головой сокола или крылатого сын, солнца богини плодородия Исиды и Осириса, производительных бога сил. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты). Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом — океаном Нуна.
Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности.
Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Поиски частей тела продолжались двенадцать дней. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций – Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов.
При ней всегда было страусиное перо. Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен.
Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Но вот день клонится к вечеру, так как лодка Амона-Ра спускается с небес. Очень сложно разобраться в родственных связях богов, а так же сложен и сам архаический язык мифов. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Стивенсона.
Объём довольствия, прав распоряжения и т. п. Греки называли этот город Крокодилополем. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Я не убивал. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка).
Взяв умершего за руку, ведет он его на суд Осириса, который восседает на троне. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта. Все связи людей проходили через последнее, организовывались им. Я не был причиной слез. Главный храм богини находился в городе Бубастисе, его название переводится как «дом Баст».
Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Распределение в Египте Аналогично тому как власть выступала в роли организатора (и вдохновителя) всей жизнедеятельности древнеегипетского общества (всех древнеегипетских побед), она же брала на себя и функции распорядителя всеми материальными средствами и благами. В те времена египтяне превозносили не только само светило, но и стадии его существования на земле: утреннее и вечернее солнце.
Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын. Во II многие до н. э. тысячелетии цари называли себя Себекхотеп, т. е. "доволен Себек".
Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство.
(О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид». Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Даже появился Он, согласно преданию из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Они подняли гроб и бросили его в воду Нила.
При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы. Натрий, специи и масло прикладывались также снаружи и тело заворачивалось в холст. миром греки отождествляли Ра с Гелиосом.
В одном и том же мифе бог, добрый и справедливый вдруг совершал злой поступок. Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат. В особенности там, где примешивался ещё и социальный интерес, где функции (в первую очередь, управленческие) были связаны с высоким общественным статусом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы.
Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них. Содержание их было определено назначением. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. Многие примеряли сундук, но не было равных Озирису телосложением. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан.
10).
По египетским неписаным законам считалось, что земля, люди на ней и имущество, принадлежат должности (в ведение которой входило распоряжение ими), что они суть её атрибуты. Центром культа Аписа был Мемфис. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт.
Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как искусство оформления смерти. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды – обветренные рукотворные каменные горы. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном.
Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Душу умершего приводил на суд в подземное царство бог-шакал Анубис. Этот дом представлял собой облицованный кирпичом холм из обломков камней и песка.
После, этот язык стал использоваться для религиозных обрядов в форме коптского языка. Сражение продолжается всю ночь. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Многие авторитетные психологи и путешественники во время подтверждали использование кристаллов для накопление энергии, а также в качестве агентов (вспомогательных субстанций) при термоядерной реакции. Самыми распространенными плодовыми деревьями были финиковая пальма инжир и гранат.
Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. ниже) и демиург (творец вселенной). Египтяне верили, что в загробном мире на суде Тот взвешивает сердца умерших. Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть.
Нет искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Богиэннеадысчитались первыми царями Египта. Жуков скарабеев, сделанных из драгоценных камней или из фаянса, археологи часто находят при раскопках. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор) и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Тем не менее, в папирусе есть целый ряд свидетельств того, что математика в Древнем Египте тех лет имела или по крайней мере начинала приобретать теоретический характер.
Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. В третий – сын Геба Сет (Сутех). Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Небо – это твердый купол, опирающийся на земную поверхность и отделяющий нижние воды (океан, обтекающий земной остров) от верхних (дождевых) вод.
От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида.