В древне-греческой мифологии Олимп считается священной горой, местом пребывания богов во главе с Зевсом (отсюда название – олимпийские боги). Птах, Пта, в египетской мифологии демиург, создавший первых восемь богов, мир и всё в нем существующее «языком и сердцем», творец духовного мира. Идзанаки и ИДЗАНАМИ, в японской мифологии боги, последние из пяти поколений богов, являющихся парами.
Посейдон, в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат ЗЕВСА и Аида, с которым он поделил господство над миром. Хуан-ди, в китайской мифологии олицетворение магических сил земли, один из пяти богов, правителей сторон света, божество центра, фактически верховное небесное божество. Так, в греческой мифологии действуют мать-земля Гея, её дочь – мать богов Рея, дочери Реи – верховная богиня Гера и богиня плодородия Деметра. Брахма, в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов — Тримурти. Гермес, в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, а также хитроумный и ловкий покровитель плутовства.
Сканда, в древнеиндийской мифологии воинственный бог, сын ШИВЫ, шестиголовый, с двенадцатью руками и ногами возглавляет воинство богов в сражении с асурами, демонами. Нинхурсаг, в шумеро-аккадской мифологии встречается уже в ранних списках богов. Адитьи, в древнеиндийской мифологии группа богов — сыновей богини АДИТИ. Юпитер, в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы, царь богов, соответствующий греческому ЗЕВСУ.
Варуна, в древнеиндийской мифологии бог небесных вод, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев наряду с ИНДРОЙ величайший из богов ведийского пантеона. Индра, в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов. Гермес – в греческой мифологии сын Зевса и Майи, являлся посланником богов, для сопровождения умерших в подземный мир. Nektar) – в древнегреческой мифологии напиток олимпийских богов (амброзия – "пища богов").
Вишну, один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с БРАХМОЙ и ШИВОЙ божественную триаду — тримурти. В греческой мифологии фигурирует множество богов. Ambrosia), в древнегреческой мифологии "пища богов" (нектар – "напиток богов"). Сурья, в древнеиндийской мифологии: 1) солнечное божество, всевидящее око богов, особенно глаз МИТРЫ и ВАРУ-НЫ иногда АГНИ. Адити, в древнеиндийской мифологии женское божество, а также мать богов, называемых Адитьи.
Гермес – в древнегреческой мифологии первоначально бог скотоводства и пастухов, позднее почитался как вестник олимпийских богов, покровитель путников, купцов, бог торговли и прибыли изобретатель лиры и пастушеской флейты, предводитель в хороводах нимф. Рея – в древнегреческой мифологии титанида, дочь Урана и Геи, жена Кроноса и мать Зевса, Деметры и других олимпийских богов. Зевс, Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Тянь-ди, в китайской поздней мифологии верховное божество, глава богов и духов.
Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы. Гея – в древнегреческой мифологии олицетворение земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, циклопы, гиганты. Тор, Донар, в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, богатырь, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. Ваны, группа богов плодородия в скандинавской мифологии. Кроме богов в мифологиях уделяют внимание героям и духам.
Бел, в аккадской мифологии обозначение некоторых богов, прежде всего ЭНЛИЛЯ. Уран, в греческой мифологии божество, олицетворяющее небо, супруг ГЕИ, принадлежащий к первому поколению богов. Атум, в египетской мифологии один из древнейших богов, одна из ипостасей светила — «вечернее солнце», возникший из первобытного хаоса Нуна «сам из себя», создатель богов-близнецов воздуха — Шу и влаги — Тефнут. Интересно знать: слово «пантеон» в широком значении обозначает место захоронения известных людей, а в контексте древней истории — группу богов, которые принадлежат к одной религии (иногда мифологии).
Следует отметить, что в мифологических системах различных народов присутствуют типичные образы богов. Ан, Ану в шумеро-аккадской мифологии одно из центральных божеств, бог неба, «отец богов» — его постоянный титул. Шива, в индуистской мифологии один из верховных богов, входящих вместе с БРАХМОЙ и ВИШНУ в божественную триаду (триамурти).
Бян ЦЯО, в китайской мифологии один из богов-покровителей врачевания, сподвижник ХУАН-ДИ, помогавший ему в распознавании целебных свойств растений.
Женой Зевса была Гера. Диана), Моrаnа (Геката), Lada (Венера), а также Zizlila в одном из поздних источников (ср. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Урания – муза, покровительница астрономов. Эмпуса принимала вид коров, собак или прекрасных дев.
Для людей это означало смерть.
В начале существовал Хаос из которого произошла Гея – земля. Теперь на планете существовали все стихии и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу или луне или к грозам. В состоянии ярости она могла накликать большие беды на землю и людей. Эти божества отличались независимостью от мужских богов и обладали воинственностью (Афина и Артемида). Во многих культурах (напр., в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах), трикстер и культурный герой часто смешиваются.
Западнославянская мифологияизвестна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам (здесь будет рисунок). Мания – воплощение неистовства и безумия. Исключительная роль этого бога-волка проявляется в праздновании хеб-седа. Несколько сложнее обстоит дело с названиями типа древнерусскихЯрилаи Яровит (лат. Таковы древнерусскийСварог (применительно когню— Сварожич, т. е.
Богиня Афродита олицетворяла любовь и покровительствовала не только богам, но и людям. Апата – богиня обмана. У Кали четыре руки, на руках – похожие на когти ногти. По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселен на "острова блаженных".
Мнемосина – богиня памяти. Мельпомена – муза трагедии. Причиной столь длительного существования культа богини-гиппопотама было то, что она почиталась родовспомогательницей, покровительствовала «женской плодовитости, а следовательно, была близка каждой семье». Славяне представляли, что где-то посреди бескрайнего океана находится небольшой остров (Буян), который считается центром мира. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. Как дарующий победу на войне и в состязаниях Зевс изображался с богиней победы Нике (римское – Виктория) в руке. Возможен праславянский характер мифологического сюжета о князе-оборотне, отрождениянаделённом знаком волшебнойвласти (сербский эпос о Вуке Огненном Змее и восточнославянский эпос о Всеславе).
ср. Изображалась в виде женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, совмещая в себе красоту и свирепый характер. Калидонский вепрь — порождение Кроммионской свиньи, огромный и свирепый зверь, которого обиженная Артемида наслала на Калидон. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Каждый месяц фиванцы отдавали одного из юношей лисице на съедение. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов— с физикальной (например, Форкхаммера) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера). Ирида – богиня радуги.
Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет (Пер-Хеби), названный греками Исеумом (Исайон, совр. Душа Афродиты всегда была полна чистой и непорочной любви. Его культ дошел до Верхнего Египта и, судя по всему, он был богом-проводником группы божеств – «Слуг» или «Спутников Хора», сопровождавших во время похода на Нижний Египет соколиноголового бога Нехена, отождествлявшегося с Хором. В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления. Они не имели детей и считались вечными девственницами. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве.
Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Артемида – воинственная богиня охоты.
роль числа три в фольклоре), четверичная (четырёхголовый Збручский идол, возможное объединение в одно божество четырёх персонажей мифологии балтийских славян — Яровит, Руевит, Поревит, Поренут и т. д. ), седмиричная (семь богов древнерусского пантеона, может быть древнерусскийСемаргл), девятиричная и двенадцатиричная (двенадцать как завершение ряда 3-4-7). Аид был правителем подземного царства или нижнего мира. Выступать могли лишь полноправные граждане греческих полисов, позднее – также и римляне. Клета – "цветущая" харита. Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы— преимущественно к солнцу или луне или к грозам. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея).
В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления. Да, отношение греков и римлян к богам со временем менялось. «Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой». Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). Дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами и она стала женой таинственного незримого существа.
Астрея – она означает счастливое время в жизни каждого человека. Мы знаем разные сочетания иерархии генеалогии божественных существ— «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах— Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том числе и поминальные) как у западных славян (Козьма Пражский и др. ), так и у южных (в 13 в. Димитрий Болгарский описывает русалии и производимые по их случаю театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные). От Зевса вели свое происхождение многие знатные роды. небог, небога — несчастный, нищий. Яровит отождествлялся сМарсоми почитался вместе с тем как бог плодородия.
Древние греки чтили 12 олимпийских богов. Некоторые полагали, что именно здесь «Апет родила Осириса, тогда как эту честь оспаривал храм в Омбосе». Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Цербер охранял выход из царства мертвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Циклопы — великаны с одним глазом посредине лба, дети Урана и Геи. Эмпуса — женщина-демон, мифическое существо с ослиными ногами, напоминающее вампира (упыря), высасывающего по ночам кровь у спящего человека.
Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. в Олимпии 1 раз в 4 года. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр – от калидонского вепря. dziewa, «дева», «девственница») и особенно Marzyana, мифологическим персонажам, выступавшим в сезонных обрядах. Менялись формы почитания божеств, мистерии приобретали более оргиастический характер.
Крон – отец Зевса, считался непобедимым. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). О. Mller). К высшему уровню Славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируютсякакРеrunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остаётся неясным.
Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает я воздвиг себе памятник. Осса – божество, персонификация вещего голоса, слухов, молвы. d. Berl. Буквальное значение — «господь мудрый». до н. э. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.
Осенний бог – это старик, любящий погреться возле кузнечных печей. Отсюда и появилось такое название греческих богов, как олимпийцы. О великом Зевсе знали дети с пеленок, а все неудачи относили к гневу великого божества. Гаек из Либочан (16 в. ) сообщает ещё ряд мифологических имён (Klimba, Krosina, Krasatina и др.
Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Геба – богиня вечной юности. У Зевса была неограниченная власть не только над людьми, но и над богами. Сменил не одного хозяина (его передавали по наследству и дарили). Талло – богиня весны.
Человек должен избрать благие мысли, слова и дела (их воплощает триада Ахура Мазда, Ама Вахишта, ВОХУ МАНА) и тем самым усилить лагерь добра в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми АНХРО-МАНЬЮ. Гармония – богиня слаженности, красоты и легкости. А тем временем Кронос убил своего отца и получил верховную власть. Была убита Тесеем, проезжавшим мимо по пути из Дельф в Афины. Справедливо утверждать о влиянии античной культуры на русскую поэзию.
Тоту были посвящены первый месяц египетского года и шестой час дня. О. Mller). Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Герои. В более поздние периоды представления о священном браке богов получили дальнейшее развитие. В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др. ), отдельные изображения (Збручский идол и др. ).
Победители соревнований (олимпионики) награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением иногда даже обожествлялись. С Анубисом часто смешивали бога-волка Упуата, Вупуата (греч. Она изображалась сварливой богиней атмосферы, а также хранительницей домашнего очага.
Но никто из них не осмелился перечить отцу кроме самого младшего и коварного Кроноса (Время). Тогда Богиня Нюкта (Ночь) родила в наказание Кроносу (Времени) Эриду (Раздор), Апату (Обман), Керу (Уничтожение), Немесиду (Отомщение за преступления) и других. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Тем не менее языческие пережитки сохранялись. Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования).
Клото – мойра, которая прядет нить жизни. Однако существование этого бога в ипостаси Амона-Ра засвидетельствовано гораздо раньше воцарения XII династии: в Карнаке была найдена каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I, на спине которой была высечена надпись – «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив». В этом качестве Тот отождествлялся с Хонсу (Хонсу-Тот), божеством луны фиванской триады Амон-Мут-Хонсу.
На ветвях сидит птица, а у корней дерева или подножия камня лежит змея. От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Брачные связи порой сопровождались различными приключениями, обманами, перевоплощениями и т. д. (похищение Европы). Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения.
От Геи родились дети: Тартар (Бездна), Понт (Внутреннее море), Нерей (Спокойное море), Тавмант (Морские чудеса), Форкий (Страж моря), Эврибия (Морская сила), титаны и титаниды, гекатонхейры. Тартар – в древнегреческой мифологии глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида (бог подземного царства мёртвых). Это тёмная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо. Одним из широко распространенных символов богини был амулет тет — «узел Исиды» или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. «Текст поясняет, что это – «Взятие пути к пребыванию на троне». Единственный источник сведений о польских богах — «История Польши» Я. Длугоша (3-я четверть 15 в. ), где перечисляются несколько теофорных имён, сопровождаемых соответствиями изримской мифологии: Yesza —Юпитер, Lyada — Марс, Dzydzilelya —Венера, Nya —Плутон, Dzewana —Диана, Marzyana —Церера, Pogoda — соразмерность, в частности временная (Temperies), Zywye — Жизнь (Vita).
Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). Зевс — верховное божество древнегреческой мифологии. Талия – муза комедии и лёгкой поэзии.
Таковы: счастье (доля) — несчастье (недоля). Они уверенно определяют, что такое мифология и чем она отличается от религии. Свинью называли по-гречески Фэей, по имени вскормившей ее старухи. прпоруша, преперуша и др. К числу предков-покровителей относился Чур, к враждебным мертвецам — упыри, мавки.
Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Ананке – богиня, которой подчиняются другие боги. Гера, в древней мифологии, была женой Зевса. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов— с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. Из богов балтийских славян особенно известны: Свентовит, характеризующийся как «первый или высший из богов», как «бог богов» он связан с войной и с победами и, кроме того, с гаданиями Триглав, однажды названный «высшим богом»: как и у Свентовита, его атрибутом был конь, принимавший участие в гаданиях идол Триглава имел три головы или же находился на главном из трёх холмов, как в Щецине.
Морфей – бог сна и сновидений. Об образе Велеса косвенно можно судить по описаниям покровителя и защитника скота у сербов — святогоСавы, видимо, вобравшего в себя некоторые черты «скотьего бога». во всех славянских традициях: ср. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.
Она была красивой и прекрасной, легковлюбляяв себя всех вокруг, влюблялась и сама. Древние греки боялись даже произносить имя этого бога, ведь он всегда был незримым, а его решения обязательными к исполнению. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Прометей – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Титаны Офион – самый могучий из гигантов.
Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев: Геракла, Персея и других. Гера – богиня семейных уз, самая ревнивая богиня.
Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарев, Т. Шевченко и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие). Почитался также как олицетворение небесной звездной (ночной) тверди. Обширный материал по Славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). zelй, «трава») ср. Атрибутами Зевса были эгида, скипетр иногда орел.
н. э. ). Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые похороны) наряду с типологическим объяснением делает возможным (в соответствии с гипотезой В. Пизани) возведение этих славянских празднеств к календарным обрядам ряженья и т. п., реконструируемых для общеиндоевропейского периода Ж. Дюмезилем. Морской повелитель – Нептун, а покровительница домашнего очага – Веста. Он жил на Олимпе и был правой рукой Зевса. Однако развитие древнегреческого общества не стояло на месте. Было предопределено судьбой, что никто не сможет её настигнуть.
Фемида – богиня справедливости. Титаны второго поколения: Астрей – божество звёздного неба. Тема мифология интересовала и писателей Золотого века. На заключительном этапе «воцарения» «нового» фараона, происходил торжественный выход царя с двойной короной на голове, в сопровождении царицы и всех приближенных и перед этой процессией несли все тот же штандарт Вепуата. Когда Патрокл повел в бой мирмидонян, Ахилл одолжил ему коней вместе со своими доспехами. Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры. Киферонский лев – злобный дикий зверь, нападавший на людей и животных в окрестностях горы Киферон к в Фив. Кони Ахилла (Балий и Ксанф) — говорящие кони-предсказатели, принадлежавшие Ахиллу. Бог солнца у славян, в зависимости от сезона, менял свое обличие.
Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов) и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон.
Согласно мифам, Зевс был очень любвеобилен и после трехсот лет супружеской жизни заскучал. С началом мифологизированной исторической традиции связываются герои мифологического эпоса. Akad», нем. E. Curtins, 1890). Пандроса – богиня росы.
Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеapийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Древние греки фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Его бедная жена Рея пришла в ужас, но убедить мужа в обратном ей не удалось.
Небесный бог – творец всей живой природы и мира в целом. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящиедругдругу топографически (идол Перуна на холме идол Велеса — внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун — бог княжеской дружины, Велес — всей остальной Руси). состязания проходили один день). Женщины не допускались к месту олимпийских игр.
Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса позаботиться об их телах. Особогородаисточник для реконструкции Славянской мифологии — сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племён, отличающейся особой архаичностью (см. Балтийская мифология). Наконец выздоровел Эрот и добился у верховного бога согласия на брак с Психеей. Она – излюбленная муза для всех поэтов, скульпторов и художников того времени. Ахуры в «Авесте» АХУРА МАЗДА, МИТРА.
Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в. ) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Умирающий и воскресающий бог. Адрастея – богиня справедливого возмездия. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Эрато – муза любовной лирики. Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Музы Каллиопа – покровительница эпической поэзии.
Он насильно сделал ее своей королевой. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое) историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Мы знаем, далее, разные сочетания иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Важнейшими местами культа Зевса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь Зевса Олимпийские игры. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки.
От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. польск. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Имели первоначально местное, а с начала 6 в. до н. э. Когда Кронос решил жениться, мать рассказала ему о пророчестве.
Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Его имя записывалось с помощью иероглифа «сокол» изображавшего эту птицу, сидящей на верхней перекладине прямоугольника и держащей в когтях щит и грушевидную булаву – оружие пришельцев, навершие которого отличалось от дисковидных булав аборигенов. Он великий громовержец, который повелевал небом, громом, молниями и всем миром. Гидра — дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах, убитое Гераклом в качестве одного из его двенадцати подвигов. Медуза Горгона — чудовище с женским лицом и змеями вместо волос взгляд на Медузу Горгону обращал человека в камень.
В некоторых мифах сделанный Гефестом (или Дедалом) Талос называется медным человеком, в других – медным быком. Тевмесская лисица — чудовищная лисица, нападавшая на жителей Беотии. Сатиры – (греч. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки Славянской мифологии и целого ряда её персонажей с ихименамии атрибутами, в т. ч. основного мифа Славянской мифологии о поединке бога грозы с его демоническим противником (см. Перун, Индоевропейская мифология). На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Уран не очень-то был рад рождению сторуких непобедимых великанов-гекатонхейров. Мы знаем разные сочетания иерархии генеалогии божественных существ— «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах— Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и ВосточнойЕвропеот Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация Славянской мифологии и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.
К творцам в мифах относятся также: Кецалькоатль (индейцы), Мазда (иранцы), Эл (финикийцы), Аллах (ислам) и др. Зевс превратил обоих в камень. Мантикора – размером с лошадь имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре. Эвринома – океанида, дочь Океана и Тефиды, морская богиня. Титаны первого поколения: Гиперион – «сияющий» бог, «идущий по небу».
Perun и словац. Гиганты (Gigantes) – в древнегреческой мифологии чудовищные великаны, рожденные богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана. Пришел Зевс на Олимп через подлость, скинув в Тартар своего отца Кроноса.
Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). «В самом Египте ее популярность, как и популярность Беса, началась в эпоху Нового царства и усилилась в течение более позднего периода в истории религии Египта. ». Атлант – титан, вынужденный держать небосвод. Свою невинность они восстанавливали искупавшись в источнике (Афродита). Зависть – олицетворения зависти.
Панацея – богиня, олицетворяющая исцеление от болезней. Но на определенном этапе развития культуры отношение изменилось в скептическую сторону. Ему покровительствовала Афина и передала ему Пегаса. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды.
Описанный набор элементов Славянской мифологии (как основных противопоставлений, так и мифологических персонажей) может реализоваться в текстах разного рода — эпосе, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям и т. п. Согласно мифам, дети бога Кроноса (Крониды) во главе с Зевсом восстали против отца и других богов старшего поколения – титанов. Неплах из Опатовиц (16 в. ) упоминает идола Zelu (ср. Кроммионская свинья — чудовище, порождение Тифона и Ехидны.
Жрецов, несущих этот штандарт, возглавляла «верховная жрица сиутского храма Вепуата, сиутская мать бога. Кефал выпустил против лисицы Лелапа (собаку, от которой никто не мог убежать). Арес – бог вероломной войны.
Причина их распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Фобетор – один из богов сновидений, принимающий вид различных животных. (характерны представления о двенадцати лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других индоевропейских традициях). Олимпийские игры (греч.
От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Стимула – богиня, пробуждавшая к неивствовству. Например, Гея, которая была бабкой Зевса и «матерью всего». Карпо – богиня осени.
АХУРА МАЗДА, ОРМАЗД, в иранской мифологии верховное божество. Он стал наведываться к смертным женщинам в самых разных обличиях. Гордясь своей силой, гиганты восстали против олимпийских богов. В Ипет-сут (Опет), современном Карнаке, существовал в течение нескольких веков, включая греко-римское время, культ ипостаси Таурт – богини Ипет. Во времена финикиян Афродита содержала в себе два начала – Ашеру и Астарту. сербохорв.
В славянском переводе хроники Иоанна Малалы имя Зевса заменено именем Перуна («Сын божий Пороуна велика») кроме того, отражение этого имени видят в названиях участниц ритуала вызывания дождя на Балканах — болг. Постоянным местопребыванием Зевса считался Олимп (Зевс-"Олимпиец"). Немесида – богиня справедливого возмездия.
Это главная богиня, которая покровительствовала браку и супружеской любви. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Верховным владыкой стал Зевс, дети его также причислялись к олимпийцам (Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гермес, Ирида, Геба и другие божества). Руевит был также связан с войной (почитался, в частности, в Коренице).
С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское бог: ср. А Астартой – когда ее почитали, как «богиню высот» – суровую воительницу, которая налагала на своих послушниц обет целомудрия и охраняла супружескую нравственность. Спасла Тесея, когда он прибыл на Крит. Аталанта – дочь Иасия и Климены. Тихе – божество случая, символизирующее неустойчивость мира. Менее ясен последний бог пантеона Семаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным изиранской мифологии (см. Симург) другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона.
сын Сварога), Zuarasiz y балтийских славян (ср. Устраивались на Истмийском (современном Коринфском) перешейке 1 раз в 2 года. Вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти. Пейто – богиня убеждения.
Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов).
Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом. Богини-Девы соответствовали незамужним женщинам. Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Высший уровень характеризуется наиболее обобщённым типом функцийбогов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная) их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). Однако храмы в его честь возводились редко».
Эрот – бог любви, сын Ареса и Афродиты. (Древний период), М., 1965 их же, Исследования в области славянских древностей, М., 1974 Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, I — Рождественские обряды, II — Баба-Яга, «Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» – мать мемфисского быка Аписа. Искусство письма, счета и всех наук, в первую очередь магии, были связаны с его именем.
Фальконе «Грозящий Амур»Самый известный миф об Эроте – рассказанная Апулеем история Психеи («Души») и Купидона. Психея или Психе (др. -греч. Фобос – сын Ареса, бог страха. Джехути) встречается уже в Текстах пирамид, которые связывают этого бога с луной. Искусная в стрельбе из лука охотница, принимала участие в охоте на калидонского вепря. Ахиллес – храбрейший из героев, принял под предводительством Агамемнона поход на Трою. Беллерофонт – один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (или бога Посейдона), внук Сисифа.
Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Гера из мести превратила красоту Ламии в безобразие, а детей убила. на кресте. Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы обоготворение— даже при жизни). Лето – мать Артемиды и Аполлона, воплощение материнского начала. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Эрида – богиня раздора.
Осирис научил людей земледелию. В развитой древнеиндийской религии бог-творец Брахма создаёт мир силой своей мысли. d. griech. История Сета, образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Аполлон – бог красоты, солнца, врачевания и искусства. В царство куда не проникают лучи солнца можно только войти.
Офоис), «Открывателя путей», культ которого существовал в г. Сиуте (греч. Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли. Прометей – воплощение человеческой взаимопомощи, обладал даром предвидения. А также вместе со своей дочерью Илитией облегчала процесс родов.
Эвтерпа – муза игры на струнных инструментах. В программу олимпийских игр в классическое время (5-4 вв. Гимерот – бог страсти. Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования).
Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 года до н. э. Воплощениями болезни и смерти былиНавь, Марена (Морена), собственно Смерть как фольклорный персонаж и класс низших мифологических существ: мара (мора), змора, кикимора и др. Ника – богиня победы. Бадб («неистовая») – считалась богиней войны, смерти и сражений. В «Теогонии» Гесиода повествуется о героях, родившихся от божественных матерей и о смертных избранницах богов.
В этот же период появились и кровожадный пес Кербер (в другом чтении Цербер) и лернейская гидра и химера с тремя головами. Вся жизнь людей была пропитана восхвалением бога и слепым покорением. Благодаря тому, что луна играла важную роль в измерении времени, «Тота постепенно стали считать богом времени даже в тех случаях, когда луна не имела никакого отношения к его функциям или к отрезкам времени». Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Гея, как любая мать, сильно из-за этого страдала. Участник похода аргонавтов и калидонской охоты. Тантал – лидийский или фригийский царь, обреченный богами на вечные муки. Телемах – сын Одиссея и Пенелопы. Тесей – сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 10-й царь Афин. Цирцея – волшебница с острова Эя обратила спутников Одиссея в свиней, его самого задержала у себя на год. Эрихтоний – царь Афин, сын Гефеста.
Vlker, bes. К образу трикстера можно отнести: Велеса, Прометея, Эриду, Гефеста, Гермеса, Одиссея, Иуду, Мефисто феля, Хаджу Нассредина и др. Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. Видимым его проявлением, «телом», назван огонь, небесные воды именуются его женами. Такие обряды, как хождение с козой, гонениезмей, заклание ильинскогобыка, коровья смерть, сожжение скота, завивание бороды (Велесу, Николе или Илье), вызывание дождя, окликание звезды, юрьевские и купальские праздники, позволяют восстановить многие мифологические мотивы и установить связь мифов с обрядами, в которых также реализуются эти мотивы. Ликополис, «волчий город»), расположенном на западном берегу Нила.
старочеш. Диона – дочь Океана и Тефиды. Прекрасная Афродита была покровительницей всех влюбленных.
старочешскую мистерию «Unguentarius» (13 в. ) с сексуальными мотивами в обыгрывании идеи смерти, с смехом над смертью. «В Текстах пирамид фараон уподобляется Упуату, владыке Запада и приветствуется такими словами: «Ты принимаешь великую Белую Корону из рук великих чужестранцев, что правят ливийцами». (Опыт историко-этнографического исследования),, 1963 Токарев С. А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в., М. -Л., 1957 Mansikka V. J., Die Religion der Ostslaven, 1 — Quellen, Hels., . Праславянское обозначение положительного члена этой оппозиции имело смысл «хорошая часть (доля)».
Дионис – бог вина и веселья. Она представляла собой древний тип богини плодородия и была известна во многих местах и под разными именами. Гелиос и Селена («Солнце» и «Луна») также были персонажами народных верований, наделявших их колесницами, в которых они совершали свой путь по небосводу. У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой – Юнона. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей – Титан, тогда как Койот или Ворон обычно является шутником и проказником.
Все изменил Прометей. Деймос – сын Ареса, бог ужаса. Психея – олицетворение души. Золотой щит сиял ярким светом, озаряющим землю.
Древнегреческие боги были антропоморфными. Битва богов с гигантами (гигантомахия) неоднократно служила темой для античного изобразительного искусства: наиболее яркий памятник – знаменитый фриз алтаря Зевса в г. Пергаме (находится в Античном собрании, Берлин). Нимфы – (название означает «источник», у римлян – «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом.
Мом – бог злословия. Творит мир усилием или посредством мысли.
В пространстве этой оси и лежит путь шамана – либо на небо, либо по местности, либо в преисподнюю. Терпсихора – муза танца. Возмужав, Зевс заставил Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, составивших поколение олимпийских богов, а сам Кронос и другие титаны, побежденные Зевсом, были заключены в Тартар.
Мы узнаём, какие где почитались боги или герои и где какой почитался преимущественно (например, Зевс— в Додоне и Олимпии, Аполлон— в Дельфах и на Делосе, Афина— в Афинах и в Линдосе, Гера в Аргосе и на Самосе, Асклепий— в Эпидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Богов старшего поколения обычно именуют титанами.
Победа завершается дождём, приносящим плодородие. Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие— на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных ит. п. ) особенностей. «душа», «дыхание») – в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания её представляли в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Он был последним из титанов, кому удалось уцелеть.
Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы обоготворение — даже при жизни). Krasopani — старочешское название мифологического существа, возможно, эпитет богини — «Прекрасная госпожа», сопоставимый с названием морской царевны и матери солнца в словацких сказках), которые считаются недостоверными или вымышленными. Деметра – богиня плодородия, покровительница растений.
В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре ее культа – аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира дочь Деметры – Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом и разгневанная Деметра лишила землю плодородия вот таким образом Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мертвых. Этот образ был и прекрасен и злой одновременно. Асклепий – бог врачевания.
Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». И в будущем Зевса он увидел его смерть от руки сына. Гиганты воздвигли одну гору на другую, чтобы добраться до неба.
Одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен и сюжеты Славянской мифологии. ИИСУС ХРИСТОС, в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней» и всю конкретность конечной человеческой природы — как иудей, выступивший с проповедью в Галилее и распятый около 30 года н. э. Доля), лиха, горя, злосчастия, встречи и невстречи в славянском фольклоре. Во власти Аида были большие богатства и мир спокойствия. Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины затем и гражданам и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел искать удовлетворения своим религиозным потребностям.
Двойственным было отношение к духам умерших: с одной стороны, почитались покровители семьи —деды, родители, умершие естественной смертью, с другой — считались опасными мертвяки (заложные), умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники и т. п. Первоначально он почитался в западной Дельте имея титул «Тот, кто правит Западом», отражавшим его политическую власть в этом регионе. Под землей родился Тартар – адское место, в которое после смерти отправлялись грешники.
Таковы Lyada и Dzydzilelya, чьи имена восходят к песенным рефренам и т. п. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Гигиея – богиня здоровья.
Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные празднества, в частности карнавального типа (ср. Карнавал), связанные с определёнными сезонами и поминанием мёртвых. Основными центрами культа Аполлона были Дельфы, о. Делос и Дидимы (в Малой Азии). Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п. ) особенностей. Она опустошила всю местность вокруг Кромиона (город на Истме, недалеко от Коринфа). Так, есть основания предполагать, что Свентовит, Триглав, может быть, Радгост восходят к образу Перуна. Символизирует неизбежность, смерть.
К индоевропейским истокам восходит и сюжет спора Правды и Кривды. Антерос – бог отрицания любви. Именно Зевс и стал погибелью Кроноса. (В игре имеет силу только вместе с Харибдой). Талос – герой критских легенд, медный великан, сын эпонима острова Крит Креса. Богиня была злобной и строгой, очень ревнивой и отчасти жестокой. Осирис погибает от руки своего младшего брата, бога пустынь Сета.
Корни этих представлений восходят к тотемизму. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" – сторукие чудища, пугавшие воображение человека. В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до 19-20 вв. Только с помощью циклопов, выковавших перуны (молнии) для Зевса и Геракла с его не знающими промаха стрелами олимпийцам удалось одержать победу над гигантами. Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация К Мельпомене. Жизнь — смерть.
Первоначально Нейт почиталась творцом мира и именовалась «отец отцов и мать матерей». Вот таким образом другое имя Иисуса — Спаситель. В настоящее время на его месте находятся руины. Добровольно приняв страдания и смерть, Иисус Христос как бы выкупил собою людей из плена и рабства у сил зла, которым они предали себя в акте «грехопадения». Дике – богиня правды, олицетворение справедливости.
Поревит изображался без оружия и имел пятиглавого идола идол Поренута имел четыре лица и пятое на груди. В своих городах они обычно получали важные экономические и политические привилегии. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы.
Некоторые исследователи считают его известный труд «Теогонию», в которой он описал всех известных ему богов, первой попыткой составления своего рода «энциклопедии богов» античного мира. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он обосновался на горе Олимп, которая уходила прямо в небеса.
1-го тыс. Это почитание выражалось чисто внешним образом— посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины и гражданам и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Гефест – бог огня и кузнечного дела. Дороги назад оттуда нет. Был судьёй в споре между Посейдоном и Афиной. Лин – сын музы Каллиопы, брат Орфея, величайший знаток музыки. Медея – колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона. Мелеагр – аргонавт, убил калидонского вепря, умертвил братьев матери Алтеи. Менелай – легендарный герой гомеровского эпоса «Илиада», муж Елены. Минос – Царь Крита, сын Зевса и Европы. Одиссей – царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны изворотливый оратор. Орест – сын Агамемнона, убивший свою мать и её любовника из мести за убитого ими отца. Орфей – в мифах древних греков знаменитый певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Парис – сын Приама и Гекабы, с именем которого связана Троянская война. Пелопс – сын Тантала и Эврианассы, царь и национальный герой Фригии и затем Пелопоннеса. Персей – сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, победитель Медузы. Полидевк (Поллукс) – один из близнецов диоскур, сыновей Леды и Зевса, брат Елены и Клитеместры. Кибела – олицетворение матери-природы.
Раrоm (в частности, в проклятиях, где в других традициях фигурирует имя Перуна) и, с другой стороны, упоминаниедемонаVeles y писателя 15 в. Ткадлечека в триаде «чёрт— Велес — змей» или выражение «за море, к Велесу» в переводе Иисуса Сираха (1561) и др. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен. Лахесис – мойра, назначающая нить жизни. Хариты (прекрасные богини – спутницы Афродиты) Аглая – "сияющая" харита.
Ата – богиня помутнения рассудка. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Лисса – божество безумия, порождение Никты от крови Урана. Но божество может приносить и смерть: мотивы убийства связаны в Славянской мифологии с Чернобогом и Перуном, может быть, сТриглавом (возможно, он — владыка преисподней), с Перуном, поражающим демонического противника. персонификации доброй доли и злой доли (см. Эти кони были невероятно прекрасными животными и никакие путы не могли удержать их, вот таким образом животные были прикованы цепями в стойлах. Подарг (быстрый), Лампон (сияющий), Ксанф (блондин) и Дин (грозный). Коровы Гериона — в древнегреческой мифологии коровы великана Гериона имевшего три туловища, три головы и по шесть рук и ног. Крий — овен с золотым руном умел летать и говорил человеческим голосом, на нём Фрикс и Гелла отправились в Колхиду.
Во многих североамериканских мифологиях Койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звезды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Так, однажды Аид похитил прекрасную дочь Зевса и богини плодородия Деметры Персефону. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. до н. э. ) входили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т. д.
Гермес – бог торговли, покровитель воров. Одним из первых свидетельств его культа в Фивах является наличие имени Амона в теофорном имени фараона XII династии Аменемхата I, означающего «Амон во главе». В эпоху Птолемеев для богини Опет (Апет) в Фивах был возведен небольшой храм. Венера – богиня любви, родившаяся из пены. В египетских надписях позднего периода Тот характеризуется как Дважды Великий.
Во время игр перед собравшимися выступали поэты, философы, ораторы. Так, в древнерусской «Голубиной книге» содержатся представления о соотношении человека и вселенной, микро- и макрокосма, соответствующие ведийскому гимну оПурушеи восходящие к общему с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека. В отчаянии Ламия стала отнимать детей у других матерей. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. С противопоставлением старый — молодой связаны оппозицияпредки— потомки и ритуалы поминовения предков, «дедов», а также оппозиции старший — младший, главный — неглавный (ср. богатый (имеющий бога, долю) — убогий (не имеющий доли, бога), укр. Афродита – богиня красоты и любви.
«кабинетной мифологии». Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Пан – бог лесов, охотников и пастухов, спутник Диониса. Каждый бог имел свою особенную роль и выполнял отведенную ему функцию. Одним словом, – их миропонимание и мировоззрение.
Греки отождествляли его с Гермесом, называя его Гермесом Трисмегистосом (Трижды Великим Гермесом). Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба (вечного мрака) и медными стенами с медными воротами бога Посейдона (бога морей). От Тартара Гея породила чудовищных Тифона и Ехидну. Их младшие братья — дэвы, благие в древнеиндийской мифологии и злые в иранской.
От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе и все ветра: северный ветер – Борей (), восточный – Эвр (), южный Нот () и западный, ласковый ветер Зефир (), несущий обильные дождём тучи. мифологические пары юноши и старика с плешью в весенних и осенних обрядах, БаднякаиБожича. Титаны Кей (Небесная Ось. ) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сохранялась вера в многочисленных злых духов —злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков у белорусов (шешки, цмоки и др. ). «Распространенность его культа достигла пика в начале эпохи Нового царства, когда фараонов стали называть в его честь Дхутмесом (Тутмос), сыном Тота. Прометей мог видеть будущее.
Эйрене – богиня мира, покоя, порядка. Славянская мифология, совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (докон. Однажды она вызвала к себе детей-титанов с просьбой восстать против отца. Полигимния – муза торжественных гимнов. Здесь же приводится миф о сотворении первой женщины, который рассказывается также в «Трудах и днях» Гесиода.
Тогда своего третьего сына (маленького Зевса) она спрятала от Кроноса на острове Крите под присмотром лесных нимф. В эпоху Римской империи Гелиос становится центральной фигурой языческой религии. дон. э. Пандора – обладательница волшебного ларца со всеми бедами и надеждой.
Вероятно, культ Аполлона проник из Малой Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в "Илиаде" Аполлон покровительствует троянцам). Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Вот таким образом его солнце темное и холодное. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Рея – жена Крона, мать Зевса. Позднее Аполлон стал отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos – светлый, блистающий). Это и устрашало древних греков.
пеперуна, папаруна, пеперуда и т. п. Кефал выпустил пса на Тевмесскую лисицу, которую не могла догнать ни одна собака. За что был наказан громовержцем и обречен на вечные муки.
Евфросина – "благомыслящая" харита. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. общегреческое значение. Энио – греческая богиня неистовой войны, спутница Ареса.
Не исключено, что представления о южнославянской мифологии могут быть расширены при обращении к данным низших уровней мифологической системы и особенно к ритуальной сфере (здесь будет рисунок). Прежде всего проводился обряд поклонения богам, для чего выносили культовую статую Амона-Ра, «в сопровождении целой процессии, во главе которой несли большой штандарт Вепуата». Первоначально Кронос почитался, по-видимому, как бог земледелия. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы.
Со временем многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры народов. Ашерой она была, когда наслаждалась пением природы и любовью юноши Адониса. 1865», 1865, кн. Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Нефела – богиня облаков.
Богиню изображали красивой женщиной, выходящей нагой из морской пены. Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс. Гименей – бог брака, покровитель семейных уз. Чернобог характеризовался как бог, приносящий несчастье (наличие этого имени и таких топонимов, как Чёрный бог и Белый бог у лужицких сербов, позволяет предполагать, что некогда существовал и Белобог) Прове — бог, связанный со священными дубами, дубровами, лесами Припегала — божество приапического типа (см. Приап), связанное с оргиямиПодага— божество имевшее храм и идол в Плуне Жива — женское божество, связанное с жизненными силами. Часто в мифах описывают связь бога с женщиной.
На острове растет дуб или лежит священный камень, обладающий целительными свойствами. Распорядителями и судьями игр были избираемые из граждан области Элида элленодики.
Плутос – бог богатства. чеш. Метида – в мифотворчестве океанида, олицетворение мудрости.
У нее голова и шея льва, туловище козы и хвост дракона (именно в этом варианте)Цербер — порождение Ехидны имеющее вид трехглавого пса со змеиным хвостом, такое же жуткое, как и его мать. В индийских Ведах асуры в германо-скандинавской мифологии — асы. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно дарует людям этот мир.
Olymps», в «Sitzb. Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы обоготворение— даже при жизни).
У одного царя были три красавицы дочери из них особой красотой выделялась младшая Психея. Имя бога Тота (егип. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои и где какой почитался преимущественно (например, Зевс— в Додоне и Олимпии, Аполлон— в Дельфах и на Делосе, Афина— в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий— в Эпидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. По мнению некоторых ученых великим объединителем обоих земель был не Менес, а Аха («воин»), сын Нармера. Илифия – богиня родов, покровительница рожениц. Прежде всего это относится к Nya (имя, видимо, того же корня, что и русское «навь», «смерть»), Dzewana (ср.
jesen, «осень»), отождествляемое сИсидой. Слово «бог» входило в имена различных божеств — Дажьбог, Чернобоги др. Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца или сыном Сета. Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. Их трое – Котт, Бриарей и Гиес. Гипнос – бог сна и забвения.
Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов) и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц. Подобные эпитетообразные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона (например, Мать сыра земля и другие женские божества).
Возможно, что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян). Первоначально сам акт творения воспринимается довольно приземлено. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кали. Зато относительно богаты сведения западноевропейских хроник о культе богов, чётко пространственное приурочение их (описания культовых центров, храмов идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и т. п. ).
В египетской мифологии бог-творец Птах творит весь мир своим словом. Он, скорее, культурный герой, чем трикстер. Кронос стал верховным богом. Мойры (богини, определяющие нити жизни человека) Атропос – мойра, обрезающая нить жизни. Отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну.
Таков многоголовый змей Тифон. Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Фантаз – бог сновидения, являющегося к людям в виде вещей, растений и др. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, вот таким образом в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах.
(В игре имеет силу только вместе со Сциллой). Харон – персонаж греческих мифов о мире мертвых, перевозящий на своем челне души умерших к вратам аида через протекающую в аиде подземную реку Стикс. Химера – чудовище, рожденное Ехидной и Тифоном, опустошавшее Грецию. Антей – великан, сын Посейдона, берущий силы от земли. Зевс – верховный бог Олимпийцев. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Другой пример — древнерусскийДажьбоги южнославянскийДабог (в сербском фольклоре).
Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди). Специально о восточнославянской мифологии см. : Гальковский H. M., Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. 2 — Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе, М., 1913 Аничков Е. В., Язычество и древняя Русь, СПБ, 1914 Корш Ф. Е., Владимировы боги, в кн. : Сборник Харьковского историко-филологического общества в честь профессора Н. Ф. Сумцова, т. 18, Пошана, 1874-1909, Харьков, 1909 Малицкий Н. В., Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1932, т. 11, в. 10 Рязановский Ф. A., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915 Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, в. 1 — Умершие неестественной смертью и русалки, П., 1916 его же, Древнерусский языческий культ «заложных» покойников, «ИзвестияАНСССР», 1917 Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946 его же, Русские аграрные праздники. Единственный женский персонаж киевского пантеона — Мокошь — связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Тефида – супруга Океана, родившая все реки мира.
смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары и др. Некоторые из мифологических имён, встречающиеся в глоссах к старочешскому памятнику «Mater verborum», совпадают с именами из списка Длугоша: Devana (лат. Клио – муза истории. Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. Гера покровительствовала всем женщинам, которые хранили верность своим мужьям. rбroz, «сушняк» и румынск.
Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения но— не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений— оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Он смог хитростью отнять у отца власть. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями т. н. На некоторых рельефах храма в Бубастисе сохранились отдельные моменты этого празднества. Она была прекрасней самой Афродиты и на её красоту приезжали любоваться издалека. Другие БожестваОры (богини времен года) Ауксо – богиня лета.
Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда Аполлон Мусагет – предводитель муз). названия этого типа проникли к румынам, албанцам и грекам. sfarog, «высушенное», позволяющее предполагать южнославянскую форму этого имени). Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам.
Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея: Геракл убил немейского льва, лернейскую гидру, укротил чудовищную керинейскую лань истребил стимфалийских птиц, победил эриманфского вепря, очистил авгиевы конюшни, укротил критского быка, одолел царя Диомеда (бросавшего чужеземцев на съедение своим коням), победил амазонок и добыл пояс царицы амазонок Ипполиты, похитил коров трехголового великана Гериона, добыл золотые яблоки из сада Гесперид, укротил и привел к Еврисфею стража Аида – Цербера. Ее атрибутом был анх – символ вечной жизни. Главная идея стихотворения Памятник – вечность поэтического наследия и признание его творчества.
Именно к Аиду отправлялись все умершие души. Иапет – отец Прометея, родоначальник людей. Тейя – мать Гелиоса, Эос, Селены. Многие из этих персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки и даже с конкретными жизненными ситуациями (напр., Горе-Злосчастье). Источники говорят о том, что Осирис и его сын Гор были последними богами, после которых к власти пришли Слуги Гора (по Туринскому папирусу) или Менес (по Манефону). Следующие за Длугошем авторы повторяют его список, а иногда и увеличвают его за счёт новых божеств, надёжность имён которых, однако, невелика (напр., Лель, Полель и Погвизд у Маховского, Похвист у Кромера). у восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»), у чехов (обряд umrlec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучело Smrtnб nedela с исполнением песен, дословно совпадающих с восточнославянскими), у болгар (русалии, Германи др. ).
Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и мифология восточных славян (племенные центры — Киев и Новгород). Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником – Марс. После изучения учебника Мифология.
Особенно тяжело переживала Гера измену мужа. Чешские (и тем более словацкие) данные об именах богов столь же разрозненны и нуждаются в критическом отношении. также божество Jesen (чеш. Она породила большинство олимпийцев. и словац.
В этот момент эринии лишили Ксанфа дара речи и он навсегда онемел. Dzydzilelya y Длугоша). От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий.
В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Гестия – богиня домашнего очага и уюта. Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Олимпийцы – в древнегреческой мифологии боги, обитавшие на Олимпе.
Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (напр., Свентовит). Oddil kulturni. Как Кали Ма («черная мать») она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. роль младшего брата в славянском фольклоре и т. п. ).
2-3 его же, I — О некоторых символах в славянской народной поэзии, III — О купальских огнях и сродных с ними представлениях, IV — О доле и сродных с нею существах, 2 изд., Харьков, 1914 Нидерле Л., Славянские древности, пер.