А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел переезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли. О да, Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) всегда был плохим человеком. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество. Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился.
В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую, считавшегося учеником Тициана. В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.
«караваджо Микеланджело Меризи и караваджизм»– презентация по мхк, посвящённая творчеству уникального итальянского живописца Микеланджело Меризи. Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.
Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.
Его реализм противоположен натурализму, а его поиска правды чужды воображению. В отдалении стоит молодой человек с нежным лицом, невольно пытаясь отстраниться от происходящей страшной сцены. Художник показал мистерию «Призвания» в форме сцены из римской повседневной жизни. Он проецировал изображение через линзу и зеркало на холст и делал черновой рисунок при помощи свинцовых белил, смешанных с фосфоресцирующим порошком. Три года спустя, Караваджо написал ещё одну версию этого полотна. В архивах ордена не сохранился обвинительный акт, но есть другие свидетельства, что «брат Микеланджело» был уличен в попытке соблазнить молодого сына министра или инспектора ордена. Лишь в 1953 году она была обнаружена директором музея Катериной Марченаро при проведении инвентаризации музейного фонда.
Поначалу он бедствовал, работал по найму. Корсини), «Бичевание Христа» (Руан, Музей изящных искусств) и «Благовещение» (Нанси, Музей изящных искусств). Художник принялся за работу, но эта работа не принесла ему счастья. Другие говорят, что он стал жертвой сплетен, спровоцированных им же самим, что послужило причиной его убийства. Мальчику было всего три года, когда, после смерти отца, мать перевезла детей в Караваджо. Сюжеты предложил сеньор Черази: «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».
До недавнего времени «Корзина с фруктами» относилась к нидерландской школе живописи. Причины такого поступка неизвестны. Чуть в стороне от героини стоит в ожидании пожилая служанка. Многие искусствоведы считают изображение Амура своеобразным гомоэротическим символом, указывающим на склонность Караваджо к гомосексуализму.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. И все же даже в самые интимные портреты Ван-Дейк стремится вложить аристократическую утонченность и интеллектуальную активность, в лицо, позу, блик света на зрачке и т. п. Вот таким образом его влечет к «большому», репрезентативному портрету, в парадной одежде и с пышными архитектурными кулисами. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Выйдя оттуда, он через несколько дней скончался.
Факт исчезновения приговора может говорить о том, что духовенство пыталось скрыть его. После этого художник решил отказаться от ученичества и работать самостоятельно. Росписи же Караваджо современники признали совершенными. Смело перемещенные в современную художнику эпоху (игорный стол перед кассой сбора пошлины в «Призвании апостола Матфея» или интерьер римской церкви в «Мученичестве апостола Матфея»), события священной истории схвачены Караваджо в их физической и духовной реальности, благодаря выявляющей роли света исходящего извне, от некоего бокового источника, который освещает лишь главные части композиции, подчиняясь не объективным законам оптики, а экспрессивным требованиям художника, запечатлевает мгновенной вспышкой жесты персонажей, наделяя их абсолютным смыслом и погружает сцену в игру светотени, молчаливой и исполненной драматизма. Правда им не только восхищались, но и ненавидели. К сожалению, мы может лишь гипотетически рассуждать о творческом формировании Караваджо. Его раны воспалены, сам он страдает от лихорадки.
Я не вижу здесь ничего, кроме копирования стиля Джорджоне. ». Это был неописуемый крах всех амбиций и надежд живописца. Матфея»), то черты живописца угадывались в грубом искаженном смертью лице Голиафа («Давид с головой Голиафа»). Решение оказалось довольно удачным.
Художник получает крупный заказ на три картины, которые он закончил в 1602 году. Вот таким образом и «Оплакивание Христа» трактуется художником как народная драма, трагическое событие, понятное всем. Правда, это нововведение в церковной живописи вызвало нескончаемые споры. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Не удивительно, что монахи-кармелиты отвергли картину. Разумеется, художник был польщен оказанной ему честью и сразу же принялся за работу. В 1630-е гг. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок. Но здесь надпись, сделанную его рукой, до сих пор ни у кого не получилось прочесть. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Караваджо мучила совесть, он казнил себя и раскаивался в содеянном. В 14 лет мальчик уже устраивал пьяные загулы и посещал бордели и игорные заведения. Наконец, «Корзина с фруктами» (Милан, пинакотека Амброзиана) поражает своей правдивостью и осязаемостью, натюрморт стал здесь самостоятельным и единственным сюжетом картины, которую считают первым и одним из самых красивых примеров этого жанра: здесь отсутствуют украшающие изыски, описательность и всякого рода мистицизм. В доме кардинала дель Монте Караваджо пишет свой знаменитый натюрморт «Корзина с фруктами».
В 1607 году перебрался на остров Мальта. гал., гал. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Впервые в живописи был выхвачен и зафиксирован миг движения. Богатые и бедные, плебеи и дворяне объединены в одной ночной сцене. Как и можно было ожидать, большая часть публики сочла работу чудовищно вульгарной.
1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. «Святой Матфей и ангел» (1602), «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла» (1600-01) полностью отвергали существовавшие в ту пору каноны религиозной живописи. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит).
Быть может, Караваджо просто экономил деньги на холсте. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Это – станковые картины небольших размеров, предназначенные для коллекционеров.
Если бы не заступничество двух, а то и трех кардиналов и маркиза Джустиниани, Караваджо неминуемо получил бы долгий срок заключения, учитывая к тому же множество предыдущих судимостей. По этому поводу был даже подписан контракт. Вскоре произошел новый инцидент, который, естественно, только усугубил положение живописца.
В работе особенно впечатляет трактовка образов пилигримов. В картине «Музыканты» на переднем плане также изображена развернутая к зрителям партитура, которую держит полуобнаженный певец. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Караваджо стал знаменит, возбуждая о себе множество толков.
Во время своих странствий (трагически завершившихся 18 июля 1610) он исполнил такие шедевры, как «Погребение св. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Дело было в том, что подобная интерпретация библейского сюжета, как и в картине «Успение Марии», была немыслимой провокацией. Этот живописный ансамбль был самым большим из всех выполненных, в жизни художника. Два года спустя художник умирает на пути из Неаполя в Рим, так и не узнав, что Папа даровал ему прощение.
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Позже о натюрморте Караваджо забыли. В числе его проступков значились швыряние подноса в официанта, ношение оружия без соответствующего разрешения, битье стекол у квартирного хозяина. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
Дориа Памфили) Магдалина представлена не куртизанкой, а простолюдинкой в бедной обшарпанной комнате, оставшейся наедине со своим страданием вместе с тем римская куртизанка изображается Караваджо на аристократическом «Портрете молодой женщины» (картина погибла в Берлине в 1945). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. История становления Караваджо связана с его «успехом у критики» и восходит к тем годам жизни художника, когда Цуккаро презрительно называл его имитатором Джорджоне, а сторонники превозносили его как художника, учителем которого бьиа сама природа.
Там он заканчивает «Мадонну ди Лорето». Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи.
И здесь художественные эксперименты Караваджо не получили положительной оценки. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Тавк рождается на свет произведение «Воскрешении Лазаря», вобравшее в себя все страхи, сомнения и надежды художника. Картина, однако, пострадала от последующих реставраций и значительно потемнела. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Караваджо приезжает на Мальту, надеясь избавится от обвинений. К тому же, ходили слухи, что «Амур-победитель» был создан в качестве пародии на знаменитую статую Микеланджело «Победа», стоящую в палаццо Веккио во Флоренции.
Таким образом, он фиксировал полученное изображение и далее работал уже с готовым эскизом. Но уже его ученик Гверчино в росписи плафона виллы Людовизи (1623) раскрывает зеркало плафона в заоблачную высь, по которой мчится колесница Авроры (правда, еще не решаясь изобразить колесницу и влекущих ее коней в полном ракурсе снизу вверх). Филиппо I Колонна. Особенно характерны в этом смысле большие портреты генуэзской знати (Бальби, Паллавичини, Бриньоле-Сале, Спинола, Катанео и других). В 2011 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга Александра Борисовича Махова о жизни и творчестве художника. Это третий автопортрет художника.
Фигура ангела, несмотря на крылья за его спиной, не парит, а как бы припадает к земле. Эрмитаж «Шулеры», Форт Уорт, музей Кимбел). 1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. Художник написал апостола Петра с натурщика, который позировал ему для картины «Отдых на пути в Египет» и полотен, расположенных в Сан Луиджи леи Франчези. «Бичевание Христа», Неаполь, ц. Сан-Доменико Маджоре), свидетельствуют о новом направлении творческих поисков Караваджо – его интересуют теперь пластические и монументальные эффекты, напоминающие и, одновременно, отрицающие классическую и маньеристическую традицию они созданы исключительно на отношениях света и тени и возвышают реальность в самых грубых ее проявлениях.
Произошло это 18 июля 1610 года. Он несколько раз попадал в тюрьму. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Если посмотреть на выполненные им фрески в церкви Гареньяно вблизи Милана или на такие его полотна, как «Венера» или «Купидон и два сатира» (Собрание Корсини, Нью-Йорк), можно увидеть явное влияние маньеризма, в смеси с новым ломбардским реализмом. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо.
Эти деньги позволили Караваджо погасить долги и приобрести некоторую независимость. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Картины этого периода сильно отличались от всего созданного Караваджо ранее. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Священную историю на «народный» язык и, по мнению некоторых исследователей, может быть соотнесено с проповедями св. Картина «Призвание апостола Матфея», выполненная несколькими месяцами позже и установленная в капелле рядом с композицией «Мученичество», дала дальнейшую пищу для разговоров. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605 – 1606, Лувр). Начинает Ван-Дейк с простых интимных портретов (в качестве яркого примера может служить портрет художника Воутерса с женой, написанный очень просто и сердечно).
Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. К концу 1610-х гг. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Среди работ художника следует упомянуть также «Экстаз св. Среди картин Караваджо особого внимания заслуживают «Амур – победитель» (1598-99), «Мальчик с фруктами» (1591), «Вакх» (1595-96), «Ужин в Эммаусе» (1601), «Гадалка» (1595), «Успение Богородицы» (1605-06). Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы.
Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Около 1590 приехал в Рим. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта. Согласно некоторым исследованиям, здесь же, в Мессине, в 1608 году художник пишет своё полотно «Се человек». Ни один из его современников ещё не выполнял заказы такого масштаба. Картина, так же как и «Мадонна дель Розарио» отличается неаполитанским стилем, особенно ярко проявившемся в характере изображения персонажей и построении композиции. Вот таким образом Вакх на другой картине будет изображен как мальчик-слуга из таверны, голодный и болезненный («Больной Вакх», Рим, гал.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Только научное исследование 1919 года, проведенное Лонги, доказал авторство Караваджо. Он закончил «Мученичество апостола Матфея» как раз к началу 1600 года.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Вторая же версия «Распятия» создана с такой предельной реалистичностью и настолько убедительно, что монахи-кармелиты приняли её со страхом. К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Правда, Аннибале Карраччи в начале своей деятельности написал несколько картин на сюжеты народного быта («Лавка мясника», «Крестьянин с похлебкой»).
Полотно «Обращение Савла» дважды отвергалось монахами, прежде чем его разместили в капелле Черази. Картинами Караваджо увлекся кардинал Франческо дель Монте, ставший покровителем мастера. Караваджизм).
Караваджо неоднократно изменял композицию полотна в поисках наиболее удачного решения. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Мальтийский период творчества Караваджо отличался небывалой плодовитостью.
Другие исследователи стремились доказать более широкие связи Караваджо так, В. Фридлендер (1955) обнаружил влияние венецианской школы, перенятое, вероятно, через миланских последователей Джорджоне, влияние, которое Лонги отрицал (1926). Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Служащий фоном пейзаж обрамляет всю композицию. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
В этом произведении удивительным образом проявилось его необычайное видение света и тени и талант работать с «ожившими» красками. Здесь не обошлось и без слухов. музей), «Рождество» (Палермо и. Сан-Лоренцо), «Саломея» (Эскориал, Казита дель Принципе) и «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. В результате его арестовали.
Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Микеланджело родился семье известного архитектора. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо.
Влияние ломбардской школы также читается абсолютно четко. В картине «Кающаяся Магдалина» (Рим, гал. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Немного подумав, духовенство дало своё согласие.
Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. Боргезе) и, особенно, «Смерть Марии» (Париж, Лувр), картины, являющей собой немую трагедию, освещенную красноватым светом, который выявляет жесты и выражения лиц персонажей, собравшихся вокруг тела Марии, тела «распухшего и с оголенными ногами» (Бальоне, 1642), реализм которого вновь вызвал бурную реакцию публики. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Представители академического искусства, напротив, упрекали Караваджо в изображении бессюжетных сцен («senza historia» и «senza actione»), в представлении событий священной истории без соответствующей декорации, в неумении передавать движение и в обращении к религиозной иконографии и к предписанным церковью канонам.
Первое время Караваджо сильно нуждался. Беренсон называет эту работу «циничной в своей неуравновешенности, так как плачущие люди, без всякого на то основания расположенные на заднем плане картины, композиционно никак не уравновешены».
Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Сохранился контракт, датированный 25 июня 1599 года, который заключили с художником. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Ни в одном произведении живописи ещё не передавался так правдиво образ смерти. Только В. Джустиниани, тонкий знаток искусства, увидел в натуралистической непосредственности Караваджо сознательное «возвращение к природе», явление, свойственное итальянской живописи рубежа веков par excellence. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Позднее, Рубенс сделал копию этой работы, слегка изменив композицию. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище).
С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. В конце 1607 (. ) Караваджо приезжает на Мальту, где по заказу Мальтийского ордена пишет ряд картин, за которые получает звание рыцаря: два портрета Алофа де Виньякура (один из которых часто отождествляют с портретом великого магистра ордена из Лувра), «Казнь Иоанна Крестителя» и «Св. Судьба Караваджо была поистине непростой. Картины Караваджо начала 1600 годов отличаются земным отображением святых деятелей. Другие усматривали в ней намек на изображение святого Варфоломея из фрески «Страшный суд» Сикстинской капеллы.
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Картина «Мученичество апостола Матфея» покоряет, прежде всего, реалистической достоверностью, эмоциональной насыщенностью и предельной убедительностью образов. Случилось это как раз тогда, когда художник закончил работу «Вознесение» для римской церкви дель Джезу.
Рыцари официально исключили художника из ордена. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Это веяние оказало большое влияние на формирование творческого стиля Микеланджело Меризи. Правда, при этом художник поставил своё условие: полная свобода в выборе темы. В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма.
Один вариантов барокко сложился в Болонье и привел к созданию торжественной, велеречивой алтарной картины иллюзорной плафонной живописи и к особому виду «героического» пейзажа. Церковь отказывалась приобретать заказанные ею же полотна. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Мастер решается соединить в одном полотне семь эпизодов, описанных в Евангелии от Матфея. Многие из этих картин не сохранились, но те, которые дошли до нас («Мадонна с четками», Вена, Музей истории искусств «Семь дел милосердия», Неаполь, ц. Пио Монте делла Мизерикордия «Саломея с головой Иоанна Крестителя», Лондон, Нац. Художник отправляется в Мессину, где его принимают очень тепло, по-дружески.
Они исчезли в 1944 году, во время бомбежки города. Композиция картины показывает нам умирающую Марию. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Вероятно, более чем скромный успех, который ожидал живописца после завершения «Погребения святой Лючии», вынудил его продолжить свой путь. Вскоре Караваджо принимает решение написать полотно на один из самых страшных моментов еврейской истории, описанных в Ветхом Завете. Все детали, даже второстепенные, были удивительно осязаемыми и прорисовывались с максимальной тщательностью.
Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи.
К этому первому римскому периоду относятся несколько картин, датировка которых стала объектом многочисленных дискуссий. В отличие от своих предшественников, маньеристов, представители Болонской Академии требовали обращения к природе, но это должна была быть не обыкновенная, так сказать, рядовая природа, а природа приукрашенная идеализированная («Вознесение богоматери» Аннибале Карраччи, 1601 год, в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме). Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей.
гал., гал. Мотив последнего образа был определен заранее — Апостол Матфей и ангел. Принадлежа к одному из самых популярных художественных объединений столицы Италии — Академии «Безрассудных» (в которое также входили такие поэты, как Батиста Лаура, будущий папа Урбан XVII и Торквато Тассо), дАрпино отдавал предпочтение божественному перед рациональным. Эти черты характерны для таких произведений, как «Св. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Настолько, что долгое время, эти полотна приписывались другим авторам.
Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. Уже в процессе работы над осуществлением творческого замысла он столкнулся с большими трудностями и недоверием заказчиков и публики. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. Лючии» (Сиракузы, ц. СантаЛючия), «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов» (Мессина, Нац.
Она с готовностью держит льняную салфетку, чтобы завернуть в нее голову жертвы. Полотно «Успение Марии» должно было стать самым большим в алтаре капеллы. Пытаясь хоть как-то реабилитироваться и оправдать себя, Караваджо принимает заказ на два полотна: «Святой Франциск с черепом» и «Пишущий Иероним», предназначенных для церкви монахов-капуцинов. Примером может служить творчество Аннибале Карраччи, приехавшего в Рим из Болоньи.
Третья картина— «Св. И последний акт милосердия, запечатленный Караваджо — погребение умершего. Но картина не понравилась и ее не приняли. В 1605 г. папа Павел V заказал художнику написать изображение Девы Марии для собора святого Петра. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Он заразился малярией и в возрасте 37 лет умер.
Он отучился в художественной школе в Милане. Праведных рыцарей обуял гнев. По замечанию Беренсона, в этом произведении Караваджо ощущается «всеобщая потребность в нововведениях», желание разрушить условности. Наряду со свежими сочными плодами, мастер «наполнил» её также перезрелыми фруктами и увядшими листьями.
Все это вместе взятое послужило причиной исключения живописца из ордена «как испорченного и позорящего орден брата». Учился в Милане (с 1584). Боргезе). Работы Караваджо были замечены кардиналом дель Монте. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Саломея держит чашу, чтобы принять голову Иоанна. «Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты», — написал один из секретарей совета кардиналов. Но критический анализ не всегда был однозначен.
Джованни Паоло Ломаццо писал в 1584 году, что Петерцано радовался большому спросу, которым стабильно пользовались его произведения, выполненные «элегантно и легко». Взгляд зрителя вслед за лучом света скользит по нарядным одеждам и плюмажам двух юношей, сидящих справа за столом и останавливается на Матфее, лицо которого, обращенное к вошедшим, ярко освещено.
В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Изумляет тщательность, с которой художник выписывает музыкальные инструменты. Из заключения он благополучно сбежал и два года скрывался, продолжая писать. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5.
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. В алтарных картинах «Мученичество св. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
На оригинальной раме произведения находится герб Алофа де Виньякура. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Простая женщина из народа у дверей тюрьмы кормит грудью старика: «ибо алкал Я и вы дали Мне есть» («Евангелие от Матфея»). Художник демонстрирует поразительное мастерство владения перспективой. Вооруженный стрелами мальчуган, не стесняясь, насмехается над символами любви искусства, власти и могущества.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Антони Блант более краток, но утверждает, что именно это полотно Караваджо вдохновило Жоржа де Латура на создание картины «Святой Иосиф-плотник». Здесь патетическая динамика стиля барокко, его тяга к иррациональному находят свое наиболее яркое выражение. гал. ) своей более разработанной перспективой, строгостью и торжественностью как бы отвечает «maniera grande» Карраччи, в то время как композиция «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». гал.
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Тем не менее, кардинал дал Караваджо новый заказ на роспись потолка своей резиденции (в настоящее время, там находится вилла Бонкомпаньи Людовизи).
«Мадонна Палафреньери» была категорически отвергнута духовенством и двери, которые могли открыть художнику путь к славе и богатству, закрылись навсегда. Корсини), «Голова Медузы» (Флоренция, Уффици), «Иоанн Креститель» (Канзас-Сити, музей и Рим, Нац. Первые творческие шаги в Риме давались ему с трудом: создавая непритязательные произведения коммерческого характера, он начинает писать и картины «для себя».
Однако гротескными типами и ситуациями и нарочито огрубленной манерой живописи он подчеркивает свое пренебрежение к «низменной» натуре, а впоследствии вообще перестает обращаться к народным типам и сюжетам. Созданные им в начале 1610-х гг. Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворённые портреты своей второй жены, Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей ("Вирсавия", около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств ("Кермесса", около 1635- 1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. В октябре 1609 года, находясь в Неаполе, он подвергся нападению. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Он побывал во Флоренции, Генуе, останавливался в Неаполе и наконец попал на остров Мальту, где для собора города Ла Валетта написал огромную картину «Усекновение головы Иоанна Крестителя», вложив в нее «всю мощь своей кисти», как писал его биограф. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. котором художник родился 28 сентября 1573. Старая женщина, похожая на Магду с работы Караваджо «Христос в Эммаусе», схватилась за голову в полном отчаянии. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией.
В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. Также он пишет ещё одну Марию Магдалину исполненную в манере венецианских мастеров («Обращение Магдалины»). Выполняя на деревянной доске картину «Мученичество святой Урсулы», заказанную генуэзским князем Маркантонио Дориа, сыном дожа Агостино, Караваджо, вероятнее всего, надеялся обеспечить себе безбедное существование после возвращения в Рим. Первым автопортретом Караваджо считается картина «Музыканты» (1595 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), на которой художник изобразил себя вместе с ещё двумя молодыми музыкантами и Амуром заднем плане.
Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. Его конкуренты не стали медлить с критическими суждениями. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. В этом смысле поучительно сравнить портреты Ван-Дейка и Тициана.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Там в местном музее хранятся две его поздние картины «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». Был большим любителем музыки и живописи, всегда открытым новым идеям. Софонисба создавала жанровые сцены, взятые из повседневной жизни. В живописи эти художники довольствовались лишь внешним сходством».
Караваджо вплотную подходит к проблеме истории в картинных Капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези («Призвание святого Матфея» и «Мученичество святого Матфея», «Святой Матфей с ангелом», 15991600, 1602) и Капелла Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо («Распятие апостола Петра», «Обращение апостола Павла», 1600-1600. Его резиденция располагалась на вилле Медичи. Довольно необычна история этого заказа.
Караваджо сразу отказался писать традиционные сцены распятия и мученичества. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Изначально художник изобразил Юдифь с обнаженной грудью, но впоследствии, был вынужден «прикрыть» её корсажем.
Подругой версии, художник стал жертвой заговора братьев ордена, возмущенных его «неподобающей» работой «Спящий Амур». Ни один художник того времени не прошел мимо увлечения Караваджо.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В июле 1608 года художник был удостоен звания кавалера ордена. Его произведения украсили знаменитые в то время коллекции.
Покойника выносят из-за угла дома, часть его тела скрывает стена. Это значило, что нужно отказаться от поисков «прекрасного», добиваясь истины, отказаться от вымысла, опираясь на факты, не следовать рабски выработанному идеалу, а нетерпеливо искать идеальный результат в живописной практике, противопоставляя нравственные ценности творчества интеллектуальным ценностям теории. И результат его работы был поразительным. Художник выполнил заказ в середине 1590-х годов. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Композиции его стали лаконичными, мощные сильные фигуры приобрели особую выразительность благодаря энергичному применению светотени многоцветность уступает место сдержанной палитре.
По мнению исследовательницы, Караваджо работал с моделями в специально оборудованной "темной комнате", в которой свет проникал через потолок. Инициаторами этого направления были братья Карраччи: Лодовико, Агостино и наиболее талантливый Аннибале (1560—1609), основавшие в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» — своего рода прообраз всех последующих академий – подготовившую целый ряд опытных, развивавших ее программу мастеров. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. В скором времени он заключил договор на создание монументальной работы «Мадонны ди Лорето», для капеллы Кавалетти в римской церкви Сант Агостино. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.
На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Лазарь изображен без погребальных пелен. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
И не напрасно. Эта оплошность властей дорого обошлась живописцу. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI в. ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». Этот «люминизм», культурные истоки которого следует искать в живописи европейского маньеризма, лишен у Караваджо интеллектуальности последнего и приобретает антигуманистический пафос. Вскоре художник тяжело заболевает, но чудесным образом поправляется и, практически сразу же пишет картину «Маленький больной Вакх» (1953 год, Галерея Боргезе, Рим), которая является его вторым автопортретом. Это привело к потасовке и нарушителя порядка арестовали.
Здесь он продолжает свои неаполитанские опыты. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Согласно ему, Караваджо получал вознаграждение в размере 400 скудо. Однако он стремится жить жизнью простого народа, где находит модели для персонажей своих картин: осужденных, заключенных. Благодаря этому союзу были рождены полотна «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», обе были завершены в 1600 году. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Ему поручили украшение галереи в палаццо Фарнезе. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены.
Пытаясь найти новые изобразительно-выразительных средства, художник усиливает игру света и решает всю композицию как театральную инсценировку, пытаясь таким образом достигнуть не только значительного художественного эффекта, но и большей убедительности. Полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» получило широчайшее признание. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Помимо нее, мастер, за невероятно короткий срок, пишет ещё одну работу большого размера – «Положение во гроб», находящуюся сейчас в Ватикане. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св.
Каталог произведений Караваджо пополнился за последние годы новыми картинами – оригиналами известными прежде только по копиям или произведениями, которые до недавнего времени считались копиями и подлинность которых была подтверждена («Магдалина», Неаполь, собрание Клейна «Распятие апостола Андрея», Кливленд, музей «Марфа и Мария-Магдалина», Детройт, Институт искусств «Коронование тернием» (прежде – Флоренция, собрание Чеккони, ныне – Прато, Касса ди Риспанни э Депозити). Иероним» и «Давид» (Рим, гал. Так ему представилась возможность закончить произведение «Давид с головой Голиафа». Караваджо приписывается также картина «Отречение апостола Петра» с тремя персонажами (Лондон, частное собрание) и поясной «Портрет Алофа де Виньякура» (Флоренция, Палаццо Питти).
Изначальный вариант полотна «Распятие апостола Петра» находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, тогда как первый вариант «Обращения Савла» утерян. Мечтательное лицо лютниста, томность в его взгляде, все говорит о том, что молодой человек уносится в воображении в свой глубокий внутренний мир. Даже его автопортреты не были портретами в прямом смысле слова, так как он всегда скрывался под чужими личинами.
Екатерина» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Юдифь» (Рим, Нац. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Пьетро Амброджиани пишет: «Сама собой рождается мысль, что художник передал в этой картине свои личные воспоминания». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие.
Художники со всей Европы специально приезжали посмотреть на него. Большой любовью в Риме пользовались копии работ Микеланджело и Рафаэля. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин для Люксембургского дворца в Париже "История Марии Медичи" (около 1622-1625, ныне- Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Но сам он молчал о себе.
Монументальная обобщенность силуэта изящество поз, величаво-мрачное звучание колорита (черного с белым или черного с красным) создают абсолютно специфический образ аристократа (портрет кардинала Бентиволио), в котором сословное превосходство модели сочетается с оттенком усталости и пресыщенности. И тот и другой стремятся показать модель с выгодной стороны. На этом невероятно популярном полотне Дева Мария изображена «парящей в небе» внутри пространства алтаря. Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Картина «Отдых на пути в Египет» ярко демонстрирует одновременно и принятие и отрицание традиций религиозной живописи.
Спустя некоторое время модный художник Чезари дАрпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Вспыльчивый нрав Караваджо и постоянные столкновения с окружающими усугубляли жизненные трудности. Убив во время игры в мяч своего партнера, он был вынужден бежать из Рима.
Впервые в истории живописи тема «Вакха» (Флоренция, Уффици) становится лишь предлогом для композиции из всевозможных даров природы и обиходных предметов, сосредоточенных вокруг фигуры мальчика, коронованного виноградной лозой, которого этот почти шутовской атрибут приближает к «Юноше с корзиной фруктов» (Рим, гал, Боргезе). Ангел протягивает святому пальмовую ветвь — эмблему мученичества за веру.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Не пригласил ли художник в качестве модели для главной героини женщину легкого поведения. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – "Елена Фаурмент с детьми" (около 1636, Лувр, Париж), "Три грации" (1638-1640, Прадо, Мадрид), "Вакх" (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Автопортрет" (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Образ старой служанки был создан Караваджо под впечатлением от «Головы старика» Леонардо да Винчи. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в.
Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Фридлендер, 1955), выразилось в картинах из капеллы Черази с предельной реалистичностью (так, например, публику того времени шокировал круп лошади на первом плане в «Обращении Павла») светотень, в свою очередь, стала глубоким мраком, сквозь который прорывается болезненно пронзительный свет.
Сейчас мы доподлинно знаем, что полотно художника «Мальчик, укушенный ящерицей» (около 1954 года, Национальная галерея, Лондон и, второй вариант, Фонд Лонги во Флоренции) было создано в период его проживания у монсеньора Пуччи. «Распятие апостола Петра» было принято заказчиками, хотя и с некоторым недовольством. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
Игнатия Лойолы и Филиппе Нери (В.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 – 1610), прозванный так по местечку в Ломбардии, откуда был родом, получил художественное образование в Милане. Точной причины драки так никто и не узнал. По тонкости передачи глубоких человеческих переживаний это большое полотно — подлинный шедевр Караваджо.
Скорее всего, Караваджо приехал в Рим между 1591 и 1592. Убегающий мальчик отворачивается, его лицо выражает несказанный ужас. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Он умер тогда, когда, прощенный Римским папой, возвращался в Рим. Обе работы находились в Генуе, в корабельной школе.
То это был полуспрятанный за колонной человек в черном плаще («Убиение св. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. А. С. Пушкина, Москва). Действительно, картина «Христос в Эммаусе» (Лондон, Нац. В 1608 художник оказывается на Сицилии.
монументальные религиозные композиции ("Водружение Креста", около 1610-1611, "Снятие со Креста", около 1611-1614, – обе в соборе Богматери, Антверпен) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Создание картин для капеллы Контарелли в ц. Сан-Луиджи деи Франчези, датировка которых была недавно уточнена благодаря обнаружению новых документов (Рёттген, 1965: 1599-1600 – «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1600- 1602 – алтарная картина «Апостол Матфей с ангелом») ознаменовало собой решающий поворот в творчестве Караваджо. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. Рубенс получил широкое признание и известность.
Моделью для Юдифи также послужила Филиса Меландроне. Изображенные на фоне освещенной солнечными лучами стены полуфигуры переданы пластически весомо. Что же касается живописных средств воплощения преображенной природы, то они отличались у представителей Болонской Академии чрезвычайной эклектичностью.
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Палач, держа наготове меч, уже склонился над сопротивляющимся мучеником, чтобы убить его. Служка из церкви записал этот разговор для истории: «Почему лошадь в середине, а апостол Савл лежит на земле. » — «Так надо. » — «Должна эта лошадь заменить Бога. » — «Нет, но она стоит в свете Бога».
Художественный ансамбль из трех монументальных полотен долго оставался в темноте подвала капеллы Контарелли в полном забвении, пока его не «возродил» из небытия Роберто Лонги. Некотрое время художник скрывался в Неаполе, где написал известные картины «Семь деяний милосердия», «Распятие апостола Андрея», «Мадонна дель Розарио» и «Юдифь, убивающая Олоферна». начался новый период творчества художника.
Вскоре за очередную драку Микеланджело был арестован и исключен из ордена. Ее завершение и было поручено Караваджо. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Все это было призвано донести до всего мира триумф христианства. Он начинает монументальное произведение «Экстаз святого Франциска». Картина была задумана так, чтобы взывать к зрителю в расчете на его ответную реакцию.
Два заключенных наблюдают через решетку своей камеры за происходящим. И действительно, самая сильная сторона творчества Ван-Дейка — портрет. В «Погребении святой Лючии» значительная часть пространства холста отведена под могилу и массивную стену дома из-за чего, сгруппированные на разных планах фигуры выглядят придавленными. 1593, там же), «Вакх» (ок. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Произошло трагическое событие 18 июля 1610 года. Каштановые волосы Богоматери контрастируют со светло-рыжими локонами Младенца Иисуса. К этому же периоду относится картина «Иоанн Креститель», на создание которой живописца вдохновили фигуры обнаженных юношей Микеланджело из Сикстинской капеллы. Интересно, кому направлено это признание.
Он пишет «Юдифь и Олоферн», где изображает момент отрубания головы Юдифью ассирийскому тирану Олоферну. Персонажи его картин, залитые светом и чёткими, глубокими тенями, поражают своей монументальностью, пластикой и ощутимостью. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Наконец-то Караваджо становится знаменит. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. 1593, там же), «Вакх» (ок.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея).
Боргезе). Полотно «Отдых на пути в Египет» было воспринято публикой неоднозначно и получило самые различные оценки. Франциска» (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) «Концерт» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Св.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта.
Палач как словно только что поднял свой меч. Через четыре года Караваждо был обвинен в убийстве, ему был вынесен смертный приговор. Иероним» для собора Сан-Джовани в Ла Валлетте. Перед Второй мировой войной эта картина считалась копией Лионелло Спада.
В 1599 году Караваджо пишет портрет кардинала Барберини, который вскоре становится Папой. На картине, хранящейся в Эрмитаже можно прочесть интригующую надпись на изображенной художником партитуре: «Voi sapete chio vаtо» («Вы знаете, что я Вас люблю»). Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Работа имеет многозначительную надпись: Amor vinciti omnia («Любовь побеждает все»).
Рим в это время, действительно, процветал. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Первая картина для Капеллы Контарелли – «Святой Матфей с ангелом» – была написана для алтаря (находилась в Берлинском музее, погибла во время последней войны) и была отвергнута духовенством как слишком реалистическая, хотя в ней художник использовал образную систему Рафаэля (его «Зевс с Ганимедом» из росписи виллы Фарнезина). Нависающая над самым столом корзина, кажется необыкновенно материальной.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (портрет Марии Медичи, около 1622-1625, Прадо, Мадрид, "Граф Т. Эрендель с семьёй", 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).