Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но, увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство.
Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала.
Воистину: земля перевернулась, как гончарный круг. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми.
Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образеживотных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змейи т. д. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон-Ра. до н. э. ). Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха).
Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. Смотрите: все приближается к гибели.
В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Когда Гор вырос, он победил Сета.
Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид». Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию. Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет.
Частью праздника Тефнут был ее брак с братом Шу. Так, воплощение утреннего солнца бога Хепри, катящего солнечный диск до зенита – облик жука-скарабея. Смотрите: тот кто не имел своего хлеба, стал собственником закрома. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой.
Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить.
Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор -- сын Исиды и Осириса. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию.
Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Жатва созревает, а о ней никто не заботится. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). 9). Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже почти отсутствовала (например, в конфуцианстве).
Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых известных за всю историю существования древних цивилизаций. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Воистину: разломаны ящики из эбенового дерева. Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. «Нет ничего», — говорят они. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.
Миф о Тоте, как и предшествующий о восьмерке богов, связан с городом Гермополем. ниже). Так она стала фараоном. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха.
Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е.
Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области. Первоначальный центр почитания Исиды – г. Буто в северной части Дельты. Я не крал.
Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Его символом считался жук скарабей. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Узнав о рождении сына Осириса и Исиды, Сетх отыскал саркофаг с телом Осириса. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии.
При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение». Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Но для существования в «царстве мертвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов.
Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. Воистину: нет человека вчерашнего дня.
Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин». Воплощением земли в одних номах был богГеб, в других —Акер. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет.
Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты). Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
«Кому этот драгоценный гроб придется в пору, – сказал Сет, – тому и достанется. » Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Они, в свою очередь, родили Геба – бога земли и Нут – богиню неба. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности.
Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Причём, данное слово «предел» относится и ко времени и к пространству, вот таким образом Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии.
Тот, кто не спал даже рядом со стеной, стал собственником ложа. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта.
Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. Затем мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени.
Смотрите: огонь поднялся высоко его пламя исходит от врагов страны. Сет завидовал Асирису и ненавидел его. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей.
Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге.
Бывшие же собственники тени охлаждаются только дуновением ветра. Благодаря нему, древние египтяне научились строить ирригационные сооружения, получать богатый урожай и почитать богов. С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда – крылатого солнца. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба.
Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Умерший, стоя в белых одеждах, клянется:Я не делал зла. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.
Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Гимн написан в то время, когда египтяне владели захваченными ими частями Сирии и Нубии. Книга мёртвых» в Древнем Египте- сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. Смотрите: тот, который никогда не строил себе даже лодки, стал теперь владельцем кораблей.
Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Нет человека, одеяние которого было бы белым в это время. Я не был причиной слез.
Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями.
Воистину: золото, ляпис-лазурь, серебро, малахит, сердолик украшают шеи рабынь. Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не находят даже милостыни. Богиэннеадысчитались первыми царями Египта. В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Больше сблизили мифологию и религию этнографы эволюционистской школы.
В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Птах (Пта) – главный бог Мемфиса, однако его культ был связан не только с Мемфисом, но и распространен как по всему Египту, так и за его пределами. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв.
Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Тот, который не пахал для себя, получает жатву. Вопрос о соотношении религии и мифологии по-разному решался учеными разных направлений. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» — начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы.
Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела». Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Тот почитался в облике болотной птицы ибиса, пожирательницы змей или обезьяны павиана.
При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее ее было бы назвать «Книгой Воскресения», так как ее египетское название — «Эр ну перэт эм херу» дословно переводится как «Главы о восхождении к свету».
Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, кинуты на холмы. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы).
В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций – Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов.
Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба.
История зарубежного искусства. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Ее зооморфное изображение -- корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага)– ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв.
Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. Введение. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш.
Вначале они вскрывали тело, вынимали из него внутренности и опускали их в погребальные сосуды – канопы. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Хор (Гор) – (букв. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Египетский миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе.
Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Его она вылепила из глины. Дневное солнце – бог Pa, а вечернее – бог Атум. до н. э. ), «Книга мертвых» — составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Показания умершего записывает бог Тот.
Сказания смешивались, переплетались, как в фольклоре многих народов мира. Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке.
Крокодилополь), столица Фаюма. Культовый центр – г. Гермополь. Даже появился Он, согласно преданию из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. Наиболее крупный и самый древний храм Амона -- Карнакский храм в Фивах. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды.
Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему. Номы разгромлены. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то.
Трон Осириса на земле переходит к Гору. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Исида изображалась с троном на голове. Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами).
Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).
Но было и много загадок, где одной из главных оказалась письменность древних египтян. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек.
В отличие от них и сходного с ними египетского бога Осириса, Тефнут — женская богиня, которую мыслили Оком солнечного бога Ра. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра.
Исида -- одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Я не сквернословил. Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести.
Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Полагают, что первоначально Осирис был божеством города Джеду, расположенного в восточной части дельты Нила. В мифологии Древнего Египта есть какая-то особенность.
Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба).
Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Я не лгал. Тот, который никогда не ткал для себя, теперь владелец тонкого полотна. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»).
Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды.
Взяв умершего за руку, ведет он его на суд Осириса, который восседает на троне. В эпоху Древнего царства Тота считали «владыкой чужестранцев» и «господином кочевников», позднее от этой функции у Тота сохранилось представление о нем как о знатоке языков разных стран. Бог Ра, если верить мифу, родился из цветка лотоса и олицетворял восходящее солнце. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум.
О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. до н. э. )— знаменательный эпизод в истории распространения культа бога Амона. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. рис.
Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Они подняли гроб и бросили его в воду Нила. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Она очень трудна в понимании из-за своего перенасыщения всевозможными символами.
В третий – сын Геба Сет (Сутех). Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л. рис. Жрецы Мемфиса, одной из древних столиц Египта, считали, что в сотворении мира из хаоса воздуха и воды, главным творцом является бог Пта.
В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Те, которые были уже в ладье бога, впрягаются в плуг. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Воистину: зерно гибнет на всех путях. Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду.
На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун или Первоокеан.
Поиски частей тела продолжались двенадцать дней. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Владычицы дома говорят: «О если бы имели, что поесть». Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Ремесленники не работают. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч.
Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа». Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. А праведника пропустят на чудесные поля мертвых. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см.
Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных.
рис. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность и создать для человека привычную обстановку. Исида смогла отыскать саркофаг и от мертвого Осириса зачала и родила сына и нарекла его Хором. Саркофаг бросили в воды Нила, оттуда он попал в море. Вот таким образом египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен.
Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. Варвары извне пришли в Египет.
Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Шу разъединил супругов. При храмах находились жрецы – служители богов. Страна в бессилии своем, подобно сжатому льняному полю.
Вот таким образом после многочисленных битв претенденты на престол решили, наконец, обратиться к суду богов, чтобы Великая Девятка разрешила их спор, длившейся к этому времени уже восемьдесят лет. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.
Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Население Египта встречало богиню песнями и плясками. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Трон Осириса на земле переходит к Гору. Правление фараона АменхотепаIV (1400–1383гг. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии.
С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Воистину: убивает человек братьев матери своей. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба.
У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум — Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне.
Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Я чист, я чист, я чист, я чист.
Позднее Птах объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром, а затем и с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис). Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закололи для других. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых.
«Главной» женой Птаха была Сехмет, однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хат хор. Позже его вынесло на берег и из саркофага проросло чудесное дерево. Он отражён в мифах. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Однако, случилось несчастье.
Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Изида -- богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Древнем Египте.
А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом. Боги Древнего Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира.
Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия.
Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта.
Стелы в поминовении Осириса были возведены во всех сорока номах Древнего Египта. Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила».
Дети любимые кинуты на холмы. На ладьях тело переправляли в нижний храм. Так появился на свет Гор. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. При этом египтянина не смущало, когда он одна и та же богиня представала в облике танцующей девушки или разъяренной львицы. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Благодаря богу Ра появилась первая божественная пара.
Вера в мифы не была обязательной. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Культовый центр – г. Кинополь. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их.
В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона).
Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Позднее возникают представления о том, что умершие (т. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость.
Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).
Тайны бальзамировщиков раскрыты. Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Истинный же собственник взирает на них, но они уже не принадлежат ему. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Воистину: волосы выпали у всех.
Нередко бывало так, что животное, считавшееся священным в одной области, не являлось таковым в другой. Сехмет – (букв. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца.
Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского.
После падения на землю слезинки превратились в людей. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее ее было бы назвать «Книгой Воскресения», так как ее египетское название -- «Эр ну перэт эм херу» дословно переводится как «Главы о восхождении к свету». Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца.
рис. Разрубив земное тело на множество частей, он разбросал его по всему Египту. Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны). И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь. Оно готово проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло.
Без фараона, так без Солнца, невозможна жизнь на Земле. А так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли. Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. Основными источниками мифологии Древнего Египта являются религиозные тексты: молитвы богам, надписи на стенах гробниц, уцелевшие таблицы с иероглифами и наскальные рисунки.
Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Входил в гелиопольскую эннеаду богов. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир.
Но вот день клонится к вечеру, так как лодка Амона-Ра спускается с небес. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца. Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами).
Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах. Например, в религии древних греков, у которых мифология достигла особого развития и разнообразия содержания, мифы отнюдь не составляли сути религии. Старая, так называемая мифологическая (астрально-мифологическая, натуристическая), школа, которая впервые начала систематически исследовать мифологический материал главным образом индоевропейских, но отчасти и других народов, не ставила этого вопроса в прямой форме, так как религиями в то время считались лишь сложные вероучения – христианство ислам иудаизм и др., мифология же рассматривалась как древняя поэзия. ниже) и демиург (творец вселенной).
Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться и потому создал холм или, вернее, остров Бен-бен. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Осирис умер. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Грязь по всей стране.
Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. Рассердившись на неверных, бог бросил им свой глаз, который превратился в богиню по имени Хатор-Сехмет. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Похитили враги страны ее ремесла. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах.
Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Как правило, скарабея изображали толкающим шар, олицетворяющий движущееся по небу солнце. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Едят траву и запивают ее водой, отнимают пойло ото рта свиней. Во главе этой оппозиции становится наследник престола. Новым в этом гимне, по сравнению с гимнами другим богам, является универсализм.
Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Идёт Хатор к своему дому. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.
Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего.
Сестра и верная жена Осириса. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку.
По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову.
После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый -- с Гором. Грабитель стал владельцем богатств богач превратился в грабителя. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Все стремятся разжечь гражданскую войну. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.
То, что можно услышать в стране, — это стенания, смешанные с воплями. Смотрите: тот, который не имел тени опахала, стал теперь собственником тени. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт.
Настала очередь Осириса. Я не пренебрегал богами. Они стали символом плодородия для египтян.
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. «Душой» Птаха считался священный бык Апис, языком – бог Тот. В мемфисской космогонической системе Птах почитался как бог-демиург, породивший «языком и сердцем» восемь остальных богов, а также гелиопольского бога-творца Атума, т. е.
Тот – бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Смотрите: вельможи ютятся в закромах. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Собственники богатств стали неимущими.
Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Атум олицетворял собой заходящее солнце и изображался в облике человека. Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив).
В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца.
Благородные женщины скитаются по стране. Впоследствии (с конца Нового царства) Осирис был связан с Ра и стал изображаться с солнечным диском на голове. 10). Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила.
Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охотыОнурис. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Это обеспечивало хороший урожай в будущем.
Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. И были найдены все части, кроме фаллоса. Защитником умерших был бог царства мертвых – Анубис.
Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Я не завидовал. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.
Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. Сражение продолжается всю ночь. Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти. И будешь ты счастлив, когда станешь рассказывать о том, что случилось с тобой, когда все тяжелое останется позади».
«небо») -- богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв.
Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. В Гелиополисе особо почитался бог Солнца.
Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Спастись от нее удалось, лишь опоив красным ячменным пивом, от которого Сехмет уснула и забыла о мести. Согласно мифу. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). Смотрите: скот разбегается.
И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» — утверждает умерший на суде). Сет (Сетх, Сутех) -- в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел. Гор вступился с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника.
Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую — фигурку богини правды Маат. Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.
Смотрите: владелец роскошных одеяний теперь в лохмотьях. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.
Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами. Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Маленькие дети говорят: «О если бы отец не дал бы мне жизнь. » Воистину: детей знатных разбивают о стены. Бог Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») -- один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда -- крылатого солнца.
Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом.
В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Исида смогла отыскать все части тела Осириса, за исключением фаллоса. Бог Осирис -- одно из центральных божеств древне египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды.
Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Исида же стала защитнецей жен и матерей. Согласно мифу, бог повлиял на водный простор силой воли, отчего из воды вырос огромный камень. Нет никого, кто бы его собрал.
Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость.
Такой календарный праздник существовал у всех народов Переднего Востока. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Исида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Я не убивал.
Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Воистину: чужеземной землей стал Египет.
Воистину: смех забыт. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша. Изображалась женщиной с головой льва. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие.
Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Его считали богом Луны и, подобно другим лунным богам, волшебником и знатоком магии. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены шестьдесят четыре священных Аписа. Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса.
Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли и Нут, богиня неба. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором).
Нянчила там маленького сына – бога Гора. Жена бога Пта. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Царь захвачен бедными людьми. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Он нигде не слышен. Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой. Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период.
В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет.
Люди появились из слез бога Ра, который заплакал, радуясь своему появлению. Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».
По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах.
до н. э. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности известными как переходные периоды. Воистину: строители гробниц стали земледельцами. Тело мужа богиня Исида забальзамировала, чтобы сохранить его. Дороги обезлюдели ибо на путях засады.
Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа.
Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амон-Ра. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Пряталась она от Сета в густых зараслях на берегу Нила. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Хнум скорбит из-за бессилия своего. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию.
В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШуи Тефнут (богавоздухаи богиню влаги). В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4. Шу – бог ветра, а Тефнут – богиня влаги.
Но убить Сета сын Исиды так и не смог. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами. Обычно изображался в виде человека, облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руке посох «уас».
Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Я не поднимал руку на слабого. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Центром культа Аписа был Мемфис.
Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Эти божества являются основой творения.
Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Я не приказывал убивать. Нет больше нигде египтян. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения.
Стивенсона. Трон бога земли перешел к сыну Ра и Нут – Осирису, который стал земным властителем. Распоряжались же ими жрецы. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут.
Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил.
В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля.
Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») -- бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена -- богиня неба Мут и сын -- бог Луны Хонсу. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис.
Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. Смотрите: убивают человека рядом с братом его. Тот, который был сам посыльным, посылает другого. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида.
Смотрите: та, которая глядела на свое изображение в воде, стала собственницей зеркала. Немногие люди, не знающие закона, лишили его власти. Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).
Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Очень рано Осирис был отождествлен с богом того же города Анджети и заимствовал его атрибуты (два пера на голове, посох и плеть).
Атум -- древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Каждый приводит его к себе, клеймя своим именем. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т. д. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке и для исследования идеологии греко-римского мира и для истории возникновения и развития христианства. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.
древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвыхХентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Сотворил он растения, животных, птиц и рыб для их пропитания. Смотрите: свершились дела, которые никогда, казалось, не могли свершиться. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»).
Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. И невежде кажется прекрасным все совершающееся на его глазах.
Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. см. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Из этого океана и поднялся Хепри. Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно и взяла от существа его и зачала и родила от него ребёнка».
Столица встревожена недостатком. Царский визирь Птахмосес стал одновременно верховным жрецом Амона. Что же это за порядок устройства мира и Космоса. Впервые применил понятие «миф» к христианскому вероучению крупный историк религии, либеральный богослов Д. Штраус («Жизнь Иисуса», 1835), пытавшийся снять мифические наросты и наслоения с облика «исторического Иисуса». Смотрите: тот, который не имел даже своей упряжки, стал владельцем стада. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра.
Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Первоначально имел в гелиопольской теогонии подчинённое значение, однако позже оттеснил на второй план гораздо более почитаемого в архаические времена бога Атума. рис. 2), сборники заупокойных текстов. Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Таким образом, появилась первая мумия.
Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая.
В тот год страна получила прекрасный урожай. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Всякий раз противнику, не уступавшему корону и власть в Египте, удавалось спастись и излечиться от ран. Самым главным богом египтяне считали Солнце. Я не говорил дурного о царе.
После смерти быка торжественно хоронили. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Исиде в создании этой первой на земле мумии помогали Нефтида, Тот и Анубис, который был знатоком секретов бальзамирования. Смотрите: тот, который собрал жатву, не получает ее. В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших.
Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).
Смотрите: тот, который брал в долг зерно, теперь сам дает его. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса.
Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. «Не бойся, ничтожный, не бойся. Бог Тот, как считают египтологи, получил имя от названия одного из мест его культа.
Вот таким образом сотворение мира приписывалось Атуму. Многообразие богов древнеегипетского пантеона порождает вопрос, как сумели сочетать египтяне представления о великом множестве богов с признанием практически в каждом из них бога-творца, создателя мира, властелина судеб людей. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Миф об Осирисе (егип.
Его кладовая наполнена чужой собственностью. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом.
до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т. д. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий.
как творец гелиопольской эннеады. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий.
В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него. Тот оставляет его, чтобы спасти себя. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Сет олицетворял злое начало. Атон рассматривается как божество, благодетельствующее не один Египет, а все человечество. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве.
Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Они верили, что бог Атум появился из водного пространства и силой своей воли заставил вырасти из вод священный камень имя которому Бенбен. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. е. «первый из мертвых»). Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Придя к власти, на шестом году своего правления, АменхотепIV переменил свое имя на Эхнатон (составной его частью стало имя Атон), провозгласил Атона главным богом Египта и перевел свою резиденцию во вновь построенный город Ахетатон («Горизонт Атона»). Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба.
В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Урожай винограда зависел от бога винограднойлозыШаи. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью.