Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.
Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение.
Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году.
Сегодня мы сделаем шаг навстречу познанию еще одного невероятного мира – мира великого испанского художника Диего Веласкеса и его работы «Менины» из музея Прадо в Мадриде. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах».
В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. То, что до сих пор не в состоянии сделать ученые, художники открыли сотни лет назад. Мольберт развернут от нас и мы не видим, что рисует художник. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).
Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. В глубинном плане полотна, как бы создающем в нем третье измерение и проецирующем это полотно вперед, незамутненному блаженству образа навсегда отказано в возможности представить в полном свете как изображающего мастера, так и изображаемого государя. Разумеется, нет.
Зеркало, неожиданно возникающее в глубине комнаты, невидимое для всех, высвечивает фигуры, на которые смотрит художник (художник в своей объективно изображенной реальности художника за работой) но это также и фигуры, которые смотрят на художника (в той материальной реальности, которую воплотили на полотне линии и краски). Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо.
Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Ей всего пять лет.
Ходячее кривое зеркало, отражающее все наоборот – зеркальная поза карлицы на картине, темное мешковато сидящее платье, дешевые побрякушки-украшения, мрачное выражение одутловатого лица, растрепанные темные волосы, тучность фигуры и прочее. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест.
Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих.
Это обусловлено, вероятно, тем, что в этой картине, как и в любом изображении, сущность которого она, так сказать, обнаруживает, глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего-и это невзирая на зеркала, отражения, подражания, портреты. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Куда больше распространены две другие точки зрения. Однако от нас оно скрыто.
Эффект усилен и сделан еще более неизбежным посредством боковой ловушки. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Есть и философские интерпретации.
Свет, заливающий сцену (я имею в виду как комнату, так и полотно, как комнату изображенную на полотне, так и комнату, в которой это полотно размещено), окутывает персонажей и зрителей и под взглядом художника уносит их к тому месту, где их будет изображать его кисть. Афина и Арахна. Она вызвала на состязание Афину. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног».
Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.
Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Так это их изображает Веласкес.
В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Напротив, эта картина обнаруживает пространство, уходящее вглубь. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. Их фигуры остались за границами картины, но практически все герои обращены в их сторону.
В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Веласкес немало потрудился над изображением различных инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Это сцены изжизни простых людей.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Но оба они проецируют непреложные линии: одна, выходящая из зеркала, пересекает все изображенное пространство (и даже более того, так как зеркало пробивает заднюю стену и порождает позади нее другое пространство) другая же-короче и, начинаясь в глазах девочки, пересекает лишь передний план. И вот среди всех этих развешенных полотен одно сверкает особым блеском. Что же.
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Принцесса стоит в центре как бы андреевского креста (2), вращающегося вокруг нее вихрем придворных, камеристок, животных и шутов. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара.
«Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
13 и 14. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Но в то же время лицо Маргариты одухотворенное и живое, в отличие от болезненного лица короля, напоминающего маску. На картине «Менины» в центре также стоит светлая фигурка Маргариты. Но это застывшее вращение вокруг одной оси.
Это ребёнок, лишённый детства. Первые картины Веласкеса были написаны вжанре бодегонес. Большинство других персонажей картины также повернуты к тому, что должно происходить впереди, к этой ярко освещенной незримости, окаймляющей полотно, к этой полосе света, где их взгляды должны увидеть тех, кто их видит, а вовсе не к мрачному пространству, замыкающему комнату, в которой они представлены.
Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Зритель видит, что его незримый облик стал видимым для художника и воссозданным в окончательно невидимом для него самого образе.
Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Всё правильно. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик.
Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Надо признать, что с этим безразличием можно сравнить лишь безразличие самого зеркала. Вероятно, мастер использовал зеркало для того, чтобы запечатлеть себя вместе с другими героями. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
Картина стирает границы пространства и времени. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Это окно уравновешивает находящееся на другом конце картины невидимое полотно: подобно тому как это последнее, обращенное изнанкой к зрителям, вливается в картину, которая его представляет и образует, посредством наложения ее видимой изнанки на поверхность несущей картины, недоступное для нас место, где сияет Образ, как таковой, -точно так же окно, этот простой проем, создает настолько же открытое пространство, насколько другое является скрытым, настолько же являющееся общим для художника, для персонажей, моделей, зрителей, насколько другое пространство является одиноким (так как никто на него не смотрит, даже сам художник). На картине ей 5 лет. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины.
Виден лишь сам оконный проем, так, что поток света, льющийся сквозь него, с одинаковой щедростью освещает два соседних, пересекающихся, но несводимых одно к другому пространства: поверхность полотна вместе с объемом, который она представляет (то есть мастерскую художника или гостиную, в которой он установил свой мольберт) и перед этой поверхностью реальное пространство, занимаемое зрителем (или же воображаемое местоположение модели). У его прилежного ученика Веласкеса изображение радикально выходит из рамы, как если бы само море поднималось выше уровня моря и не солнце заходило за горизонт, а горизонт за солнце. 3.
Само слово «менины» означает с испанского «фрейлины». Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Так, Поль Лефорт считает, что полотно вообще лишено сюжета и представляет собой что-то вроде моментальной фотографии. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Веласкеса привлекает в этих мифах смелое соперничество художника с богами, читай – с природой.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой».
В первую очередь в этом нас убеждает автопортрет самого Веласкеса. Ему 57 лет. Но что он рисует. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
То есть король вступил в инцестуозные отношения. 4. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Короля и королевы не видно. 1.
Одна из придворных девушек подает инфанте красный кувшин с водой. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.
В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Справа через незримое окно распространяется чистый световой объем, делающий видимым любое представление слева простирается поверхность, скрывающая по другую сторону чересчур отчетливо видимой основы изображение, которое она несет.
Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Однако это не картина: это- зеркало.
Итак, время действия – 1656 год. Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. Находится в музее Прадо в Мадриде. Этот пробел обусловлен отсутствием короля-отсутствием, являющимся приемом художника.
Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Неподвижному взгляду этого зеркала суждено схватывать персонажей, разместившихся перед картиной, в том неизбежно невидимом пространстве, которое образует ее внешний фасад. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. А с другой – сам бросает вызов богам. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине. Это таинственное полотно реализует давно задуманную мечту человека о машине времени. 2. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.
Однако отношение языка к живописи является бесконечным отношением. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника.
Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания.
9. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. А почему в мастерской находится инфанта. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Картина приобрела широкую известность лишь тогда, когда она, наконец, в 1819 году оказалась в музее Прадо, а до этого её могли созерцать только члены королевской семьи и их гости. Но это спокойствие весьма обманчиво.
Вся картина построена на парных противопоставлениях. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Та послала за водой Николасито. Однако это положение требует оговорок и поправок. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки.
Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Остальные: карлицы на переднем плане, два человека за Маргаритой, остановившийся вдалеке на лестнице гофмастер (управляющий двором), — пришли проследить за точным исполнением церемонии. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.
Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. За пределами холста или внутри него. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. В таком зеркале виднелось то же самое, что и на первом плане картины, но в расчлененном и вновь воссозданном, по иному закону, виде. Но смотрит и художник.
Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Это привело к инцесту внутри семьи. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.
Именно тихо. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. И творчество побеждает.
Заднюю стенку большого наклонного зеркала. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Фигура карлицы. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Свет попадает в картину с правой стороны из окна, в очень сжатой перспективе. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Но не это главное в полотне.
Однако благодаря перспективе они находятся в близком соседстве. Так, может быть, зеркальное отражение королевской четы на заднем плане картины – это всего лишь рефлексия самого художника, вспышка его сознания как память о своих высоких покровителях и вместе с тем сентиментальное движение души по поводу родителей маленькой девочки, буквально излучающей свет в самом центре этой непростой композиции. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Однако в нем не видно ничего из того, что изображает сама картина.
Это одна из тех загадочных картин, споры о которой будут идти бесконечно. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Загадка заключается в другом. Эту надежду разделяет и сам Веласкес.
Его светлая глубина отражает не то, что видимо. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. На это указывает отражение в зеркале.
Эта техника известна также как «эффект Дросте». По одной из версий, художник запечатлел здесь церемонию принятия воды Маргаритой и главными героями картины являются придворные. Именно вот таким образом в картине появляются еще два героя. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Эти формообразования недоступны, хотя и по-разному: в первом случае благодаря композиционному эффекту, присущему картине, а во втором – благодаря закону, управляющему самим существованием любой картины вообще.
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. «Свет мой, зеркальце, скажи». Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить.
Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Это сцены из жизни простых людей.
В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. 5. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Размытые границы центра, нетвердый акцент игра противоположностей (черного и белого, красивого и уродливого, реального и призрачного) заставляют зрителя блуждать взглядом по картине, попадая в разные пространства и заходя прямо вовнутрь картины. Испанская знать не жаловала новую королеву. Только в одной Вене хранится 5 портретов девочки в разных платьях. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Здесь этот оксюморон вполне уместен. И вот вырвалась наружу.