Nexiuhilpilitztli мексиканцев («соединение лет») состоял из 52 лет и шел двумя отдельными циклами: один цикл из 52 лет по 365 дней в каждом, а другой — из 73 групп по 260 дней в каждом. В горах Чиуауа, в одной из северных провинций, находятся знаменитые руины под названием «Касас Грандес» (Большие дома), стены которых и по сей день имеют высоту около 30 футов (9, 14м). Самым ценным сборником является книга святого отца Бернардино Саагуна под названием «Общая история событий в Новой Испании», которая была опубликована с рукописи только в середине XIX столетия, хотя написана еще в первой половине XVI века. Культ Пернатого змея на Юкатане был, несомненно, ответвлением культа солнца.
Кетцалькоатль жертвенным ножом методично вырезал сердца остальных богов. И если он в тот момент практически подчинялся Мехико (Теночтитлан), это никоим образом не означало, что он занимал более низкое положение в области ремесел.
Отдельные группы отчаянно тянули и дергали друг друга, пытаясь ухватить за конечности того несчастного, кого первым свалили с ног, чтобы утащить его в темницу или спасти его. Поклонение Шипе (С содранной кожей) было широко распространено в Мексике. Мецтли (Луна) привела Нанахуатля для принесения в жертву и его бросили на погребальный костер, в пламени которого он и сгорел. Хватая их своими костлявыми руками, он швырял их на землю и выбивал мозги.
По возвращении Мадок объявил, что земля была красивая и плодородная, но необитаемая. Язык науа отражал очень низкий уровень культуры. Далее они сделали вывод, что главный из них — женщина, а другой, обозначенный сзади, — мужчина. Эта статуя, безусловно изображает женщину.
Иногда по ночам можно слышать крики бога земли, жаждущего крови и сердец людей. На самом деле народ науа был гораздо больше развит в области теологии, чем греки или римляне и находился на уровне египтян и ассирийцев.
В период завоевания Мексики Кортесом этот город представлял собой внушительное зрелище. Он пишет: «Сомневаться в том, что когда-то в Толлане существовал очаг прогрессивного развития, превышающий уровень развития, который в целом преобладал во время испанского завоевания среди индейцев науа и в том, что его народ распространил достигнутые им успехи на территории Анауака, на восточные и южные регионы, означало бы отвергать общепринятое мнение, которое скорее подтверждается, нежели ослабляется усилиями, приложенными за последнее время с целью создания для индейцев пуэбло чего-нибудь, вроде истории» (Пейн. Вот таким образом его храмы строились округлой формы Голова бога ветра представляет собой второй из двадцати символов для обозначения дней, который назывался Ээкатль (Ветер)». О, самый сострадательный господин в мире, поборник и защитник всего сущего, прими раскаяние и боль твоего раба и вассала».
Другие, попытавшись пройти по каменному мосту, упали вниз в воду и превратились в камни. К северу расположен священный город Чолула и Тула или Толлан.
Скучное дело — оказаться вынужденным разрушать мечты других. Здесь уже была приведена немного иная версия этого мифа. Во дворе большого храма в Мехико стояла колонна, названная Ильуикатлан, что означало «В небе» и на ней был нарисован символ этой планеты.
Так было и когда вокруг идола (ср. Это объясняет их отчаянное сопротивление испанцам под предводительством Кортеса. 17 марта, а также 1 и 2 декабря на церемониях известных как Наухоллин (Четыре шага — ссылка на волнующее появление солнечных лучей), воины собирались в этом помещении, чтобы отправить посланца к своему владыке солнцу. Изображение Уицилопочтли окружали змеи и покоилось оно на подпорках в виде змей.
Он был известен как Моненеке (Требующий молитв), а на некоторых его изображениях видно золотое ухо, выглядывающее из его волос, к которому тянутся вверх маленькие золотые язычки, обращающиеся к нему с молитвой. Разбудив спящую Майяуэль, Кетцалькоатль уговорил девушку спуститься вместе с ним на землю.
Табак широко использовался мужчинами всех слоев общества. По его словам, в 566 году Воплощения тольтеки основали великолепный город Толлан.
Затем последовала вторая катастрофа, связанная с «ветром-солнцем». Он может быть таковым лишь в том случае, если одновременно является и богом солнца. Другими названиями, обнаруженными в легендах о переселении, стали Тлапаллан (Страна ярких красок) и Чикомоцток (Семь пещер). В ирландской «Книге Лисмора» рассказывается о путешествии святого Брэндана ирландского аббата Клуайнфертского, на остров в океане, который Провидение предназначило святым для житья. Другие их города были разрушены и империи тольтеков пришел конец.
«Оксфордский кодекс», хранящийся в Бодлейской библиотеке, носит исторический характер в нем содержится полный перечень менее значительных городов, которые были подчинены Мехико в период его расцвета. Что касается последовательности «солнц», то здесь единства мнений не больше, чем по вопросу об их числе. Взяв несколько зернышек кукурузы, Кетцалькоатль вернулся в Тамоанчан. Это название означает «высокие» или «сильные» люди, буквально: «широкоплечие люди» или «напористые люди, которые прокладывали себе дорогу».
Твой слуга, твой раб склоняется перед тобой. Все в городе и вокруг него красноречиво говорило о вкусе и мастерстве его основателей. Может быть их поклонение Кецалькоатлю является тому примером. Именно это божество было известно как Ометочтли. Затем перед алтарем Чикомекоуатль происходило шуточное сражение.
Здесь уместен краткий рассказ об их расовом родстве. Однако звездные боги Ситлаликуэ и Ситлалатонак заметили дым и воскликнули: «Кто это развел огонь. Угроза с севера со стороны этих отоми стала острой, когда текпанеки получили подкрепление в виде ацтеков, племени из рода науа, которые пришли, по их собственным рассказам из Ацтлана (Страна цапель). С. 430). Ошибка последнего легко объяснима.
Обитавшая на тринадцатом небе божественная чета родила четырех сыновей. Я желаю поговорить с ним». Прекрасная богиня Шочикецаль или «цветочное перо», часто изображалась с венком на голове, украшенным двумя похожими на рога изумрудными перьями птицы кетцаль. На рынках толпились продавцы цветов, фруктов, рыбы и овощей. Уэмак отпраздновал его победу с большой пышностью.
Здесь те, кто благодаря обстоятельствам своей гибели был сочтен непригодным войти в рай Тлалока (а именно те, кто утонул или не умер смертью воина или если женщина не умерла при родах), влачили унылое и бессмысленное существование. Мецтли также бросилась в гущу пламени и с ее смертью над горизонтом взошло солнце. Он изображает либо низвергающийся с неба огонь, либо пламя огня, поднимающееся вверх. После «тольтекского» периода, который мы уже описали и обсудили, мы видим у руля верховной власти народ акольуанов, которые из своих городов Толланцинко и Чолула управляли значительной частью страны. Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан.
Голову увенчивала корона из голубой бумаги, украшенная зелеными перьями. Календарный день Ометочтли (что означает «Два-кролик») благодаря символу, его сопровождающему, находился под особой зашитой этих богов. Собрались большие толпы народа они плясали и пели в городе под звуки барабана. Обычно он одарен логическим мышлением, быстротой восприятия и способностью с большой щепетильностью относиться к деликатной стороне дела.
Таково было положение дел, когда в Анауаке появились испанцы. Можно сказать, что с этого события началась настоящая история Мексики. В течение какого-то времени перед церемонией toxilmolpilia (связывание лет) мексиканцы пребывали в подавленном состоянии, а грешники — в ужасном страхе. В некоторых из них есть помещения более 730 футов (222, 5м) в окружности со стенами толщиной более 7, 5 фута (2, 29м), в которые были встроены кольца и плиты для поддержания факелов и свечей.
Его работа была опубликована в 1832 году. Город Мехико получил название от одного из своих районов, который носил одно из имен Уицилопочтли — Мешитли (Заяц из алоэ). Науа верили, что Ометекутли и Омесиуатль были отцом и матерью рода человеческого.
Во время поста и покаяния Текусистекатль принес роскошные дары. Бустаманте также заявляет, что у amamatini (летописцы) Тецкоко была ее копия во время захвата их города.
Главенствующее положение, которое занимал Тецкатлипока в религии мексиканцев, хорошо иллюстрирует праздник Теотлеко (Пришествие богов), который полностью описан Саагуном в рассказах о мексиканских праздниках. Его сердце тоже воспарило в небо и стало утренней звездой.
В таком виде мексиканцы переняли его у племени йопи с тихоокеанских берегов. Бог Шолотль имеет южное происхождение, возможно, он принадлежал сапотекам. Он доказал, что там имелся в виду один из японских островов.
Существуют только три такие рукописи. Такая картина встречается почти во всех американских легендах о сотворении мира.
Туда привел тольтеков могущественный колдун Уэймацин (Большая рука) и под его руководством они решили построить город на том месте, где была их стоянка. Это здание было поистине жемчужиной архитектурного искусства. На застольях могли присутствовать женщины, хотя они и садились за отдельные столы. Другие достойные упоминания старые авторы работ по мифологии Мексики (здесь мы не затрагиваем историю) — это Ботурини, который в своей «Idea de una Nueva Historia General de la America Septentrional» дает живую картину быта местного населения и его обычаев, собранную из личного общения с людьми Иштлильшочитль, полукровка, чьи фантастические работы «Relaciones» и «Historia Chichimeca» тем не менее являются ценным кладезем преданий Хосе де Акоста, чье произведение «Historia Natural у Moral de las Indias» было опубликовано в 1580 году Гомара, который в своей «Historia General de las Indias» (Мадрид, 1749) опирался на авторитет конкистадоров. Его перу принадлежат две значительные работы, озаглавленные «История чичимеков» и «Relaciones», сборник исторических и полуисторических событий.
Имя Койольшауки переводится как «которую рисуют с колокольчиками» и эта богиня обычно изображается с двумя металлическими колокольчиками на щеках. В следующий раз Тецкатлипока и Тлакауэпан отправились на рыночную площадь Толлана. Это обстоятельство, безусловно, подозрительно, равно как и тот факт, что многие имена тольтекских монархов являются также именами главных божеств народа науа, а это придает всему династическому перечню очень сомнительную ценность. Вынесенный ему приговор был тяжелым: изгнание и он был вынужден покинуть Анауак. Услышав эти звуки, все принимались делать жертвоприношения пищей во всех храмах». И кто скажет, благодаря какой необъяснимой волшебной телепатии они вселились в умы отважных исследователей и аскетов-жрецов, которые выразили их в действиях и словах.
Но в Чолуле и других более древних городах его культ весьма процветал.
Мать Уицилопочтли Коатликуэ — «змеиное платье» — легко узнается по юбке из переплетенных змей. Первый — розовой колпицы, второй — голубой котинги, а третий — тигра. Если кто-то испытывает интерес к людям той эпохи, пусть обратится к повествованиям Гарсиласо де ла Вега Эль Инки и Иштлильшочитля, представителей последних потомков Перуанской и Тецкокской монархий и прочтет в них страшный рассказ о кровавом пути к богатству Писарро и беспощадного Кортеса, о неимоверных жестокостях по отношению к населению с «дьявольским» цветом кожи, об ужасной лжи жаждавших золота пиратов, нагруженных сокровищами из дворцов, о разграблении храмов, сами кирпичи которых были золотыми, а водоотводные трубы — серебряными, о грабеже и попрании святынь, о богах из порфира, свергнутых вниз со склонов величественных пирамид теокалли, о принцессах, сброшенных со ступеней трона, — да, прочтите их, как самые поразительные рассказы, когда-либо написанные рукой человека, рассказы, рядом с которыми бледнеют арабские сказки, — эту историю столкновения миров, завоевание нового, отделенного от всего мира полушария. Наивысшее число — четыреста — олицетворяло наивысшую степень опьянения. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву и женщины, умершие при родах.
Провинции восстали, а многие знаки и мрачные знамения предсказывали падение города. В огромных количествах поглощали chian pinolli и ели кукурузную кашу. По пути из Толлана он обнаружил огромное дерево в местечке под названием Куатитлан. Главный служитель всю ночь следил, расхаживая взад-вперед, появится ли отпечаток.
За этой церемонией следовала другая, niticapoloa (вкушение земли), которая заключалась в том, чтобы взять немного земли на один палец, положить в рот и съесть. Ей поклонялись как богине искусств, плотских удовольствий и любви.
Он также убил свою сводную сестру Койольшауки, разорвав ей сердце с помощью Xiuhcoatl (синяя змея) и сбросил её тело вниз с горы. Подражая ему, ацтеки разрывали сердца их жертв и сбрасывали их тела вниз по стороны храма. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век. Доктор Селер склонен отождествлять его с тапиром и действительно, Саагун пишет о необычном животном, tlaca —xolotl, «с большим носом, большими зубами, копытами, как у быка, толстой шкурой и красноватой шерстью» — неплохое описание тапира из Центральной Америки. Весенний праздник в ее честь, проводившийся 5 апреля, был известен как Уэйтоцоцли (Большое бдение), который сопровождался всеобщим воздержанием.
Мексиканский год представлял собой цикл из 365 дней без всяких добавлений для согласования его с солнечным годом или других поправок. Перед ним четыре раза в день курили камедь и другие ароматные смолы. Так, умерщвлением богов в Теотиуакане было создано Солнце Движения или Науи Оллин.
На древних мексиканских pinturas или рисунках, он изображен одетым в длинное черное одеяние в обрамлении белых крестов. После того как в Тамоанчане были созданы люди, боги занялись поисками пищи для них. Неплохо будет возвратиться ненадолго к миштекской легенде о сотворении мира, которая исходит от изолированно живущего народа крайней южной части мексиканской империи и, по крайней мере, дает нам яркую картину того, что народ, близко родственный науа, считал в этом вопросе за истину. История инков). Так, двух предков и защитников народа звали Ометекутли и Омесиуатль (два-вождь, два-женщина).
Мы признаем, что неизменная часть предания вызывает в целом доверие, а дата (1055г. ), когда индейцы науа якобы рассеялись по территории страны, относительно точна. Другие заявляют о своем происхождении в Чикомостоке, «места семи пещер» или в Tamoanchan (легендарный источник всех цивилизаций). Вечность разбивалась на эпохи, отмеченные уничтожением следующих одного за другим солнц. Теокалли или большой храм, внутри ограды имел форму параллелограмма со сторонами 375 футов (114, 3м) на 300 футов (91, 4м) и состоял из шести платформ, каждая из которых имела меньшую площадь, чем та, что находилась ниже. Саагун пишет, что в его честь устраивали праздник, которому предшествовал строгий пост.
Этот мир был уничтожен великим потопом, а люди превратились в рыб. В нем было четыре помещения.
Наконец, наступал роковой день, когда его должны были принести в жертву. Эту статую тут же назвали Теояоминкуи или Уицилопочтли (Одна плюс Другой) и с тех пор ее так и называют. Бог дождя Тлалок правил третьим миром или Солнцем Дождя. Для разума дикаря рост и развитие растений в той же мере зависит от неба, в какой он зависит и от земли.
Этого было достаточно. В одной из ацтекских версий мифа изложенной в «Истории Мексики», Кетцалькоатль и Тецкатлипока спускаются с небес, чтобы посмотреть на оседлавшего море Тлальтекутли. Впервые этот бог появляется в искусстве раннего постклассического периода тольтеков и обычно его изображали в виде вооруженного воина внутри солнечного диска. Одетый таким образом, он временно изображал богиню земли, чтобы мог получить ее жертву.
Тем не менее точная космологическая идентификация Койольшауки по-прежнему неизвестна. Не может быть и тени сомнения в том, что эти три божества являются одним и тем же лицом. С. 373 и далее).
Он утверждает, что тольтеки приписывали создание вселенной, звезд, гор и животных некоему Тлоке Науаке (Повелитель всего сущего). Те, кто родился под этим знаком, станут храбрыми воинами, но скоро умрут.
Вполне вероятно, что народ известный как «жители скал», который обитал на плоскогорьях Аризоны, Нью-Мексико, Колорадо и Юты и даже отдельными ветвями проникал в саму Мексику, был этнически родственным народу науа. Его жену, Чалчиутликуэ, часто изображали в виде небольшой лягушки. Народ, который создал эту многогранную и красочную цивилизацию известен как науа («те, которые живут по правилам»).
На рисунках смертоносные лучи Тлауискалпантекутли изображались в виде дротиков. Ему принадлежал весь небесный свод.
Эти товары они затем снова продавали подвластным им племенам. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Копье, которым он размахивал, также имело наконечник в виде пучка перьев вместо кремня.
Его ссылка произвела огромные изменения в стране. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Культура майя в это время была в упадке, а культура ацтеков находилась в расцвете. Мать Акшитля призвала на службу женщин города и создала из них отряд амазонок. Во дворе или в «теопане», окружавшем храм, располагались жилища тысяч жрецов, в чьи обязанности входил тщательный уход за прилегающей к храму территорией, причем все обязанности были точно распределены.
Мы снова обратимся к этим верховным божествам в следующей главе. Тецкатлипока (Огненное зеркало) был, несомненно, Юпитером в пантеоне науа. Такие обращения они адресовали не одному высшему божеству, а отдельным божествам, служением которым были заняты.
Т. 2.
На самом деле они были не храмами, а «возвышенностями», огромными пирамидами из камня, в которых на одной платформе строилась другая, а вокруг них шла лестница, которая вела на вершину. Но Шипе редко изображают на pinturas как-то иначе, чем в виде красного бога. Ко времени завоевания их испанцами мексиканские жрецы уже явно продвигались к мысли о возвеличивании одного бога, поклонение которому исключало поклонение схожим божествам. Если дети плакали, это считалось счастливым знаком дождливого сезона. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными.
Они предположили, что это китайские корабли, «так как те знаками известили, что находятся в пути тридцать дней». В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Затем знатоки возвели эту воображаемую богиню в ранг супруги бога войны. Их имена означают Владыки двойственности или Владыки двух полов.
Так, Шочипилли — «господин цветов», — в значительной степени отождествлявшийся с богом кукурузы, почитался как бог удовольствий и искусства. Четвертое помещение было сделано из блестящего красного камня, украшенного раковинами. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух».
Существует много скандинавских легенд об этой «Большой Ирландии» или «Земле Уитраманна» (Земле белого человека). Миктлантекутли (Властелин подземного царства теней) был богом мертвых и повелителем зловещего и мрачного царства, в которое отправляются души людей после смерти. Маис – кукуруза – это их основная пища. Отличия в верованиях майя и ацтековМайя и ацтеки имели большое сходство в своих верованиях, но, несмотря на это, у майя были свои мифы, а у ацтеков свои. Он управлял провинциями, ведал финансовыми делами страны и другими вопросами государственной важности.
Мексиканцы представляли себе, что Шипе может иметь три обличья. Ветка, в которую превратился Кетцалькоатль, осталась целой и невредимой и, после того как цицимиме вернулись на небо, Кетцалькоатль принял прежний облик. Остались целыми храмы и каменные изваяния, а так же иероглифические надписи на стенах.
Вслед за ними по порядку появления шел народ акольуаке или акольуан. Уэмак немедленно отдал приказ арестовать Туэйо и того притащили к вождю Толлана. Переводчик «Кодекса Теллериано-Ременсис» назвал его Тепеолотлек — явное искажение его настоящего имени. Потянув в разные стороны, змеи разорвали монстра на две части.
Однако это обстоятельство просто иллюстрирует тот факт, что пограничное племя, начавшее строить свою Цивилизацию в сравнительно более поздний период, еетественным образом позаимствовало художественные принципы этих двух более крупных племен, в чьем окружении находилось. И в этом его поддержал не один современный исследователь древности. Считалось, что вечность подразделяется на эры, каждая из которых зависела от времени продолжительности отдельного «солнца». Возможно, науа переняли его у сапотеков, но и обратное может быть верным в равной степени.
Кровавые человеческие жертвы — это лишь следование традициям, заложенным еще в эпоху сотворения мира. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». На самом деле он иногда оказывается безжалостным посланцем смерти и в таком качестве его величали Нецауальпилли (Голодный вождь) и Яоцин (Враг). Правдоподобное заключение об этом можно сделать из того факта, что такая богиня неизвестна не только Саагуну, Торквемаде, Акосте, Тецоцомоку, Дурану и Клавиджеро, но и всем другим авторам, за исключением Ботурини. Её остальные дети стали с подозрением относиться к отцу и поклялись убить свою мать.
Стены толщиной 12 футов (3, 66м) поднимаются над кучами мусора, устилающего землю. Это божество было известно в Мексике под различными именами, больше всего как Тэта (Наш отец), Уэуэтеотль (Самый старый из богов) и Шиутекутли (Повелитель года). Традиционным автором работ о мексиканских древностях в то время был итальянский дилетант Ботурини, о котором можно сказать одно, что он — лучше (но ненамного), чем совсем ничего. Тепейоллотль означает Сердце гор и, очевидно, указывает на божество, которого индейцы науа связывали с сейсмическими толчками и землетрясениями. Уицилопочтли занимал в пантеоне ацтеков место, схожее с местом Марса у римлян.
Щит был сделан из тростника, покрытого орлиными перьями. Эту кровь размазывали по всему рту идола.
Они считали массовое уничтожение туземных летописей почти катастрофой и предпринимали шаги, чтобы разыскать немногих из оставшихся местных художников, У которых доставали копии наиболее важных рисунков, чьи детали были конечно же тем отлично знакомы. В то же время свидетельства беспристрастных испанских церковнослужителей, таких как Саагун, показывают, что они использовали свое влияние во благо и умело наставляли своих подопечных по части четырех главных добродетелей «короче, — пишет почтенный монах, — выполняли свои обязанности, на которые ясно указывала их природная религия». У некоторых этих богов пьянства были имена, которые связывали их с различными местностями. (Так как пятнадцатым знаком был знак quauhtli, то это вполне вероятно. ) Когда наступал их час, первый дух узнавал про это, а последний убивал их. Расположенные поблизости вулканы начали извергаться, являя собой ужасающее зрелище и среди пламени можно было видеть зловещие призраки, которые грозили городу наводившими страх движениями.
Нет необходимости подробно доказывать ложность этой теории, так как это уже было талантливо сделано г-ном Пейном в работе «Новый Свет под названием Америка» (Лондон, 1892—1899). Ататархо, мифический царь-мудрец ирокезов, был одет в одежду из живых змей и этот миф проливает свет на одно из имен матери Уицилопочтли, Коатлантона (Платье из змей). Но как только он получал ранение, его незамедлительно волокли на жертвенный алтарь, где у него вырывали из груди сердце и отдавали его Уицилопочтли, неумолимому богу войны. При виде этого тольтеки стали проталкиваться, чтобы все увидеть получше и вот таким образом многих задавили насмерть.
В последние часы жертва, которую должны были убить во время праздника Шалакуиа, была одета в ритуальное платье, сделанное из волокон алоэ такое же одеяние было и на боге кукурузы Сентеотле. Последовала война, в которой текпанеки потерпели поражение, понеся большие потери. Для того чтобы совершить такое путешествие им потребовалось не менее 104 лет. Как Шилонен, она олицетворяла xilote или зеленый початок кукурузы. В Codex Vaticanus утверждается, что она была такова: вода, ветер, огонь и голод.
Опочтли (Левша) был богом священным для рыбаков и птицеловов. Из книги «История мексиканцев по их рисункам» известно, что ацтеки каждый год приходили на гору Коатепек, чтобы устроить торжества в честь Уицилопочтли.
Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, они были наименее цивилизованными из всех групп, но мешики-ацтеки решили учиться и они взяли все, что могли, от других людей, особенно от древних Тольтеков (которых они, кажется, частично спутали с более древней цивилизации Теотиуакана). Он начинался, когда кукуруза была в полном соку. Доктор Бринтон видел в Кецалькоатле схожую двойственную природу. Его легко узнать по характерной маске и одежде из человеческой кожи. Мексиканцы называли планету Венера Ситлальпол (Большая звезда) и Тлауицкальпантекутли (Повелитель зари).
Если же это не удавалось, то его немедленно приносили в жертву. Он выполняет свою миссию и позднее вытесняется божествами народа-захватчика. Не станем делать вид, что знаем, как он назывался или кому был родственен. Все боги пульке были тесно связаны с землей и с богиней земли.
Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. Мифическое происхождение пульке упоминается лишь в одном источнике, «Истории Мексики», где также содержатся редкие сведения об ужасных цицимиме (единственное число — цицимитль), небесных демонах тьмы, которые постоянно угрожают уничтожить мир. Они боялись, что длящаяся в настоящем времени эра может закончиться при завершении каждой «связки» из пятидесяти двух лет, а «связка» представляет собой простую, произвольно взятую часть эры. Тлалок был богом дождя и влаги.
Первый был, без сомнения, солнечным годом и охватывал 18 периодов по 20 дней в каждом, которые испанские летописцы называли «месяцами», к тому же в него входили еще пять nemontemi (несчастливые дни). Тецкатлипока ударил Кетцалькоатля большой дубиной и сбросил в море. Но эту группу нельзя рассматривать как одну нацию однородного происхождения. И даже сердца жертв Тецкатлипоке и Уицилопочтли сначала поднимали к солнцу, словно оно обладало преимущественным правом на эту жертву, прежде чем ее бросят в сосуд из камеди, который лежал у ног идола.
Ее называют мексиканской Книгой мертвых. Брак Туэйо с дочерью Уэмака вызвал большое недовольство среди тольтеков. От теокалли луны убегает тропинка туда, где маленькая речушка огибает сбоку цитадель. Ацтеки относятся к Науатль-говорящим группам, проживающих в центральной Мексике и большая часть их мифологии похожа на мифологию других Мезоамериканских культур.
В нем также было четыре помещения, одно из которых было украшено перьями ярко-желтого цвета, другое — ослепительными и сверкающими перьями «синей птицы». Те города, которые были основаны акольуанами на окраинах Тецкоко, также присоединились к текпанекам с намерением освободиться от ига чичимеков, всю тяжесть которого они ощущали на себе. Пульке, сброженный напиток, приготовленный из агавы, был распространен повсеместно. За ограду можно было пройти через подобия привратницкой, расположенные с каждой стороны. Вновь вселяющее ужас чудовище появилось уже в виде прекрасного ребенка. При их приближении дерево раскололось на две части и его ветви упали на землю.
Кукуруза, какао, табак, картофель и целая группа полезных растений были неизвестны завоевателям-европейцам, а отсутствие таких знакомых животных, как лошадь, корова и овца, помимо множества менее крупных животных, является красноречивым доказательством длительной изоляции, в которой находился американский континент после первоначального заселения его человеком. События, люди и понятия с ее помощью записывались посредством рисунков и разноцветных фигурок на бумаге, сделанной из агавы или на шкурах животных. Церемонии солнечного культа, проводимые воинами, проходили в Куаухкуаухтинчане (Доме орлов).
— легко рассеиваются. Полы представляли собой мозаику разнообразных богатых узоров, «подобных обюссонскому ковру». За эту работу они получали плату кукурузой.
Неуклюжесть и громоздкость языка едва ли можно проиллюстрировать лучше, указав, что chiucnauhxihuitl означает «девять лет», quilant i manca —«он оставался», а отасос ihuelitiliztli —«он получил помощь». Во главе всех ацтекских жрецов стоял Мешикатль Теоуацин (мексиканский Владыка священных дел). Выражения, в которых сделано это заявление, слишком точны, а язык явно библейский. Родители детей, которым помогло лечение, давали в честь этого бога пир. Коатликуэ охватил страх и беспокойство, но к ней явился дух ее еще не родившегося ребенка и заговорил с ней он сказал ей слова ободрения и успокоил встревоженное сердце. Ометекутли (буквальный перевод его имени «Два-бог») иногда отождествляют с небом и богом огня, а божество женского пола является олицетворением земли или воды — концепции, схожие с концепциями Кроноса и Геи.
Предсказание гласило, что слабый и болезненный бог Нанауатцин должен разбить гору. В действительности весь механизм жизни науа покоился на ней. В «Легенде о Солнцах» упоминается мужчина Тата и его супруга Нена, о которых позаботился Тецкатлипока.
В Мексике обитали и другие туземные народы, помимо тольтеков. В своей книге «Relaciones», в которой он занимается исследованием истории народов Мексики, Иштлильшочитль предоставляет читателям еще один рассказ о переселении тольтеков. Поверхностное рассмотрение религии науа могло бы привести к заключению, что в ней не было никаких определенных богословских взглядов и не выдвигались никакие этические принципы и что вся мифология представляла собой всего лишь причудливое отношение варварского разума к вечным истинам. Слово «ацтеки» означает «народ цапли» и это привело к предположению, что они прибыли из Чиуауа, где в изобилии водятся цапли. Цикл из 73 групп по 260 дней в каждой, поделенный на тринадцатидневные отрезки, назывался «цикл рождения».
Но очевидно и его более широкое значение. Четыре года составляли год солнца. Он был супругом Чалчиуитликуэ (Изумрудной госпожи), которая родила ему многочисленное потомство Тлалоков (Облаков). Тецкатлипока спел им и заставил их отбивать ритм своей песни ногами. Сам год обозначался по названию третьего дня недели, с которой он начался.
Возможно, самой важной из них является та, в которой Кецалькоатль считается богом воздуха. Имя, данное ему мексиканцами, Ипалнемохуани (Тот, благодаря которому живут люди), показывает, что мексиканцы считали его изначальным источником бытия и сердце, символ жизни, считалось особой жертвой, специально предназначенной для него.
Покойный г-н Пейн из Оксфорда, авторитет, достойный всяческого уважения, выразил свое мнение так: «Рассказы об истории тольтеков, широко распространенные во время конкисты, содержат зерно правды». Выбор пал на Чальчиуха Тлатонака (Сияющий драгоценный камень), который правил пятьдесят два года. Первый был религиозной меккой для народов науа и поблизости от него до сих пор можно увидеть теокалли солнца и луны, окруженные обширными кладбищами, где хоронили благочестивых жителей Анауака (местное название Мексиканского плато) в надежде на то, что, погребенные, они найдут вход в солнечный рай. Каждый cempohualli подразделялся на четыре отрезка времени по пять дней в каждом, которые первые испанские авторы называли «неделями» и эти периоды отличались символом, обозначающим третий день.
Другие боги Центральной Мексики олицетворяли удовольствие и похоть. А в естественных впадинах и неглубоких пещерах на поверхности скал были найдены дома и укрепления, которые демонстрируют немалое архитектурное мастерство. Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. Вместо этого, Nanahuatl, самый маленький и самый скромный из богов, принес себя в жертву первым и прыгнул в пламя. Чарней раскопал там гигантские обломки кариатид, каждая из которых около 7 футов (2, 13м) в высоту. Они перешептывались друг с другом и говорили: «Почему Уэмак отдал свою дочь этому Туэйо. » Уэмак, до которого дошли слухи об этом, решил отвлечь внимание тольтеков, начав войну с соседним государством Коатепек. Ацтеки считали его в какой-то степени богом-чужестранцем и круг поклоняющихся ему людей в Мехико, городе Уицилопочтли, был довольно ограничен.
Самым низшим саном были жрецы-ламакацтоны (младшие жрецы). Говорили, что он хороший ходок и всегда приходит первым, так как силен и молод. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. Главы общин направлялись к его teocalli (храм-пирамида) в сопровождении толпы народа и все вместе искренне молились о его скорейшем вмешательстве.
«Chronica Mexicana» Тецоцомока, воспроизведенная в большой книге лорда Кингсборо, ценна тем, что сообщает уникальные факты по мифологии ацтеков, равно как и «Teatro Mexicana» Бетанкура, опубликованная в Мехико в 1697—1698 годах. Непосредственно перед открытием Америки европейцами на этом континенте была широко распространена вера в то, что сравнительно давно американскую землю посетили чужеземцы с востока, которые в конце концов возвратились к себе на родину, в Страну восходящего солнца. Я желаю рассказать ему по секрету о своих грехах». Разглядывая себя в отшлифованной поверхности, он воскликнул: «Я стар. » — и вот таким образом это место было названо Уэуэкуаутитлан (Старый Куаутитлан).
Пока они совещались, явился великан и ринулся прямо в их гущу. Долина, в которой располагалась столица, была известна как «Место, где растут фрукты», что было указанием на ее большое плодородие.
Эти пирамиды были поделены на четыре яруса, три из которых Целы. Еще более фантастическим и необыкновенно красивым было другое здание, «Дом перьев». Мы уже познакомились с ними в главе 2, но можно повторить. При помощи ацтеков текпанеки сильно расширили свои территориальные владения.
К моменту появления врагов Уицилопочтли уже родился и потрясал щитом и копьем голубого цвета. Благовониями ему послужили струпья с собственного тела. Никогда не существовало такой богини Теояоминкуи.
Вероятно, это божество принадлежало местному мексиканскому племени отоми. Другое ее имя, Тлаелкуани или «пожирательница экскрементов», свидетельствует о связи с покаянием и очищением черный круг вокруг рта богини указывает на эту грязную, но необходимую обязанность. В группу народов науа входили все племена, говорившие на науатлатолли (язык науа).
На самом деле название «тольтек» для окрестных народов стало синонимом слов «мастер своего дела», чем-то вроде клейма, которое гарантировало превосходное качество любого изделия тольтекской работы. Затем боги спросили: «Что нам делать с Тонакатепетлем. » Кетцалькоатль обмотал гору веревкой и попытался подтащить ее поближе, но гора оказалась слишком тяжелой. Его считали «Отцом тольтеков» и, согласно легенде, он был седьмым и самым младшим сыном тольтекского Авраама, Ицтакмишкоуатля.
Пословицу «Сколько стран, столько и обычаев» нигде нельзя проиллюстрировать лучше, чем посредством любопытной ежегодной борьбы между воинами Мехико и Тлашкалы. Это была гора Тонакатепетль или «гора пищи».
Камень Куаухшикалли хранится в Национальном музее в Мехико. Там он отдохнул и попросил своих слуг дать ему зеркало. Это было мексиканское объяснение отличительной черты сапотекского бога.
Конечно, Тецкатлипока предстает перед ним в виде Тлацольтеотль. Обычно Шипе изображают на pinturas в одежде из содранной человеческой кожи. Быт индейцев науа был специфической смесью простоты и демонстративности. Экскременты были у мексиканцев символом греха. Этого бога обычно изображают красным.
Деревенские девушки дарили богине снопы кукурузы урожая предыдущего сезона. Кецалькоатль (чье имя означает «Пернатый змей» или «Жезл с оперением») стал в довольно далекие времена правителем Толлана и благодаря своему просвещенному правлению и поощрению развития гуманитарных наук сделал очень многое для своего народа.
Из нее они стали вывозить сокровища, а коренных жителей пытались сделать католиками. Среди эпитетов, которыми ацтеки наделяли это внушающее страх божество, были и такие, как «противник» и «тот, у кого мы рабы».
Разъяренные цицимиме устремились с небес к дереву, в котором прятались Кетцалькоатль и Майяуэль. Имя этого чудовища переводится как «владыка земли», однако на самом деле это было двуполое существо и его часто изображали в женском обличье. Но Туэйо и его люди убили много врагов и обратили их в бегство. Кроме того, в венах жертвы не было крови. Бэнкрофта и Сквайера.
Но сыновья решили смыть, как они считали, оскорбление их роду и договорились убить мать. Они поклонялись разным богам. Попробовав его, Кецалькоатль почувствовал неодолимую сонливость.
Одним из самых интересных мексиканских историков является дон Фернандо де Альва Иштлильшочитль, полукровка царского происхождения из Тецкоко. Мы используем термин «цивилизованный» намеренно, так как, хотя некоторые титулованные авторитеты отказываются считать мексиканцев народом, который достиг такого уровня культуры, который давал бы ему право на место среди цивилизованных сообществ, нет сомнений, что мексиканцы продвинулись вперед настолько, насколько это было возможно, если принимать во внимание их окружение и обстоятельства, которые им мешали. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Тем самым он привёл время и солнце в движение и начал историю. Солдату, — пишет Бардольф, — лучше, если у него есть жена, так и у бога войны.
Многие другие города, большинство из которых были почти вполовину меньше столицы, располагались на островах или на берегу озера Тецкоко, так что население так называемого «Большого Мехико», вероятно, доходило до нескольких миллионов. На ней нет никаких признаков оружия, нет у нее и конечностей. В Цомпантли (Пирамида из черепов) были собраны наводящие ужас останки бесчисленных жертв, принесенных неумолимому ацтекскому богу войны и в этом ужасном сооружении испанские завоеватели насчитали не менее 136 тысяч человеческих черепов. В заполненной землей расщелине этого грубого алтаря вырос кактус и на нем появился царственный орел, о котором говорилось в предыдущем рассказе, сжимающий в своих когтях змею.
Когда он, наконец, видел его, он кричал: Хозяин пришел. К этому рассказу следует относиться с величайшей осторожностью.
Но он ни в коем случае не был «натуральной» собакой, вот таким образом они считали его чудовищем. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Соблазненные видом пищи, они добыли огонь с помощью трения и зажарили рыбу. Он обитал в водяном раю под названием Тлалокан (Страна Тлалока), где царило изобилие плодов, где в вечном блаженстве жили утопленники, те, кого ударила молния, а также умершие от водянки. После смерти жертвы ее кожу переносили в храм Сентеотля-сына и на последующей церемонии надевали руководящие ею жрецы. Но главной богиней кукурузы была Чикомекоуатль (Семь змей) — это имя указывает на животворную силу воды, символом которой у мексиканцев была змея.
Однажды, когда земля поднялась из первозданных вод, появились бог-олень, который носил имя Пума-Змея и прекрасная богиня-олениха или Ягуар-Змея. Другой праздник в его честь, Куауитлеуа, начинал мексиканский год 2 февраля. Мишкоатль был ацтекским богом охоты. Чтобы как-то поддержать изувеченную землю, они решили, что все растения, необходимые для жизни человека, должны произрастать из тела убитого чудовища. Мексиканские воины верили, что и после смерти они продолжают служить солнцу, подобно скандинавским героям в Вальхалле (в скандинавской мифологии обитель павших воинов), что их впускают в жилище бога, где они разделяют все радости его ежедневного обхода неба. Самыми известными из них были те, которые расселились по берегам озера Тецкоко.
Однако прежде всего будет правильным уделить внимание другим теориям, касающимся его происхождения. Для того чтобы удержать небо на месте, Тецкатлипока и Кетцалькоатль превратились в два гигантских дерева.
Однако тот же самый авторитет в своем очерке о хронологии мексиканцев приписывает Кецалькоатлю двойственный характер: «двойственный характер, видимо присущий богу ветра Кецалькоатлю, который теперь выступает просто как бог ветра, снова показывает истинные черты древнего бога огня и света». Одним из самых свирепых считался Тлауискалпантекутли, «владыка дома зари», персонифицировавший планету Венера как утреннюю звезду. Ей особенно поклонялись водоносы Мехико и все те, чья профессия была связана с водой.
В 16 в. писцами было записано несколько старинных легенд и мифов. Этнограф Юрий Кнорозов (1922-1999) внес огромный вклад в дешифровку. Главными богами пульке, помимо этих, были Патекатль и Текуэчмекауиани. Произведением литературного творчества науа исчезновение которого окружено глубочайшей тайной, является Teo-Amoxtli (Божественная книга), на которую ссылаются некоторые летописцы как на произведение древних тольтеков. Эта цитадель, по мысли Чарнея, была большой площадкой для игры в теннис или в «тлачтли», где собирались тысячи зрителей, чтобы поглазеть на народную игру науа с таким же азартом, с каким современные болельщики смотрят футбольные матчи. Мясо змей у многих племен считается сильнодействующим лекарством.
Гл. Уицилопочтли вместе со своим огненным змеем Шиукоатль — это олицетворение появляющегося из-за горизонта Солнца и его жарких лучей, а Сенцон Уицнауа — это исчезающие на утренней заре звезды.
Продолжив свое путешествие утром, бог прошел между вулканом и Сьерра-Невадой (Снежная гора), где все сопровождавшие его слуги умерли от холода. Эта тропа известна как «Тропа мертвых» благодаря тому обстоятельству, что вокруг нее на площади почти девять квадратных миль расположены могилы и могильные курганы, а она на самом деле образует дорогу через огромное кладбище. Только в одном Мехико постоянно горело не менее шестисот таких священных жаровен. Так что неудивительно, что Уицилопочтли был одним из основных богов в Мексике.
Огромные статуи Чак – Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе.
Тольтеки вооружились и собрались драться. Многие из них погибли в водах близлежащего озера, в которое кинулись в отчаянии.
К его рукам и ногам были привязаны небольшие колокольчики. Омакатль был мексиканским богом праздников и радости. Имя царя Ишкоатля (Ixcoatl), например изображается при помощи рисунка змеи («coati»), пронзенной кремневыми ножами («iztli»), a имя Монтесумы (Montequauhzoma) — при помощи рисунка мышеловки («montli»), орла («quauhtli»), ланцета («zo») и кисти руки («maitl»).
Это были молодые люди, вступающие в жреческую должность. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Те сказали ему, что причиной тому внезапно охватившая ее страсть к индейцу, который недавно проходил той дорогой. В последний день месяца проводили еще более пышный праздник, так как боги возвратились.
Боги разжевали зерна кукурузы и вложили образовавшуюся кашицу во рты новорожденных людей, чтобы придать им сил. Причина, по которой черты статуи продублированы, очевидна.
Культ этого бога, видимо, был очень широко распространен. Смысл этого состоял в том, чтобы едоки обретали единство с этим божеством во плоти.
Далее на юге, в ущельях реки Пьедрас-Вердес (Зеленые камни — исп. ) в Чиуауа (Мексика), есть скальные жилища, во многом похожие на те, что находятся в районе обитания индейцев пуэбло, а доктор Хрдлика исследовал и другие скальные жилища на юге, в штате Халиско в Центральной Мексике.
Воин хватал своего противника и пытался выйти победителем.
Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. В них мало что представляет интерес и замечательны они главным образом утомительными повторениями и расхождениями в существенных деталях. Подобно тучам, спустились стаи саранчи, а град и грозы довершили бедствие. Это они пытались предотвратить, боясь, что если им не удастся сделать это, то боги умрут.
На юге мы находим народ уаштека, который говорит на том же языке, что и майя в Центральной Америке, а на побережье Мексиканского залива — тотонаков и чонталов. Разгневанный его высокомерием, бог утренней звезды Тлауискалпантекутли, «владыка дома зари», выпустил стрелу в Солнце. Затем вся община приближалась к teocalli (жертвенная пирамида) и, достигнув ее вершины, с жертвы срывали всю одежду, жрец вонзал ей в грудь кремневый нож, вырывал из нее еще пульсирующее сердце и приносил его в жертву Чикомекоуатль. В тропических широтах в полдень солнце собирает вокруг себя облака. Но это не означает, что к Чикомекоуатль относились с каким-то пренебрежением.
Между тем, как абсолютно правдиво пишет Торквемада (т. Для этого годились обитатели соседних государств.
Слово «ацтек» означает «народ цапли» название было дано этому племени текпанеками, возможно, потому, что, подобно цаплям, они жили в болотистой местности. Т. 2. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов.
Исповедь охватывала только грехи, связанные с распущенностью. Чарней отождествляет найденные там образцы архитектуры с архитектурой Толлана. Особая группа богов под названием Сентеотль царила над сельским хозяйством Мексики, причем каждый из них олицетворял ту или иную стадию роста кукурузы. Вероятно, он идентичен Нанахуатлю и выступает как представитель человеческой жертвы.
Коатликуэ была матерью Сенцонуицнауа («Четыреста южан»), её сыновей и Койольшауки, её дочери. Последний ни в коей мере не является достаточным авторитетом, но ему в значительной степени удалось придать преданиям своей родной страны очарование. Его губы накрашены ярко-красным цветом. Да, девять лет он ждал там помощи от влиятельных лиц». н. э. ). У него также есть сходство с Шипе.
Почитали также бога и богиню маиса. Тласольтеотль — богиня грязи — ассоциировалась с последствиями похоти и распущенности. Подобно многим другим богам охоты, его представляют с чертами оленя или кролика. «Эта земля, — пишет Хэклуйт, — должно быть, является частью той страны, которую, как утверждают испанцы, они первыми открыли со времен Ганнона». Т. 1.
Его происхождение неясно, но миф, рассказывающий о нем, безусловно, очень оригинален. Имя Уицилопочтли означает «колибри слева», так как этот бог носил перья птицы колибри на левой ноге. Однако обе цивилизации погибли под натиском завоевателей. Если гуляка хотел, чтобы его наказание не превышало головную боль, то приносил жертву Куатлапанкуи (Раскалывающий голову) или Папацтаку (Спокойный). Во время nemontemi (несчастливые дни) никто не работал, так как эти дни считались предвещающими беду и плохими.
Шочипилли также был тесно связан с богом по имени Макуильшочитль или «пять цветов», который считался покровителем игр, в том числе азартных. Их, наверное, можно отождествлять с Новой Мексикой или Аризоной.
Но его влияние на грубых чичимеков и ацтеков, очевидно, было невелико. Главный праздник в честь солнца проводился весной в день весеннего равноденствия перед изображением божества известного как Тотек (Наш великий вождь). Дары Нанауатцина оказались очень скромными.
Богом земледелия был Шипе. Из этого был сделан вывод, что он был тотемом колибри. В начале следующей эпохи появились тольтеки и после долгих скитаний поселились в Уэуэ-Тлапаллане (Очень старый Тлапаллан).
Идола оттащили во двор университета и там поставили. На восемнадцатый день появлялся вечно молодой бог Тламацинкатль или Титлакауан. Последнее помещение было убрано перьями ярко-красного цвета, взятыми от самых красивых птиц. Душа предстает перед Тецкатлипокой, Юпитером ацтекского пантеона. Принято считать, что они пришли в нее вслед за тольтеками.
Все было в беспорядке, а вода покрывала ил и тину, которой тогда была земля».
Были известны разные способы умерщвления жертвы. Эти барельефы расположены по бокам камня. Миф о Тлальтекутли был широко распространен среди народов Мезоамерики и один из его вариантов встречается у юкатанских майя. По уступам шла лестница из 340 ступеней, которая вела на верхнюю платформу, где поднимались две трехэтажные башни высотой 56 футов (17м). Исповедник отвечал: «Будь счастлив, сын мой: то, что желаешь сделать, пойдет тебе во благо». Его скипетром была змея, а его большой барабан был обтянут змеиной кожей.
Антонио Гама в своей работе «Description Historica у Cronologica de las dos Piedras» пролил немало света на древности Мексики. Четвертым миром или Солнцем Воды, управляла супруга Тлалока Чалчиуитликуэ, «богиня в платье, покрытом драгоценностями», богиня воды, владычица рек и озер. Как мы увидим позже, Мексика не так богата архитектурными древностями, как Гватемала или Юкатан, по той причине, что рост тропических лесов в значительной степени защитил от разрушения древние каменные постройки в этих странах.
Все это сервировали на блюдах из золота и серебра. В середине 19 в. ученные пытались расшифровать письмена майя.
Каждую ночь в teopan (храм) исполнялись шумные танцы, центральной фигурой в которых была Шалакуиа, пленница или рабыня, чье лицо раскрашивали красной и желтой краской, чтобы изобразить цвета кукурузы. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием.
Так, племя тлингит поклоняется Йетлю индейцы куакуиутль — Каникилаку, народность салиш с побережья — Кумснёотлю, Куэакуа или Слэалекаму. Ватиканская рукопись охватывает главным образом мифологию и запутанную календарную систему мексиканцев. Жестокое убийство Тлальтекутли и расчленение тела чудовища вызвали гнев других богов. Он склоняется перед ним и после этого может встретиться со своими друзьями, ушедшими из жизни раньше.
Немногочисленные предания о связи Азии с Америкой — увы. Этим ребенком был на самом деле Уицилопочтли, бог войны науа. Когда наступал этот день, кающийся приносил коврик, камедь для воскурения и хворост. Эта «первая земля» была уничтожена «водой-солнцем». Он олицетворял четыре стороны света, откуда приходит дождь.
Эти великаны были настолько сильны, что голыми руками вырывали деревья. Эти толкования известны как «пояснительные рукописи» и представляют собой большое подспорье для тех, кто изучает историю и обычаи Мексики. Змея также олицетворяет молнию, символ божественного копья, апофеоз военной мощи.
Его имя означает Две камышинки. О нем упоминают как о «Боге уродств» и, по мнению доктора Селера, слово «уродство» может подойти для перевода его имени. Мехико стал главным рынком империи, а также ее политическим центром. Из них двоих Сентеотль-сын был важнее. Это, конечно, символизировало перемещения бога-ветра по ночным магистралям. Такому идолу делались приношения в виде маисовой каши и пульке. Жертву-военнопленного помещали у подножия длинной лестницы, ведущей наверх к Куаухшикалли (Чаша орлов) — так назывался камень, на котором его должны были принести в жертву.
Для ацтеков, Тольтеки были создателями всех культур слово «Toltecayotl» было синонимом культуры. Благовония, сожженные Текусистекатлем, тоже были редкими и ценными.
Они не пытались защищаться, а бежали без оглядки.
Затем исповедник открывал книгу прорицаний известную как Тоналаматль (то есть Книга летосчисления) и называл просителю день, который оказывался самым подходящим для исповеди. В период, предшествующий тому, в котором они жили, мощный потоп лишил солнце жизни и какая-нибудь подобная этой катастрофа ожидалась в конце каждой «связки» из пятидесяти двух лет. В другой раз этот же самый рисунок изображал всего лишь одну букву слова. Куаухшикалли не нужно путать с temalacatl (каменный столб), к которому привязывали чужеземного воина, получившего шанс на жизнь. Другие pueblos (города) группируются на южном или западном берегах. Человечество получало спасение еще на один срок.
Эти повторенные черты богини, присущие самым древним богам, появляются тогда, когда перед именем божества стоит числительное оте (два). В мифе науа мы встречаем двух двуполых существ известных у ацтеков как Ометекутли-Омесиуатль (Владыки двойственной природы).
Если ему случалось победить шесть таких грозных противников, его отпускали на свободу. Его называли и Ээкатль (Воздух) и Йолкуат (Гремучая змея) и Тохил (Грохочущий) и Наниээкатль (Повелитель четырех ветров) и Тлауицкальпантекутли (Повелитель света и зари). Автор этой книги уже разработал свою теорию по этому непростому вопросу (см. : Спенс. В некоторых из них мы находим то, что можно назвать рассказами из первых рук о теогонии и обрядах народа науа.
Изображение бога неизменно ставили в той комнате, где все это должно было происходить и у ацтеков считалось ужасным оскорблением, если во время застолья происходило что-то унижающее достоинство бога или если случалась какое-то отклонение от предписанной формы проведения таких сборищ. На нем была боевая раскраска, голову украшал плюмаж, а левую ногу покрывали перья. Он отправился дальше в Табаско, сказочную страну Тлапаллан и, взойдя на плот из змей, уплыл на восток.
Крыши были сделаны из дерева и поддерживались колоннами.
Во главе них шла их сестра Койолшауки. История Нового Света.
У идола Омакатля имелась в районе живота полость, которую набивали едой. В нем было 60000 домов, а его жителей насчитывалось 300000 человек. Вскоре после этого гостей охватит ужасная болезнь, похожая на эпилепсию.
Такой, например, была мексиканская легенда о Кецалькоатле, к которой мы вернемся позже. Но вполне вероятно, что Чикомекоуатль — творение более древнего народа, а пришельцы науа приняли ее в свой пантеон или принесли с собой другую богиню урожая «Мать-землю», Тетеоиннан (Мать богов) или Тосицин (Наша бабушка). Ее имя означает «Госпожа изумрудной мантии», как указание на тот элемент, над которым отчасти главенствовало это божество.
Вокруг площадки расположились три платформы: платформа Венеры (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Я знаю обо всем, что должно произойти».
Этим завершался праздник. В них находились большие статуи богов-покровителей и жертвенные камни из яшмы. Другой звездный бог — это Мишкоатль.
Его супруга Чалчиуитликуэ, «богиня в платье, покрытом драгоценностями», считалась богиней вод, владычицей рек и озер. Воины, которым другие воины сдаются в плен изображены срывающими со своих голов перья. Они состоят из далеко простирающихся террас и широких мощеных дорог, теокалли, которые выдержали натиск многих веков и гигантских колонн по 18 футов (5, 49м) в высоту и 17 футов (5, 18м) в обхвате каждая.
Озеро заполняли водяными змеями и лягушками и в него ныряли люди, чтобы поймать ртом рептилий и съесть их живьем. Среди них можно упомянуть французов Шарнэ и де Росни и американцев Бринтона, Х. Х. Затем верующие шли на кукурузные поля, где выдергивали нежные стебли растущей кукурузы и, украсив их цветами, ставили в calpiilli (общий дом в деревне).
Некоторые авторитеты увидели в Кукулькане «бога змеи и дождя». Мысль о том, что в китайских летописях «Фу-сан» содержится ссылка на Америку, была трактована Клапротом как заблуждение.
Волосы монстра превратились в деревья и цветы из кожи образовались травы и мелкие цветы. Там старая богиня Сиуакоатль — «женщина-змея» — смолола кости и положила их в специальный глиняный сосуд. Пришествие европейцевЦентральная Америка была открыта в 16 в. испанскими завоевателями. Во время своей инспекционной поездки он встретил старого местного касика или вождя, с очень изысканными манерами и величавой осанкой, который одевался в дорогие одежды по испанской моде и к которому индейцы относились с величайшим почтением. Но Кецалькоатль им отказал и выбросил все свои сокровища в источник Коскаапа (Вода драгоценных камней). Искупительной жертвой своей крови боги создают нынешнюю человеческую расу.
Преследуя враждебную политику в отношении государства тольтеков, Тецкатлипока принял облик индейца по имени Туэйо (или Товейо) и направил свои стопы ко дворцу Уэмака, вождя тольтеков в мирских делах. Внешние черты ацтеков, судя по различным мексиканским изображениям, типично индейские и доказывают северное происхождение. Она записана в «Английских путешествиях» Хэклуйта и «Истории Уэльса» Пауэла. Теокалли солнца больше по размерам с основанием площадью 735 футов (224м) и высотой 203 фута (61, 87м). Эта должность, по всей вероятности, осталась со времен тольтеков.
Обычно он изображается несущим пучок стрел, олицетворяющих удары молнии. с двуликим Янусом) исполнялся танец. Так, они предоставляли им время для отдыха и восстановления сил, а раз в восемь лет проводили праздник под названием Атамалькуалицтли (пост, когда едят кашу и пьют воду), во время которого каждый индеец науа возвращался на некоторое время к первобытной жизни. В tonalamatl Тлауицкальпантекутли представлен как покровитель девятого деления из тринадцати дней, начинающегося с Се Коатль (знак «одна змея»). Можно сказать, что на нем закончилась череда мексиканских археологов старой школы.
Цивилизация Древней Мексики. В свободном переводе его смысл таков: «Девять лет он напрасно оставался в Испании. Уицилопочтли обычно изображали с развевающимся плюмажем из перьев колибри на голове. Ее сопровождают многочисленные братья известные как Сенцон Уицнауа или «400 южан-звезд» — по ацтекским поверьям 400 богов пульке. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее.
В мифе предки мешиков-ацтеков пришли с места на севере, которое называется Ацтлана, последние из семи nahuatlacas (науатль-язычные племена, от tlaca, «человек»), чтобы совершить путешествие на юг, отсюда и их название «Ацтек». На Тихоокеанском побережье страны миштеки и сапотеки создали процветающую цивилизацию, во многом самобытную, которая в какой-то степени являлась связующим звеном между культурами Мексики и Центральной Америки. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Его плоская поверхность покрыта огромным солнечным диском с восемью лучами, а в центре она имеет углубление, куда стекала кровь, та самая «чаша», ссылку на которую имеет название камня.
Возможно, одним из имен, под которым он наиболее известен, было Тельпочтли (Молодой воин) благодаря тому, что его запасы физических и жизненных сил никогда не уменьшались, а неистовая юношеская энергия явственно чувствовалась в бурях. В считанные секунды засуха, наводнение и землетрясения могли погубить весь урожай.
Многие изображающие его фигуры были вырезаны из зеленого камня под названием чалчиуитль (жадеит), чтобы показать цвет воды, а некоторые из них изображают его держащим золотую змею, олицетворяющую молнию, так как богов воды часто отождествляют с грохотом, который висит над горами и сопровождает сильный дождь. История Нового Света под названием Америка.
У каждого ремесла или профессии был свой собственный Ометочтли, но для аристократии был только один из таких богов: Коуацинкатль, чье имя означало «Тот, у кого есть предки». Но Уицилопочтли был не только богом войны.
Как бог змееподобной молнии он был связан с летом, тем временем года, когда сверкают молнии и вот таким образом в какой-то степени имел власть над сельскохозяйственными культурами и плодами земли. Позднее Чолула стала поддерживать альянс с Тлашкалой и Уэшоцинко. Окружавшие его стены имели в окружности 4800 футов (1463м) и были украшены удивительной резьбой изображавшей переплетенных рептилий, почему их и называли «коэтпантли» (стены змей). Высокомерный бог по имени Текусистекатль вызвался быть Солнцем, но остальные боги в качестве второго претендента выбрали скромного и болезненного Нанауатцина (который расщепил гору Тонакатепетль, чтобы добыть семена кукурузы). Многие авторитетные современные американские ученые называют его «тольтеками» и свободно говорят о «тольтекском периоде» и об «искусстве тольтеков».
Саагун приехал в Мексику спустя восемь лет после того, как испанцы поработили страну. Лишенного свободы тлашкальтекского воина привозили в Мехико в клетке и сначала ставили у каменного столба, к которому его привязывали за одну ногу цепью или ремнем.
Мексиканцы утверждали, что Кецалькоатль умирает, когда эта звезда становится видимой и вот таким образом наградили его именем Повелитель зари. Больше всего их озадачивало то, что лицо и некоторые другие части тела богини повторялись на ее спине вот таким образом они пришли к заключению, что идол представляет двух богов в одном. Возможно, Мишкоатль был у отоми богом воздуха и грома и имел более древнее происхождение, чем Кецалькоатль или Тецкатлипока.
Из этих источников исходит успех в войне. Более четырех десятков таких бурно растущих общин процветали во времена завоевания Мехико. Солнце должно хорошо питаться, чтобы продолжать давать жизнь, свет и тепло людям.
Когда начинают рассматривать близкое сходство между формами искусства и мифологией современных местных жителей Британской Колумбии и народа науа, а также неизменные легенды о длительном странствии с севера, где они жили «у воды», вывод о том, что науа родом из указанного региона, становится почти неопровержимым (см. : Пейн. Его ужасное жилище иногда называли Тлальшикко (Пуп земли), но вообще мексиканцы думали, что оно находится далеко на севере и считали, что там царит голод, безысходное отчаяние и смерть.
Его голова (quaxo/otl) очень широко использовалась среди воинов, подобно тому как жертвоприношение у науа, как мы уже видели, было тесно граничит с войной. У этой богини был сын Сентеотль, дух кукурузы. Истек установленный отрезок времени, который считался назначенным божественной властью.
Они имели человеческий облик и при помощи своих могучих знаний (то есть магии) подняли над водой высокую скалу и построили на ней прекрасные дворцы, свои жилища. Эти земные великаны (Куинамес) были аналогами греческих титанов и источником сильного беспокойства тольтеков. Алкогольный напиток, который изготавливался из ферментированного сока агавы и получил название «пульке» играл важную роль в церемониях ацтеков, служа одновременно ритуальным напитком и объектом жертвоприношения. Но в глазах простых людей этот вождь испанцев был на самом деле «богом-героем».
Теокалли луны имеет основание, занимающее площадь 426 футов (129, 84м) и имеющее высоту 137 футов (41, 76м). Эту кость они поедали, запивая немалым количеством пульке. В основу изложенной ниже версии легли именно эти два источника.
Знать занимала все высшие военные, судебные и духовные должности. Мы узнаем, что, когда древние скандинавы изгнали ирландских монахов, которые поселились в Исландии, беглецы переправились на «Большую Ирландию», под которой, по мнению многих исследователей древности старой школы, автор этого мифа подразумевал Америку. «Я повелеваю вам, — сказал, умирая, правитель инков, — оказать им почет и повиноваться, так как они будут превосходить нас во всем» (Инка Тарсиласо де ла Вега. Старые солнца умерли и ныне живущее солнце не более бессмертно, чем они.
Эти холмы сохранились до сих пор в виде Пирамиды Солнца и Пирамиды Луны. В ту же ночь в его храме ему делались жертвоприношения пищей. Главными источниками этих легенд являются истории Сумарраги и Иштлильшочитля.
Наука ацтеков была, наверное, одной из самых ярких граней их цивилизации. Они демонстрируют почти восточное богатство фантазии и колорита и убедительно напоминают читателю о великолепии архитектурных и пейзажных описаний «Тысячи и одной ночи».
Каждое Солнце было граничит с одним из элементов — Землей, Ветром, Огнем или Водой. Одну из самых подробных историй о создании мира в мексиканской мифологии рассказывает индеец-полукровка Иштлильшочитль, который — и в этом мы не можем сомневаться — получил ее непосредственно из местных источников. Тлалоки быстро собрали семена белой, черной, желтой и красной кукурузы, а также бобов и других съедобных растений.
Так, например, Солнце Земли или Науи Оцелотл (4 Ягуара), было уничтожено ягуарами, существами, которые ассоциировались с землей и подземным миром. Только принесение в жертву человека могло поторопить появление светила.
Богословие ацтеков допускало существование вечности, которая, однако, не обходилась без деления на эпохи. Во времена общенациональной опасности, мора или голода все обращались с молитвами к Тецкатлипоке. Имя Тецкатлипока переводится как «курящееся зеркало» и этот бог обычно изображался с двумя дымящимися обсидиановыми зеркалами — одно располагалось за его головой, а другое заменяло ему ступню. Потоп был таким сильным, что смыл горы и небеса рухнули на землю.
На самом деле это был праздник в память о сотворении солнца. Теотиуакан был процветающим центром, современным Толлану. В своей книге «Завоевание Мексики» Гомара утверждает, что они прибыли в долину из Акольуакана около 780 года н. э. и основали города Толлан, Кольуакан и сам Мехико. Более низшие чины включали в себя жрецов-тленамакаков (обыкновенные жрецы), которые ходили одевшись в черное и носили длинные волосы, покрывая их чем-то вроде мантильи.
Среди небесных божеств важное место занимал Тонатиу или Солнце. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Жрецы различных уровней имели обыкновение обращаться к различным богам, которым они служили, так: «всемогущий», «вечный», «невидимый», «абсолютный бог, само совершенство и единство» и «Творец и Создатель всего сущего».
В 1838 году барон де Вальдек в своей книге «Voyage Pittoresque» утверждает, что он владел ею, а аббат Брассер де Бурбург отождествлял ее с «Дрезденским кодексом майя» и другими туземными рукописями. Рыдая, он обращается к тебе в великой печали. Например, Тепоштекатль был богом пульке в Тепоцтлане. Они приписывали этому богу изобретение гарпуна или трезубца для ловли рыбы, а также рыболовной удочки и сетки для ловли птиц.
Ее несли посреди большой толпы. Язык мексиканцев, как и большинство языков Америки, принадлежит к «инкорпоративному» типу: он объединяет все связанные между собой слова в предложении в один конгломерат или сложное слово, сливая отдельные слова из которых оно состоит, друг с другом при помощи изменения их форм и таким образом связывая их вместе, чтобы выразить все в одном слове. Было неизбежно, что из двадцати названий дней мексиканского «месяца» четыре (colli (дом), tochtli (кролик), acatl (тростник) и tecpati (кремень) будут всегда последовательно повторяться из-за частой встречаемости этих дней в мексиканском солнечном годе.
Раз в год они встречались на заранее обусловленном поле боя и вступали в сражение, не имея намерения убивать друг друга, а с целью захватить пленных для жертвоприношения на алтарях своих богов войны. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба — Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). При его включении в пантеон науа стало необходимым утихомирить их эмоции и вот таким образом он получил статус бога охоты.
Униженный жертвой Nanahuatl, Tecuciztecatl тоже прыгнул в огонь и стал луной. Его офицеры утверждали, что мексиканцы, казалось, желали умереть в бою. Кающийся человек обращался к исповеднику следующим образом: «Господин, я желаю обратиться к самому могущественному богу, защитнику всего сущего, то есть к Тецкатлипоке. Все пили, ели и веселились.
От его имени я хочу сказать, что ты должен принять обязательство. Как бог заимствованный он занимал незначительное положение в мексиканском пантеоне. Если признавали, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, то считалось, что хозяин дома ведет дурную жизнь и жрец давал ему маску, чтобы спрятать лицо от насмешек приятелей.
В двенадцатой главе своей первой книги Саагун в необычной и изящной манере описал ту церемонию, посредством которой это должно было осуществляться. Отсюда возникло имя Шалакуиа, которое означает «Та, которая одета в песок». В конце концов боги согласились пожертвовать собой, чтобы Солнце пришло в движение. На его праздниках «сдирания кожи с человека» с жертв снимали кожу, которую надевали последователи культа этого бога и носили в течение двадцати дней. Представленная версия основана на третьей книге Флорентийского кодекса. Главным его праздником был Эцалькуалицтли (Когда едят пищу из бобов), который проводили приблизительно 13 мая, так как где-то к этому времени обычно уже начинался сезон дождей.
У каждого божества — у него и у нее — был свой teopan (храм), но они были тесно связаны между собой как родительница и ребенок. В нем стояло несколько сосудов с водой под названием tlilatl (черная вода), содержимое которых прописывали нездоровым детям.
Они могут быть развалинами жилищ, построенных либо древними науа, либо какими-нибудь народами, отдаленно родственными им и проявлять в архитектуре черты, распространенные среди науа до того, как они стали заимствовать другие чужие формы. Черная краска на лице вокруг глаз олицетворяет темное ночное небо. За это нам не хочется ссориться с ним. В нем рассказывается о происхождении Уицилопочтли или «колдуна колибри», — главного бога ацтеков. Прилагаемое общее описание бога Тепоштекатля (см.
Массивные руины исполинских размеров были обнаружены в Цакатекас, Кемада. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. В целом Шолотлю больше всего подходит такое описание, как бог солнца южных племен. Авторов в области мексиканских и перуанских мифов было мало. Каждый входящий в него день обозначался символом, таким как «дом», «змея», «ветер» и т. д. Это место называется Темакпалько (Отпечаток рук).
Эта богиня была женой Тлалока, бога дождя и влаги. В «Истории мексиканцев по их рисункам» излагается один из вариантов мифа, согласно которому четыре сына первой божественной четы при помощи четырех других богов создали четыре дороги, ведущие к центру мира. Эти названия дней шли независимо от длины года.
В преданиях науа название местности, откуда этот народ начал свои скитания, называется Ацтлан (Где растет тростник), но это название практически не дает никакого ключа ни к какому конкретному региону, хотя, вероятно, рьяные исследователи старины с ним отождествляли всякую подходящую местность между Беринговым проливом и Мексикой. В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская.
Оно состоит в том, что тольтеки, спасаясь бегством от внутренних распрей в своем городе и от набегов чичимеков, попали в Центральную Америку, где стали основоположниками цивилизации и строителями многих замечательных городов, руины которых сейчас встречаются на ее равнинах и в лесах. Мексиканцы были далеко не одиноки в своих ожиданиях. Порядок чередования Солнц совпадает не во всех документах, однако в двух самых старых и ценных источниках, «История мексиканцев по их рисункам» и «Легенда о Солнцах», эпохи следуют друг за другом в том же порядке, что и на Древних ацтекских памятниках.
Некоторое время спустя она поняла, что вскоре должна стать матерью еще одного ребенка. Есть несколько различных версий о нём. Этот мир был уничтожен Кетцалькоатлем при помощи огненного дождя. Третьим сыном был Кетцалькоатль, а четвертым – Уицилопочтли, покровитель ацтеков. Дождь льет из облаков, сопровождаясь громом и молниями, символами божественной змеи. Жрецов Кецалькоатля называли по имени их бога-покровителя.
Он также раскрыл несколько больших домов или дворцов. Некоторые получали полные корзины, а другие — всего лишь несколько початков. Нанахуатль (Бедный прокаженный) имел власть над кожными болезнями, в том числе над проказой. Последний день месяца был отмечен большим праздником, так как все верили, что в это время возвращаются все боги.
Однако объяснение происхождения Уицилопочтли несколько глубже. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Мексиканцы называли Тлацольтеотль (Богиня нечистот) или Тлаэлькуани (Поедательница грязи) богиней земли, так как она искореняла грехи к ее жрецам люди шли, чтобы исповедаться и получить прощение своих проступков. Уицилопочтли был сверхъестественным воплощением и самих ацтеков и их империи. Это открытие произвело сенсацию. Их обычно изображают одетыми в богатый наряд. Может показаться излишним педантизмом отказ признать, что развитый народ, обитавший в Мексике до индейцев науа, был «тольтеками». Но не следует думать, что этот народ появился на Мексиканском плато до науа, а развалины в Халиско и других районах Центральной Мексики могут быть просто остатками относительно современных скальных жилищ, заимствованием центрально-мексиканскими народами архитектуры «жителей скал» или местным ее вариантом из-за острой потребности, которую выдвигала жизнь в те далекие времена в этом регионе.
Pinturas или туземные рукописи, которые дошли до нас, очень немногочисленны. Ежегодно в жертву Тлалоку приносили много детей и девушек. ниже) хорошо иллюстрирует отличительные черты богов пульке.
Гл. Достигнув вершины горы Пояутекатль, он съехал по льду к ее подножию. Черный Тецкатлипока правил первым миром или Солнцем Земли, населенным расой великанов.
Не было ли там слухов или легенд о землях на Востоке. К северу от Тецкоко расположен Теотиуакан, священный город богов. Огненный дождь превратил жившую на земле расу людей в индеек.
На карте он увидит, что город Мехико или Теночтитлан (его местное название), был расположен на острове озера Тецкоко. По закону нельзя было есть кукурузу нового урожая до смерти жертвы. И действительно, одно из его имен Йоалли Ээкатль означает «Ночной ветер». Они представляли его в том виде, в каком он показан на сопроводительном рисунке. Так же украшали и статуи небольших tepitoton (домовые). Однако недавние открытия заставили многих исследователей этой темы признать существование народа тольтеков.
Среди специалистов по мифологии мексиканцев нет единства мнений относительно числа этих «солнц», но наиболее вероятно, что излюбленная традиция обусловливала существование четырех «солнц» или эр, каждая из которых завершалась национальной катастрофой: наводнением, голодом, бурей или пожаром. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Парижский или «Кодекс Теллерио-Ременсис», который так называется потому, что когда-то он был собственностью Ле Телльера, архиепископа Реймского, заключает в себе много сведений о древних поселениях из которых выросли различные города-государства науа. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Пленник дает цветок тому, кто его захватил в плен, что является символом жизни, которую он готов принести в жертву, так как жизни были «цветами», приносимыми в жертву богам, а кампания, в ходе которой такие «цветы» брались в плен, называлась Щочийайотль (Война цветов).
Их неизменно изображали одетыми в богатые разноцветные наряды, символизирующие свет. Нужно помнить, что этот образчик мексиканского языка был сочинен человеком, который имел преимущество, получив образование в Испании и облек его в литературную форму. Мы уже говорили о том, что на месте «тольтекского» города Толлана были выявлены развалины, которые доказывают, что это был центр, несомненно, развитой цивилизации.
Они по-разному рассказывали о разрушении миров, которые были перед существующим миром. Разделив таким образом землю на четыре части, восемь богов подняли на место небеса. Азиатское происхождение допускается, конечно, для аборигенов Америки, но оно, без сомнения, уходит своими корнями назад, в ту далекую кайнозойскую эру, когда человек недалеко еще ушел от животного, а его язык либо еще не сформировался, либо, в лучшем случае, сформировался частично. О земле, открытой Мадоком, в средневековом Уэльсе ходили многочисленные рассказы. А что думали краснокожие люди по другую сторону Атлантики.
Намереваясь убить свою мать индейцы пошли ее искать. В рассказе об открытии испанцами Америки, написанном местным летописцем из Чалько Чимальпаином, родившимся в 1579 году, мы имеем, например, такой отрывок: «Ос chiucnauhxihuiti inic onen quilantimanca Espana camo niman ic yuh ca omacoc ihuelitiliztli inic niman ye chiuh —cnauhxiuhtica, in oncan ohualla».
Ацтекская мифология — это совокупность мифов цивилизации ацтеков в Центральной Мексике. Его второе пришествие ожидалось с нетерпением и, когда Кортес со своими спутниками прибыл в Вера-Крус, в то же самое место, откуда, как полагали, Кецалькоатль отправился в свое путешествие домой, мексиканцы полностью поверили в то, что он и есть вернувшийся герой. На языке науа слова, обозначающие «прокаженный» и «экзематозный», также имеют значение «божественный».
Этот народ был — и остается — среднего роста и кожу имеет темно-коричневого оттенка. Тепеолотлек означает Повелитель зверей.
В Коаапане его встретили боги народа науа, враждебно относившиеся к нему и к тольтекам. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.
В конце одной из таких «связок» оно тоже погибнет. Вот таким образом боги решили, что необходимо найти средство, заставляющее людей петь и плясать. Иштлильтон (Некто маленький и черный) был мексиканским богом медицины и врачевания и вот таким образом часто упоминался в качестве брата Макуильшочитля, бога благосостояния и везения.